Главная страница

Задача с треугольной пирамидой. Задача с треугольной пирамидой


Скачать 252.54 Kb.
НазваниеЗадача с треугольной пирамидой
Дата22.07.2022
Размер252.54 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЗадача с треугольной пирамидой.docx
ТипЗадача
#634933

Задача с треугольной пирамидой

После пройденного пути, который начался на уроке Векторы для чайников и закончился статьёй Задачи с прямой и плоскостью, рассмотрим распространённое задание, главным действующим героем которого является треугольная пирамида (тетраэдр). Посмотрим на эту пространственную фигуру и перечислим её элементарные признаки:

У треугольной пирамиды есть:

– четыре вершины;
– шесть рёбер (сторон);
– четыре грани.

Чем богаты, тем и рады. Каждая из четырёх граней представляет собой треугольник, отсюда и название – треугольная пирамида или тетраэдр.

Не буду перечислять геометрические свойства данной фигуры, известные из школьной программы, поскольку аналитическая геометрия вскрывает пакет молока своим способом. А именно, пристальное внимание уделяется уравнениям рёбер, плоскостей, всевозможным углам пирамиды и некоторым другим вещам, скоро увидите.

Примечание: корректнее говорить «уравнения прямой, содержащей ребро (стОрону)» и «уравнение плоскости, содержащей грань». Но для краткости будем использовать словосочетания «уравнения ребра (сторонЫ)» и «уравнение грани».

Особых трудностей не ожидается, так как весь инструментарий базируется на уже изученных материалах. Но если где-то обнаружатся пробелы, ничего страшного, каждый пункт решения будет снабжён ссылками на нужные уроки, чайник пыхтит – задача решается =)

Кроме того, мы поэтапно выполним точный чертёж пирамиды в прямоугольной системе координат. Это очень важный шаг для тех, кто только начинает разбираться с трёхмерными чертежами.

Приключения с треугольной пирамидой концептуально напоминают задачу с треугольником на плоскости. И начинаются они примерно так:

Треугольная пирамида задана координатами своих вершин

Далее, как правило, вам предложат четыре точки пространства. Причём, прямо сейчас =)

Пусть это будут вершины  .

Требуется:

Потребуется много чего…. Счастливчики отделаются 3-4 пунктами, а билет с крупным выигрышем может насчитывать добрый десяток заданий.

Поздравляю, вы сорвали Джекпот!

1) найти длину ребра  ;

2) составить уравнения стороны  ;

3) найти угол между рёбрами  ;

4) найти площадь грани  ;

5) найти угол между ребром   и плоскостью  ;

6) составить уравнение грани  ;

7) составить уравнения высоты  , опущенной из вершины   на грань  ;

8) вычислить длину высоты  ;

9) найти основание высоты  ;

10) вычислить объем пирамиды;

11) составить уравнения медианы   грани  ;

12) составить уравнение плоскости, проходящей через прямую   и вершину  ;

13) найти угол между плоскостями   и  ;

14) выполнить чертёж пирамиды   в прямоугольной декартовой системе координат;

15) перекреститься левой пяткой.

Это единственная задача данного урока, и вот так, слегка креативно, я решил записать условие... …немного наскучило выстраивать вереницу Пример 1, Пример 2, Пример 3, ….

Начнём-с бренчать монетами по карманам.

Во-первых, разберёмся с обозначениями вершин. Самый распространённый вариант, когда они обозначены буквами  . Выполним схематический чертёж:

Если бегло просмотреть пункты задачи, то легко заметить, что в условии часто встречается грань  . Чаще всего требуется составить уравнение этой «особенной» грани, а также найти её площадь. В качестве «особенной» вершины выступает точка  , обычно из неё строится перпендикуляр к плоскости  .

А всё это я сказал к тому, что в вашей задаче могут быть совершенно другие обозначения вершин. Например,  . При таких буквах «особенной» гранью, скорее всего, будет грань  , а «особенной» точкой – вершина  . В этой связи очень важно выполнить схематический рисунок пирамиды, чтобы не запутаться в дальнейшем алгоритме решение. Да, более подготовленные читатели могут представлять тетраэдр мысленно, но для чайников чертёж просто обязателен.

Итак, на предварительном этапе разбираемся с обозначениями вершин пирамиды, анализируем условие, находим «нужную» плоскость и точку, выполняем бесхитростный набросок на черновике.

С чего начать решение задачи?

Перед тем, как отправиться в весёлое путешествие по пунктам условия, удобно найти три вектора. Почти всегда векторы откладываются от первой вершины, в данном случае – от точки  . Решим элементарную задачу урока Векторы для чайников:





Элементарность элементарностью, но многие давно заметили, что эти простые вычисления на самом деле… достаточно неприятны! Дело в том, у каждого из нас бывает наваждение а-ля «два плюс два равно пяти», поэтому лучше подстраховаться и воспользоваться программой, которая заранее обсчитает многие параметры пирамиды. Калькулятор можно найти на странице Математические формулы и таблицы.

Кроме того, чтобы эффективнее и КОМФОРТНЕЕ воспринимать информацию, координаты четырёх точек и трёх полученных векторов рекомендую переписать на бумагу.

Как найти длину ребра пирамиды?

1) Найдём длину ребра  . Длина данного ребра равна длине вектора  :



Я обычно округляю результаты до двух знаков после запятой, но в условии задачи может быть дополнительное указание проводить округления, например, до 1-го или 3-го десятичного знака.

Думаю, в случае необходимости никого не затруднит аналогичным образом найти длины рёбер    или  . Если же вам предложено найти длину какой-нибудь другой стороны, то используйте формулу нахождения длины отрезка по двум точкам:


Это всё простейшие задачи первого урока про векторы.

Как составить уравнения стороны пирамиды?

2) Найдём уравнения ребра  . Очевидно, что речь идёт об уравнениях прямой в пространстве, но нам не сказано, в каком виде их нужно составить. «По умолчанию» обычно подразумевается, что студент запишет канонические уравнения прямой.

Уравнения ребра   составим по точке   (можно взять  ) и направляющему вектору  :



В целях проверки следует убедиться, что обе точки удовлетворяют найденным уравнениям.

Как найти угол между рёбрами пирамиды?

3) Найдём угол между сторонами  :

Перед вами обычный угол пространственного треугольника, который рассчитывается как угол   между векторами. И снова при делах тривиальная формула урока Скалярное произведение векторов:


Заметьте, что в ходе решения можно (и нужно) использовать полученные ранее результаты, в данном случае нам уже известно, что   (см. пункт 1).

С помощью обратной функции находим сам угол:


Как найти площадь грани пирамиды?

4) Найдём площадь грани  :

Площадь треугольника вычислим с помощью векторного произведения векторов, используя формулу  .

Сначала найдём векторное произведение:


И вычислим его длину:


Вынести из-под корня ничего нельзя, поэтому он войдёт в ответ в неизменном виде.

Площадь грани  :


Если получаются страшноватые числа, не обращайте внимания, обычная картина. Главное, не допустить ошибку в вычислениях.

Как найти угол между ребром и гранью?

5) Найдём угол   между ребром   и плоскостью  . Это стандартная задача, рассмотренная в Примере № 3 п. «д» урока Основные задачи на прямую и плоскость. Прошу прощения за неточности ряда последующих чертежей, я рисую от руки, отражая лишь принципиальную картину:

Используем формулу:


И с помощью арксинуса рассчитываем угол:


Как найти уравнение грани?

6) Составим уравнение плоскости  . Первая мысль – использовать точки  , но есть более выгодное решение. У нас уже найден вектор нормали   плоскости  . Поэтому уравнение грани   составим по точке   (можно взять   либо  ) и вектору нормали  :



Для проверки можно подставить координаты точек   в полученное уравнение, все три точки должны «подходить».

Как составить уравнения высоты пирамиды?

7) Звучит грозно, решается просто.

Уравнения высоты  , опущенной из вершины   на грань  , составим по точке   и направляющему вектору  :

 – по умолчанию записываем канонические уравнения.

Вектор нормали в рассматриваемой задаче работает на всю катушку, и как только вам предложили найти площадь грани, составить уравнение грани или уравнения высоты – сразу пробивайте векторное произведение.

Как найти длину высоты пирамиды?

8) Пример № 9 статьи Уравнение плоскости. Длину высоты   найдём как расстояние от точки   до плоскости  :



Результат громоздкий, поэтому позволим себе вольность не избавляться от иррациональности в знаменателе.

Как найти основание высоты пирамиды?

9) Найдём основание высоты  . Тема пересечения прямой и плоскости подробно муссировалась на уроке Задачи с прямой и плоскостью. Повторим. Перепишем уравнения высоты в параметрической форме:


Неизвестным координатам точки   соответствует вполне конкретное значение параметра  :
, или:  .

Основание высоты, понятно, лежит в плоскости. Подставим параметрические координаты точки   в уравнение  :


 

Кому-то покажется жестью, но я ничего не придумал – такое задание с зубодробительными дробями время от времени встречается на практике.

Полученное значение параметра подставим в координаты нашей точки:


Сурово, но идеально точно. Я проверил.

Как найти объем треугольной пирамиды?

10) Старая добрая задача. В аналитической геометрии объем пирамиды традиционно рассчитывается с помощью смешанного произведения векторов:



Таким образом:


В данном случае уместно выполнить проверку, вычислив объем тетраэдра по школьной формуле  , где   – площадь грани,   – длина высоты, опущенной к этой грани.

Уместно ПОТОМУ, что мы знаем и площадь грани  , и длину соответствующей высоты 



Как составить уравнения медианы грани пирамиды?

11) Составим уравнения медианы   грани  . Ничего сложного, обычная медиана обычного пространственного треугольника:

По сравнению с треугольником на плоскости, добавится лишь дополнительная координата. Нам известны вершины  , и, по формулам координат середины отрезка, находим реквизиты точки  :




Уравнения медианы можно составить по двум точкам, но в статье Уравнения прямой в пространстве, по некоторым причинам я не рекомендовал использовать такой способ. Поэтому сначала найдём направляющий вектор прямой:


За направляющий вектор можно взять любой коллинеарный вектор, и сейчас подходящий момент избавиться от дробей:


Уравнения медианы составим по точке   и направляющему вектору  :



Заметьте, что уравнения с эстетической точки зрения лучше составить по точке  , так как координаты точки «эм» – дробные.

Проверка рутинна, нужно подставить координаты точек   в полученные канонические уравнения.

Как составить уравнение плоскости, проходящей через вершину и ребро?

12) Составим уравнение плоскости, проходящей через прямую   и вершину  :

А задаёт ли вообще прямая и не принадлежащая ей точка плоскость? Да, это «жёсткая конструкция», однозначно определяющая плоскость.

К сожалению, мы не знаем вкусный нормальный вектор плоскости  , и самый короткий путь – составить уравнение плоскости по точке и двум неколлинеарным векторам.

В качестве точки обязательно выбираем «одинокую» точку, которая не принадлежит прямой, в данном случае – это вершина  . Один из нужных векторов уже известен:  , но, конечно же, удобнее выбрать его брата-мажора  . В качестве второго вектора подходит   либо   (и вообще, бесконечно много векторов, но у нас есть только две «готовые» точки прямой  ). Учитывая дробные координаты точки «эм», выгоднее найти: 

Уравнение плоскости составим по точке   и двум неколлинеарным векторам  :



Очевидно, что координаты точек   должны «подходить» в полученное уравнение плоскости.

Как найти угол между гранью и плоскостью?

13) Найдём угол между плоскостями   и  .

Очередной типовик, рассмотренный в Примере № 13 урока Уравнение плоскости.

Данные плоскости пересекаются, и косинус угла   между ними выражается формулой:  , где   – вектор нормали плоскости  . Напоминаю, что вектор нормали   и его длина   уже известны.

Осталось снять вектор нормали:   и аккуратно провести вычисления:



Возиться с такими корнями смысла нет, поэтому сразу находим угол:



От тупизны подальше за ответ таки лучше принять острого соседа:



Как начертить пирамиду в прямоугольной системе координат?

14) Выполним точный чертёж пирамиды   прямоугольной системе координат. Это проще, чем кажется.

С чего начать?

Во-первых, необходимо уметь правильно изображать саму систему координат на клетчатой бумаге. Справка в начале методички Графики и свойства функций.

Во-вторых, необходимо уметь строить точки в трёхмерном пространстве, об этом я уже начал рассказывать в статье Уравнения прямой в пространстве. И сейчас мы продолжим тему.

Построим точку  . На мой взгляд, сначала удобно разобраться с первыми двумя координатами – «иксом» и «игреком»: отмеряем 2 единицы в положительном направлении оси   и 3 единицы в отрицательном направлении оси  . В плоскости   прочерчиваем пунктирные дорожки, которые параллельны соответствующим  координатным осям. Пересечение дорожек я пометил небольшим ромбиком:


Теперь, в соответствии с отрицательной «зетовой» координатой, отмеряем 1 единицу вниз и тоже проводим пунктирную дорожку. Здесь и будет находиться наша точка  , она расположена в нижнем полупространстве.

Для точки   отмеряем 5 единиц «на себя» и 4 единицы вправо, строим параллельные осям пунктирные дорожки и находим их точку пересечения. В соответствии с «зетовой» координатой, чертим пунктиром «подставку для точки» – 2 единицы вверх. Данная точка расположена в верхнем полупространстве.

Аналогично строятся две другие точки. Заметьте, что вершина   лежит в самой плоскости  .

В тетради пунктирные линии аккуратно и не жирно проводятся простым карандашом.

Теперь нужно разобраться в удалённости точек, а в этом как раз и помогут пунктирные линии. Немного включаем пространственное воображение и внимательно смотрим на ось  . Очевидно, что самая близкая к нам вершина –  , а самая удалённая –  .

Немало читателей уже мысленно прорисовали пирамиду, тем не менее, остановлюсь на построении подробнее. После того, как построены вершины, чайники могут тонко-тонко карандашом начертить все 6 сторон, и начинать разбираться, какие рёбра видимы, а какие рёбра скрыты. Лучше начать от самой близкой точки  . Очевидно, что все три «исходящих» ребра в поле нашего зрения:


Должен предостеречь, так бывает далеко не всегда, одно ребро, например, может быть от нас скрыто. Не теряйте визуального восприятия пространства!

Какие ещё стороны в зоне видимости? ВиднЫ рёбра  , а вот сторона   спряталась за пирамидой:


К слову, невидимое нам ребро   лежит в нижнем полупространстве и проходит под осями  .

Чертеж-конфетка на практике получается не во всех случаях. Бывает, фортуна разворачивается и задом:


То есть, грань пирамиды может полностью или частично закрывать всё остальное. Но самое скверное, когда перекрываются рёбра:
 
Тут сразу три ребра выстроились на одной прямой (правая верхняя прямая). В похожей ситуации приходится жирно прочерчивать накладывающиеся стороны разными цветами и ниже чертежа записывать дополнительные комментарии о расположении пирамиды.

Существуют и более мелкие неприятности, например, одна из сторон пирамиды может наложиться на координатную ось (а то и вовсе расположиться за ней).

Увы, перечисленные случаи – не редкость на практике.

Вот, пожалуй, и все основные сведения о построении треугольной пирамиды в декартовой системе координат.

15) Это пример для самостоятельного решения.

В конце решения желательно остограммиться записать ответ, и по пунктам перечислить полученные результаты. За ваше здоровье!

Автор: Емелин Александр

 

Высшая математика для заочников и не только >>>

(Переход на главную страницу)

Как можно отблагодарить автора?


написать администратору сайта