Главная страница
Навигация по странице:

  • Технологическую карту занятия по теме: «Филимоновский петушок», образцы детских работ по этой теме и фотоотчёт занятия смотреть в приложении В.


  • 2. Педагогическая работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством 2.1 Анализ педагогического опыта

  • 2.2. Методические основы использования декоративно- прикладного искусства как средств эстетического воспитания

  • курсовая. КР Измаилова вар 2. 1. 1 Общее понятие эстетического воспитания


    Скачать 76.54 Kb.
    Название1. 1 Общее понятие эстетического воспитания
    Анкоркурсовая
    Дата10.02.2023
    Размер76.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКР Измаилова вар 2.docx
    ТипРеферат
    #929758
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    Технологическую карту занятия по теме: «Красна птица опереньем, а человек уменьем» и образцы детских работ по этой теме смотреть в приложении Г.


    ---------------------------------------
    8. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М.: ТЦ Сфера, 2017 г.-150с
    ДЕКОРАТИВНАЯ ЛЕПКА.

     Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народно прикладным искусством,  разными его видами,  в том числе лепкой декоративной пластикой народных умельцев.

    Красивые, обобщенные формы птиц, животных с условной яркой росписью ангобом и глазурью,  радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют кругозор и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Они охотно рассматривают простые, а порой и замысловатые формы солонок,  кружек и других изделий, с интересом знакомятся  с декоративными пластиками. Дети старшего дошкольного возраста могут сами создать интересные изделия, используя их в играх или как настенные украшения,  сувениры для взрослых и своих товарищей.

    Декоративная лепка учит детей работать творчески: предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка и в процессе работы следовать ему,  решать условно форму предмета и росписи. Например, солонка изображается в виде цветка, крылья птицы или жука могут быть расписаны растительным или геометрическим орнаментом. Декоративная лепка учит детей работать с инструментом, некоторые украшения можно наносить специальными печатками в виде трубочек, квадратиков, треугольников и др. В качестве таких печаток можно использовать гвозди,  винты со шляпками разной формы. Работа над лепным орнаментом развивает мелкие мышцы кисти руки ребенка,  учит работать кончиками пальцев, делать их более гибкими  и чувствительными к форме.

    Содержание к декоративной лепке могут быть сосуды, бусы, настенные и настольные пластинки. В старшей группе можно делать задание –

    ---------------------------------

    9. Сакулина Н. П. Методика обучения рисованию и лепке в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2018 г.-230с

    изобразить сосуды, бусы, а детям шести лет предложить все виды декоративной лепки, расширяя способы выполнения. Так в старшей группе дети учатся лепить сосуды путем выдавливания, оттягивания или прищипывания краев, а также ленточным способом, когда ко дну сосуда прикрепляется стенка в виде лентообразной формы.

    Технологическую карту занятия по теме: «Филимоновский петушок», образцы детских работ по этой теме и фотоотчёт занятия смотреть в приложении В.
    ДЕКОРАТИВНАЯ АППЛИКАЦИЯ.

    Среди многообразных видов народного орнамента наиболее доступным для восприятия и изображения детьми дошкольного возраста является аппликация - древнейший способ художественного оформления изделий из войлока кожи, меха, сукна, бересты, бумаги. Содержание орнаментов  народные художники черпают из окружающей жизни. В орнаментах изменяются реальные формы образов, их пропорций, нарушается естественное соотношение размеров, узоры наделяются сочным цветом, трепетом жизни, они по  своему реальны. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета на зрение и психику людей. С тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируются определенные явления,  конкретные настроения и переживания. Предпочтение отдается красному материалу, с которым связывается,  представление о радости, веселье, торжестве и счастья, вызывает в нашем сознании радостные ассоциации с солнцем, и с источником всего живого на земле. Разновидности аппликации в народном декоративном творчестве обусловлены особенностями использования природного материала, техники скрепления частей изображения с поверхностью украшаемого предмета, а приемов создания элементов узора. В развитии искусства разных народов исторически определились направление в использовании аппликаций в художественном оформлении изделий из мягких, твердых материалов и из бумаги. Во взаимосвязи занятий по аппликации и рисования важно, что содержание одного из них является подготовкой для успешной работы ребят над другим. Для передачи форм изделий в аппликациях используются приемы как симметричные, так и силуэтные вырезания. Выбор их определяется особенностями конфигураций узора, его строением и уравновешенностью частей орнамента. От этого зависит и подбор заготовок бумаги. Начинать работу надо с создания контура изделия, имеющее симметричное строение.  

    -------------------------------------

    10. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные лодошки». М.: «Карапуз-дидактика», 2007г.-260с

    2. Педагогическая работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством
    2.1 Анализ педагогического опыта
    Передовой педагогический опыт - это эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени.

    Можно выделить три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта:

    1. Образец хорошей работы.

    2. Деятельность, в которую воплощены выводы научных исследований или успешное применение другого опыта технологии.

    3. Новаторство, свои педагогические находки, открытие нового педагогического знания.

    Если есть затруднение, педагог его разрешает, создает опыт, получает результат. Положительный результат фиксируется, о нем можно рассказать другим.

    Передовой педагогический опыт изучают, обобщают, распространяют.

    Можно выделить критерии обобщения педагогического опыта:

    - высокая результативность в формировании знаний, умений, навыков, уровня воспитанности, в развитии учащихся;

    - творческая новизна опыта, новаторские начинания педагога;

    - длительность функционирования опыта (развивая и совершенствуя систему работы, педагог добивается стабильных высоких результатов);

    - актуальность темы опыта, перспективность.

    - научная обоснованность; научные закономерности, принципы, лежащие в основе опыта;

    - рациональный расход времени на достижение высоких результатов с помощью оригинальных методик.

    Педагогический опыт может быть массовым и передовым. Передовой педагогический опыт исторически ограничен, так как на каждом новом этапе с расширением материальных, методических, кадровых и других возможностей школы возникают новые требования к педагогической деятельности. Вместе с тем передовой опыт несет и некоторые непреходящие элементы, которые пополняют сокровищницу педагогической науки и практики. В создании и передаче передового опыта большую роль играет позиция учителя, поэтому при анализе и распространении ведущих положений конкретного опыта важно учитывать влияние субъективного фактора, прогнозировать варианты его оценки и трансляции в педагогические коллективы. В педагогическом опыте, как нигде более, переплетаются объективно ценное и индивидуальное, но не все глубоко индивидуальное в педагогической деятельности может стать достоянием массовой практики. Остается то, что составляет область уникального и неповторимого в личности, создающей новый опыт. Передовой педагогический опыт, формируясь на основе массового, представляет собой уровень овладения объективными педагогическими закономерностями (Ю.К. Бабанский).

    Разновидностями передового педагогического опыта являются новаторский и исследовательский педагогический опыт как своеобразные ступени восхождения от эмпирического к теоретическому анализу и обобщению.

    Изучив передовой педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников можно выделить несколько программ.

    Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой (формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности) представляет оригинальный вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности.

    Программа «Цветные ладошки» содержит систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп ГОУ (задачи, планирование, конспекты занятий). Полная структура программы представлена на цветной вкладке. Программа обеспечена современными наглядно-методическими и практическими пособиями.

    Программа «Цветные ладошки» адресована старшим воспитателям и заведующим ГОУ, воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям изостудий, гувернёрам, студентам педагогических колледжей и вузов, а также всем, кто интересуется вопросами художественного развития детей дошкольного возраста, - родителям, бабушкам и дедушкам.

    Цель и задачи Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»

    Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

    Основные задачи:

    1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (и произведениях искусства) и предмет (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

    2. 2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

    3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.

    4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание -художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.

    5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

    6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

    7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

    8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции-творца».

    Программа «Природа и художник» Т. А. Копцевой нацелена на формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как о живом организме. Средствами изобразительного искусства решаются проблемы экологического и эстетического воспитания подрастающего поколения.

    Данное пособие адресовано воспитателям и педагогам изобразительного искусства детских садов и учебно-воспитательных комплексов. В результате органичного взаимодополнения содержания творческих заданий второй младшей, средней, старшей и подготовительной групп детского сада решается проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного, расширяется круг представлений дошкольников об окружающей их действительности.

    Предлагаемая система художественно-творческих заданий будет интересна педагогам дополнительного образования, которые ведут занятия с 3—б-летними детьми по различным видам художественно-творческой деятельности, педагогам художественных школ, руководителям кружков и студий, всем тем, кто занимается проблемами раннего художественного развития детей.

    --------------------------------------------

    11. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные лодошки». М.: «Карапуз-дидактика», 2007г.-260с

    Содержание художественно-экологической программы по изобразительному искусству «Природа и художник» нацелено на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

    На занятиях по программе «Природа и художник» мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.

    В журнале «Дошкольное воспитание» номер 1 – 2005 г. кандидат педагогических наук О. Соломенникова написала статью о народном искусстве в работе с дошкольниками. Она считает, что необходимым условием развития эстетической культуры является использование  в педагогической работе народного искусства – как части материальной культуры, которая обладает непреходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Народному искусству присущи ярко выраженные характерные особенности: традиционность образов, сюжетов, приемов, коллективный характер творчества, совершенно образного языка, близость к окружающей жизни. Декоративность, выразительность цвета, пластики, орнаментов, разнообразие материалов созвучны особенностям эстетических чувств, восприятий и ощущений детей дошкольного возраста. И в произведениях народных мастеров, и в творчестве детей всё дышит радостью и радует взор красочностью. Автор считает, что художественно-творческие способности, умения и навыки необходимо начинать развивать как можно раньше, ибо занятия эстетического цикла способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей, естественно при условии правильного руководства их эстетическим развитием, учитывающего не только возрастные, но и индивидуальные способности. О. Соломенникова познакомила с созданием программы «Радость творчества» на основе исследований отечественных ученых в области детской изобразительной деятельности, которая адресована воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования. Цель  программы  – развитие художественно – творческих способностей детей 5-7 лет средствами народного декоративно-прикладного искусства с учетом их индивидуальных возможностей. Задачи:

    - расширять представления о многообразии видов народного декоративно – прикладного искусства с учетом их индивидуальных возможностей;

    -формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.

    -учить выделять и замечать основные средства выразительности изделий различных народных промыслов;

    - воспитывать уважение к труду народных мастеров, гордость за мастерство русского народа;

    - знакомить с приемами работы народных мастеров;

    - формировать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров;

    - учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства;

    -закреплять умения рисовать декоративные элементы;

    - знакомить с особенностями построения геометрического и растительного орнамента;

    -закреплять умения лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом.

    Программа основана на интеграции различных видов детской деятельности – художественно-речевая, музыкальная, игровая, изобразительная, театрализованная, в основе которых лежит ознакомление с искусством, как классическим ,так и народным, при этом народному искусству уделяется особое внимание..

    Модель развития навыков декоративного рисования представлена:

    Репродуктивным этапом:

    -знакомство со знаками и их значением;

    -расшифровка знаков в целостной композиции;

    -составление узоров из отдельных знаков;

    -в свободное от занятий время_ дидактические игры, декоративные загадки.

    Когнитивным этапом:

    -тематические занятия;

    -чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, образцов;

    - домашние задания.

    Расшифровывать знаки дети  учатся в ходе систематизации картинок. Дети с интересом раскрывают смысл своих зашифрованных посланий и читают послания других. Наполнение декоративных композиций содержанием позволяет передать свои мысли и чувства. На занятиях дети расписывают  полотенца, посуду, модели различных предметов, последовательность обучения составлению орнаментов остается традиционной. Ознакомление с графическими изображениями знаков солнца, воды, растений и т. д.  наполняет повествовательным смыслом общую декоративную композицию. Составление в декоративных загадках различных пожеланий, писем вызывает у детей положительный эмоциональный отклик.

    ---------------------------------------------------

    12. О.А. Солоиенникова. Порциональная программа «Радость творчества» 2016 г

    2.2. Методические основы использования декоративно- прикладного искусства как средств эстетического воспитания.
    Детям шестого года жизни можно поставить более сложные задачи декоративного рисования, т.к. уровень развития эстетических чувств в этом возрасте гораздо выше. У детей развивается способность эстетического восприятия произведений  изобразительного искусства. В декоративном рисовании дети  умело подбирают цвета узоров, осваивают композиционные приемы расположения узора на различных формах. В начале закрепляются умения,  приобретенные в средней группе,  в составлении узоров,  состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала средней группы. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах,  могут быть разных размеров.  Детей можно научить в первом  квартале новому приему построения узора на круге - заполнению всей формы узором, построенным из центра, путем симметричного наращивания элементов  по концентрическим кругам. Кроме квадрата и круга, детям дают овал, треугольник, розетта и шестиугольник - формы, более сложные для построения узора.

    В старшей группе в количестве композиционного приема необходимо чаще применять принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента,  различных по форме или цвету. В качестве элемента узора дети могут использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии , мазки, точки, круги) и более сложные формы -растительные ( листья, ягоды, цветы, ) , которые трудно повторить несколько  раз. Ребятам нужно показывать новые приемы рисования кистью, прикладывание    кисти к бумаге плашмя. Полученные отпечатки в форме лепестка хороши в    узоре из листьев, цветов.

    В старшей группе детей можно научить использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В декоративном рисовании цветной фон может    быть более разнообразным, чем в тематическом рисовании.  Кроме контрастных сочетаний  дети учатся видеть красоту цвета в определенной гаме: синий, голубой, белый, оранжевый, желтый, и др.  Дети способны почувствовать красоту одноцветного узора. Например, тонких кружевных узоров снежинок кружева. На занятиях по декоративному рисованию педагогу необходимо дать детям различные формы, вырезанные из бумаги: в виде блюдца, овального подноса, бочонка, ковша, шапочки, коврика, платья. Каждая форма требует украшения определенным декоративным узором и в определенных местах. Узор для платья может быть выполнен  на подоле, рукавах, у ворота; узор для коврика должен создаваться  в целесообразной последовательности: по углам, в середине, по краям. Педагог может давать одно задание, но формы могут быть различными. Для декоративного рисования необходимо давать цветной фон, так как узор должен красиво сочетаться с цветом бумаги: если дымковская роспись хорошо сочетается  с белым фоном, то хохломская должна выполняться на темном фоне. Педагог может показать детям отдельные приемы рисования узоров. Иногда педагогу необходимо дать детям возможность выполнять декоративные работы коллективно: всем вместе или отдельными группами. В старшей группе детей необходимо учить составлять узоры на объемных формах. Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому объемные предметы,  предлагаемые детям для зарисовки, должны иметь простые формы. Это могут быть вылепленные из глины игрушки по образцу дымковских - птички, лошадки.

    Формы и методы ознакомления детей с искусством разнообразны. Рассматривание произведений сопровождается беседой, вопросами к детям;

    --------------------------------------------

    13. Косминская В. Б. Теория и методика ИЗО в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2018 г.-170с

    самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из прозаических произведений. Знакомя детей с народными игрушками, воспитатель должен стремиться вызвать у них эмоциональное отношение к образу, учить видеть особенности элементов росписи, красоту цветочных сочетаний. Для занятий можно подобрать несколько дымковских игрушек, детально рассмотреть их с детьми, обратить внимание на белый фон игрушек, особенности элементов росписи (клетка, волнистая линия, пятно, точка);  показать некоторые приемы дымковской росписи.

    В групповой комнате или в зале устанавливаются выставки произведений изобразительного искусства, с детьми проводятся экскурсии в музеи или на выставки для просмотра  произведений искусства. Воспитатель должен поощрять самостоятельное рассматривание,  выслушивает рассказы детей. На занятиях по рисованию или лепке можно использовать скульптуру  малых форм из керамики, фаянса, камня, гипса. Нужную скульптуру ребенок может взять в руки и детально рассмотреть. Дети лепят в меру своих умений и творческих возможностей. Важно привлечь желание детей к тем сторонам скульптурного изображения, которые могут обогатить лепку. На занятиях по декоративному рисованию педагогу необходимо широко использовать произведения народного декоративно-прикладного искусства, знакомя дошкольников с наиболее доступными формами; хохломской и городецской росписью по дереву, мастерством вологодских кружевниц, вятской игрушкой, с искусством мастеров России, Украины, Прибалтики.

    Важной задачей является передача в лепке  характерных движений человека, животного. Необходимо научить детей лепить небольшие скульптурные группы из двух, трех фигур, отражающих динамику действия. Тематика лепки связана с влиянием декоративно-прикладного искусства. Образцы народного творчества способствуют развитию у детей умение создавать изделия из глины, помогают лаконичными средствами добиваться остроты пластического решения, придают выразительность работам детей.  Эти прекрасные образцы ознакомят детей с народной росписью.

    Основной метод при показе образцов декоративно-прикладного искусства - беседа. Основываясь на знании объемных тел (шар, цилиндр, конус), по типу глиняных народных игрушек, дети могут лепить куклу, птиц, козликов, крынки, горшки, блюда, кубанцы, барельефы. Эти предметы можно расписывать гуашевыми или темперными красками. Детьми выполняется задание по лепке  посуды по мотивам керамических народных изделий Гжели, Скобина. Можно показывать диапозитивы о предметах народного искусства.  Это способствует обогащению восприятия детей, активизирует их творчество, повышает художественное качество детских работ. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно- прикладного искусства. Учить лепить птиц,  животных, человека по типу народных игрушек (дымковская, филимоновская, каргопольская и др.).  

    Учить использовать обмакивание пальцев в воде, что бы сгладить неровности вымпельного изображения, когда это необходимо для передачи образа предмета.

    Аппликация по мотивам народного орнамента положительно воздействует на развитие художественной способности детей, воспитывают у них интерес к народному искусству. Художественные способности формируются во взаимосвязи обучения детей умению видеть, понимать и оценивать прекрасное в жизни, в искусстве и творчески перерабатывать воспринятое в рисунке или аппликации, отображая уровень приобретенных знаний, умений и навыков,  развитое чувство линии, ритма, симметрии и гармонии.  Надо знакомить детей с лучшими образцами народного орнамента, проводить экскурсии в музей, беседовать об искусстве того или иного народа, решая основные задачи эстетического, трудового и интернационального воспитания. Целенаправленная организация работы зависит от степени художественной образованности воспитателя, знания и понимания им народного искусства, его умение руководить эстетическим и нравственным, патриотическим развитием каждого ребенка.

    В учебно-воспитательную работу по аппликации входит:  

    -изучение теоретических вопросов и ознакомление со спецификой  народных образцов в искусстве народов России;

    -отбор учебного материала по орнаментальному искусству, в плане первоначального ознакомления дошкольников с искусством своего народа,  затем других национальностей;

    -овладение воспитателем практического умения в создании аппликации, подготовка наглядных пособий для проведения занятий;

    -определение последовательности проведения занятий по ознакомлению с образцами народного творчества;

    -выбор путей применения получения знаний, умений и навыков.

    Для выполнения аппликаций по образцам народных орнаментов можно использовать геометрические, растительные фигуры, широко распространенные в декоративно-прикладном искусстве разных народов нашей многонациональной страны. Эти фигуры к их простейшей комбинации в узорах могут выполнять дети 5-7 лет. Целенаправленное использование орнаментов в работе с дошкольниками имеет большое значение в интернациональном воспитании детей, развития у них интереса к народному искусству, содействует формирование их художественного вкуса. Выполняя аппликации по мотивам народного орнамента, дети учатся понимать принципы художественного общения, познают приемы творческой импровизации декоративных образов, учатся видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение элементов на плоскости предмета.

    Раскрытие специфики декоративного творчества должно идти в тесном взаимодействии с формированием эстетических восприятии и чувств детей, развитием их потребностей воссоздании прекрасного, воспитанием у них бережного отношения к произведениям народного искусства. Из многочисленных образцов народного искусства воспитатель отбирает элементы геометрического, растительного и роговидного орнаментов, наиболее доступных для воспроизведения дошкольниками в аппликациях.

    Знакомить детей с народным искусством можно по литературным источникам, музейным коллекциям, посредством посещения выставок, просмотра слайдов. Большое значение имеют детские книги, рассказывающие о жизни народов нашей страны, об особенностях природы в разных районах. Рассматривая иллюстрации, воспитатель обращает внимание на старинную русскую одежду, знакомит с ее названием.

    Рассматривание и его анализ образцов национальных изделий, чтение и рассматривание иллюстративного материала способствует запоминанию детьми очертание народного орнамента, его композиционного строя и колорита, используемых в традиционном оформлении различных предметов быта, одежды, обуви, головных уборов.

    1   2   3   4


    написать администратору сайта