Главная страница
Навигация по странице:

  • XIII в.

  • Вопрос 2 – Золотая булла 1356 г. и ее историческое значение

  • Основная часть документа состоит из 31 главы

  • Императора можно было сместить в трех случаях

  • Политические права, которые давались курфюрстам по «Золотой булле»

  • Вопрос 3 - Классов-сословий в соответствии с " Саксонским зеркалом»

  • Вопрос 4 – Земское право

  • Вопрос 5 – Ленники и ленное право в Саксонском зерцале

  • Саксонское зерцало. ИГПЗС - 24.01. Вопрос 1 Образование Священная римская империя германской нации


    Скачать 58.1 Kb.
    НазваниеВопрос 1 Образование Священная римская империя германской нации
    АнкорСаксонское зерцало
    Дата26.01.2023
    Размер58.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИГПЗС - 24.01.docx
    ТипДокументы
    #906495
    страница1 из 3
      1   2   3

    Вопрос 1 – Образование «Священная римская империя германской нации

    По Верденскому договору 843 г. из состава Франкской империи в самостоятельное государство была выделена Германия. В экономическом отношении Германия являлась одной из наиболее отсталых стран Европы. Здесь феодальные отношения развились намного позже, чем во Франции, — не ранее XI в. Д.ю.н. Н. А. Крашенинникова«В первой трети X—XII вв. Германия представляла собой относительно единое государство. Слабое развитие феодализма, внешняя угроза и активная политика централизации первых германских королей способствовали утверждению раннефеодальной монархии, временному усилению королевской власти. Королям удалось создать государственные объединения из племенных герцогств».

    Первоначально Германия включала четыре племенных герцогства (Саксонию, Франконию, Швабию, Аллеманию) и Баварию; позднее были присоединены Лотарингия и Фризия (Фрисландия - французские, итальянские и славянские земли). В борьбе с герцогами королевская власть пыталась опереться на поддержку церкви.

    Так, Оттон I (король Германии с 936 года, император Священной Римской империи с 962 года до 973) ввел так называемые "оттоновские привилегии", сущность которых состояла в территориальном расширении церковного иммунитета, распространенного на весь округ, где были расположены владения. С другой стороны, церковный иммунитет был расширен по своему содержанию: владелец иммунитета получил право высшей уголовной юстиции в пределах своего округа. Таким путем были созданы самостоятельные церковные округа, непосредственно связанные с королевской властью: король облагал церковные земли налогами в свою пользу, получал доходы с вакантных церковных должностей.

    Судебные функции в иммунитетном округе были переданы королевскому чиновнику – церковному фогту, находящемуся в прямом подчинении центрального правительства. Укрепив свои позиции, император Оттон I в середине Х в. предпринял удачную попытку завоевания Италии, что давало широкие возможности земельных и денежных захватов и укрепление королевской власти над епископами.

    Римский папа в это время нуждался в поддержке германского короля. В 962 г. он возложил на Оттона I императорскую корону. Возрожденная империя получила впоследствии название "Священной римской империи германской нации": "священной", т.к. во главе ее должны были стоять совместно папа и император при преобладании последнего; "римской", т.к. ее рассматривали как преемницу Западной римской империи; "германской", т.к. ставилась цель объединения Германии и Италии при господстве Германии.

    Таким образом, Германия как самостоятельное феодальное государство образовалось на землях восточных франков после распада Франкской империи. Особое значение в истории феодального государства Германии имели длительный конфликт между государством и церковью, и открытая борьба между германскими императорами и римскими папами. Оттон I (902—973) захватил значительные итальянские территории, часть которых преподнес Римскому папе (Папская область), за что был возведен последним в императоры. Так, в 962 г. в центре Европы возникла «Священная Римская империи германской нации» (до 1806 г.). Однако в отличие от Англии и Франции это государство оставалось раздробленным до 1871 г.

    В Германии политическая раздробленность продолжала усиливаться. В результате всех этих процессов Германское королевство уже в XIII в. фактически распалось на территориальные княжества. Причины этого явления:

    а) экономическое развитие Германии шло слишком неравномерно по отдельным районам;

    б) экономические интересы отдельных районов часто расходились;

    в) слабо развиты торговые связи между отдельными районами;

    г) ослаблению способствовала борьба германских императоров с папством;

    е) императорская власть была избирательной и не была связана с городским сословием, следовательно, не получала его поддержки.

    Император лишился возможности облагать налогами подданных и получал доходы только со своих собственных земель. Формально Германия была единым государством во главе с Императором. Однако на самом деле у императора не было реальных рычагов власти. Императорская власть не смогла создать систему центральных имперских учреждений и «вырастить» королевскую бюрократию. Империя фактически не имела столицы, казначейства, профессиональной канцелярии, постоянно действующего центрального суда, обособленного от королевской курии (придворного совета).

    Ухудшило положение период междуцарствия с 1254 по 1273 гг. В этот период были утрачены многие коронные земли и регалии, отошедшие князьям. Власть отдельных герцогств и княжеств усиливалась, когда как центральная власть окончательно перестала что-либо решать, только номинально. Период междуцарствия был связан войной с папами в Германии.

    Власть германских князей непрерывно росла. В начале XIII в. они приобрели высшую уголовную юрисдикцию, право чеканки монеты, основания таможен и право взимания податей. Политическое господство князей было юридически закреплено привилегиями, которые предоставил им новый император из династии Штауфенов Фридрих II (1220—1250).

    Фридрих II проводил политику угнетения народных масс и в Германии и в Италии. Он не давал никаких привилегий германским городам, запрещал городские союзы, цехи и выборы городских советов. С помощью князей он подавлял крестьянские восстания и вёл борьбу против народных движений, принимавших форму антицерковных ересей.

    Характеризуя гибельные последствия политики Штауфенов для судеб средневековой Германии, Ф. Энгельс указывал, что страна могла бы стать централизованным государством, если бы «... римский императорский титул и связанные с ним притязания на мировое господство не сделали невозможным конституирование национального государства и не привели к растрате сил в итальянских завоевательных походах... при этом общегерманские интересы все время предательски нарушались».

    Таким образом, начиная с XIII в. центральный аппарат империи во главе с императором лишь номинально являлся носителем государственной власти, а фактически находился в руках или под контролем курфюрстов. После гибели династии Штауфенов в борьбе с папами в Германии с 1250 по 1273 г. не было императора. В этот период междуцарствия были утрачены многие коронные земли и регалии, отошедшие к князьям. Это положение было юридически санкционировано "Золотой буллой" 1356 г., изданной германским императором и чешским королем Карлом IV.
    Вопрос 2 – Золотая булла 1356 г. и ее историческое значение

    Золотая булла 1356 г.. В 1356 г. германский император Карл IV выпускает постановление, известное как Золотая булла (грамота с золотой печатью и в особой упаковке).

    Император продолжал оставаться главой государства, олицетворял единство империи, но не имел реальной власти. Он исполнял в основном функции военного и внешнеполитического координатора действий немецких феодалов, что и было юридические санкционировано в Золотой булле. Карл Маркс назвал Золотую буллу "основным законом немецкого многовластия".

    Основная часть документа состоит из 31 главы: 6 – посвящены вопросам, связанным с избранием римского короля, который должен стать императором, 4 – попыткам установить феодальный порядок, а 21 – князья-избирателям, их привилегиям.

    «Золотая булла» закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управлении Германией фактически сосредотачивалось в руках семи курфюрстов. Императора можно было сместить в трех случаях (если его отлучали от церкви): Он сомневается в истинной вере; Оставляет свою законную жену; Разрушает Божий храм.

    В «Золотой булле говорится», что при равенстве голосов решающий голос принадлежал архиепископу Майнцкому. Он был председателем коллегии курфюрстов, которая должна была собираться во Франкфурте-на-Майне.

    «Золотая Булла» узаконила частные войны, кроме войн вассалов против сеньоров: такие войны были воспрещены. Также ЗБ запретила союзы городов. Коллегия имела право суда над императором. Политические права, которые давались курфюрстам по «Золотой булле»:

    - Полная политическая самостоятельность курфюрстов, их равенство императору;

    - Неделимость, территориальное верховенство, переход по наследству курфюршеств;

    - Курфюрсты могли иметь собственность на недра и их эксплуатацию, взимали пошлины, чеканили собственную монету;

    - Курфюрсты не платили при инвеституре лена полагающегося императору взноса.

    - Также имели право высшей юрисдикции в своих владениях.

    Как отмечает Н. А. Крашенинникова, доктор юр. наук, “в Германии была юридически оформлена олигархия нескольких крупнейших феодалов. Курфюршества были объединены только общим подданством императору и не обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами (эта прерогатива сохранялась за императором)”.

    Таким образом, "Золотая булла" закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией сосредоточивалось в руках семи курфюрстов. "Золотая булла" подробно регламентировала процедуру выборов императора курфюрстами. Признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору. Она закрепила права их территориального верховенства, установила неделимость курфюршеств, переход их по наследству. Они имели право высшей юрисдикции в своих владениях. Вассалам было запрещено вести войны против сеньоров, городам — заключать союзы против курфюрстов.
    Вопрос 3 - Классов-сословий в соответствии с " Саксонским зеркалом»

    Вся классовая структура Германии в XIII веке соответствовала всей совокупности господствовавших отношений феодального землевладения. Поэтому содержание и форма этой собственности раскрываются в структуре феодального общества. В "Саксонском зеркале" связь земельных прав с классовой принадлежностью очень последовательна во всех частях памятника. Средневековое германское право знало деление лиц на два рода: а) по правам государства, что соответствовало определенному отношению к суду (подсудности) и б) по воинскому званию (щиту). Оба деления были непосредственно связаны с землевладением, с земельными правами, и оба деления были строго классовыми.

    Первое деление различало свободных и зависимых, отражая, прежде всего, основное классовое деление феодального общества. Все правовые памятники Средневековья, включая "Саксонское зеркало", исходят из этого разделения и основного неравенства людей. Автор "Саксонского зеркала" не оправдывает неравенство людей. Эйке пишет, что "по правде говоря, мой ум не может понять, что кто-то должен быть собственностью другого" . "Воистину, - продолжает Зеркало, - крепостное право имеет своим источником принуждение, и плен, и несправедливое насилие, которое издревле производилось от неправедного обычая, а теперь хотят возвести его в закон" . Интересной интерпретацией этих мест является Саксонское зеркало "в блеске". Согласно объяснению глоссаторов, человек свободен по естественному праву, но в нынешней правовой системе преобладает иной принцип, который предусматривает, что человек может быть собственностью другого. Помимо основного деления на свободных и зависимых, "Саксонское зеркало" проводит различие в правах внутри этого основного деления, отмечая многочисленные категории обоих. Тем не менее основное деление настолько существенно, что "Саксонское зеркало", исходя из того, что вергельд (пеня) устанавливается по происхождению , определяет одинаковую сумму вергельда и пеню (компенсацию) для всех свободных людей (от князей до шеффенов) в размере 30 шиллингов . Глосса объясняет, что Земельное право здесь, в отличие от феодального, относится к разделению на свободнорожденных и несвободных. Разделение свободных на "благородных" (freie Herren) и свободных, но "не благородных" (Schoffenbarfreie) проводило черту между верхушкой правящего класса, в руках которой сосредоточена крупная земельная собственность, и остальными свободными. В первую группу входили князья и графы. Принцы были непосредственными вассалами короля. Они были облечены от имени короля знаменными лентами и правом двора. - Имперские принцы не должны иметь никакого другого светского господина, кроме короля. Нет знаменного феода, с которым кто-либо мог бы стать императорским князем, если бы он не получил этого феода от короля" . Принцы должны были выполнять королевскую службу и участвовать в королевском дворе. Церковные князья (епископы, аббаты), будучи избранными, должны были сначала получить лен, а затем они могли вступить в должность . Княжеский штраф был установлен в 100 фунтов. За князьями следовали их вассалы-графы. Они, как правило, принадлежит протоколу судебного заседания. Их землевладение было связано с правом императорского двора, правом судить по приказу короля. Воинские звания щитов щита первого принадлежали королю, второго и третьего-князьям, четвертого-графам. Второй щит включал светских императорских князей и церковных князей (епископов, аббатов и аббатис), а третий щит включал тех светских князей, которые были вассалами епископов.

    Ниже этих "дворянских" помещиков было свободное сословие, но не "дворянское" - свободное "шеффеновское сословие". Их название произошло от права участвовать в качестве scheffens в епископских и земских судах . Они были незаменимыми участниками окружного суда. "Саксонское зеркало" даже предусматривает случай, если все шеффены вымрут в каком-либо графстве. Тогда король мог особым решением освободить имперских министров и назначить их шеффенами, чтобы "установить справедливость и поддерживать там королевский двор" . Вергельд и Шеффен были такими же, как и "дворяне", что подчеркивало их свободное государство. Они должны были иметь земельный участок размером не менее трех гуфов. Их Scheffen достоинство было наследственное. Согласно военно-феодальной иерархии, поместье Шеффенов принадлежало к пятому щиту. Отношение лиц Шеффенского сословия к рыцарству, связанному с правом владения феодом, было таково, что шеффены могли владеть рыцарскими феодами. Позже, в XIV веке, в связи с развитием рыцарского сословия и формированием дворянства (и с выделением высшей группы внутри дворянства), шеффенское сословие превратилось в низшую категорию "дворян". На самом высоком уровне зависимых сословий находились ministeriales (Dienstleute). Это был класс обслуживания. Зависимость служителей определялась именно их служебным положением. Министры занимали самые разные должности и делились на ранги. В лучшем положении находились императорские служители, но они также резко отличались от привилегированного класса; они не пользовались даже такими правами, как право быть деревенским старостой или (сельским) судьей. Однако постепенно их положение стало меняться к лучшему. Сначала императорские, а затем и остальные министры стали переходить на положение лиц, принадлежащих к новому свободному рыцарскому сословию. Их официальный статус постепенно превратился в феод, а министры-в вассалов. Еще в 1300 году в Мекленбургском министерском законе говорится о "законных правах свободы" (jura legitima libertatis) министров. Из них в XIV в. Образовалось низшее дворянство, экономической основой которого была мелкая система хозяйства (Meierrechts-Verfassung), возникшая на рыцарских феодах. Именно тогда особенно важным стало новое классовое деление - деление на свободных рыцарей и свободных не-рыцарей.

    В XIII веке, как свидетельствует "Саксонское зеркало", служили. Как правило, они все еще находились в положении зависимых людей. Автор" Саксонского зеркала " подчеркивает, что под властью каждого мастера служители имеют права, установленные их хозяином . "Саксонское зеркало" даже решает вопрос о том, к какому господину принадлежат дети служителей, если их родители являются служителями разных суверенных лордов . Если господин отпускал своего служителя, то он приобретал (как и освобожденный крепостной) только права свободного арендатора-помещика . Феодалы-собственники имели право обмениваться своими министрами . Согласно феодальному закону, если господин отдавал министерскую землю, то это осуществлялось не на основе феодальных отношений (вассалитета), а по домениальному (вотчинному) праву . Осуществляя свое право наследования по Земельному праву наравне со свободными, служители не могли, однако, ни оставлять наследства, ни получать наследства вне власти своего господина, то есть вне круга лиц, находящихся под властью того же господина . В случае лишения прав министра его землевладение не могло выйти за пределы власти его господина. Однако имперские служители, наряду со свободными, уже могли быть свидетелями и заседателями в суде, связанными официальной присягой королю . Все это указывает на то, что большинство министраций XIII в. они еще не были равны свободным, но занимали зависимое положение, находясь на высшей ступени зависимых сословий.

    Низ социальной лестницы образовывали различные категории крестьян. Гораздо позже они слились в более или менее однородную массу. "Саксонское зеркало" выделяет несколько категорий крестьян.Два класса чинчевиков находились почти в одинаковом положении: они юридически считались свободными, могли быть избраны на должность пристава если имели не менее трех гуфов, имели право быть заседателями в Шульгейском суде , были защищены одним и тем же наказанием и одним и тем же вергельдом и т. Во-первых, это бергенди. Они несли кассовую службу , находились не под юрисдикцией территориального суда, а суда шульт-это сельские старосты. В этом, в отличие от лиц Шеффенского сословия, с одной стороны, и от слуг, с другой, проявлялась их зависимость от графа как землевладельца. Во-вторых, простые землепользователи, которые платили чинше его хозяину. Глосса объясняет, что бигельды такие же, как и обычные землепользователи, и разница между ними только в том, что бигельды имели право продать свою землю и передать ее по наследству, а простые землепользователи не имеют права распоряжаться своей землей.

    Далее, в порядке убывания, категория свободных крестьян образовала арендаторов-линьяссу. Это безземельные крестьяне, которые сидели в качестве арендаторов на чужих землях, приезжие, которые временно обрабатывают чужую землю. "Они приходят и уходят, как гости, и не имеют никакой собственности в стране" . Крестьяне этой категории юридически считаются свободными и защищенными штрафами и теми же кровными деньгами, что и землепользователи. Линьясса участвовал в суде гограф (низший суд). Освобожденный на свободу крепостной приобретал право на Земельный надел .

    Помещичья система заканчивается перечнем категорий крестьян, которые были допущены бесплатно. Далее шли уже полусвободные крестьяне-литы ,батраки и несвободные крепостные. "Саксеншпигель" в нескольких местах упоминает литов как землепользователей более низкого ранга. Глосс к объясняет: "Тот, кто в Саксонии родился в области шинш, называется лит, и он не может покинуть землю без согласия своего господина." Очевидно, литы-потомки тех крестьян, которые жили на чиншевских землях и были зависимы от землевладельца. "Саксонское зеркало" утверждает, что завоеванные крестьяне были оставлены на земле как литы, когда саксы были установлены, и что эта категория крестьян якобы происходит отсюда . Штраф (компенсация) литов составляет 20 шиллингов и 6 1/2 пфеннига, а их вергельд-9 фунтов. Ниже литов на социальной лестнице стояли рабочие. "Саксонское зеркало" говорит о них, что они произошли от литов, которые потеряли свои права. Для них были установлены презрительное наказание и вергельд . Наиболее бесправной категорией крестьян были крепостные. Они были собственностью своего хозяина.

    Вопрос 4 – Земское право

    Саксонское зерцало довольно подробно регулирует правовой статус женщины, ее личные и имущественные права тщательно охраняются[1]. В браке женщина находится под опекой мужа и «принадлежит к одному с ним сословию», а «после смерти мужа она освобождается от прав (в отношении к ней) мужа» (ЗП, кн. III, ст. 45, § З)[2]. О сохранении родовых отношений свидетельствует норма, согласно которой после смерти мужа женщина восстанавливала родственные связи со своей семьей: в этом случае ее опекуном становился ближайший родственник одинакового с ней происхождения, способный носить оружие, а не родственник мужа (ЗП, кн. I, ст. 45, § 1).

    СЗ устанавливает режим общности имущества супругов, которым распоряжался муж (ЗП, кн. I, ст. 31, § 1, 2), но в имуществе выделяются части, принадлежащие жене. СЗ относит сюда «утренний дар» — подарок мужа при вступлении в брак, который состоял из движимого (домашние животные) и недвижимого имущества (усадебный участок и дом); «женскую долю», включавшую домашнюю утварь, предметы личного пользования, женские украшения; пожизненное содержание жены в случае смерти мужа (ЗП, кн. I, ст. 20, 21, 24, 32)[3].

    Женщина могла пожаловаться в суд на своего законного опекуна, «что он отнимает у нее ее имение» или «отчуждает ее имение навсегда или на время fee] жизни» (ЗП, кн. I, ст. 44). Если в этом случае законный опекун трижды не являлся в суд, он терял право опеки, которое передавалось другому лицу (ЗП, кн. I, ст. 41).

    Неравноправное положение женщины четко прослеживается по ленному праву[4]. Ей было запрещено ношение оружия (ЗП, кн. II, ст. 71, § 3), наряду с клириками, крестьянами и купцами она была отнесена к кругу лиц, лишенных ленного права (ЛП, гл. 1, ст. 4). Исключение составлял случай, когда монахиня становилась священнослужителем высокого ранга — аббатисой, при этом она «может приобрести от государства право военного щита» (ЗП, кн. I, ст. 26). Мужчина и женщина могли получить лен совместно, но и в этом случае мужчине предоставлялось полное право на владение женским имуществом (ЛП, ст. 56, § 1).

    Несмотря на распространение христианства, СЗ предусматривает возможность законного расторжения брака. Развод неоднократно упоминается, достаточно подробно регулируются его имущественные последствия. Если муж расторгал брак, жена получала право на пожизненное содержание, право пользования земельным участком, но теряла право на «утренний дар» (ЗП, кн. I, ст. 21, § 2; кн. III, ст. 74). При разводе или после смерти мужа или жены принадлежавшая жене недвижимость переходила наследникам жены (ЗП, кн. I, ст. 31, §1,2)'.

    С семейным статусом лица были тесно связаны его наследственные права. По СЗ отсутствует наследование по завещанию, допускается только наследование по закону[5] [6]. Поэтому СЗ устанавливает четкий порядок родственных связей: «Как феодальная лестница кончается на седьмом щите, точно так же и родство заканчивается седьмой степенью» (ЗП, кн. I, ст. 3, § 2 и З)[7].

    Наследование происходило по сословному принципу, требовался равный или более высокий статус наследников. Особенность германского наследственного права — это различия в наследовании по ленному и земскому праву, которые предопределялись правовым статусом наследников и характером наследуемого имущества. По ленному праву лен и военное снаряжение передавались по наследству в соответствии с принципом майората (ближайшему нисходящему по мужской линии). Остальное имущество делилось между родственниками умершего семи степеней родства в соответствии с земским правом: «Хотя по ленному праву господин (сеньор) передает лен отца только одному сыну, но этого нет по земскому праву, чтобы он (сын) один его получал, разве только он предоставил своим братьям то, что им причитается в ленном имуществе» (ЗП, кн. 1, ст. 14, § 1; см. также: ЗП, кн. I, ст. 20, 21, 24, 32; ЛП, гл. 1, ст. 35, 69). Несовершеннолетним наследникам ленного имущества назначался опекун — старший из способных носить меч родственников (ЗП, кн. I, ст. 23, § 1).

    Различный правовой режим имущества женщины предполагал двоякого рода передачу его в порядке наследования в соответствии с земским правом: «женская доля» — родственнице, ближайшей по женской линии, а наследство (прочее) — ближайшему родственнику независимо от пола (ЗП, кн. I, ст. 27, § 1). В случае смерти мужа женщина сохраняла «утренний дар», «женскую долю» и пожизненное содержание, на которое не могли претендовать иные наследники (ЗП, кн. I, ст. 21, § 2). Наследственные отношения матери и детей регулировались по принципу «мать — гость в доме сына, сын — гость в доме матери», что влекло, например, преимущественные права наследования невестки перед проживавшей в доме сына (мужа) свекровью после его смерти (ЗП, кн. I, ст. 20, § 2).

    Военным происхождением ленного держания объясняется наличие в СЗ нормы о том, что лица с физическими недостатками подвергались ограничениям в наследственных правах по ленному праву, однако не лишались наследства по земскому праву: «...если родится ребенок немым, или безруким, или безногим, или слепым, то он наследник по земскому праву, но не наследник лена» (ЗП, кн. I, ст. 4). Дети, рожденные вне церковного брака, также подвергались ограничениям в правах (ЗП, кн. 1, ст. 16, § 2; 37; 38, § 3; 48, § 1; 50, § 2; 51, § 2 и др.), полнородные братья и сестры имели преимущественные наследственные права перед неполнородными (ЗП, кн. II, ст. 20, § 1). Пришлое население получало свои наследственные права в соответствии с местным правом, персональный принцип применения права уступает здесь место территориальному: «Каждый пришлый приобретает наследство в Саксонии по праву страны, а не по личному праву, будь то баварец, шваб или франк» (ЗП, кн. I, ст. 30)'.

    Состязательный процесс по гражданским и уголовным делам. Каждый "мог подать иск о том, что его задевает", и вызвать на суд ответчика. Обычно истец и ответчик участвовали в процессе через представителя ("говорителя"), который произносил процессуальные формулы, ибо оговорка влекла за собой проигрыш дела. Для неявки в суд были только четыре законные причины: арест, болезнь, имперская служба и крестовый поход.

    Основными доказательствами в суде были свидетельские показания и присяга. По уголовным делам допускался также "божий суд" в виде судебного поединка, если шеффены дадут на него согласие. Назначение судебного поединка ограничивалось принципом сословного равенства, а также процессуальными правилами, которые подробно изложены в "Саксонском зерцале". В зависимости от результата поединка побежденный ответчик подлежал обычному суду как виновный в преступлении, а победивший ответчик освобождался от обвинения, уплаты штрафа и возмещения истцу и суду. В случае троекратного невыхода "в поле" ответчик признавался проигравшим дело и подлежал суду.

    СЗ уделяло большое внимание доказательственной стороне процесса и настаивало на надлежащем изобличении обвиняемого, без чего запрещалось выносить решение о наказании.

    В земском праве существовал любопытный институт "оспаривания решения". Оспаривание решения должно было происходить стоя, лицом равного с заседателями сословия. Оспаривающий просил предоставить "скамью" для предложения другого решения, которое показалось бы сторонам более справедливым. Однако если оспоривший решение не добивался удовлетворения своих требований, он должен был уплатить возмещение тому, чье решение он оспорил, а также штраф и судебные издержки.

    Споры между сеньором и вассалом должны решаться в ленном суде. О желании судиться со своим ленником сеньор должен был заранее и при свидетелях известить своего вассала. Суд должен был идти открыто и в присутствии других (не менее 7 человек) вассалов. От единичных обвинений можно было очиститься присягой. За непочтение к сеньору, нарушения процедуры ленника ждал штраф («Зерцало», однако, специально оговаривало, что нельзя считать за такое непочтение, если кто в суде «чихнет, сморкается, сгоняет мух» и т. п.). Видимо, порядки в таких сеньориальных судах были весьма произвольными, и требовалось придать им хоть какое-то подобие права.

    Судебная процедура в целом сохраняла значительные остатки прежней общинной юстиции и еще мало походила на собственно юридический суд. Самые мелкие дела (о вреде на сумму до 3 серебряных шиллингов) судил сельский староста. Он же был вправе определять наказание и по уголовному делу, если от момента совершения преступления прошло не более суток (т. е. все и вся было налицо). Преступников, пойманных с поличным, следовало судить тотчас (пока не прошли сутки) специально выбранному тремя общинами гографу. Высшая юстиция была представлена судом графа, в котором участвовали свободные сословия (шеффены). Самой высшей инстанцией был королевский суд, в который теоретически разрешалось обратиться любому с любым делом. Важным новшеством судебных узаконений в «Зерцале» было признание исключительно территориальной подсудности (по тому, где жил ответчик); древний порядок личной подсудности вышел из обыкновения.

    Споры об имуществе и долгах решались обычным состязательным порядком. В качестве доказательств важнейшим была присяга. В случае уголовных обвинений (в нарушении «королевского мира») основным способом выяснения отношений в суде был судебный поединок. В «Зерцале» детально описывался порядок вызова на поединок, роль судьи, каким вооружением и в какой одежде его можно проводить. Чтобы поединок не превращался в свальную драку родственников и помощников, специально оговаривалось: «Мир должен быть обеспечен на поле под страхом смертной казни, чтобы никто не мешал их поединку». Наказание должно быть неотвратимым: судья, который по каким-то причинам не разрешал дела, подлежал тому же, к чему мог быть по праву осужден преступник.
    Вопрос 5 – Ленники и ленное право в Саксонском зерцале
    Одним из самых важных и известных сборников немецкого областного права той эпохи стало «Саксонское Зерцало»*. Оно было составлено (записано) в 1221 – 1235 гг. ученым-судьей рыцарского сословия Эйке фон Репгофом (из Репгофа). Время, когда было записано «Саксонское Зерцало», было эпохой культурного и политического подъема Саксонии. Это отразилось в стремлении представить правовые традиции «Зерцала» как образцовые. Но в стихотворном введении составитель не забыл отметить традиционный характер предложенных им правил и норм: «И право то, что здесь дано,/ Не выдумано мной оно,/ А с давних пор от предков перешло».

    Основную часть «Саксонского Зерцала» составил свод Земского права (в З книгах, каждая из которых насчитывает от 70 до 90 ст.). Второй частью стал небольшой (в 3 главах и около 200 статей) свод ленного права, первоначально написанный по-латыни. Разделение это было принципиально и связано с социальной адресованностью записанных правил. Свободные люди разных сословий объединялись тогда в правовом отношении в два больших класса: господ и просто свободных землевладельцев. Земское право адресовалось основной массе свободных, подсудных общинному (шеффенскому) суду. Ленное право регулировало отношения внутри класса господ в связи с их феодально-служебными связями и иерархией. «Саксонское Зерцало» не было, однако, простой записью местных обычаев и традиций феодального права. Многие правила и институты были позаимствованы из римского права, а также (несмотря на в целом отрицательное отношение составителя к верховенству церкви и папы) из канонического права.

    Ленное право было основой всех имущественных отношений. Правовое положение человека вообще определялось по его месту в феодально-служебной иерархии: все свободные разделялись на условные 7 «щитов», начиная с короля. Это разделение не было присуще только «Зерцалу», а имело публично-правовое обоснование во всей системе феодальных связей в Германской империи (см. § 31.1). Только принадлежность к одному из таких классов предоставляла возможность быть полноценным собственником ленных земель. Духовенство, женщины, крестьяне, купцы, незаконнорожденные дети, особо лишенные своего статуса не могли быть причислены к ленному праву. Соответственно, они считались только пожизненными держателями так или иначе перешедших в их владение земель и не передавали их по наследству. Причисление к ленному праву было взаимосвязано с рыцарским достоинством: никакие другие юридические основания не давали прав на лен. И даже в спорах между двумя претендентами на лен прямо рекомендовалось предпочитать интерес того, кто «имеет военный щит».

    Ленно-вассальные отношения представляли своего рода договор. Он заключался в определенной процедуре и со взаимными обязанностями сеньора и вассала. Получивший от кого-либо лен должен был принести присягу, обязаться оказывать «уважение» и нести службу, участвовать в суде сеньора. Однако право жестко ограничивало сроки военной службы и даже ее порядок: королевская служба исполнялась только 6 недель в году за счет самого ленника и только в исконных «тевтонских» землях (т. е. заграничные походы требовали согласия самого вассала), о походе следовало извещать ленника не менее чем за 6 недель.

    За ленником признавались, по существу, права собственности на его лен. Его наследники без ограничений и без вмешательства сеньора вступали в права наследования, следуя принципу майората. Правила земского права требовали, однако, чтобы другие братья были вознаграждены из общей суммы наследства. Не могли считаться наследниками дети-уроды, калеки, слепые и т. п. (поскольку на них не могли быть возложены военно-служилые обязанности). В течение 1 года и 6 недель новый владелец лена должен был принести присягу сеньору в присутствии других вассалов. Если этого не происходило (по вине сеньора), то ленник становился самовластным собственником. Нельзя было отобрать у наследника лен, не принять его присягу – в этих случаях права собственности также охранялись неукоснительно: «Согласно праву, ленник сохраняет то, чем господин вопреки справедливости отказался его наделить». До вступления в права наследства будущий ленник (юность определялась возрастом от 12 до 24 лет) оставался под опекой сеньора. Но с 13 лет он уже мог быть признан полноценным ленником, с 12 лет имел право получать доходы от лена.

    Лен (т. е. феодальное пожалование) мог быть предоставлен не только в виде земельных владений. В качестве лена могло быть дано право на сбор в свою пользу таможенных пошлин, на чеканку монеты, виноградники и т. п. Мог быть отдельно судебный лен – право вершить сеньориальный суд и получать в свою пользу штрафы. Особым качеством обладал городской лен. Такой ленник не нес собственно военной службы, но, живя в городе, обязывался защищать город в случае нужды; пользовался он и другими привилегиями. Категорически запрещалась передача лена на срок – это не считалось уже ленным владением. Правда, сложился своеобразный институт ожидания лена, когда (видимо, в силу нехватки земель, иных выгод) сеньор назначал наследником другого вассала, который ждал, пока лен «освободится».

    Наряду с полноценной собственностью признавалось право владения, в том числе и леном. Ненасильственное, неоспариваемое владение охранялось и не могло быть отторгнуто. При истечении срока давности владения – в 30 лет 1 год и 1 день (институт приобретательной давности очевидно был перенят из римского права с присоединением срока ленной присяги) – владелец становился собственником. Право владения признавалось и за женщинами. Считалось, что наутро после брачной ночи супруг должен подарить жене некоторое имущество, слуг и т. п., которыми распоряжалась она сама («утренний дар»). Однако наследование по женской линии ограничивалось, «так как женщины по своему полу все лишены наследства вследствие греха их предков».

    Собственнические права не были неограниченными. Во-первых, имелись земли («заповедные леса»), использование которых вообще запрещалось, включая возможность охотиться, собирать плоды и т. п. Во-вторых, права даже полноценных собственников простирались только «на глубину сошника». Зарытые и найденные в земле клады считались королевским достоянием. Разрабатывать недра (по тому времени – серебряные рудники) можно было только с разрешения (т. е. концессии) того, кому принадлежали верховные сеньориальные права на эти земли.

    Наследственные имущественные права признавались и за основной производительной силой тогдашнего общества – крестьянами-чиншевиками (кроме них, был и слой крепостных людей, права которых не описывались из-за огромного, как отмечалось, их разнообразия и чисто местного значения). В случае неуплаты вовремя оброков-чинша крестьяне уплачивали двойные нормы в качестве штрафа. «Зерцало» содержало и точный перечень повинностей, а также их размеров, которые полагалось платить сеньору. Требовать свыше установленного считалось нарушением прав.

      1   2   3


    написать администратору сайта