Главная страница
Навигация по странице:

  • центр краеведения- где расположился мини музей, образцы декоративно прикладного искусства, куклы в Русских костюмах, альбомы, матрёшки и многое другое смотреть в приложении А.

  • .3. Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания

  • Саратовскую глиняную игрушку смотреть в приложении Б 1.4. Особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства.

  • курсовая. КР Измаилова вар 2. 1. 1 Общее понятие эстетического воспитания


    Скачать 76.54 Kb.
    Название1. 1 Общее понятие эстетического воспитания
    Анкоркурсовая
    Дата10.02.2023
    Размер76.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКР Измаилова вар 2.docx
    ТипРеферат
    #929758
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Развивающую среду по ДПИ в средней группе, где есть центр краеведения- где расположился мини музей, образцы декоративно прикладного искусства, куклы в Русских костюмах, альбомы, матрёшки и многое другое смотреть в приложении А.
    Наиболее характерными признаками нравственной направленности в эстетическом воспитании являются: эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни; стремление сопереживать чужую радость и печаль; активные попытки преобразовывать быт, хотя бы в игре; желание участвовать в посильном художественном труде, украшающем жизнь; потребность в совместных действиях, способность радоваться успехам других.

    Эстетическое воспитание тесно связано с современностью. Эстетическое освоение действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовывать окружающий мир, общество, природу. Предметную среду. Особое внимание следует уделить созданию эстетической развивающей среды. Эстетическое воспитание осуществляется на следующих принципах:

    - тесная связь с искусством;

    - индивидуальный подход к детям, основанный на влиянии их различий и определения оптимальных путей развития эстетических интересов и творческих способностей каждого ребенка;

    - «всеобщность» эстетического воспитания и занятий с детьми художественным творчеством, т. е. этим должны быть охвачены все дети без исключения;

    - направленность всего педагогического процесса на сенсорное развитие и обогащение опыта детей, формирование у них сенсорных способностей в различных видах художественной деятельности;

    - взаимосвязь обучения и творчества как важный фактор формирования творческой личности.

     

    1.3. Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания

    Первые годы жизни ребенка важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, которые незримо уже связывают со своим народом, страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния - в языке своего народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх и игрушках, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет.  В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера и мышления. Богатство и разнообразие природы, труд и быт русского народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. В народных детских играх и игрушках блестяще соединилось художественное и педагогическое начало. В них выступает детский мир во всей прелести его замыслов и интересов.

    Сказки, загадки, поговорки, пословицы - устное народное творчество - представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образы языка народа. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движения, в чем выражены черты характера народа, широта его натуры.  Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства   передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ; навыки, мастерство изготовления художественных предметов.

    С давних пор русская дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного творчества. Блестящая эпоха борьбы за народность связана с именами Пушкина, Гоголя, Герцена, Белинского, Чернышевского, Добролюбов. Народное творчество легло в основу русской системы дошкольного воспитания. Через близкое и родное творчество своего народа дети понимают и творчество других народов, учатся  чувствовать общее, человеческое. В любом уголке России есть народное творчество. Насколько сильно влияние на детей народного творчества родного края, показывают детские рисунки.

    Естественная потребность маленьких детей в ярких цветах, красочных мотивах может быть в значительной мере  удовлетворена введением в обстановку детского сада произведений русского народного искусства.

    Русское  народное изобразительное искусство чрезвычайно разнообразно по сюжетам, мотивам, приемам. Зарождаясь в  художественных ремеслах, оно  поднимается на уровень искусства в художественной росписи

    Палеха, Мстеры, составляющих наше отечественное богатство, которое заключено и в хохломской, жестовской росписи, мастерстве вологодских и
    ------------------------------------------  3.Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие/ под. ред. Шпикаловой Т. Я.,-170с

    кукорских кружевниц,  изделия которых называют  « вологодским стеклом» и « русским Брюсселем», в архангельской резьбе по кости, коре, дереву; в игрушечном мастерстве Дымково,  Городца,  Загорска.. Именно в этих простых вещах, наполняющих и укрепляющих наш быт, заложено начало искусства, изобразительное народное искусство сильное образами, красками, смелостью и оригинальностью замысла, простотой и умелым использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного на родном и близком.  

    Произведения народного искусства всегда просты по форме, ясны по замыслу, поэтому оно очень легко воспринимаются детьми. Важно выбирать из большого богатства изобразительного русского народного искусства то, что наиболее легко воспринимается маленькими детьми ещё стоящих на первой ступеньке восприятия красоты окружающего его мира.  

    Есть много предметов русского народного творчества, которые могут украсить наш быт.

    ХОХЛОМСКИЕ мастера сделали и ввели в наш быт прелестные гарнитуры детской мебели. Мастера используют простейшие элементы травного орнамента. В хохломской росписи « травкой» называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками, Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисть держат тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. Известны элементы « травки»: «осочки», «травинки», «капельки», «усики», «завитки», «кустик». Праздничный и торжественный колорит росписи придается сочетанием золотого, красного и черного цветов. В узоре «листочки» используются зеленый и желтые цвета. Изделия расписывают и печаткой - тычком, используя «разживку» по высохшим изображениям ягод брусники, смородины, рябины, крыжовника, клубники и малины.

    ----------------------------------------------

    4. Л.В. Орлова. Хохломская роспись. М., Мозайка – синтез, 2017г.-120с

    Роспись ФИЛИМОНОВСКИХ игрушек строится по нетрадиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются со звучными локальными пятнами. Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая «елочка», яркая «ягодка», лучистая «звездочка» или «солнышко», сверкают, сплетаются в разные узорные соцветия. Круг обозначает солнце, треугольник – землю, елочки и ростки - символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Игрушки после росписи выглядят очень яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот и нос. У всех фигурок упругие тела, длинные и короткие ноги, вытянутые шеи с маленьким головками.

    ЖОСТОВСКАЯ роспись  подносов родилась в Жостово Московской области. Букет на жостовском подносе строится обычно на трех крупных и ярких цветках, помещаемых в центре. Их окружают, более дробные по своему контуру, мелкие цветки. Самые мелкие цветки размещаются по краям букета. Темно-зеленые листья проглядывают между цветами. Чем ближе расположены листья к краю букета, тем темнее они становятся, сливаясь постепенно  с темным фоном подноса. Такой живописный прием обусловлен желанием связать букет с фоном.

    ДЫМКОВСКАЯ глиняная игрушка поражает нас своей яркой, ни с чем не сравнимой декоративностью и красочностью. Современные дымковские фигурки представляют собой оригинальные небольшие скульптуры, воспроизводящих модниц, франтов или всадников прошлого столетия.

      Часто встречаются сказочные олени, кони с круто изогнутой шеей и другие животные, превращенные в свистульки. Контрастные сочетания ярких цветов - красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, нанесенных по белому фону, сделали ненужным ряд деталей. Фигурки людей и животных максимально обобщены, отдельные их элементы приобретают несколько смешной оттенок. Основные декоративные приемы росписи основываются на применении простого геометрического орнамента. Яркие и сильные по цвету  круглые и овальные пятна, зигзаги и полосы делают облик дымковской игрушки особенно жизнерадостным и веселым. Роспись дымковской игрушки отмечается исключительной силой декоративности. На  дымковских, карго польских, калининских и многих других игрушках часто встречается знак солнца - предмет особого поклонения наших предков. В дымковских игрушках волнистые линии между солнечными кругами,  идущие сверху вниз, обозначают небесную влагу, т. е. дождь, черные точки - семена в земле. Смысл орнамента ясен - согретое солнцем и напоенное небесной влагой прорастет зерно - начнется новая жизнь. В каргопольской игрушке линии пересекают полярный знак (знак солнца), показывают суточное вращение  солнца и местонахождение его утром (слева), днем (сверху), вечером (справа) и ночью (внизу).

     В Городце стала развиваться быстрая МАХОВАЯ живопись,  воспроизводившая чаще всего цветы. Они напоминают соцветия шиповника или  купавки. Крупные, красные, розовые, голубые или синие цветы ритмично располагались на плоскости предмета, образовывали гирлянды и букеты. Сочная зелень листьев оттеняла их яркую, красочную гамму. Яркость букетов и гирлянд  была подчеркнута и окраской фона в охряно - желтоватые или иные цвета. Нарядность и декоративность росписи возрастала от обрамления   белой краской по контуру лепестков цветов и листьев или  от подчеркивания легкой штриховкой объемности растительных форм.  

    Оправдана и БОГОРОДСКАЯ деревянная скульптура: медведь, козел, олень. Густой, сплошной и преимущественно растительный, иногда 
    -------------------------------------------- 

    4. Л.В. Орлова. Хохломская роспись. М., Мозайка – синтез, 2017г-.90с

    5. Ю.Г. Дорожен. Филимоновские свистульки. М., Мозайка- синтез, 2017г-76с.

    6. Т.Я. Шпикалова, Г.А. Велечкина. Дымковская игрушка.,М., Мозайка синтез, 2018г.

    геометрический орнамент в вологодской резьбе по коре,  в вышивках, росписи со своеобразной  расцветкой, в сочетании ярких алых, синих,  черных тонов с белым и желтым.

    Мотивы русского народного творчества - дымковской, городецкой, богородской игрушки  могут быть положены в основу декоративной детской мозаики. В русском народном декоративно - прикладном искусстве - вышивке, резьбе, росписи по дереву, ткачестве, кружевоплетении, вязании и других видах - получил широкое распространение геометрический орнамент. Для воспроизведения дошкольниками  наиболее доступны простые мотивы русских узоров, составленные из сочетаний треугольников, квадратов, кругов, полос в разных сопоставлениях друг с другом по горизонтали в виде ленточного украшения по типу замкнутого орнамента.      

     В русском народном искусстве большое распространение получила вышивка. Ею издавна украшали скатерти, салфетки, полотенца, белье. Четкость и декоративность составных элементов  вышивки, разнообразность и локальность ее окраски, открытый ритмический строй рисунка  вышивки доступны для воспроизведения детям старшего дошкольного возраста. Для аппликаций целесообразно отбирать наиболее простые цветочные мотивы и традиционные формы их узорного оформления.

    ГЖЕЛЬСКИЕ керамические изделия славятся оригинальной пластикой форм живописной  выразительностью росписи кувшинов, кружек, чайников, квасников, игрушек, небольших скульптур. Традиции народной керамики продолжают жить в формах и рисунках современных фарфоровых и  фаянсовых предметов, радуя разнообразием конфигураций изделий, незатейливостью синих растительных узоров,  которых начертаны образы одуванчиков,  ромашек, васильков, колокольчиков, роз. Для воспроизведения узоров гжельской росписи следует сначала предлагать образцы окаймляющего орнамента, которые выполняются приемом сочетания техники рисунка кончиком кисти и мазка. Вертикальным положением кисти выполняются тонкие и волнистые линии, дуги, точки. След всей кисти на бумаге создает мазок. Его направление зависит от положения руки ребенка при рисовании движение по вертикали,  горизонтали или наклона.

    Мазки могут: повторяться по одному или комбинироваться друг с другом по двое,  трое. Их комбинации позволяют постепенно упражнять детей с умением строить взаимосвязанный рисунок из отдельной части в виде горизонтально развивающейся каймы разной степени сложности. Закрепляются эти умения на занятии по росписи круглых силуэтов изделий,  включая знакомые силуэты в замкнутый орнамент. По мере совершенствования навыков мотивы росписи можно усложнять, используя изображение повторяющихся цветов с завитками и листьями,  а также отдельными веточками с цветками или букеты. В изделиях создаваемых народными мастерами,  в большинстве случаев применяется цветной фон,  что усиливает звучание орнамента,  смягчает его,  в целом создавая богатую цветовую палитру. Такие примеры предоставлены в узорах русских вышивок,  узбекских сюзане,  молдавских коврах,  татарской узорной обуви,  головных уборах,  украинских вырезках  из разноцветной бумаги,  киргизских и казахских войлочных изделий.

    В нашей Саратовской области есть своя глиняная игрушка.

    Выдающийся саратовский мастер народных художественных промыслов Петр Петрович Африкантов – потомственный игрушечник. Его творческое направление – возрождение саратовской глиняной игрушки. Особая заслуга мастера состоит в том, что он не только лепит игрушки, но и пишет о них. Книги Петра Африкантова находятся в музеях и библиотеках Саратова, игрушки представлены в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева и в Саратовском областном
    ----------------------------------------------
    7. Ю.Г. Дорожен. Сказочная гжель. М., Мозайка- синтез, 2016г.

    музее краеведения. Также мастер создал в областном центре школу по лепке и декорированию глиняной игрушки. На Саратовщине игрушки полностью не покрывались красителями, как в Дымково и других местах. Цвет глины, был определяющим цветом. Сердце Саратовской игрушки – в её декоре. После лепки игрушка декорируется. А декор у ней особенный, не как у других. Она декорируется древним ямчатым способом. На тело игрушки штампиками, вдавливанием наносится геометрический ямчатый декор из крестиков, кружочков, звёздочек и так далее. Из таких штампиковых оттисков составляются часто целые геометрические рисунки. Этот процесс называется «расточка». Саратовская игрушка – это многообразие оттенков глин, штампиков и штампиковых геометрических рисунков Он разработал методическое пособие и снял фильм по изготовлению Саратовской глиняной игрушки. В настоящее время П.П. Африкантов ведет интернет-блог «Саратовская глиняная игрушка: православные традиции и современность».

    Саратовскую глиняную игрушку смотреть в приложении Б
    1.4.  Особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства.

    ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ.

     Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции.  Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, педагог должен воспитывать в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей,  создающих эту красоту. Декоративное  рисование,  как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Перед педагогом, обучающим детей декоративному рисованию, стоят следующие задачи:

    -развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;

    -развивать чувства цвета;

    -развивать способности размечать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;

    -совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.

    Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.  Ребенок должен почувствовать и понять,  как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познает значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания. Дети, знакомясь с декоративным рисованием,  должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия,  без чего декоративное искусство не может существовать.

    В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга. Овладеть всеми возможностями цветовых сочетаний дети дошкольного возраста, естественно, не могут, хотя чувство цвета начинает развиваться еще в пред дошкольном  возрасте. Задача использования цвета в декоративном рисовании усложняется в каждой группе, начиная с наиболее ярких, контрастных сочетаний и кончая оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях. Осуществление этих задач можно начать тогда,  когда дети овладеют рисованием простейших изобразительных форм,  так как потом потребуется концентрация внимания ребят на новой задаче - расположении этих форм в определенном порядке для получения узора. Первоначальные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе  носят декоративный характер( украсить края платочка полосками). Но основная цель такого занятия - не создания узора,  а закрепления умений проводить прямые линии в разных направлениях.

    Продолжать знакомить с изделиями народного искусства, закреплять и углублять знание народного декоративного искусства – дымковской,  филимоновской игрушек и их росписи; предлагать детям создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомя с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваясь большого разнообразия используемых элементов, тщательности исполнения. Продолжить знакомство детей с городецской росписью,  ее цветовым решением,  спецификой создания декоративных цветов (как правело, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки и др. Познакомить с росписью Полхов – Майдана.  Включать городецкую    и полхов - майданскую роспись в творческую работу детей,  помогать осваивать специфику этой росписи.

    Учить составлять узоры по мотивам городецской, жостовской, гжельской росписи : знакомить с характерными ее элементами ( бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки), создавать узоры на листах бумаги, по форме соответствующей форме народного изделия ( поднос, солонка, чашка, розетка и др. ). Для развития творчества в декоративной деятельности использовать декоративные ткани. Представлять детям бумагу в форме частей одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.) , предметов быта ( салфетка, полотенце). Учить располагать узор ритмично.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта