План-конспект урока по дисциплине Родная литература на тему: Новосибирск в зеркале литературы. РЛ.Новосибирск 1 занятие. Введение. Литературная карта г. Новосибирска и нсо
Скачать 32.66 Kb.
|
План-конспект урока по дисциплине «Родная литература» Новосибирск, 2017 г. Преподаватель: Векшина Галина Васильевна, высшая квалификационная категория, Чайко Инна Сергеевна, первая квалификационная категория Тема урока: Введение. Литературная карта г. Новосибирска и НСО. Дата проведения урока: Группа:197,198,199,1910,1911 Тип урока: лекция-диалог Методы обучения: изучение нового материала Цель: Обучающая: познакомиться с литературной историей Сибири, г.Новосибирск Развивающая: совершенствовать навыки поиска информации, развивать умение составлять план (конспект) лекции Воспитательная: Воспитывать такие нравственные качества, как патриотизм; способствовать эстетическому воспитанию обучающихся, воспитанию ценностного отношения к произведениям искусства. УУД: Личностные: Формировать учебно-познавательный интерес к получению новых знаний Коммуникативные: формировать умение планировать учебное сотрудничество между преподавателем и студентом Познавательные: активизировать умственную деятельность и систематизировать полученные ранее знания Оборудование: компьютер, проектор, экран; интерактивная доска Дидактический материал: литературная карта НСО План занятия Организационный момент - 3 мин. Актуализация опорных знаний - 15 минут Лекция – беседа ( + физминутка 5 мин) - 40 мин Закрепление нового материала - 20 мин. V. Домашнее задание - 3 мин. VI. Итог урока - 9 мин.
Лекция «Литературная столица Сибири – Новосибирск» Когда заходит речь о Новосибирске, всегда вспоминают, что это третий по населению город России, крупнейший транспортный узел, промышленный и научный центр Сибири. Реже вспоминают, что он – ее культурная столица, где работают около десятка прекрасных театров во главе с театром-символом города Оперным, есть филармония, консерватория, замечательные музыкальные коллективы, где множество, в том числе уникальнейших, библиотек, где целых семь творческих союзов… И как-то совсем мало сегодня, к сожалению, помнят о том, что Новосибирск на протяжении многих десятилетий оставался литературной столицей Сибири, средоточием ее лучших писательских сил, что с городом на Оби связаны имена многих известных мастеров слова России, что здесь в свое время был разожжен первый за Каменным Поясом литературный костер, огонь которого высветил, согрел и объединил не одно поколение талантливых людей. И не случайно многие городские улицы названы именами писателей-новосибирцев. Новосибирск сравнительно молод, у него нет уходящего в глубь веков прошлого, как у некоторых старинных сибирских городов. Зато оно очень насыщено и во многих отношениях показательно. Что достаточно красноречиво подтверждает история литературной жизни города, о которой и пойдет сейчас речь. Это первая такого рода попытка проследить ее течение от истоков до дней нынешних. И, будем надеяться, не последняя… Первые побеги Заманчиво было бы начать литературную историю Новосибирска с момента его рождения и связать ее с именем одного из отцов-основателей города – Н.Г. Гарина-Михайловского: мол, известный русский писатель и инженер-путеец, указавший на географической карте место будущей столицы Сибири, стоял также у истоков местной изящной словесности. Заманчиво, но тогда бы мы погрешили против истины. Дело в том, что поселок, которому суждено будет стать одним из крупнейших городов России, Н.Г. Гарин-Михайловский видел лишь однажды из окна вагона, когда ехал в 1898 году на Дальний Восток, да и впоследствии никакого отношения к нему тоже не имел. С другой стороны, новорожденный город просто не успел обзавестись литературными традициями своих старших соседей, поэтому целых четверть века, вплоть до начала 1920-х годов, оставался как бы вне литературы. Уже открыты были предпринимателем Литвиновым в самом начале XX века книжные магазины и типография, появились библиотеки, первые газеты, открывались кинотеатры, наезжали знаменитые гастролеры (удостаивали своими визитами Новониколаевск и дрессировщик Дуров, и даже Миланская опера), но литературная жизнь все эти годы упорно обходила молодой город стороной. Едва ли не единственным писателем (выступал с рассказами в сибирской периодике), жившим и работавшим здесь в этот период, был Владимир Матвеевич Бахметьев. Он родился 2(14) августа 1885 года в городе Землянске Воронежской губернии, в семье служащих. С юношеских лет участвовал в революционном движении. В 1908 году был выслан в Сибирь, где продолжал активную революционную деятельность среди типографских рабочих, железнодорожников, торговых служащих Новониколаевска. В 1909 году вступил в Обскую группу РСДРП (б), стал редактором газеты социал-демократического направления «Обская жизнь». За публикацию антиправительственных материалов 18 ноября 1912 года ее закрыли, а В. Бахметьева отправили в Нарымскую ссылку. После Октябрьской революции В. Бахметьев некоторое время заведовал отделом народного образования в Новониколаевске, а потом редактировал газеты в Томске, Казани, Воронеже. С 1921 года он жил в Москве, где выпустил несколько книг, посвященных судьбам ссыльных революционеров и трудового народа, и вошел в историю литературы как пролетарский писатель, все творчество которого было связано с Сибирью. А вот в старых сибирских городах – Омске, Томске, Иркутске, Барнауле, Красноярске – литературная жизнь протекала весьма активно. Здесь выходили альманахи и журналы («Молодая Сибирь», «Сибирский студент», «Сибирский рассвет», «Сибирские записки», «Искусство» и др.), создавались литературные секции и объединения, появлялись целые группы талантливых авторов, как, например, «Молодая литература Сибири», обретавшие российскую известность. И это естественно, если оглянуться на пласты сложившихся культурно-исторических традиций старых сибирских городов, которыми пока еще не располагал юный Новониколаевск. Возможно, продолжай российское общество двигаться прежним неторопливым эволюционным путем, долго еще пришлось бы городу на Оби оставаться культурной и литературной провинцией, тем более что далеко опережающими темпами шло именно его экономическое развитие. Но история распорядилась иначе… Революционные потрясения 1917 года, а потом и Гражданская война круто изменили судьбу Новониколаевска. В июне 1921 года, после перевода в город Сиббюро ЦК РКП (б), Сибревкома и других общесибирских учреждений, он из уездного города становится официальной столицей Сибири со всеми вытекающими отсюда последствиями, включая и начавшую усиливаться здесь концентрацию культурных и интеллектуальных сил. В июле 1921 года, едва закончилась Гражданская война, в новоявленной столице Сибири возникла «Новониколаевская артель поэтов и писателей» со своим уставом и бюро. В нее входило более двух десятков литераторов. Новая организация активно проявила себя в проведении Дня книги, состоявшегося в августе того же года. Она даже объявила конкурс на лучшую пьесу. Первая премия составляла один пуд муки, вторая – полпуда. О дальнейшей ее деятельности сегодня почти ничего не известно, но именно с появления этой «Артели» фактически и началась литературная жизнь Новониколаевска-Новосибирска. Правда, разгораться по-настоящему она стала, когда на «столичный» огонь из разных уголков Сибири потянулись одаренные люди, в том числе и ищущие себя в слове. Одни (Г. Вяткин) еще до революции были признанными поэтами Сибири, другие (И. Ерошин, К. Урманов) появились в Новониколаевске, едва успев сменить армейскую винтовку и партизанский дробовик на перо, третьи (В. Зазубрин) становились писателями прямо в горниле Гражданской войны. Появление в юном городе на Оби целой плеяды молодых (большинству из них не было и тридцати), но уже имеющих за плечами серьезный жизненный опыт, талантливых и по-хорошему амбициозных писателей, готовых свое перо и слово поставить на службу новому обществу, способствовало формированию здесь литературной жизни и среды, которые очень скоро стали своеобразным камертоном литературного процесса на всем пространстве от Урала до Тихого океана. Способствовал этому и связанный с нэпом широкий демократизм как общественной жизни 1920-х годов вообще, так и книжного дела в Сибири, в частности, породивший бурную книгоиздательскую и книготорговую деятельность, которую осуществляли не только государственные учреждения, творческие союзы и общественные организации, но даже кооперации. Особая роль принадлежала крупнейшему сибирскому издательству Сибгосиздат, преобразованному в 1925 году в Сибкрайиздат. Только за пять лет его существования было издано две сотни названий, из которых – несколько десятков поэтических и прозаических книг сибирских писателей, том числе и проживающих в Новониколаевске: в частности, стихотворные сборники И. Ерошина «Переклик» (1922), Г. Вяткина «Чаша любви» (1923), В. Итина «Солнце сердца» (1923), рассказы К. Урманова «Половодье» (1924), сборник повестей и рассказов Л. Сейфуллиной «Перегной» (1923), книга статей о современной литературе В. Правдухина «Творец-Общество-Искусство» (1923). Здесь же осуществлялись крупные издательские проекты, среди которых и поныне уникальная Сибирская Советская энциклопедия, а также журнал «Сибирские огни». А возможным все это стало благодаря разворачивавшейся в стране новой экономической политике, позволившей Сибгосиздату, как и многим российским предприятиям, перейти на самоокупаемость и хозрасчет, обрести экономическую и организационную самостоятельность. Однако столь успешную деятельность крупнейшего в то время книгоиздательского и книготоргового предприятия Сибири трудно было бы представить без Михаила Михайловича Басова (1898 -1937), возглавлявшего издательство с 1922 по 1928 год. Коренной сибиряк (родился в Ялуторовском уезде Тобольской губернии), он был и журналистом, и, подобно В. Зазубрину, белым офицером, перешедшим вскоре на сторону красных; служил армейским политработником, потом – сотрудником газеты политуправления 5-й армии «Красный стрелок». Переехав в 1921 году в Новониколаевск, М. Басов с июня 1922 года становится председателем правления Сибгосиздата. На этом посту он сразу зарекомендовал себя человеком, прекрасно подходящим для руководства крупным издательским предприятием в новых экономических условиях. Он был отличным организатором, дотошным экономистом, идеологом и вдохновителем ряда смелых начинаний, и в первую очередь – Сибирской Советской энциклопедии. Он же стоял у истоков «Сибирских огней», и не без его активной поддержки, был налажен регулярный и стабильный выход журнала. Но время от времени проявлялся М. Басов и как творческая личность. Его перу принадлежит опубликованный в самом первом номере журнала рассказ «Эвакуация»; писал он острые публицистические статьи, выступал как рецензент и автор литературоведческих и краеведческих материалов. Но, прежде всего, он, конечно, – издатель, активно способствовавший развитию сибирской литературы и культуры. В самом начале 1920-х годов в Новониколаевске стали возникать первые альманахи и журналы – «Арпоэпис», «Таежные зори», «Пролетарские побеги». Правда, были они слабы, маловыразительны, и век имели недолгий – едва хватало их на два-три номера. Поэтому центрами притяжения разрозненных творческих сил стать не могли. А роль подлинного литературного лидера была уготована историей другому периодическому изданию Новониколаевска-Новосибирска… Известная советская писательница Лидия Сейфуллина вспоминала: «С ноября 1921 года в библиотеке Сибнаробраза обосновался угловой жилец – отдел Сибирского государственного издательства… И с первого же заседания редколлегии Сибгосиздат, в своем людском составе, стал жить мечтой об издании «толстого» художественно-литературного и научно-публицистического сибирского журнала». Заведующий Сибгосиздатом и известный литературный критик Валериан Правдухин, обосновывая эту мечту, писал, что такого рода издание «будет притягивающим со всей Сибири центром литературно-научных сил. Он должен стать школой для начинающих писателей». И, как покажет время, он оказался прозорлив. Сама мысль разжечь жаркий костер сибирской литературы в небольшом городе с населением в 60 тысяч жителей, разоренном еще не завершившейся Гражданской войной, была вызывающе смелой. И, на первый взгляд, просто невыполнимой. Но романтическая окрыленность большой мечтой и энтузиазм тогдашних членов редколлегии Сибгосиздата, в числе которых были Валериан Правдухин, Михаил Басов, Феоктист Березовский и ответственный секретарь Лидия Сейфуллина, сделали свое дело: 22 марта 1922 года первый номер журнала под названием «Сибирские огни» вышел из печати. Исключительная быстрота осуществления трудного замысла объяснялась тем, что во времена экономической и организационной свободы нэпа творческие начинания не требовалось согласовывать с центральными органами и утверждать в высоких инстанциях. Достаточным оказалось участие в редколлегии журнала членов Сиббюро ЦК ВКП (б) Е.М. Ярославского (секретаря по вопросам идеологии и культуры) и Д.Г. Тумаркина, к счастью, хорошо понимавших значение этого большого общекультурного и политического дела. «Сибирские огни» стали по времени возникновения вторым после московской «Красной нови» литературно-художественным журналом Советской России и сразу же были замечены как в Сибири, так и в столице. Нарком просвещения А.В. Луначарский в кратком отзыве, опубликованном 22 апреля 1922 года в «Советской Сибири», в частности, писал: «Этот журнал приходится признать лучшим из провинциальных». Прежде всего, потому, наверное, что журнал, с самого начала четко определив свои цели и задачи, поставил себе очень высокую планку. В первом номере «Сибирских огней», в извещении «от редакции», в частности, говорилось, что на журнальных страницах «найдет себе место все, что художественно воспроизводит эпоху социальной революции и ее своеобразное отражение в Сибири, что созвучно этой эпохе…». И действительно, лучшие произведения, публиковавшиеся на страницах журнала в первые годы его существования, тем и волновали читателей, что пытались ответить на жгучие вопросы современности. Революция, Гражданская война, крутая ломка общественной жизни и сознания людей, строительство нового социального уклада — вот, прежде всего, что было в поле творческого зрения авторов «Сибирских огней» тех лет. Тон задавали создатели журнала. Так, в первых его номерах были опубликованы повести Л. Сейфуллиной «Четыре главы», «Перегной», а также рассказ «Правонарушители», вошедшие впоследствии в золотой фонд русской советской литературы, и серия литературно-критических материалов В. Правдухина, посвященных состоянию российской словесности в первые послереволюционные годы. Эта супружеская пара талантливых писателей прожила в Новониколаевске недолго (с 1921 по 1923 годы), но оставила и яркий след, и долгую память. Лидия Николаевна Сейфуллина (1889-1954) Валериан Павлович Правдухин (1892-1939) Разгорающийся костер «Сибирских огней» притягивал к себе талантливых литераторов разных поколений со всей Сибири, и с каждым годом число их росло. Георгий Андреевич Вяткин (1885-1937), Кондратий Никифорович Урманов (1894-1976) Вивиан Азарьевич Итин (1893-1938) Иван Евдокимович Ерошин (1894-1965) Максимилиан Алексеевич Кравков (1887-1942) В 1923 году в Новониколаевске обосновался один из самых ярких и самобытных сибирских прозаиков первой половины XX столетия Владимир Яковлевич Зазубрин (1895-1937). Судьба этого многогранно талантливого человека настолько же захватывающа по своим коллизиям, насколько и драматична. Настоящая его фамилия Зубцов. Родился в Тамбовской губернии, в семье железнодорожника. Еще юношей связался с большевистским подпольем и был исключен из седьмого класса Сызранского реального училища. Печатался в большевистской прессе Поволжья. Гражданскую войну В. Зазубрин начал насильно мобилизованным белым офицером, а закончил ее, перейдя вместе с находившимся под его командованием взводом на сторону Красной Армии, политработником и журналистом политуправления Пятой армии, освобождавшей Сибирь от колчаковцев. Как писатель В. Зазубрин во весь голос заявил о себе в 1921 году, когда в Иркутске, в армейской типографии, была напечатана книга, сразу сделавшая его знаменитым: роман «Два мира», посвященный смертельной схватке непримиримых социальных сил. Написанный «со страстью, гневом и болью» (Н. Яновский), роман стал одной из самых впечатляющих в нашей литературе страниц Гражданской войны и еще при жизни автора выдержал 12 изданий. В. Зазубрин тоже оказался у костра «Сибирских огней». Но не как один из многочисленных авторов, слетавшихся на их далеко заметный свет, а скорей как его новый костровой. По решению Сиббюро РКП(б) с октября 1923 года он – работник Сибкрайиздата, а точнее (как записано в его учетной карточке) – «председатель и секретарь «Сибирских огней». Впрочем, очень скоро проявится он и как автор, опубликовав в журнале ряд рассказов и очерков. Л. Сейфуллина, В. Правдухин, Г. Вяткин, К. Урманов, В. Итин, М. Кравков, В. Зазубрин – вот костяк первой профессиональной литературной дружины Новониколаевска, прочным стержнем которой (впрочем, как и всей сибирской литературы) стал журнал «Сибирские огни». Этот костяк обрастал со временем новыми талантливыми литераторами (так, почти одновременно с вышеназванными писателями на литературном горизонте Новониколаевска появились поэтесса Н. Изонги, прозаик и поэт Г. Павлов, прозаики Е. Пермитин, Г. Пушкарев, А. Каргаполов, А. Коптелов), но первые камни в фундамент самой мощной уже в недалеком будущем писательской организации заложили именно они. Надо отметить, что в 1920-х годах писатели Новосибирска имели возможность публиковаться не только в «Сибирских огнях». Литературные разделы были также в отраслевых журналах «Просвещение Сибири», «Красная сибирячка», «Охотник и пушник Сибири». Выходили журналы «Книжная полка», «Сибирский детский журнал», переименованный вскоре в журнал «Товарищ» (1928-1931). Некоторое время (с июня по сентябрь 1928 года) выходило литературное приложение к газете «Советская Сибирь» «Неделя», где публиковались очерки, стихи, рецензии на новые книги. С сентября 1925 года начал выходить двухнедельный литературно-художественный «тонкий» иллюстрированный (по типу «Огонька») журнал «Сибирь», рассчитанный на массового читателя. Он стал первым изданием такого рода в Сибири. В журнале печатались Вяч. Шишков, К. Ураманов, Ис. Гольдберг, В. Итин, Г. Вяткин, П. Драверт, другие уже известные сибирские авторы. «Отметились» в нем с рассказами М. Горький и К. Паустовский. Широко представлен был, как тогда говорили, и «литературный молодняк» – Л. Мартынов, И. Уткин, М. Скуратов и др. Систематически помещались краеведческие репортажи и очерки. Журнал украшали многочисленные фотографии, а также гравюры талантливых алтайских художников Г. Гуркина и М. Чевалкова. Читатели быстро полюбили новое издание, ждали выхода каждого его номера. Однако через год журнал был передан из Сибкрайиздата, в ведении которого он до сих пор находился, в партийное издательство «Советская Сибирь». Эта передача пагубно сказалась на издании. Оно стало испытывать значительные затруднения в выпуске и в марте 1926 года было закрыто. Через некоторое время, в начале 1928 года в Новосибирске появился еще один «тонкий» иллюстрированный журнал под претенциозным названием «Настоящее». В его редколлегию поначалу были включены М. Басов и В. Зазубрин. Появилась надежда, что новоявленное издание также станет способствовать объединению литературных и культурных сил Сибири. Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Журнал попал в руки людей, совершенно далеких от мыслей о консолидации... С чем же шли к читателю новониколаевские писатели той поры? На этот вопрос в статье «Литературная пушнина», опубликованной по поводу пятилетия «Сибирских огней», отвечал в свое время В. Зазубрин: «Тематически до последнего времени на первом месте у сибирского писателя стояла гражданская война, на втором – годы голода и военного коммунизма. К темам послевоенным писатель повернул только в 1926 году». Здесь же он отмечал, что «и новые люди проходят перед читателем на фоне боев, пожаров и голода», что «наш писатель – боец и строитель» и что, за небольшим исключением, «сибирская литература и поэзия пока еще по основным своим настроениям – крестьянские». Частичным подтверждением сказанному могут служить и некоторые произведения писателей Новониколаевска-Новосибирска, увидевших свет в первой половине 1920-х годов, начиная с зазубринских «Двух миров». Хотя на самом деле их творчество и тематически, и художественно более многообразно. |