Главная страница

Воля. Воля для победы над другими требуется насилие. Для победы над самим собой требуется сила воли


Скачать 7.27 Mb.
НазваниеВоля для победы над другими требуется насилие. Для победы над самим собой требуется сила воли
Дата10.01.2023
Размер7.27 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаpptx_20221215_111504_0000.pptx
ТипДокументы
#880088

Воля

ДЛЯ ПОБЕДЫ НАД ДРУГИМИ ТРЕБУЕТСЯ НАСИЛИЕ.

ДЛЯ ПОБЕДЫ НАД САМИМ СОБОЙ ТРЕБУЕТСЯ СИЛА ВОЛИ.

Лао Цзы

Воля — это сознательное преодоление человеком трудностей на пути к поставленной цели. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо увеличивает усилия. чтобы преодолеть возникшие трудности.

Волевой акт

Важнейшее место в проблеме воли занимает понятие «волевой акт». Каждый волевой акт имеет определенное содержание, важнейшими из компонентов которого являются принятие решения и его исполнение. Эти элементы волевого акта часто вызывают значительное психическое напряжение, сходное по своему характеру с состоянием стресса.

В структуре волевого акта выделяются следующие основные составляющие:
    • побуждение к совершению волевого действия, вызываемое той или иной потребностью. Причем степень осознания этой потребности может быть разной: от смутно осознаваемого влечения и до четко осознанной цели;
    • «борьба мотивов» в процессе выбора того или иного из противоречивых побуждений;
    • наличие одного или нескольких мотивов и установление очередности их выполнения:
    • реализация принятого решения, осуществление того или иного варианта действий.

Целеустремленность

Самостоятельность

Решительность

Импульсивность

Энергичность

Настойчивость

Организованность

Дисциплинированность

Самоконтроль

Воля проявляется в таких свойствах личности, как:

Целеустремленность

это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности.

Самостоятельность

—это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

Решительность

—свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения.

Импульсивность

—спонтанность и необдуманность действий,совершаемых под влиянием волевых импульсов.

Выдержка и самообладание

есть умение владеть собой, своими действиями и внешним проявлением эмоций, постоянно их контролировать, даже при неудачах и больших неудачах. Противоположностью выдержке является неумение сдерживать себя, что вызвано отсутствием специального воспитания и самовоспитания.

Дисциплинированность

означает осознанное подчинение своего поведения определенным нормам и требованиям. Дисциплинированность проявляется в разных формах как в поведении, так и в мышлении, и противоположна недисциплинированности.

Функции воли:

тормозная

которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.

стабилизирующая

связанная с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех;

побудительная

обеспечивает

начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий;

Краткая история научных исследований воли

С древнейших времен волю используют как способ объяснения поведения человека и его выделения среди остальных живых существ. Наличие воли как таковой декларируется и бездоказательно принимается всеми как аксиома. Такое положение дел было характерно для античной науки.

В Средние века это положение в основном сохраняется, так как религиозные философы эпохи Средневековья опирались в своих размышлениях о воле на научные труды античных философов, в частности Аристотеля, трактуя их по-своему. Однако в Средние века отчетливо прозвучал прямой запрет на естественно-научное изучение воли человека, обусловленный следующими религиозно-догматическими соображениями. Господствовавшая в то время религиозная философия (теология), заменившая собой античную естественную науку, утверждала, что полной свободой воли может обладать только Бог и что он наделяет частичной свободой воли человека, продолжая тем не менее контролировать его поведение. Отсюда следовало, что попытки естественно-научного изучения воли человека есть не что иное, как исследование самого Бога, а это, с точки зрения церкви, — кощунство.

С началом эпохи Возрождения вновь был снят запрет на научное изучение воли, и на некоторое время она привлекла к себе внимание естественнонаучно-ориентированных ученых-философов.

Р. Декарт

Р. Декарт понимал волю как «способность души», которая формирует желания человека и определяет побуждения к любому действию человека.

Проблематика воли вновь привлекла к себе повышенное внимание во второй половине XIX в., после публикации основных положений теории эволюции Ч. Дарвина. Признание в соответствии с этой теорией естественного происхождения человека от животных, наличия у человека неосознаваемых, инстинктивных форм поведения повлекло за собой и другую постановку проблемы воли. Она отражается в следующем вопросе: «Чем волевое поведение, или высшее поведение человека, регулируемое волей, отличается от низших форм поведения его самого и животных, не регулируемых волей?»

Аристотель

Проблема придания

предмету действия

побудительной силы, и тем

самым обеспечения

побуждения к действию

С точки зрения Г. Спенсера, воля — это то же, что «последнее чувство», за которым начинается реальное действие человека. Такая позиция, во- первых, не усматривает разницы между рациональным и эмоциональным в регуляции поведения, во-вторых, не вычленяет специфику воли по сравнению с аффектами, и поэтому она оказалась наименее приемлемой для психологов своего и более позднего времени.

спасибо за внимание!


написать администратору сайта