ипм. Вопросы Сущность философии
Скачать 133.96 Kb.
|
Вопросы 1. Сущность философии. 2. Структура мировоззрения. 3. Исторические формы мировоззрения. 4. Предмет философии и структура философского знания. 5. Функции философии. 6. Характерные черты и представители классической философии 7. Характерные черты и представители неклассической философии 8. Общая характеристика категорий бытие и небытие. 9. Уровни (формы) Бытия. 10. Основные вопросы и категории гносеологии. 11. Истина и ее критерии. 12. Категории «Заблуждение, ложь, ошибка». 13. Различия метафизики и диалектики. 14. Этика и предмет ее изучения. 15. Биоэтика как подраздел прикладной этики. 16. История философии и подходы к ее изучению. 17. Субстанциональная и релятивистская концепции пространства и времени 18. Общая характеристика детерминизма 19. Синергетика как парадигма науки 20. Законы диалектики 21. Философия милетской школы. 22. Философия школы Элеатов 23. Философия Сократа 24. Философия Платона 25. Философия Аристотеля 26. Общая характеристика Патристики и Схоластики. 27. Философия Аврелия Августина 28. Философия Ф. Аквинского 29. Философская концепция Ф. Бекона 30. Философские воззрения Р. Д’Карта 31. Социальная философия Т. Гоббса 32. Пантеистическая философия Б. Спинозы 33. Метафизика Г. Лейбница 34. Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма 35. Философия И. Канта 36. Эстетический идеализм И. Фихте 37. Философия Г.В.Ф. Гегеля. 38. Антропология Л. Фейербаха. 39. Философия марксизма 40. Философия А. Шопенгауэра 41. Философия Ф. Ницше 42. Философия С. Кьеркегора 43. Философия М. Вебера 44. Особенности и этапы развития Русской философии. 45. Спор западников и славянофилов 46. Спор стяжателей и иосифлян (Н. Сорский, И. Волоцкий) 47. Философия русского космизма 48. Философия экзистенциализма 49. Фрейдизм и неофрейдизм. 50. Философия постмодернизма Начало формы 1.Сущность философии.. Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение имеет определенную структуру: знание (обыденные и научные), убеждения, вера, принципы.Оно вбирает в себя опыт познания человеком окружающего мира, философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например: в эпоху Возрождения, основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Кроме того мировоззрение и философия решают проблемы человека в различных аспектах. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме. Философия зародилась около 2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия - любовь к мудрости. Вопрос о том что есть мир - основной вопрос философии. Его решение обозначает основные подходы к осмыслению и других философских проблем, поэтому философия разделилась на 2 основных направления: философский материализм (Демокрит), и философский идеализм (Платон). Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. ей свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, а мир как целое.Сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому она имеет следующие функции: 1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира. 2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук. 3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей. 4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего. 5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов. 6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени. 7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ. 2. Структура мировоззрения Мировоззрение включает в свою структуру знания, убеждения, ценности, идеалы и другие компоненты. Знания – это совокупность достоверных сведений о природных явлениях, жизни общества, самом человеке и др. Знания являются основным компонентом мировоззрения. Убеждения- представляют собой сформированные или формирующиеся на основе знаний потребности человека мыслить и действовать в соответствии с избранными жизненными ориентирами или ценностями. Главным элементом убеждений являются принципы или определенные правила отношения человека к миру, другим людям, различным явлениям и событиям, к самому себе. Ценность– это понятие, которое характеризует объекты и процессы, их свойства (включая идеи, знания), являющиеся жизненно важными (в положительном, отрицательном и нейтральном значениях) для человека. Во все времена основополагающую роль в выборе жизненной позиции играли материальные и духовные ориентиры и ценности. Высшей ценностью, интегрирующей и регулирующей проявления других ценностей, являются идеалы. Идеал– мысленно конструируемое, более совершенное в сравнении с настоящим, должное состояние реальности, к которому надлежит стремиться. Важной чертой мировоззрения является сравнительная характеристика явлений мира, истолкование его происхождения и изменчивости. Все это говорит о наличии в мировоззрении элементов миропонимания, в основе которого лежит способность логического, рационального мышления.Мировоззрение складывается в процессе деятельности человека, его адаптации к социальным и природным условиям существования и выполняет активную роль в практическом изменении человеком окружающей действительности и самого себя.В структуре мировоззрения можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты: 1) познавательный, опирающийся на общие знания о мире, природе, обществе, человеке; 2) ценностный, включающий ценности, идеалы, убеждения; 3) эмоционально-чувственный, основывающийся на мироощущение, мировосприятии, т. е. определенном переживании своего рационального и деятельностного отношения к миру, событиям в нем; 4) практический, задающий содержание и направленность человеческого поведения и деятельности по отношению к природе, обществу, самому человеку с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей. 3. Исторические формы мировоззрения. В современной учебной литературе по философии принято выделять пять основных типов мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, повседневно-обыденное и научное. Исторически первым типом мировоззрения является мифологическое. Мифология (от греч. mifos – предание, logоs – учение) – это совокупность преданий, сказаний, формирующихся стихийно в процессе (опыте) повседневной жизни людей, в представлении которых мир и земная природа контролируется сверхъестественными силами, с которыми необходимо сообразовывать свое поведение. Характерными чертами мифологического мировоззрения выступают: представления об органическом единстве и взаимопревращаемости человека и явлений природы; наделение предметов природы человеческими качествами (антропоморфизм); взгляды о подобии, отсутствии границ между живым и неживым (гилозоизм); нерасторжимость чувственно-образного и рационального отражения реальности, веры и знания (синкретичность мифа). Религиозное – форма мировоззрения, по которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный. Главным признаком религии является вера в существование сверхъестественных, надчеловеческих сил, их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Функциями религии являются: 1) формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, непреходящих ценностей; 2) этическая регламентация и сохранение традиций, обычаев, нравов; 3) отражение реального жизненного опыта человечества и накопление представлений, необходимых для гармонизации отношений в обществе; 4) придание особой спасительной значимости духовно-ценностной стороне жизни человека и содействие развитию духовности. Философское мировоззрение-представляет собой систему наиболее общих, рационально обоснованных теоретических представлений о мире, человеке, принципах его деятельности и отношении к миру. Как мифологическое и религиозное, философское мировоззрение рассматривает вопросы происхождения, устройства, будущего мира и человека, их взаимоотношений, добра и зла, смерти и бессмертия и др.Однако, в отличие от мифологии и религии, философское мировоззрение строится на основе активности человеческого разума, его познавательной деятельности, производства знаний о всеобщем, предполагает развитие науки и представляет собой теоретическое отношение к миру. Религиозное же мировоззрение основывается на традициях, внутреннем опыте верующих, авторитете священных книг. Разум человека играет в религии подчиненную роль.Особенностью философского мировоззрения является то, что в нем осмысливаются общие с мифологией и религией проблемы не путем непосредственного анализа тех или иных явлений мира, а опосредованно, через изучение различных форм культуры и практики, включая мифологию и религию. Обыденное мировоззрение–это совокупность знаний, формирующихся в различных сферах жизни человека посредством повседневного опыта взаимодействия с природной и социальной реальностью, а также в ходе самопознания. Научное мировоззрение складывается вместе с возникновением и развитием науки. Оно включает в себя сведения полученные различными научными дисциплинами. Научное мировоззрение содержит в себе философские идеи и принципы, которые выполняют интегрирующую функцию по отношению к разнообразным научным знаниям. Главную часть содержания научного мировоззрения образуют открытые наукой законы на основе которых формируются системы научных знаний – теории. Научное мировоззрение включает в свое содержание теоретическое и опытное (эмпирическое) знание и представляет собой совокупность научных представлений о мире и человеке в нем. 4. Предмет философии и структура философского знания. Определение предмета философии как исторически первой формы теоретического и рационального постижения мира в его целостности и включенного в его структуры человека - задача достаточно сложная и неоднозначная. Это связано с тем, что:1) отсутствует единая трактовка сущности и предназначения философии в истории культуры;2) философия в начале своего развития охватывала практически все теоретические знания о мире (в т.ч. и те, которые позже стали объектом специальных наук - о Вселенной, строении вещества, природе человека и др.), что предельно расширяло ее предмет;3) многообразные философские школы и направления по-разному понимают предмет философии, поэтому ей трудно дать такое определение, которое устраивало бы всех мыслителей;4) в историко-философском процессе наблюдается эволюция ее предмета, отражающая классические и постклассические ориентации самой философии. Таким образом, философия идет от человека к миру, а не наоборот (как наука), и тем самым ее предметная направленность так или иначе связана с выяснением целого спектра отношений человека с миром - природой, обществом, культурой. Поэтому предметом философии в самом общем виде можно полагать целостное познание предельных оснований бытия природы, человека, общества и культуры. Конечно, это не означает, что каждый философ исследует эти проблемы в столь широкой формулировке: предметом философского анализа могут выступать их конкретные аспекты - например, проблема реальности, проблема смысла человеческого существования, проблема понимания, проблема языка и т.д. Какого-либо общепринятого понимания структуры философского знания в настоящее время не существует. В учебной литературе, как правило, фигурируют четыре отдела:собственно философия, изучающая законы и категории мышления и бытия;логика - учение о формах умозаключения и доказательства;эстетика - учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном;этика - теория нравственности, повествующая о добре и зле и о смысле человеческой жизни. Соответственно специфике анализируемых проблем в структуре философского знания традиционно выделяются его основные разделы, отражающие историческую динамику предметной ориентации философии. Сегодня в философии могут быть зафиксированы следующие основные разделы:• онтология - философия бытия, учение о наиболее общих принципах и основаниях всего сущего;• гносеология - философия познания, учение о принципах, закономерностях и механизмах познавательной деятельности;• эпистемология - философия научного познания, учение о специфике и общих процедурах научного исследования;• философская антропология - философия человека, учение о человеке, его сущности и многомерности бытия в мире;• аксиология - философия ценностей, учение о ценностях и их роли в человеческом бытии;• праксеология - философия деятельности, учение об активном практико-преобразующем отношении человека к миру;• социальная философия - философия общества, учение о специфике социума, его динамике и тенденциях развития. 5. Функции философии Основные функции философии Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять: Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания. Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества. 6. Характерные черты и представители классической философии Классическую философию характеризуют следующие черты:Преемственность. Единство проблем, категорий, образов.Рационализм. Вера в силу разума, в возможность расчлененного познания мира. Философские системы обращены к рассудку. Философские сочинения имеют форму трактатов, или диалогов.Универсализм. Философы классического периода энциклопедически образованы. В их философские системы включены элементы естественнонаучных знаний.Системность. Структура философской системы представителя классической философии приближается к структуре философского знания. Каждый из философов стремиться создать умозрительную модель мира в целом, начиная от онтологии, кончая вопросами этики. Ф.Бэкон, Дж.Локк, Т.Гоббс - утверждали, что построить надежное здание истинной философии можно только опираясь на опытно-экспериментальное естествознание. Они заложили основы того гносеологического направления, которое получило наименование эмпиризма. Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Его часто называют последним крупнейшим философом Возрождения и зачинателем философии нового времени.Ф.Бэкон впервые сформулировал идею универсальной реформы человеческого знания на базе утверждения опытного метода исследований и открытий. С другой стороны, считая главным препятствием для создания подлинно научной философии авторитаризм схоластической философии, для которой догматы христианского вероучения и положения содержащиеся в работах "отцов церкви" и Аристотеля, были единственным источником знаний, многие из философов Нового времени обращались к осмыслению и обобщению методов математического познания. Они - Р.Декарт, Б.Спиноза, Лейбниц - видели в истинах математики проявление "естественного света" человеческого разума, который собственными силами, без помощи каких бы то ни было авторитетов и даже без помощи сверхъестественного "откровения божия" способен проникнуть в любую тайну и постичь любую истину. Наиболее влиятельным и глубоким критиком схоластики с этих позиций был Р.Декарт. Он стал родоначальником того направления в гносеологии, которое получило название рационализма. 7.Характерные черты и представители неклассической философии Для неклассической философии характерно: Черты неклассической философии 1. Философия утрачивает черты академической дисциплины. Изменяется определение философии и ее предмета. 2. Изменяется понимание назначения и призвания философа. Философ начинает больше походить на пророка и поэта. Философ как рациональный поэт. Ницше: философская деятельность как деятельность артистическая. Философ как АРТИСТ.Философия как исповедь=> большое значение для понимания философии приобретает биографический метод. («Жизнь и поэзия – одно», В. Жуковский) 3. Пэнэстетизм как следствие признания принципиальной невозможности рационализации, упорядочевания мира. Если не спасением, то попыткой найти какой-то противовес трагизму, связанному с исключением из мира справедливости, становится его оправдание в соответствии с идеей Прекрасного. 4. Антипрогрессизм. 5. Антропологизм. Трансформация философской идеи человека – многоуровневость бытия, сначала – существование, затем – воплощение идеи, проекта Человека. (Начиная с Фейербаха (1804 —1872). Основные представители: Ницше – остро критиковал религию.Все процессы физической и духовной жизни философ стремится представить как различные модификации действия воли к власти. Ницше считал, что все те идеалы, которые нам навязывались с течением веков философией это все ложно. Новая философия и новый человек призваны реабилитировать преданные забвению смыслы, преодолеть амбиции разума и рассудка и попытаться открыть для человечества мир «по ту сторону добра и зла»: «Бог умер, и я хочу – пусть живёт сверхчеловек». Кьеркегор — Кьеркегор создаёт диалектику субъективную или экзистенциальную, в которой прослеживается процесс становления личности в её постепенном восхождении к Богу. Понятие «экзистенция» (от лат. «existence» – существование). 8. Общая характеристика категорий бытие и небытие. Философская категория бытия в самом общем смысле означает все то, что существует. Бытие– это совокупность всего существующего здесь и теперь, т.е. материальных и духовных образований. Бытие – это способ существования материальных и духовных образований, составляющих все богатство вещей, явлений и процессов реального мира.В философии выделяются следующие концепции бытия: 1) космическая концепция,представляющая бытие как все существующее (весь бесконечный мир, космос, метагалактики, галактики, звездные системы, звезды и планеты и т.д.), а человека (и человечество) с их культурой и земной природой считающая частью бесконечных проявлений бытия; рассматривает бытие как всё время изменяющееся, развивающееся, совершенствующееся или деградирующее; 2) социологическая концепция, утверждающая:· бытие – это, прежде всего, общественное бытие, реальный процесс жизни людей в обществе, в условиях политической организации;· сущность жизни отдельного человека определяется совокупностью экономических, политических, социально-классовых и др. общественных отношений; 3) экзистенциальная концепция: бытие – это внутренний духовный, эмоциональный мир отдельного человека. Философская категория небытия Вместе с тем в окружающем мире есть не только «эффект присутствия» – бытия, но и «эффект отсутствия» вещей и явлений. Так в философии возникает категория небытия, которая обозначает свойство вещей и явлений не существовать, отсутствовать, быть нереальными. Это свойство, во-первых, в виде возможности присуще любому конкретному сущему, поскольку оно не вечно (за всяким присутствием всегда стоит тень отсутствия). Во-вторых, оно характерно для таких явлений, которые не существуют (и вряд ли будут существовать) в действительности (например, вечный двигатель). Небытие – это то, чего нет, это «отсутствие чего-то в другом, т.е., если я здесь, то дома меня нет. Иными словами, небытие проявляется как: – несуществование до возникновения (когда-то меня не было); – несуществование после уничтожения (когда-то меня не будет); – отсутствие связей между вещами. Таким образом, категорией небытия обычно обозначают: 1. полное отсутствие чего бы то ни было – абсолютное Ничто:«Ничто есть отрицание всей совокупности сущего, оно – абсолютно не-сущее» (М. Хайдеггер Что такое метафизика?) 2.первичный источник всякого бытия.Небытие противоречит бытию. Снимают это противоречие такие категории, как сверхбытие, инобытие, странность (аномалия). 9. Уровни (формы) Бытия. Основные виды и формы бытия Реальное многообразие бытия (вещей, явлений, процессов как целостного бытия) может быть классифицировано, в нем можно выделить определенные виды сущего и его атрибуты, т.е. необходимые и неотъемлемые свойства вещей и явлений. Выделяют два основных вида бытия: материальное и духовное бытие. В своей совокупности они, по существу, исчерпывают все конкретные вещи и явления мира. 1.Материальное бытие К нему относятся те явления, которые существуют вне и независимо от человеческого сознания и представляют собой объективную реальность, включающую в себя все природные объекты и множество явлений жизни человека и общества, отвечающих данному критерию. Для обозначения объективной реальности вводится понятие материи.Итак,материальное бытие– это теприродные объекты, явления, феномены жизни общества, которые: а)составляютобъективную реальность; б)существуютнезависимоот человека; в)могут оказывать на его органы чувстввоздействие. 2. Идеальное (духовное) бытие К нему относятся многообразные явления духовной жизни человека и социума, существующие в сфере их сознания (чувства, настроения, мысли, идеи, теории) и составляющие содержание субъективной реальности. Эти явления возникают сначала в индивидуальном человеческом сознании, многие из них так и остаются достоянием лишь одной личности. Но чаще духовные явления принимают объективированную, физическую форму (в виде устного сообщения, текста, формулы и т.д.), и тогда они входят в систему материального бытия. 3. В реальной жизни эти основные виды сущего – материальное и идеальное – обычно взаимосвязаны и представляют собой неразрывное целое – субъект-объектную реальность. Действительно, существование человека и общества не может быть однозначно отнесено лишь к материальному или духовному бытию, поскольку человеческая деятельность включает как постоянное зарождение тех или иных идей, так и их воплощение в материальные результаты творчества. В структуре бытия выделяют также основные формы бытия: • бытие вещей и процессов природы; • бытие человека; • бытие духовного; • бытие социального. Все формы бытия взаимосвязаны друг с другом и, вместе с тем, имеют свою специфику 1.Бытие вещей (явлений, процессов), которое определяется законами природы, имеет пространственные и временныепараметры, скорость и ритм процессов, целостность структур, включенность в общий процесс космической эволюции, и включает в себя: а) бытие «первой природы», т.е. объективной первичной реальности, существующей миллиарды лет; б) бытие «второй природы», т.е. бытие вещей, произведенных человеком. «Вторая природа» – это комплекс природной, духовной и социальной реальности, который включает в себя: · созданные человеком предметы повседневного обихода; · техносферу; · орудия и средства производства; · производственную и социальную инфраструктуру; · выведенные живые организмы (путем естественного отбора или средствами генной инженерии). 2. Бытие человека– это жизнедеятельность человека в единстве его телесного (биологического), психического и социального измерений. Бытие человека происходит в мире вещей первой и второй природы, причем первая природа выступает условием возникновения и существования человека, а вторая – продуктом его жизнедеятельности. 3. Бытие духовного (идеального)– это: а) бытие индивидуального духовного, включающего различные проявлениясознанияотдельного человека(поток его чувств, мыслей, эмоций, знаний, ценностей, стереотипов поведения и т.д.) и различныеформыбессознательного(неосознанные влечения, творческие ресурсы, механизмы неосознаннного психического контроля за состоянием тела и др.); б) бытие объективированного духовного, существующего в различных формах общезначимых моральных предписаний; религиозных догм и институтов; научных знаний, зафиксированных в законах, формулах и разнообразных носителях информации; в произведениях искусства, архитектуры; в языке и литературе. 4. Социальное бытие, включающее в себя: а) бытие отдельного человека в обществе и истории, т.е.: – процессы социализации и жизнедеятельности отдельного человека в обществе в конкретную историческую эпоху; – механизмы влияния конкретной личности на ход общественных событий. б) бытие общества, т.е. совокупность проявлений жизнедеятельности общества как целостного организма в единстве материально-производственной, социальной и духовной сфер, движущих сил и механизмов общественно-исторического развития, а также культурно-цивилизационных явлений и процессов. Что же объединяет все формы бытия и обеспечивает внутреннее единство многообразных вещей, явлений, процессов? Из какой основы и первоначала произошло всё сущее? Поиски ответов на эти вопросы привели к выработке понятия«субстанция». Субстанция(от лат. substantia – сущность, нечто лежащее в основе) –философская категория, обозначающая основу и сущность всего существующего – то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и благодаря другому. Именно она обеспечивает внутреннее единство разнообразных конкретных вещей, явлений и процессов. 10.Основные вопросы и категории гносеологии. Гносеология (от греческого yvtiaiq – знание) есть учение о природе знания, об условиях возможности знания, учение о происхождении знания и его объективной значимости. Основная тема гносеологии – вопрос об объективности знания, вопрос об «отношении сознания к бытию». Гносеология исследует самые основные вопросы философии: носит ли наше знание условный, гипотетический характер или человеческий разум способен познавать объективную истину; действительно ли предмет познания дан человеку или он есть субъективное представление в уме познающего, субъективная конструкция и т.п. в философии сложилось 2 направления: познавательно-реалистическое и агностическое. Для агностицизма характерно утверждение, что мир непознаваем. Однако, подобное утверждение не совсем верно и берет начало из позиции И. Канта. В конце 19 начале 20 века сформировалась разновидность агностицизма – конвенционализм – философская концепция, согласно которой научные теории и понятия являются не отражением объективного мира, а предметом соглашения между учеными. Конвенционализм получил широкое распространение в последнее десятилетие. Основные категории учения Познание — процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, в результате чего появляется новое знание о мире. Действительность — это окружающий человека мир: социальный мир и общество, как часть действительности, духовный мир человека с его мыслями и чувствами. Мышление — это целенаправленное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Сознание — состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на эти события. Истина — гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной, если она соответствует предмету. 11.Истина и ее критерии. Принято рассматривать несколько разновидностей истины: 1.Абсолютная истина — полное знание. Добиться исчерпывающих знаний — значит, находиться в вечном духовном процессе, происходящем по законам диалектики. Человеку ничто не мешает расширять и углублять познания о мире, но приблизиться к точке полного познания мира он не может, так как всегда будет существовать непознанное. 2.Относительная истина — это знание, в целом соответствующее объекту, но неполное или неточное. Утверждение о том, что Земля представляет шар, верно относительно. Если быть точнее, то Земля — это эллипс. 3.Объективная истина — знание, не зависящее от особенностей субъекта познания. Гелиоцентрическая система мира — это объективная, независимая от человека истина. 4.Субъективная истина — знание, которое зависит от особенностей субъекта познания и может совпадать или не совпадать с объективной истиной. Средневековые богословы думали, что Земля — центр Мира. Николай Коперник и Джордано Бруно предполагали, что центр, скорее, Солнце. Как оказалось, их субъективное представление соответствовало объективной истине. Критериями истины являются: -Соответствие логическим законам. -Соответствие ранее открытым и доказанным законам и теоремам наук. -Простота, общедоступность формулировки. -Соответствие фундаментальным законам и аксиомам. -Парадоксальность. -Практика. |