Артур Шопенгауэр. Воля начало (первооснова) бытия, она порождает явления или "представления"
Скачать 25.46 Kb.
|
1 вопрос. Основой философии Шопенгауэра является понятие воли, которая является основной сущностью личности и проявляется в виде мировой воли, что и лежит в основе всего сущего. Воля независима от разума (слепое желание), но является неотъемлемой частью человеческой природы. Воля - начало (первооснова) бытия, она порождает явления или "представления". По мнению философа жизнь человека раскрывается в категориях желания и удовлетворения. Желание, в конечном счете, становится страданием так как, удовлетворив его, человеку становится скучно и он впадает в отчаяннее. Счастье для человека - не благо, а временное избавление от страданий которое ведет к новому страданию - скуке. Страдание - форма проявления жизни, от которого можно избавиться только каком-либо конкретном выражении. То есть человек не способен полностью избавится от страданий, а лишь от некоторых, которые имеют место быть в его жизни. Наш мир - "наихудший из возможных". Мир находится под господством неискоренимого зла, счастье является всего лишь фикцией (иллюзией), страдание в этом мире неизбежно ведь оно коренится в самой "воле к жизни". Чтобы избавится от зла, по мнению Шопенгауэра, необходимо вести аскетичный образ жизни. Итак, философия Шопенгауэра пессимистична, но позволяет переосмыслить нашу жизнь, задуматься над тем, что ценно и важно. Артур Шопенгауэр (1788 — 1860) — выдающийся немецкий философ, один из крупнейших представителей иррационализма. Его главным трудом стал трактат «Мир как воля и представление», в котором он провел метафизический анализ воли человека. Это сочинение оказало огромное влияние на Фридриха Ницше, Льва Толстого, Зигмунда Фрейда, Карла Юнга и многих других мыслителей XIX и XX веков. Но самой популярной его работой считается книга «Афоризмы житейской мудрости». В этом своеобразном «учебнике жизни» Шопенгауэр отошел от свойственного ему пессимизма и взглянул на существование человека с позиций эпикуреизма. «Афоризмы житейской мудрости» (нем. Aphorismen zur Lebensweisheit) — трактат немецкого философа-иррационалиста Артура Шопенгауэра. Опубликован в первом томе «Parerga и Paralipomena» (1851). Я могу припомнить только одно сочинение, написанное с подобной же целью, как предлагаемые афоризмы, а именно весьма поучительную книгу Кардано1 «О пользе, какую можно извлечь из несчастий» («De utilitate ex adversis capienda»), которой и можно пополнить то, что дано мною. Правда, и Аристотель вставил краткую эвдемонологию в 5-ю главу первой книги своей «Риторики»; она вышла у него, однако, очень пресной. Я не воспользовался трудами своих предшественников, так как компилирование не моя специальность, тем более что при нем утрачивается единство точки зрения, это главное условие для подобного рода произведений. В общем, конечно, мудрецы всех времен постоянно говорили одно и то же, а глупцы, всегда составлявшие огромнейшее большинство, постоянно одно и то же делали, — как раз противоположное; так будет продолжаться и впредь. Вот почему Вольтер говорит: «Nous laisserons ce monde aussi sot et aussi méchant que nous l’avons trouvé en y arrivant» («Мы оставим этот мир столь же глупым и столь же злым, каким застали его»). Философия Шопенгауэра оказала значительное влияние на развитие немецкой и мировой философии. Последователями мыслителя были Р.Вагнер, Э.Гартман, Ф.Ницше, П.Дёйсен и др. 2 вопрос. Житейская мудрость по Шопенгауэру – это искусство провести жизнь по возможности счастливо и легко. Философ делится с читателями своими представлениями об одиночестве, о влиянии чужого мнения, о долге, о воспитании. Шопенгауэр пытается понять, почему, находясь в одинаковых обстоятельствах, люди все же живут в разных мирах. Чем обусловлены такие существенные различия в судьбах людей? Благодаря каким ключевым критериям формируются эти самые судьбы? Какая роль отведена человеку в формировании своего собственного счастья? Этим и многим другим вопросам уделяет свое внимание в данном трактате мыслитель. Базируясь на умозаключения Аристотеля о делении человеческих благ на: духовные, телесные, и внешние, философ формирует свои критерии. По мнению Шопенгауэра, различия в судьбе людей сводятся к трем основным категориям (Глава1) : I. Что такое человек II. Что человек имеет III. Что представляет собой человек Автор уделяет большое внимание рассмотрению взаимодействия внешнего мира с внутренним миром человека. Философ приходит к заключению, что внешний мир — это всего лишь отражение внутреннего мира человека: Нельзя не согласиться с этим. Отсюда следует вывод, что «наша личность — первое условие счастья». У человека можно отобрать все материальные блага, можно отнять близких людей, но никому и никогда не удастся лишить личность индивидуальности, собственных мыслей и чувств. Следовательно, категория «Что такое человек» — базовая, являющаяся неизменным критерием счастья или же напротив — несчастья индивидуума. 3 вопрос Анализируя приведенный текст, можно выделить несколько положений: Мир, в котором живет человек, зависит прежде всего от того, как его данный человек понимает; Умный человек в одиночестве найдет отличное развлечение в своих мыслях и воображении, тогда как даже беспрерывная смена собеседников, спектаклей, поездок и увеселений не оградит тупицу от терзающей его скуки; Здоровье перевешивает все внешние блага настолько, что здоровый нищий счастливее больного короля. Нельзя не отметить, что Шопенгауэр, конечно же, являясь сыном своего времени, отражает в своих идеях упаднические настроения эпохи предшествующей декадансу. Хотя, по сути, его классификация на "умных" и "дураков" отчасти соответствует действительности, но отчасти она спутана с классификацией черт характера интровертов и экстравертов. Конечно же, ненасытная жажда общения и развлечений может быть бегством от внутренней пустоты, но это так же может быть экстравертированым поведением. Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время -- говорит он -- человек же талантливый стремится его использовать. Если, как сказано выше, досуг является, так сказать, венцом человеческого существования, так как только он делает его полным обладателем своего «я», то счастливы те, кто при этом находят в себе нечто ценное; в большинстве же в часы досуга обнаруживается ни на что неспособный субъект, отчаянно скучающий и тяготящийся самим собою. Границы того, что один может дать другому, -- очень тесны; в конце концов, человек всегда останется один, и тут-то и важно, кто остался один. Здесь применимы слова Гете, которым он придавал общий смысл: «всякий, в конце концов, оказывается предоставленным самому себе» и Оливера Гольдсмита: «предоставленные самими себе, мы вынуждены сами ковать и искать свое счастье». 4 вопрос Сохраняя лишь тройное деление, Артур Шопенгауэр утверждает, что все, чем обусловливается различие в судьбе людей, может быть сведено к трем основным категориям: 1) Что такое человек: - т. е. личность его в самом широком смысле слова. Сюда следует отнести здоровье, силу, красоту, темперамент, нравственность, ум и степень его развития. 2) Что человек имеет: - т. е. имущество, находящееся в его собственности или владении. 3) Что представляет собою человек; этими словами подразумевается то, каким человек является в представлении других: как они его себе представляют; - словом это - мнение остальных о нем, мнение, выражающееся вовне в его почете, положении и славе. Шопенгауэр затрагивает и идею жизненных благ Также мыслитель выделяет такое понятие как субъективные блага – это предмет или явление, удовлетворяющие определенную человеческую потребность, отвечающие интересам, целям и устремлениям людей. Итак, субъективные блага, как-то благородный характер, большие способности, счастливый, веселый нрав и вполне здоровое тело, -- являются, по мнению Шопенгауэра, первым и важнейшим условием счастья и сообразно с этим, человек должен гораздо больше заботится об их развитии и сохранении, чем о приобретении внешних благ и почестей. Из всех перечисленных благ, Шопенгауэр выделяет на первое место веселость, веселый нрав. Только она является наличной монетой счастья; -- пишет он -- все другое кредитные билеты. Непосредственно давая нам счастье в настоящем, она является высшим благом для существ, действительность коих осуществляется в неделимом настоящем между двумя бесконечностями времени. 5 вопрос. Артур Шопенгауэр - немецкий философ XIX века, который считается одним из основоположников субъективного идеализма и одним из первых философов-иррационалистов. философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие вещи как интуиция, чувства, вера, инстинкт, откровения и т. п. Представителями данного направления являются Серен Кьеркегор, Фридрих Ницше, Вильгельм Дильтей и др. 6 вопрос. Иррационалисты отрицают или ограничивают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму или инородное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия, однако противоположное им сторонники – рационалисты- наоборот признают разум основой познания и поведения людей. Задача философа — очистить иррациональную душу от связывающих ее пут и соединить с рациональной, чтобы преодолеть духовный разлад и возвыситься над физическими обстоятельствами бытия. В этом заключается необходимость нравственного развития. Поэтому рационализм является не просто интеллектуальным методом, но и меняет как восприятие мира, так и природу человека. Рациональная личность видит мир через призму духовного развития и усматривает не только внешний вид, но и сущность вещей. Чтобы познать мир таким способом, следует вначале познать собственную душу. Данное течение является альтернативой идей иррационального философского направления. 7 вопрос. Шопенгауэре своим произведением оказал огромное влияние на многих известных мыслителей, включая Фридриха Ницше. Именно поэтому, на мой взгляд, данное произведение могло бы принадлежать или быть дополнено Фридрихом Ницше. Поскольку Ницше всю жизнь с отвращением относился к тем, кто пытается подменить действительное положение вещей какими-то иллюзорными объяснениями (будь то рационализаторские спекулятивные системы или утешающие моральные доктрины), в пессимизме Шопенгауэра он разглядел добросоветную попытку понять бытие таким, какое оно есть. Без какого бы то ни было сглаживания или причесывания для столь тонко душевно организованной и чувствительной натуры как человек. Для философии Ницше познание – это интерпретации, истолкования, органически связанные с внутренней жизнью человека, он справедливо отмечает, что один и тот же текст допускает многочисленные интерпретации, так как мысль – это знак со множеством смыслов. Чтобы понять вещь, надо человеческое перевести в природное, поэтому важнейшим средством познания и выступает перевод человеческого в природное. Но истолкование – это низшая ступень познания по сравнению с делом. 8 вопрос Однако есть философы, которые были абсолютно не согласны с идеями Шопенгауэра, например, Рене Декарт, который наоборот связывал поступки человека напрямую с его разумом. Его философия заключалась в подведении потенции разума к констатации, а точнее, восприятию основы любого явления или процесса в мире, чтобы воспринять очевидное. 9 вопрос Соглашусь с Шопенгауэром в том, что придание чрезмерной ценности мнению других — всеобщий предрассудок и половина переживаний, огорчений случается только из-за суждений других людей: «Во всём, что мы делаем и допускаем, мы едва ли не прежде всего другого принимаем в расчёт чужое мнение, и заботой о нём можно при ближайшем рассмотрении объяснить чуть ли не половину всех печалей и тревог, какие мы когда-либо испытывали…» Также я согласна с его идей о том, что «…С внешней стороны нужда и лишения порождают горе, а изобилие и обеспеченность — скуку. Сообразно с этим низшие классы находятся в постоянной борьбе с нуждою, т. е. с горем, а класс богатых, «приличных» людей — в непрерывной, часто поистине отчаянной борьбе со скукой…» Единственным, что может противостоять скуке и горю, является богатство духа. Это лишний раз подтверждает тот факт, что счастье зависит от личности человека. Духовно богатая личность будет философски относиться к перипетиям судьбы, что, несомненно, положительно повлияет на ход событий и психологическое состояние персоны. Шопенгауэр предостерегает нас об опасности стать человеком без духовных потребностей — филистером. Автор уделяет большое внимание рассмотрению взаимодействия внешнего мира с внутренним миром человека. Философ приходит к заключению, что внешний мир — это всего лишь отражение внутреннего мира человека: «Мир, в котором живет человек, зависит, прежде всего, от того, как его данный человек понимает, а следовательно, от свойств его мозга: сообразно с последним мир оказывается то бедным, скучным и пошлым, то наоборот, богатым, полным интереса и величия…» «Меланхолик примет за трагедию то, в чем сангвиник увидит лишь интересный инцидент, а флегматик — нечто, не заслуживающее внимания…» Нельзя не согласиться с этим. Отсюда следует вывод, что «наша личность — первое условие счастья». У человека можно отобрать все материальные блага, можно отнять близких людей, но никому и никогда не удастся лишить личность индивидуальности, собственных мыслей и чувств. Следовательно, категория «Что такое человек» — базовая, являющаяся неизменным критерием счастья или же напротив — несчастья индивидуума. |