Главная страница
Навигация по странице:

  • Философия науки

  • Научное познание

  • Эмпирические методы Теоретические методы

  • Вопрос 11. Логика развития научного знания и принцип фальсификации: философия науки К. Поппера

  • Вопрос 17. Философские основания научного познания: философия Ф.Бэкона

  • Путь муравья

  • Подготовка к экзамену по философии. Подготовка к экзамену 3,11,17. Вопрос Основные методы научного познания


    Скачать 20.91 Kb.
    НазваниеВопрос Основные методы научного познания
    АнкорПодготовка к экзамену по философии
    Дата18.06.2022
    Размер20.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПодготовка к экзамену 3,11,17.docx
    ТипАнализ
    #601593

    Вопрос 3. Основные методы научного познания

    Пролог: Что представляет собой знание, добытое научным способом?

    Является ли оно истинным, можно ли ему доверять и безусловно опираться на него?

    Чем научное знание отличается от мифологии, художественной литературы, философии, обыденного знания?

    Наука – это система развивающегося знания, которое добывается в ходе деятельности людей посредством соответствующих методов познания и выражается в понятиях, проверяемых практикой.

    Философия науки – раздел философии, направленный на изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

    Метод – совокупность приемов получения определенного результата (научного знания).

    Научное познание – в отличие от вненаучных способов познания, такой тип познания, который характеризуется наличием разработанной теории, доказательностью, систематичностью, понятийностью, наличием собственной терминологии. 

    Выделяют 2 вида (метода) научного познания:

    Эмпирические методы

    Теоретические методы

    • Наблюдение

    • Эксперимент

    • Измерение

    • Описание


    А также Методы логической обработки:

    • Научная Индукция (от частного к общему) – Ф.Бэкон

    • Дедукция (от общего к частному) - Р.Декарт

    • Анализ

    • Синтез

    • Классификация

    • Объяснение и предвидение


    А также ряд приемов:

    • Абстрагирование

    • Обобщение

    • Сравнение

    • Аналогия

    • Формализация

    • Идеализация

    • Моделирование

    Вопрос 11. Логика развития научного знания и принцип фальсификации: философия науки К. Поппера

    Пролог: Карл Раймунд Поппер (1902-1994) родился в Вене в семье профессора права.

    Выявление логики развития науки означает уяснение закономерностей научного прогресса, его движущих сил, причин и исторической обусловленности. Современное видение этой проблемы существенно отличается от того, что господствовало до середины XX века.

    Существует две модели развития науки – парадигмальная концепция и концепция методологии научно-исследовательских программ.

    1. Парадигма - совокупность теоретических, методологических, технических и ценностных установок, образующих основу научных исследований, проводимых в данный исторический момент.

    2. Суть методологии научно-исследовательских программ: развитие науки должно осуществляться на основе рационального выбора и конкуренции научно-исследовательских программ.
      Научная революция – это вытеснение одной программы другой.

    Принцип верифицируемости был подвергнут критике и пересмотру в постпозитивизме. Главный критик этого принципа К. Поппер исходил из необходимости различения функций подтверждения и опровержения в научно-познавательном процессе.
    Верификация (лат. verus – истина и facio – делаю) как критерий научности, предполагает, что любые утверждения и обобщения, которые делает наука, должны сводиться к конкретному опыту и основываться на нем. 
    Именно поэтому в противоположность принципу верифицируемости К. Поппер разрабатывает свой так называемый принцип фальсифицируемости и выдвигает его в качестве критерия научности и способа обоснованности научного знания.

    Принцип фальсифицируемости - разработанный К. Поппером принцип, в соответствии с которым научная теория несет в себе возможность своего опровержения.
    Согласно данному принципу научной следует объявить лишь ту теорию, которая допускает возможность своего опровержения и в этом смысле осознает свои границы. Теория, которая претендует на абсолютную истину и отсутствие границ применимости своих положений, ненаучна. Так, именно принцип фальсифицируемости становится методом разграничения научного знания от метафизики и важным критерием обоснованности научного знания.
    Наука, согласно К. Попперу, развивается благодаря выдвижению смелых предположений и их последующей беспощадной критике путем нахождения контрпримеров.
    Вопрос 17. Философские основания научного познания: философия Ф.Бэкона

    Суть философии Фрэнсиса Бэкона — эмпиризма — заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта накопило человечество, тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе. В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: «Знание — сила».

    Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция.

    Индукция — метод научного познания от частного (единичного) к общему, который лежит в основе, наряду с экспериментальным методом, эмпирической философии, начиная с Ф. Бэкона.

    Под индукцией Бэкон понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления).

    Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта — в расширении возможностей, интенсификации процесса познания.

    Недостаток индукции — ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса). Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, — в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.

    Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:

    «Путь паука» — получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума».

    «Путь муравья» — такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма).

    «Путь пчелы» — наиболее совершенный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему «снаружи») и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность.

    Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.


    написать администратору сайта