Восприятие художественной литературы детьми среднего дошкольного возраста
Скачать 166 Kb.
|
СП МОУ «Средняя школа № 3» Детский сад «Солнышко» Исследовательская работа на тему: «Восприятие художественной литературы детьми среднего дошкольного возраста» Выполнила педагог-психолог: Пятунина М. А. Каргополь- 2018 Содержание Глава 1. Восприятие художественной литературы детьми среднего дошкольного возраста Роль художественной литературы в развитии речи детей Принципы отбора литературных произведений для чтения и рассказывания детям Задачи и содержание работы детского сада по ознакомлению с художественной литературой Глава 2. Особенности восприятия детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы 2.1.Цели, задачи, методика проведения эксперимента 2.2.Анализ литературного произведения Список используемой литературы Приложение Глава 1. Восприятие детьми среднего дошкольного возраста художественной литературы Роль художественной литературы в развитии речи детей Художественная литература- важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Литература помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературного произведения. Восприятие художественной литературы - это сложная психическая деятельность, которая заключается в воссоздании художественных образов, представленных в авторских словесных описаниях и имеющих своей конечной целью освоение художественного смысла произведения. Исследования советских ученых, помогают определить основные черты полноценного эстетического восприятия художественной литературы: Понимание сюжета произведения, его концепции, авторского замысла, авторского мироощущения и отношения к событиям, к героям, их переживаниям; Способность исторически и критически осмыслить произведение, проникнуть в систему мышления автора; Умение читателя уверенно отличать художественное произведение от нехудожественного, умение детально оценить форму литературного произведения (О.И.Никифорова). Эмоциональный отклик читателя, способность субъективно, личностно сопереживать судьбу героев; «Активное, целостное, системное восприятие на высшей ступени- это восприятие произведения во всем богатстве его содержания и формы»,- пишет Б.С.Мейлах. В психолого- педагогической литературе проблема восприятия и понимания художественных произведений детьми дошкольного возраста разработана достаточно широко и полно. Ученые (А.В.Запорожец, Л.С.Савина, Н.С.Карпинская и др.) отмечают, что дошкольный возраст- период активного становления художественного восприятия ребенка. В это время совершается переход от первоначального восприятия к ступеням собственно эстетической деятельности. Последняя, реализуется в активном мысленном сопереживании ребенка героям, в перенесении им на себя действий, чувств, мыслей персонажей. Изучая вопрос психологии восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения, А.В.Запорожец утверждал, что «дошкольник в своем восприятии художественного произведения не эгоцентричен. Постепенно он научается становится на позицию героя, мысленно ему содействовать, радоваться его успехам и огорчаться из-за его неудач. Формирование в дошкольном возрасте этой внутренней деятельности позволяет ребенку не только понять явления, которые он непосредственно не воспринимает, но и отнестись со стороны к событиям, в которых он не принимал прямого участия, что имеет решающее значение для последующего психического развития» (А.В.Запорожец. «Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения»// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М.Алексеева, В.И. Яшина.-М.: Издательский центр «Академия», с.468). Роль художественного слова для детей дошкольного возраста раскрывается в работах Е.А.Флериной, М.М.Кониной, Н.С.Карпинской. Мы разделяем мнение Е.А. Флериной, которая отмечает, что «значение художественной литературы для усвоения детьми словаря в единстве с грамматическим строем языка трудно переоценить. Слушая чтение, рассказ ребенок восстанавливает в воображении живой образ, факты, события, он учится видеть невидимые предметы, явления, оценивать их, определять к ним свое отношение, учится сопоставлять факты, анализировать, делать несложные умозаключения и выводы. Литературное произведение дает для этого готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок». Литературное произведение, возбуждая мыслительный процесс средствами слова, обеспечивает богатство чувственного восприятия, столь необходимого для мышления детей дошкольного возраста. Стимулируя образное мышление, художественное произведение внушает ребенку определенные идеи, вызывает оценки, выводы на основе процесса анализа и синтеза, т.е. учит отвлеченному мышлению. Как бы элементарно оно ни было, для процесса интеллектуального и морального развития ребенка- это величайший двигатель, при условии правильного подбора и использования художественного материала». (Е.А. Флерина «Эстетическое воспитание дошкольника», Там же с. 472). Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста достаточно широко раскрывается в работах М.М.Кониной. Она утверждает, что «художественная литература является одним из важнейших средств нравственного воспитания детей. Воспитательная сила художественной литературы в ее жизненной убедительности, эмоциональной действительности. Показывая детям правду жизни в виде ярких художественных образов, она учит их различать, «что такое хорошо и что такое плохо» в моральных проявлениях людей, их взаимоотношениях и поступках» (М.М.Конина «Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста» Там же с.497). Итак, обобщая вышеизложенное, можно заключить, что художественная литература оказывает существенное влияние на развитие речи ребенка, на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Принципы отбора художественных произведений для чтения и рассказывания детям. Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического развития очень важен правильный отбор художественных произведений. В своей работе мы попытаемся выявить особенности восприятия художественной литературы у детей младшего и среднего возраста, и определить в связи с этим принципы отбора литературных произведений для чтения и рассказывания детям (см. Табл. 1). Таблица 1. Особенности восприятия художественной литературы детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
Итак, сравнивая особенности восприятия художественной литературы у детей младшего и среднего дошкольного возраста, опираясь на данные таблицы, можно заключить, что своеобразие восприятия литературного произведения у детей 3-4 лет заключается в том, что при осмыслении текста ребенок опирается, главным образом, на сложившийся жизненный опыт, еще очень ограниченный и узкий. Этот опыт превалирует над осознанием текста, мешая понять ребенку те ситуации, которые не совпадают с его собственным опытом. При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка главный персонаж. Детей интересуют его внешность, действия, поступки. Самостоятельно представить мысленно героя, воссоздать его образ в своем воображении дети чаще всего не могут и нуждаются в наглядной опоре - иллюстрациях. К числу особенностей детского восприятия в этом возрасте относится и то, что прежде всего ребенок видит поступки персонажа, но не понимает его переживаний, мотивов поведения. Но уже к 4 годам у детей наблюдаются некоторые изменения в понимании литературного произведения. Это связано с увеличением круга их конкретных представлений, с расширением опыта, знаний и отношений. Дети этого возраста уже более осмысленно воспринимают литературные произведения. Они легко устанавливают последовательные и простые причинные связи в сюжете. Могут вычленить из цепи событий нужное. Однако скрытые, замаскированные события и замыслы дети еще не осознают или осознают с большим трудом. Так же детям 4-5 лет непонятны скрытые мотивы поступков героя, связанные со сложными внутренними переживаниями. Характеризуя героя, дети чаще всего дают правильную оценку его поступка, опираясь в своей оценке на знание норм поведения. Но в этом возрасте из всех поступков героя дети выделяют один наиболее яркий, который и выступает для них как главный в характеристике героя. Эмоциональное отношение к героям в этом возрасте более контекстно, чем в предыдущем. Активно содействуя герою, дети определяют свое эмоциональное отношение к нему прежде всего оценкой поступков героя, которая при этом более устойчива и объективна, чем у детей 3-4 лет. Учитывая вышеизложенные особенности восприятия дошкольниками художественной литературы, и опираясь на статью О.И.Соловьевой «О принципах отбора художественных книг для круга чтения в детском саду», можно выделить следующие принципы: Принципы отбора художественного произведения – это основные положения, соответствующие педагогическим принципам, разработанным на основе общих положений эстетики. Литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. быть средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания. 1. Принцип идейной направленности. Детская книга ценна, если она высоко идейна. Идейную направленность несут в себе и короткие стихи и рассказы о животных, об игрушках, о цветах, т.е. о том, что близко самым маленьким детям, если эти произведения проникнуты теплотой, жизнерадостностью, любовью к ребенку- слушателю, если мы чувствуем улыбку или любовный юмор автора. 2.Принцип высокого художественного мастерства - необходимый критерий при выборе книги детям. Разговор о мастерстве писателя начинают с языка. Русские народные сказки, рассказы Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, М.Пришвина, стихи С.Маршака, В.Маяковского, многие стихи А. Барто дают образцы русского языка. Ценно, когда детские писатели используют интонации живой разговорной речи, идиомы русского языка, обогащают свой язык самоцветами народного творчества, умело отбирая то, что можно и нужно детям дошкольного возраста. 3. Принцип занимательности. Книги с занимательным сюжетом, с острой характеристикой героев особенно увлекают ребенка. В первую очередь к таким книгам относятся русские народные сказки. Их динамично развертывающийся сюжет все время держит слушателей в напряжении. Сюжетная занимательность характерна для многих книг советских писателей: С.Михалков «Дядя Степа»; С.Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Пожар», «Усатый полосатый», «Рассказ о неизвестном герое»; А.Барто «Девочка чумазая»; К Чуковский «Мойдодыр» и др. Из классиков: Л.Н.Толстой «Пожарные собаки», «Филиппок»; Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы». Принцип простоты и ясности композиции. Образцом в этом отношении тоже являются названые выше произведения. Конкретность в изображении героев, обстановки, конкретность деталей вызывает в сознании слушателей наглядные, зримые образы. Жизненную правду и убедительность создает иногда какая-то одна деталь, одна характерная черточка. Мы ясно видим героев книги С.Маршака, девочку чумазую А. Барто, дядю Степу С. Михалкова, Чука и Гека А.Гайдара; мы ясно представляем Ваню из рассказа Л. Толстого «Косточка». 5. Принцип доступности, т.е. соблюдение возрастного принципа в подборе книг для круга чтения. Мы разделяем мнение О.И.Соловьевой, которая в своей статье отмечает: «Дети дошкольного возраста не одинаковы по возможностям восприятия, понимания, по интересам. Следовательно, необходимо дифференцированно подходить к составлению круга чтения для детей трех-четырех и пяти-шести лет. Однако возрастной принцип нельзя понимать как биологическую ограниченность возможностей детей. Многое зависит от воспитателя, от его методов и приемов донесения книги до детей. (О.И.Соловьева О принципах отбора художественных книг для круга чтения в детском саду» с.500). Учет конкретных педагогических задач. В детском саду художественная литература должна отличаться тематическим и жанровым разнообразием. Ребенок дошкольного возраста не читатель, а слушатель. Художественная книга становится ему доступной только через взрослого. В детском саду воспитатель является как бы посредником между писателем и ребенком. Правильный отбор книг для чтения требует от воспитателя постоянного пополнения своих знаний о детской литературе, совершенствования методики, овладения искусством выразительного чтения. Итак, при отборе художественных произведений педагогу крайне важно учитывать особенности восприятия дошкольников, а также помнить, что значимость продуманного отбора книг для детского чтения, определяется тем, что он неизбежно влияет на литературное развитие ребенка, на формирование его литературного опыта, на воспитание отношения к книге: интереса и любви или равнодушия. Задачи и содержание работы детского сада по ознакомлению с художественной литературой. Цель методики ознакомления детей с художественной литературой в детском саду - формирование будущего большого, как сказал С.Я.Маршак, «талантливого читателя», литературно образованного человека. Многолетние усилия педагогов и психологов (А.В. Запорожец, Д.Б.Эльконин, Б.М.Теплов и др.) создали теоретические и практические предпосылки для разработки содержания обучения в детском саду. В современной дидактике содержание обученияопределяется как явление, имеющее две тесно взаимосвязанные стороны: -учебный материал, который ребенок должен освоить (детская художественная литература); -формирование умения воспринимать и понимать произведения литературы. Из чего складывается это умение ? Прежде всего, это умение представить, вообразить словесные картины, нарисованные писателем. Умение понять литературное произведение, проникнуть в его образный строй, приобрести «навыки чтения приемов изображения» (О.И.Никифорова). Эмоциональный отклик на литературное произведение. Формирование квалифицированного читателя процесс долгий и сложный. Каждая ступень народного образования решает свои задачи обучения литературе, которые, в конечном счете, складываются в систему литературного образования человека. В настоящее время место детского сада в этой системе еще не определено. Единой взаимосвязанной программы литературного образования молодого человека от дошкольного возраста до момента его выпуска из школы не существует. Анализ методической литературы и школьных программ свидетельствует о том, что школа еще почти не ориентируется на тот довольно обширный опыт, который приобретает ребенок в детском саду. Для того, чтобы определить место детского сада в общей системе литературного образования, следует хотя бы кратко рассмотреть задачи, программируемые на каждой ступени школьного литературного образования. В начальной школе основными задачами преподавания литературы являются: 1) формирование навыка чтения; 2) воспитания сознательного чтения. Литературное образование школьника начинается в 4 классе, т.к. именно с этого времени дети не только читают произведения художественной литературы, но и впервые знакомятся с теорией литературы, литературоведением. Средняя школа- это новый этап литературного образования. Здесь курс построен на историко-литературной основе. Уже беглый обзор ступеней литературного образования в школе дает возможность увидеть место и назначение детского сада в этой системе. Каковы же специфические цели и задачи литературного образования ребенка в детском саду? Цель литературного образования ребенка в детском саду- подготовка к дальнейшему долгосрочному литературному образованию; Задача детского сада - заложить практическую, сенсорно-эмоциональную основу полноценного восприятия и понимания художественной литературы, «открыть перед ребенком мир словесного искусства» (Л.С.Выготский). Именно в дошкольные годы ребенок широко знакомится с русским и мировым фольклором во всем разнообразии его жанров. Приобретает достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность. Кроме того, детский сад готовит ребенка к будущему теоретическому образованию в средней школе ,помогая ему освоить на практическом уровне способы художественного изображения в литературе- переносный смысл слов и фраз, ритм, рифму и др. Важная роль дошкольного возраста в литературном развитии ребенка делает необходимой разработку задач и содержания работы по ознакомлению детей с художественной литературой в детском саду. Важнейшим условием научной разработки этих задач является знание законов психического развития ребенка-дошкольника, изучение возможностей восприятия литературных произведений детьми разного возраста. В своей работе мы попытаемся определить задачи для детей младшего и среднего дошкольного возраста. (см. Таблицу 1). Итак, мы пришли к выводу, что для того, чтобы с достаточной четкостью определить содержание работы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе, необходимо, с одной стороны, учитывать психологические особенности ребенка и его возможности в области эстетического восприятия, а с другой - изучить своеобразие литературных произведений, вошедших в круг детского чтения, и определить принципы их отбора. |