Главная страница
Навигация по странице:

  • Научный руководитель


  • актуальность

  • новизну

  • 1.1. Психологический триллер как литературный жанр

  • 1.2. Страх и его место в человеческой психике.

  • 1.3. Психологический аспект творчества Эдгара По.

  • 1.4. Эволюция идей писателя в пространстве современной культуры.

  • Заключение Проделанное нами исследование позволяет сформулировать ряд выводов

  • Эволюция психологического триллера как литературного жанра (на примере творчества Э.А. По и его последователей). волгоградский медикоэкологический техникум


    Скачать 56.27 Kb.
    Названиеволгоградский медикоэкологический техникум
    Анкор Эволюция психологического триллера как литературного жанра (на примере творчества Э.А. По и его последователей
    Дата07.06.2022
    Размер56.27 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаobrazets_raboty.docx
    ТипЛитература
    #575902

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ВОЛГОГРАДСКИЙ МЕДИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

    НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

    по учебной дисциплине БД 02. Литература
    Эволюция психологического триллера
    как литературного жанра

    (на примере творчества Э.А. По и его последователей)

    Выполнила: студентка 1-го курса

    специальности «Фармация», гр. Ф-114

    ГАПОУ «Волгоградский медико-экологический техникум»

    Мельникова Ольга
    Научный руководитель: кандидат

    филологических наук, преподаватель

    ГАОУ СПО «Волгоградский медико-экологический техникум»

    Бойчук Александра Сергеевна

    Волгоград, 2015
    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение…………………………………………………………………..…...3

      1. Психологический триллер как литературный жанр….…………..…4

      2. Страх и его место в человеческой психике…………………………..6

      3. Психологический аспект творчества Эдгара По………………….....7

      4. Эволюция идей писателя в пространстве современной культуры….9

    Заключение……………………………………………………………..…….14

    Список использованной литературы…………………………………...…..16

    Источники материала исследования……………………………………….16

    ВВЕДЕНИЕ
    Среди людей, оставивших наиболее заметный след в мировой культуре, особое место принадлежит американскому писателю Эдгару Алану По. Его творчество, а также детали личной биографии стали источником вдохновения для десятков, если не сотен, творческих натур: прозаиков и поэтов, художников, композиторов, деятелей кино и театра.

    Известно, что Э.А.По является первооткрывателем ещё неизвестных литературе направлений и жанров. Его считают «отцом» классического детектива (именно в рассказах «Убийство на улице Морг», «Похищенное письмо» впервые используется схема: преступление – расследование (осмотр места, поиск улик и опрос свидетелей) – разоблачение преступника), первым автором классической «приключенческой» литературы (его роман «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» послужил источником вдохновения для таких авторов, как Ж.Верн, Р.Л.Стивенсон и многих других) и даже научной фантастики (в поэме «Эврика» изложена гипотеза Большого взрыва – концепция происхождения Вселенной, получившая признание спустя 100 лет после смерти Э.А.По, а в рассказе «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля» описано путешествие на Луну).

    Вместе с тем, исследователи и поклонники затрудняются с точным определением жанровой принадлежности таких рассказов, как «Чёрный кот», «Падение дома Ашеров», «Маска Красной смерти». Их именуют «тёмными», «мрачными», «романтическими», «мистическими», «литературой ужасов». На наш взгляд, все предложенные варианты не вполне удачны, поскольку новеллы, написанные Э.А.По, могут не содержать мистического компонента, но практически все они обращаются к исследованию глубин человеческой психики, зачастую изломанной, больной («Береника», «Продолговатый ящик», «Сердце-обличитель»). Как мы полагаем, произведения такого рода полностью соответствуют понятию «психологический триллер».

    Мы рассматриваем возникновение данного синтетического жанра от «отправной точки» (рассказов Э.А.По), исследуем его эволюцию в русской литературе начала XX века (творчество А.Грина, Ф.Сологуба, Л.Андреева и др.) и приходим к идее об интенсивном развитии психологического триллера в творчестве современных писателей (Л.Петрушевской, М. Елифёровой, М.Галиной и др.), что обеспечивает актуальность нашей работы.

    Существует значительное количество литературоведческих исследований, посвящённых творчеству Э.А.По (К.Д.Бальмонт, Г.Аллен, Х.Кортасар, П.Акройд). При этом большая часть работ представляет собой биографические очерки. В центре нашего внимания находится именно психологический аспект творчества писателя и его последователей, тогда как многочисленные исследователи его литературного наследия ставили во главе угла «мистическую» составляющую. Мы также предприняли попытку связать творчество «отцов-основателей» жанра и современных писателей с теориями классической психологии (З.Фрейд, К.Юнг и др.), и актуальными концепциями (исследование экстремальных ситуаций, переживания стресса, теория «картины мира», определяющей мышление человека), что обеспечило новизну нашей работы.

    Объектом нашего исследования является психологический триллер как литературный жанр. Эволюция данного жанра, прослеживаемая в произведениях Э.А.По и его современных последователей, стала предметом исследования.

    Мы намерены доказать, что источником вдохновения для целого ряда современных писателей, обращающихся к проблемам изучения человеческой психики, стали «мрачные» рассказы Э.А.По и тех, кто развивал его идеи на протяжении XIX-XX вв. Это стало целью нашего исследования.

    Достижение цели связано с решением следующих задач:

    • выявить дифференцирующие признаки психологического триллера как литературного жанра;

    • исследовать развитие данного жанра в аспекте его связи с научными концепциями, определяющими суть понятий «страх» и «ужас» для сознания человека;

    • охарактеризовать психологический аспект творчества Э.А.По, как основоположника литературы такого рода;

    • проследить на конкретных примерах эволюцию психологического триллера от «истоков» до современного состояния.

    Основным методом исследования в работе является описательный, включающий различные приёмы изучения фактического материала: наблюдение, сопоставление, обобщение, интерпретация языковых данных и т.д. В качестве дополнительного метода в работе представлены элементы диахронного исторического анализа.
    1.1. Психологический триллер как литературный жанр
    Большинство исследователей стараются обойти вопрос о точной жанровой принадлежности самых известных рассказов Э.А.По. В случае если присутствует фантастический элемент, нередко используется термин «мистический триллер». Однако такие новеллы, как «Береника», «Падение дома Ашеров», «Сердце-обличитель» полностью лишены ирреальных допущений. Что же объединяет эти произведения?

    На наш взгляд, общим моментом стало обращение к глубинам человеческой психики, той её составляющей, которую в современной психологии принято обозначать термином «бессознательное»: «Э. По, как глубокий наблюдатель своей собственной души, знает, какую ужасную роль в смутной, бессознательной любви человека в жизни играет все то, что напоминает ему смерть» [9].

    В литературе (и киноискусстве) существует жанр, призванный вызвать у читателя (или зрителя) чувство тревожного ожидания, волнения и, в первую очередь, страха. Это триллер (от англ. трепет, волнение). Между тем, по утверждению Э.В. Шелгунова: «Э. По – положительный специалист в чувстве страха, во всех его видоизменениях – лицом к лицу с живыми людьми, с покойниками, с образами расстроенного воображения, перед лицом смерти, перед страхом правосудия, перед мучащей совестью» [9].

    Поскольку чувство страха, возникающее у читателя связанно с тем, как точно Э.А.По «умеет выследить во всех мелочах болевое, ненормальное состояние» человеческой души, мы для более точной характеристики его произведений будем использовать термин «психологический триллер».

    Примечательно, что жанр не имеет чётких границ, элементы триллера присутствуют во многих произведениях, которые относятся к детективу (Ю Несбе «Леопард»), фантастике («Мареновая роза» Стивен Кинг), историческому роману («Голос ночной птицы» Роберт Маккамон) и даже любовному («Исчезнувшая» Джером Флинн).

    Классическими образцами жанра в литературе являются романы: «Коллекционер» Джона Фаулза, «Молчание ягнят» Томаса Харриса, «Способный ученик», «Игра Джеральда» Стивена Кинга и многие другие. Однако сюжетные повороты, используемые авторами, отсылают нас к содержанию рассказов их предшественника: состояние маниакальной одержимости, описанное у Дж.Фаулза, мы находим в новелле «Береника»; знаменитый доктор Лектер – герой романов Т.Харриса ведёт со своими будущими жертвами изысканную игру, чем поразительно напоминает персонажей из «Бочонка Амонтильядо» и «Лягушонка»; мысли и поведение человека, который в силу объективных причин не способен ничего предпринять перед лицом смертельной опасности, описаны в романе С.Кинга «Игра Джеральда», а до него – в рассказе «Колодец и маятник».

    Можно сделать несколько парадоксальный вывод о том, что все произведения рассматриваемого жанра содержат переклички с новеллами Э.А.По, тематические отсылки, аллюзии, которые могут и не идентифицироваться автором. Т.е. мы можем с полным правом считать Э.А. По основоположником такого жанра литературы, как мистический триллер».

    1.2. Страх и его место в человеческой психике.
    Исследователь Э.В. Щелгунов отмечал, что Эдгар По анализирует чаще всего чувство страха, «самое живучее и наиболее беспокоящее чувство». В современной психологии его рассматривают в тесной связи с концепцией стресса, который французский учёный Г.Селье описывал, как «неспецифическую ответную реакцию организма на различного рода раздражители, помогающую ему приспособиться к изменяющимся условиям» [3].

    Необходимым условием возникновения развития психологического стресса является восприятие угрозы: если ситуация не воспринимается человеком как опасная, он не возникнет. Сигналом, указывающим на недостаточность функциональных резервов человека для преодоления угрозы, является тревога(чувство опасения или ожидания, связанного с возникновением или перспективой блокады актуальной потребности человека).

    Связывание чувства тревоги с угрозой, имеющей конкретное содержание, обозначается как страх [3]. В целом, тревога и страх являются стимулами, активизирующими человека на поиск выхода из ситуации.

    Таким образом, стресс является необходимым условием человеческого существования. Все эмоционально состояния, связанные с отрицательными переживаниями и имеющие ослабляющую, деструктивную силу, обозначаются термином «дистресс» (неразрешенные конфликты, потеря близкого человека). Если же происходят положительные события, вызывающие позитивные эмоции (праздник, переезд в новую квартиру). Это состояние обозначают как «эустресс» [3]. Нам всегда необходим стимул, для того чтобы сделать свою жизнь динамичной и наполненной, не бояться нестандартных ситуаций, не отказываться от новых возможностей и главное – добиваться цели. Без него наша жизнь была бы серой и скучной.

    Неслучайно так похожи симптомы проявления чувства влюблённости и страха: учащение сердцебиения и дыхания, произвольное сокращение мышц, сухость во рту (всё это физиологические симптомы стресса, просто окрашенного в разные цвета).

    Cсовременные учёные считают, что большинство стрессовых реакций, испытываемых людьми, на самом деле, создаются ими самими и длятся столько, сколько им разрешат. Т.е. люди способны умышленно вызывать у себя состояние стресса, «встряхнуться», пережить прилив адреналина, получить удовольствие от переживания страха.

    Итак, человеку необходимо испытывать периодические нервные потрясения. При этом очень небольшое число людей готово подвергать себя реальной опасности. Альтернативой прыжку с парашютом или катанию на американских горках становится чтение «пугающей» литературы, а в последнее время просмотр фильма в жанре хоррор.

    При этом наибольшее впечатление оставляют не образы чудовищ и маньяков, а нечто неопределённое, размытое, взывающее к нашим древним инстинктам. Чувство тревоги, как считают учёные, способно принести больший вред, чем страх, поскольку нет конкретного объекта боязни.

    Э.А.По способен вызвать у читателя не просто страх, но ужас, поскольку обращается к тем образам, которые заложены у нас на особенно глубоком бессознательном уровне, знанию, что передаётся из поколения в поколение. Философ и психолог Карл Юнг называл такие образы архетипами [10].

    Наиболее часто использует писатель архетипический образ Смерти. В одном из рассказов она даже персонифицируется, появляется в облике живого существа («Маска Красной Смерти»). Стремление конкретизировать абстрактные понятия, дать им «плоть и кровь» характерно для архаического мышления, когда, по мнению учёного, и формировались архетипы. Персонификациями Смерти можно считать и вернувшихся с того света возлюбленных героев (Лигейю, Мореллу). Внезапная смерть молодых девушек присутствует у Э.А.По как постоянная тема. В этом нет ничего удивительного, если вспомнить некоторые детали его личной биографии, в частности, трагическую гибель его ещё совсем юной жены Вирджинии.

    К.Юнг, вслед за своим учителем З.Фрейдом, мог бы прийти к выводу о том, что творческую деятельность этого человека определяет не «влечение к жизни» (Эрос), «влечение к смерти» (Танатос).

    С точки зрения теории психоанализа, как результат воздействия подсознательных инстинктов, могут быть рассмотрены и многочисленные примеры безумия и патологических состояний у Э.А.По: здесь и убийство в состоянии аффекта («Чёрный кот»), и мания преследования («Сердце-обличитель»), и раздвоение личности («Вильям Вильсон»), и маниакальное состояние («Береника»), и фобии («Погребённые заживо»), и депрессия, приводящая к суициду («Падение дома Ашеров», «Продолговатый ящик»), и многое другое.
    1.3. Психологический аспект творчества Эдгара По.
    Писатель не был первым, кто обращался к подобным темам. Предшественниками писателя считают А.Радклиф с её готическими романами, немецких романтиков Э.Т.А.Гофмана, В.Гауфа с их мрачными сказками. Часто его творчество рассматривают в связке с Г.Ф.Лавкрафтом, который тоже утверждал, что «Вселенной управляет страх». Однако Э.А.По не стал создателем собственной мифологии, не пугал поклонников сверхъестественными сущностями (наподобие Ктулху). Большинство описанных им ситуаций безумны, патологичны, но оттого не менее реальны. Этим они пугают ещё сильнее.

    Биография Эдгара По определяет основную направленность его творчество. Ключевыми, на наш взгляд, являются некоторые изложенные ниже моменты.

    Значительную роль в судьбе будущего писателя сыграло рождение (19 января 1809 г., Бостон) в семье артистов бродячей трупы. Хотя после смерти родителей мальчик был усыновлён негоциантом Джоном Аланом, получил прекрасное образование, ни в чём не испытывал нужды, но писатель та и не прижился среди представителей американского высшего общества, шокировал родных и знакомых экстравагантными выходками. Пойдя по стопам своих родителей, после разрыва с приёмной семьёй он годами скитается по Америке, перебиваясь случайными заработками.

    Многие замечали, что по своему характеру Э.А.По – совершенно не американский писатель. Неслучайно, его творчество не нашло прижизненного признания на родине, а многие произведения так и не были изданы. Французский «проклятый» поэт Шарль Бодлер, также обострённо воспринимающий уродливые и мрачные стороны окружающего мира (ср. сборник «Ворон» и «Цветы зла»), писал: «Соединённые Штаты были для По лишь громадной тюрьмой, по которой он лихорадочно метался как существо, рождённое дышать в мире с более чистым воздухом, – громадным варварским загоном, освещаемым газом». А драматург Бернард Шоу выразился так: «По не жил в Америке, он там умер».

    Огромный пласт творчества Эдгара По связан с личной жизнью. В 1835 г. он женился на своей кузине Вирджинии Клемм. К моменту бракосочетания ему было 26 лет, ей исполнилось 13. Когда в 1847 г. его ещё совсем юная жена умирает от чахотки, наступает период полубезумия, постоянных метаний и неуклонного движения пропасть. В это время написаны самые «странные» стихи и новеллы Э.А.По, пропитанные атмосферой удушающего страха, отчаяния.

    История самого «загадочного» писателя Америки завершается закономерно: ранней и трагической гибелью, обстоятельства которой до сих пор представляют собой неразгаданную тайну и будоражат воображение. 7 октября 1849 г. его обнаружили в бессознательном состоянии, сидящем на скамье городского парка Балтимора. Вскоре Эдгар По скончался. За полтора столетия появилось множество версий, в которых смерть писателя объясняется происками хитроумного маньяка, воздействием сверхъестественных сил и даже правительственным заговором (роман Метью Перла «Тень По», Габриэль Витткоп «Образцовая смерть», Джоэл Роуз «Самая чёрная птица»). Однако реальная причина его смерти так и не была установлена.

    Богатый личный опыт позволил писателю максимально достоверно описывать и состояние психического расстройства, и помрачение рассудка под воздействием алкоголя, и горечь человека пережившего потери. Рассказы Э.А.По, посвящённые описанию психических состояний человека, можно разделить на три основные группы:

    • описание болезненных отклонений и патологий («Сердце-обличитель», «Падение дома Ашеров», «Берника» и др.);

    • описание состояния человека перед лицом судьбы, в безвыходном положении, перед лицом смертельной опасности («Низвержение в Мальстрем», «Колодец и маятник» и др.);

    • столкновение человека со сверхъественными силами («Морелла», «Чёрный кот», «Маска Красной смерти»).

    Ещё одну группу составляет т.н. «ложный» триллер. Писатель обладает достаточно «чёрным» юмором и мастерски использует эффект обманутого ожидания, когда очередная «ужасное» тайна получает максимально обыденное объяснение («Сфинкс», «Очки» и др.).

    Две последние группы имеют много общего. Сравнив описание душевного смятения человека, охватывающего его перед лицом сил природы и сил, неподвластных человеческому разуму, можно убедиться, что они идентичны. Т.е. фантастический компонент для Э.А.По не самоцель, а средство, помогающее глубже раскрыть состояние его несчастных героев.

    Что касается первой группы, то, учитывая время написания рассказов (начало XIX в.), в них с удивительной достоверностью перечислены симптомы разнообразных психических заболеваний, многие из которых были открыты и изучены только спустя столетие. Сюжеты Э.А.По могут быть использованы как иллюстративный материал к медицинскому пособию: они пугающе достоверны и неслучайно большинство авторов современных книг «про маньяков» в той или иной мере вдохновляются ими.
    1.4. Эволюция идей писателя в пространстве современной культуры.
    Уже было упомянуто о том, что Э.А.По может занять верхние строчки в рейтинге наиболее цитируемых авторов. Приведём несколько наиболее характерных примеров из области художественной литературы (следует помнить, что творчество писателя вдохновляло также художников, музыкантов, аниматоров, кинорежиссёров и многих других людей искусства):

    • в романе «Чёрный трон» известного американского фантаста Роджера Желязны  помимо самого Эдгара По появляются несколько его alter ego из параллельных ветвей реальности, а также многочисленные герои рассказов писателя;

    • Рэй Брэдбери посвятил одну из глав «Марсианских Хроник» («Эшер II») творчеству американского писателя: в ней фанат рассказов По убивает цензоров, запретивших и уничтоживших книги по самым известным «рецептам» маэстро; в рассказе «Столп Огненный» главный герой создаёт свою армию из мертвецов, используя выдуманные обряды По, Лавкрафта и др. авторов-мистиков; а в рассказе «Изгнанники» сам писатель и его известные собратья по перу продолжают своё существование на Марсе как духи, пока на Земле жив хоть один экземпляр их книг;

    • фантастический дуэт Г.Л.Олди на основе стихотворений Э.А.По строит одноимённые рассказы «Nevermore» и «Анабель-Ли», а в романе «Дороги» ещё и цитируют строки последнего стихотворения;

    • на отсылках к творчеству Э.А.По строится роман Дина Кунца «Твоё сердце принадлежит мне»;

    • Гарольд Шехтер написал ряд фантастико-детективных «мистерий в духе Эдгара По» («Маска Красной Смерти», «Разговорчивый покойник» и др.), главным персонажем которых является детектив-литератор Эдгар А. По.

    • в мистическом романе «Никогда» писательницы Кэлли Крейг сюжет построен вокруг персоны Эдгара По, по чьим стопам проходит главный герой;

    • герои фантастического триллера Дэна Симмонса «Террор», застряв в полярных льдах, воссоздают для праздника обстановку покоев Просперо из рассказа «Маска Красной смерти» (и сталкиваются с весьма похожими последствиями).

    Приведённые нами примеры соотносятся с творчеством Э.А.По через область прямого цитирования и текстовых реминисценций, однако писателями-постмодернистами могут быть использованы также аллюзии, косвенные отсылки намёки, только общий настрой литературного творчества может напоминать нам об американском авторе. И с этой точки зрения связь с творчеством Э.А.По можно обнаружить у практически любого из современных писателей.

    При этом «наследники» литератора обращаются к различным граням его таланта. Примечательно, что именно в России впервые обратили внимание на психологизм как особенность, присущую Э.А.По. Ещё в XIX в. появляются работы (Э.В.Шелгунов, Н.А.Аксаков) об основах творчества писателя (с учётом уровня развития науки на тот момент), в которых отмечалось, что в рассказах американского автора «нет сказки, нет ничего фантастического и выдуманного, и в то же время они вас давят и пугают» [7].

    Созданные примерно в то же время, что и «заморские» новеллы, повести «Упырь» А.К.Толстого и «Пиковая дама» А.С.Пушкина эксплуатируют похожие образы и художественные средства. У А.К.Толстого появляется прекрасная женщина, связанная со смертью и сверхъестественным ужасом (ср. «Лигейя», «Морелла»), а Герман («Пиковая дама») – пример превосходно описанной одержимости и маниакального состояния Чёрный кот», «Сердце-обличитель»).

    В произведениях Ф.М.Достоевского присутствуют очевидные тематические переклички с рассказами Э.А.По («Двойник» сравнивают с «Вильямом Вильсоном», «Преступление и наказание» в части описаний психического состояния убийцы напоминает «Сердце-обличитель»).

    С годами в творчестве русских писателей всё заметнее увлёчённость парадоксами человеческой психики. Эпоха серебряного века, связана с расцветом творчества поэтов-символистов (В.Я. Брюсов, К.Д.Бальмонт и др.), которые вдохновлялись французскими декадентами (Поль Верлен, Артюр Рембо, тот же Шарль Бодлер), а те, в свою очередь, считали Э.А.По своим непосредственным «прародителем». Неслучайно среди переводчиков литературного наследия писателя так много известных авторов начала XX в.

    Всколыхнувшийся интерес к поэзии писателя закономерно перешёл на прозу, что совпало с увлечением творческой средой психологическими концепциями и общим развитием науки о человеческой душе. Авторы той эпохи (Александр Грин, Фёдор Сологуб, Леонид Андреев и многие другие) практически не используют фантастических допущений, но сходство таких рассказов как «Серый автомобиль», «Жало смерти», «Бездна» с произведениями Э.А.По очевидно.

    Наиболее часто исследователи проводят параллели между «сказочным» романтизмом Александра Грина и «мрачной» романтикой Эдгара По. В контексте «мистических» новелл зарубежного писателя рассматривается повесть «Крысолов», однако отсылки, прямые и косвенные, ею не исчерпываются.

    Так, в рассказе «Серый автомобиль» нас мастерски подводят к идеё о существующем заговоре механизмов против людей, но в финале обнаруживается, что герой-повествователь – безумец, одержимый идеёй раскрыть нечеловеческую сущность своей возлюбленной и «оживить» её через убийство. В похожих категориях мыслит герой рассказа Эдгара По «Чёрный кот», который, мучимый угрызениями совести за совершённое преступление, видит в своём домашнем любимце – порождение ада.

    Тема одержимости, подобной той, что страдают герои рассказов «Сердце-обличитель», «Падение дома Ашеров» поднимается в рассказах «Маньяк» (врач убивает своего чудесным образом исцелённого пациента, чтобы «во имя науки» изучить его внутренности), «Мрак». В последнем состояние убийцы, который не помнит о совершённом преступлении, напоминает описанное в одной из самых жутких историй Э.А.По «Беренике».

    Герой А.Грина планирует совершить убийство, заманивает свою жертву на прогулку в горы, где засыпает. Наутро, освежённый, он отказывается от своей идеи, но нигде не может найти своего спутника. Внезапно он слышит странный звук: «Этого было достаточно, чтобы моя воскресшая в судорогах и в болях память вернула меня к тому глухому часу ночного молчания, когда я, действуя бессознательно, душил сонного Рифта, когда тащил к пропасти труп и, бросив его в пар, сделал то же с вещами жертвы, и когда, терзаясь невыносимым страхом преследования, подвел к обрыву бедную лошадь, выпустив в нее пулю, после чего она покатилась к мертвому своему хозяину».

    Героя Э.А.По преследует навязчивая идея: он питает маниакальную привязанность к зубам (!) своей кузины и будущей жены. После её смерти он впадает в беспамятство, а очнувшись обнаруживает, что «словно только что проснулся после какого-то сумбурного, тревожного сна […]. В дверь библиотеки тихонько постучали, на цыпочках вошел слуга, бледный, как выходец из могилы. […] он принялся нашептывать мне о какой-то оскверненной могиле, об изувеченной до неузнаваемости женщине в смертном саване, но еще дышащей, корчащейся, – еще живой. Он указал на мою одежду: она была перепачкана свежей землей, заскорузла от крови. Я молчал, а он потихоньку взял меня за руку: вся она была в отметинах человеческих ногтей. Он обратил мое внимание на какой-то предмет, прислоненный к стене. Несколько минут я присматривался: то был заступ. Я закричал, кинулся к столу и схватил шкатулку. Но все никак не мог ее открыть – сила была нужна не та; выскользнув из моих дрожащих рук, она тяжело ударилась оземь и разлетелась вдребезги; из нее со стуком рассыпались зубоврачебные инструменты вперемешку с тридцатью двумя маленькими, словно выточенными из слонового бивня костяшками, раскатившимися по полу врассыпную».

    А.Грин, по примеру своего предшественника, обращается к рассмотрению душевного состояния человека в моменты экзистенциальных кризисов, когда человек находится на границе между жизнью и смертью («Повесть, оконченная благодаря пуле»). В рассказах «День и ночь», «Возвращённый ад» он размышляет о природе нашего восприятия окружающего мира, его особенностях и парадоксах.

    Чуть менее знаменитого писателя начала века Фёдора Сологуба называли «певцом смерти». С творчеством Эдгара По его роднит целый ряд сквозных образов, объединённых этой общей темой. Ф.Сологуб исследует причины и истоки влечения человека к гибели, саморазрушению.

    Так, в рассказе «Красота» описано самоубийство как способ избавиться от серости, безысходности и «уродливости» существования. По стилистике и строю повествования он напоминает рассказ «Свидание» Э.А. По, в котором влюблённые, разлучённые жизненными обстоятельствами, вместе уходят из жизни, обставив свою кончину максимально эффектно и романтично.

    В рассказе «Жало смерти» описан эффект «психологического заражения», когда подросток, соблазняя своего более слабохарактерного приятеля картинами эффектного самоубийства, сам становится жертвой своих фантазий и вместе с другом делает смертельный шаг в омут.

    При этом русский символист, сам не чуравшийся в творчестве сверхъестественных тем, высмеивает излишний мистицизм. Так, в рассказе «Два Готика» таинственный двойник главного героя, как выяснилось, имеет самое прозаическое происхождение (как и таинственное «чудовище», до полусмерти испугавшее героя рассказа Э.А.По «Сфинкс»).

    Таким образом, в русской литературе с начала XX века укореняется и развивается «психологический триллер» как литературный жанр, обращающий внимание на тончайшие нюансы в поведении человека, обусловленные состоянием его психики.

    Отход от мистицизма закрепляется сугубо реалистическим характером советской литературы. Образцом в этом смысле является роман А.Короткевича «Дикая охота короля Стаха», где в лучших традициях Э.А.По таинственные события, происходящие в уединённом замке (ср. «Падение дома Ашеров»), получают самое прагматическое объяснение.

    В этом и кроется вся суть различий между русскоязычными и западными последователями Э.А.По. Хотя такие авторы, как Стивен Кинг, Нил Гейман, Клайв Байкер и др., называют себя «Дети Эдгара По» (в начале двухтысячных вышел сборник с таким названием, объединивший выше перечисленных писателей), однако они привлекают своего читателя «кровавыми» темами и сверхъестественными сущностями, в то время, как современная русская литература идёт по качественно иному пути. Как отмечает писатель-фантаст Сергей Щеголёв: «психологизм, копание в мотивациях и болезненных состояниях души – наша фишка. Мы уходим внутрь и вглубь человека. Тогда как западные «ужасы» – это прежде всего внешний эффект […]. Вековой коммерческий опыт – их фишка. Вампиры и зомби хорошо продаются? Будут вам вампиры и зомби. Отдельно для детей и для взрослых, отдельно для девочек и мальчиков […]. И лишь подключая всю мощь русской иррациональности, мы сможем прорываться» [4].

    Итак, русские авторы обращаются к теме бессознательных страхов и, прежде всего, страху смерти (Людмила Петрушевская «Реквиемы», Мария Галина «Живые и мёртвые», Григорий Чхартишвили «Кладбищенские истории»). Они, как и их западные коллеги, повествуют об ужасе, но ужасе «бытовом», который пронизывает жизнь внешне ничем не примечательного человека (Денис Гуцко «Покемонов день», Людмила Улицкая «Девочки», «Казус Кукоцкого», Мария Галина «Малая Глуша», «Медведки» и др.); рассказывают о патологических отклонениях сознания (Мария Елифёрова «Требуется репетитор», Дарья Бобылева «Забытый человек», Павел Слаповский «Я – не Я»).
    Заключение
    Проделанное нами исследование позволяет сформулировать ряд выводов.

    1. Для обозначения жанровой принадлежности художественных произведений, которые призваны вызвать у читателя (или зрителя) чувство тревожного ожидания, волнения и, в первую очередь, страха, обусловленного обращением к болезненным проявлениям человеческой психики или же к «бессознательному» началу в структуре личности, мы используем термин «психологический триллер».

    Основоположником данного синтетического жанра в литературе является Эдгар Алан По. Все современные произведения в рамках данного жанра связаны с его творчеством через прямые тематические отсылки или неосознанные заимствования

    2. Основной доминантой, пронизывающей рассказы американского писателя, является чувство страха. Обращаясь к современной концепции стресса, мы приходим к выводу о том, что популярность «остросюжетных» новелл Э.А.По связана с устойчивой потребностью человека бояться, но при этом не подвергать себя реальному риску.

    Творчество литературного «отца» психологического триллера может быть объяснено с учётом концепции психоанализа З.Фрейда и теории о ведущей роли бессознательных глубинных движений души К.Юнга.

    Мы можем утверждать, что в рассказах Э.А.По постоянно присутствует архетипический образ Смерти, сопровождаемый определёнными атрибутами. Для его творчества в целом характерно выраженное «влечение к смерти» (Танатос).

    3. Даже используя мистику, писатель остаётся верен максимально достоверному описанию психического состояния человека. Рассказы Э.А.По в рассматриваемом жанре можно разделить на три основные группы:

    • описание болезненных отклонений и патологий («Сердце-обличитель», «Падение дома Ашеров», «Берника» и др.);

    • описание состояния человека перед лицом судьбы, в безвыходном положении, перед лицом смертельной опасности («Низвержение в Мальстрем», «Колодец и маятник» и др.);

    • столкновение человека со сверхъественными силами («Морелла», «Чёрный кот», «Маска Красной смерти»).

    4. Жизнь и творчество Э.А.По послужили источником вдохновения для сотен авторов. Продолжателями идей писателя на западе считают себя такие известные писатели, как Стивен Кинг, Нил Гейман, Клайв Байкер и многие другие. При этом западная литература концентрируется либо на мистике, либо на описании патологии. В то же время отечественные писатели раскрывают другую сторону творчества Э.А.По, сосредоточившись на максимально достоверном описании психического состояния человека в различных, зачастую экстремальных ситуациях. Эта тенденция прослеживается и в произведениях классиков XIX в. (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой), и в творчестве писателей начала XX столетия: Александра Грина, Фёдора Сологуба, и у современных авторов (Людмилы Улицкой, Галины Петрушевской, Марии Галиной и др.).

    Такая литература практически не зависит от политических, социально-экономических, каких-либо иных факторов. Люди испытывают постоянную потребность в чувстве страха. Отсюда устойчивый интерес к психологическому триллеру, который остаётся неизменным на протяжении уже нескольких столетий.
    Список использованной литературы:

    1. Аллен Г. Эдгар По. – М.: Молодая гвардия,1984. – 334 с.

    2. Богословский В.Н., Дмитриев А.С., Соловьёва А.Н. и др. История зарубежной литературы XIX в. / под ред. Н.А.Соловьёвой. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 368-383.

    3. Большая медицинская энциклопедия (Аффект, Стресс, Эмоции). М.: «Советская энциклопедия», 1976.

    4. Владимирский В.А. На ринг: русский хоррор! – жур. «Мир фантастики». – 2012. – №111. – С. 67-71.

    5. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.:Лабиринт. – 1987. – 416 с.

    6. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977.

    7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988.

    8. Фрейд З. Психология бессознательного. М. Просвещение, 1990. – 448 с.

    9. Шелгунов Э.В. Эдгар По как психолог. – жур.. «Дело». – 1874. – №7/8. – С. 350–366.

    10. Юнг К.Г. Психологические типы. СПб: Азбука, 2001. – 520 с.


    Список источников материала исследования:


    1. Грин А.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. М.: Правда, 1980.

    2. По Э.А. Собрание сочинений в 4-х томах. – М.: Пресса, 1993.

    3. Сологуб Ф.К. Мелкий бес (роман и рассказы). – М.: Советская Россия, 1991. – 528 с.

    4. Энциклопедия Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org.

    5. Сайт «Лаборатория фантастики». URL: http://fantlab.ru.

    6. Сайт журнала «Мир фантастики». URL:http://mirf.ru.


    написать администратору сайта