Главная страница
Навигация по странице:

  • Эстетическая подготовка, ее значение.

  • Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим. Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим 2


    Скачать 65.5 Kb.
    НазваниеВзаимосвязь физического воспитания с эстетическим 2
    Дата24.04.2022
    Размер65.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВзаимосвязь физического воспитания с эстетическим.doc
    ТипУрок
    #493156



    Оглавление


    Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим 2

    Компоненты эстетического воспитания в процессе обу­чения на уроках физической культуры 4

    Эстетическая подготовка, ее значение. 7


    Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим


    Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание про­стоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эс­тетических чувств, вкусов представлений, способствует прояв­лению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.

    Эстетическое воспитание включает в себя все стороны духов­ной жизни формирующейся личности, позволяет также пра­вильно понимать и оценивать прекрасное, стремится к нему.

    Человек с развитым эстетическим вкусом, как правило, стре­мится создавать эстетические ценности, осуществляя эстетиче­скую деятельность, которая в различных формах широко пред­ставлена в физической культуре и спорте.

    Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели - формировании человека, а физическое со­вершенство составляет часть эстетического материала.

    Из содержания эстетического отношения к действительности вытекают общие задачи эстетического воспитания:

    I. Воспитание эстетических потребностей, т.е. сознательного стремления к прекрасному.

    2. Воспитание эстетического восприятия и чувства, т.е. способ­ности воспринимать и переживать прекрасное. Эстетическое восприятие эта своеобразный вид "живого созерцания" действи­тельности. Оно требует установления чувственного контакта с предметами и явлениями, окружающего мира.

    3. Восприятие эстетических понятий, вкусов, оценок и суждений, т.е. способности не только воспринимать, и оценивать и пони­мать прекрасное. Эстетический вкус предлагает и развитие спо­собности создавать прекрасное.

    4. Восприятие эстетических идеалов т.е. правильного понимания и активного стремления к тому образу современной жизни и со­временного человека, который является характерным для на­шего общества.

    5. Развитие творческих эстетических способностей в различных видах деятельности.

    Эстетическое воспитание призвано формировать у людей эсте­тические потребности. При этом, важно не только сформировать способности наслаждаться, понимать красоту в ее многообраз­ных проявлениях, но и главным образом воспитать способность воплотить ее в реальных действиях и поступках. Занятия физи­ческой культурой представляют широкие возможности для этого.
    В процессе физического воспитания решаются как общие, так и специальные задачи эстетического воспитания.

    Специальные задачи - это воспитание эстетических чувств, вку­сов, понятий имеющих непосредственное отношение к физкуль­турной, спортивной деятельности правильного понимания внешней и внутренней красоты человека исходя из единства эс­тетического и этического, нравственного: понимания физиче­ского совершенствования как процесса, в основе которого лежит достижение цели гармонического развития личности: понимание красоты спортивного поведения, спортивного зрелища, спортивных традиций и т. д.

    Для решения как общих, так и специальных задач эстетического воспитания в процессе занятий физической культурой и спортом преподаватель, тренер должны быть вооружены знаниями, должны глубоко разбираться в законах прекрасного, знать осо­бенности эстетического воспитания и чувства, испытываемого человеком в процессе спортивной деятельности.

    К средствам эстетического воспитания в процессе двигательной деятельности относятся:

    • разнообразные виды самого ФВ, где преподаватель может ука­зать своим учеником на моменты прекрасного.

    • праздники, выступления;

    • природные и гигиенические условия;

    • обстановка на занятиях использования музыки и произведений искусства…

    Эстетическое воспитание в процессе ФВ характеризуется сле­дующими методами:

    • эмоционально - выразительное объяснение ФУ, образное слово;

    • технически совершенный и эмоционально - выразительный по­каз упражнения, который вызывает чувство восхищения;

    • вдохновляющий пример в действиях и поступках;

    • практическое приучение к творческим проявлениям красоты в двигательной деятельности в процессе занятий ФУ [15].

    Известно, что эстетика как наука изучает широкий круг явлений: различные проявления эстетического (прекрасное, возвышен­ное, героическое, трагическое и комическое), их отражение в сознании людей в эстетических восприятиях, представлениях, идеалах, взглядах, теориях, эстетическую деятельность людей, в ходе которой создаются эстетические ценности и т.п.

    Мир эстетических явлений физической культуры очень сложен и многообразен. Прежде всего, он включает в себя определенные эстетические ценности, стороны и аспекты физической культу­ры, которые в определенных условиях приобретают эстетиче­скую значимость для человека, вызывают у него эстетические чувства, эстетическое удовольствие, оцениваются им с особой, эстетической, точки зрения. Эстетическая оценка существенным образом зависит от развитости у человека эстетических взгля­дов, теорий, которых он придерживается, эстетические катего­рий, на которые он опирается в ходе познания и преобразования явлений физической культуры. Человек с развитым эстетиче­ским вкусом имеет эстетические потребности, стремиться созда­вать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятель­ность.

    Предметом изучения эстетики физической культуры может яв­ляться - эстетическое содержание и эстетические ценности; зако­ны сознания, отражающие физическую культуру с эстетиче­ской точки зрения; формы эстетической деятельности человека в области физической культуры и спорта.

    Компоненты эстетического воспитания в процессе обу­чения на уроках физической культуры


    Эстетическую культуру школьников будут характеризовать ниже перечисленные компоненты.

    Прежде всего, это достаточная широта эстетических представ­лений в связи с различными явлениями окружающей действи­тельности и в связи с занятиями физической культурой и спортом. Эти представления являются предпосылкой к полноценному восприятию, осмысливанию и освоению многооб­разных эстетических проявлений. Широта эстетических пред­ставлений, понятий и суждений является необходимым усло­вием осознания и относительной устойчивости критериев эсте­тической оценки.

    Человека с высокой эстетической культурой характеризует и достаточно высокий эстетический вкус, свидетельствующий о духовном богатстве данной личности. Хорошо развитый эстети­ческий вкус действует как весьма важное условие восприятия, освоения и оценки прекрасного и безобразного в окружающих явлениях действительности.

    Одним из наиболее главных показателей эстетической культуры личности будет являться эстетика деятельности, выражающаяся во внешнем виде, поведении, поступках и от­дельных действиях занимающихся. Все названные компоненты эстетической культуры должны развиваться и совершенство­ваться в процессе эстетической подготовки учащихся.

    Остановимся немного конкретнее на восприятии окружающей действительности. Потому как учителю физической культуры во взаимодействии с учеником сопутствует и неотъемлемый психоло­гический компонент - способность к восприятию.

    Восприятие основывается на живом созерцании, представляет собой отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на орга­ны чувств человека. В эстетическом восприятии потребность взять предмет во всей его целостности и неповторимости, во всем многообразии и своеобразии его свойств, требует очень дифференцированных впечатлений. Здесь особое значение имеет тонкая чувствительность к цвету, звуку, форме, только она обеспечит богатство видения, постижения степени развития предмета. На основе чувствительных анализаторов базируется способность воспринимать целостные характеристики предмета - гармонию и дисгармонию частей и свойств, меру и конкретные проявления их (симметрию, пропорции, ритм, гармоничное цве­тосочетания и противоположное им). Без этой способности нельзя определить степень совершенства предмета и создать эталонные образы совершенства, необходимые для оценки вос­принятого. Совершенство всегда целостная характеристика предмета, максимальное единство его формы и содержания.

    На качестве эстетического восприятия сказывается способность ассоциировать, сопоставлять воспринимаемое с сохраненными памятью образами представления, со знаниями. Именно это обеспечивает опознание человеком предмета уже по отдельным свойствам и создание предметного образа, более богатого по содержанию, чем совокупность ощущаемых свойств, и более бо­гатого, чем общее представление. В образе происходит некото­рая перестройка содержания предмета за счет личного опыта, «наполнение» предмета новой жизнью через представления и воображение воспринимающего. Благодаря этой интерпретации предмета содержание образа в известной мере субъективное. Чем богаче у человека запас эстетических представлений и зна­ний, чем более развита способность ассоциирования образов восприятия с ними и с явлениями, ранее оцененными, особенно из других сфер действительности, тем быстрее, точнее, истин­нее человек оценит красоту воспринимаемого.

    Еще в глубокой древности люди среди других интересных и ценных свойств действительности выделили красоту. В эстетике существует точка зрения, отождествляющая красоту с цветом, симметрией, пропорцией, гармонией и т. п. Красоту нельзя оп­ределить ни без объекта, ни без воспринимающего его субъ­екта. Важным является умения различать подлинные ценности. Подлинная красота - значение предмета по отношению к эсте­тической потребности, которая выражает ведущие тенденции развития общества.

    В соответствии с эстетикой физическую красоту человека не­обходимо рассматривать с двух сторон - внешней и внутренней.

    Внешняя (телесная) организация человека объемлет все то, что характеризует формы и типы телосложения. Основы ее разраба­тывались преподавателями различных научных школ и течений. Стремление определить внешние структурные призна­ки прекрасного в человеке через « форму» (Л.Сакетти,1905; Д.Дидро,1936), «гармонию» (Г.Демени.1915), тщательная разработ­ка канонов человеческой красоты, основанных на матема­тическом соотношении частей тела, - все это особые подходы к решению проблемы телесной красоты человека. Кра­сота человеческого тела - есть продукт социально-трудовой, а не только естественно-биологический.

    Вертикальная походка, а следовательно, и гордая осанка, открытое солнцу и ветру лицо, устремленный вдаль взор, совершенная по красоте рука, гармоничность и симметрия анатомической структуру - это прежде всего плоды активности человека. Особенность этого естественно-творческого способа совершенствования внешней красоты человека в том, что он исключает всякую искусственность.

    Но даже при совершенной телесной организации человек может не обладать необходимыми функциональными возможностями для освоения многообразия эстетических явлений. Вот почему необходима и внутренняя красота физической организации человека. Она выражается в крепком здоровье, богатстве физических возможностей и рациональности движений.

    Среди базовых разделов в программном материале по физической культуре виды гимнастики, располагают в этом отношении огромными возможностями. Учебные занятия по спортивной гимнастике в среднеобразовательном учреждении могут являться своего рода регулирующим рычагом. К этому располагают эстетические возможности занятий гимнастикой. Бесконечное разнообразие упражнений, избирательное их воздействие на строение функции организма, точная дозировка физической нагрузки позволяют исправлять недостатки в физическом развитии занимающихся, содействовать улучшению телосложения в соответствии с эстетическими требованиями. Собранность, стройность и подтянутость - качества, отличающие гимнаста. Четкая регламентация занятий, строгие требования к точности выполнения движений, необходимость соблюдения дисциплины, прилежания, настойчивости создают условия эффективного воздействия на эстетические пережива­ния и запросы занимающегося. Тесная связь гимнастики со средствами художественного воспитания - музыкой и танцами - расширяют ее эстетические возможности. Однако наличие всего многообразия положительных эстетических сторон в учебных занятиях гимнастикой само по себе еще не гарантирует качественного роста уровня эстетической подготовленности школьников .

    Эстетическая подготовка, ее значение.

    Эстетическая подготовка - это одна из сторон совершенствова­ния личности занимающегося, которая возникает в связи с эстетическим освоением избранной сферы деятельности. Смысл и цель ее в процессе занятий состоит, по нашему мне­нию, в формировании эстетического отношения ко всем сторонам той деятельности, которая протекает в связи с освое­нием специально подобранных физических упражнений.

    Ученик должен глубоко освоить эстетические стороны различных форм занятий, уяснить их содержание и взаимо­связь, педагогическое и, в конечном счете, социальное значение. Проявляться это будет в формировании у занимаю­щегося эстетического отношения к совершенствованию своего физического облика, изучению эстетического своеобразия техники строго стилизованных движений и их органическому со­четанию с музыкальным сопровождением, приобретением умения придавать упражнениям соответствующую эмоциональ­ную окраску, овладением стойкими навыками эстетического по­ведения и так далее. Другими словами, по сравнению с эстетическим воспитанием, эстетическая подготовка будет от­личаться специализированностью и, следовательно, известной сжатостью границ.

    Таким образом, эстетическую подготовку учащихся мы рассмат­риваем как необходимую составную часть учебно-воспитатель­ного процесса в общеобразовательном учреждении, наиболее тесно связанную с совершенствованием творческих способно­стей. Под эстетической подготовкой следует понимать педагоги­ческий процесс, направленный на овладение знаниями об эсте­тических сторонах занятий физической культурой и спортом, на развитие и совершенствование способностей правильно вос­принимать и оценивать эстетическое в учебно-воспитательном процессе, на формирование потребностей и навыков выполнять свои обязанности «по законам красоты».

    Литература:

    1. Глушак Н.М. Эстетическое воспитание и урок физической культуры.// Физическая культура в школе. - № 11.

    2. Клименко В.В., Омельчук В.Ф. Физкультура и эстетическое воспитание. Киев Рад. Шк.

    3. Сараф М.Я., Столяров В.И. Введение в эстетику спорта. Учебное пособие для институтов физкультуры. – ФиС.

    4. Френкин А.А. Эстетика физической культуры. М.: ФиC.




    написать администратору сайта