философиякр. философия крф. Задание 1 1
Скачать 71.78 Kb.
|
Задание 1 1) невозможность определить философию через сравнение с другими сферами духовной жизни человека (наукой, религией, искусством),обуславливают сложность ее определения. Нельзя дать определение понятия философии через обобщение определений этого понятия, которые давались философами прошлого. 2) философия понимается и определяется человеком через размышления о смысле его собственной жизни и она сама является характеристикой бытия человека, таким образом, философия есть сущностная характеристика бытия человека, быть человеком и быть философом понятия тождественные. 3) Современный кризис культуры техногенного общества носит системный и глобальный характер. Требования к ответственности каждого человека за все происходящее в мире неизмеримо возрастает. Личное участие человека в решении важнейших проблем человеческого бытия невозможно без философствования, личностного поиска смысла бытия. 4) Философствование, как вопрошание о смысле бытия, присуще каждому человеку. Актуализируется эта способность в периоды кризиса жизни общества, когда старые ответы на вечные философские вопросы не могут удовлетворительно ориентировать человека в изменившемся мире. Полнота видения проблем в период кризиса, объяснение его истоков, видение реальных путей его преодоления зависит от волевых усилий отдельной личности, направленных на актуализацию философского мышления 5) Современные философы видят путь развития философии в рефлексии над основаниями культуры: в критическом рассмотрении господствующей культурной традиции, во вскрытии проблем современной цивилизации и определении путей их преодоления. Задание 2 1) При сравнении Платона с Аристотелем сразу бросается в глаза, что поэтическая душа первого из них восторженно возносилась в невидимую область идей и считала философию средством очистить душу, внушить ей стремление к небу. Критический же ум Аристотеля занимался по преимуществу эмпирическим (опытным) исследованием мира явлений, изучал факты, представляемые природой, шел путем индукции от частного к общему и ставил целью философии знание истины, приобретаемое наукой. Платон считает понятия (идеи) сущностями, отдельными от явлений (вещей), имеющими самобытную реальность; Аристотель сводит идеи из их отдельной области в мир явлений, считает их формами, посредством которых образуются из материи чувственные, действительно существующие предметы. Платон стремится возвыситься над природою и берет содержание своей философии из области сверхчувственного, небесного. Аристотель подвергает своему исследованию природу, землю, предметы, существующие на земле, систематизирует приобретаемые о них сведения и, путем ясных, строго логических выводов и доказательств, формулирует общие законы. 2) Античная проблематика стала проблематикой всей европейской философии натысячелетия. Просуществовав в Древнем Риме, как повтор греческих образцов в различныхформах неоплатонизма, эпикурейства, стоицизма и аристотелизма, она легла в основу христианского мировоззрения, и она же составила главную проблему рационализма и классической философии. Фактически, философия вмещала в себя все науки, все искусства, мифологию, религию и практическую мораль. Вероятно, эта традиция привела к сегодняшнему западному подходу к научным званиям. Ученый из любой области науки воспринимается как философ. Но главное заключается в том, что греческий миф о единстве и целостности бытия определил структуру, направленность и проблемы европейской философии. Попытка совместить этику, ценностные установки, политическую теорию и естествознание привела к созданию сложных элитарных систем. Эмпирическое знание об изменчивости и теоретическое желание ухватить неизменную сущность вещи соединенные с той или иной формой социально-этического проекта влияли на терминологию, восприятие мира. Это создавало противоречия в гносеологических рекомендациях. Эти противоречия сгладила эпоха средневековья. Схоласты не имели нужды доказывать бренность этого мира и имели жесткое абсолютное основание для своих теорий. Этим основанием было бытие Бога. Но как только научный прогресс привел к возникновению эмпирического знания и эмпирической философии, а идея Бога утратила свою абсолютность, философия вернулась к проблемам, с которыми столкнулись Сократ, Платон, Аристотель и их последователи. Попытки Канта отделить вещь саму по себе от явлений, аналогичны подходу Аристотеля к познавательным процессам, когда последний отделял сущность от существования. Диалектика Гегеля впитала в себя проблематику Гераклита, чтобы через законы развития опровергнуть тезис Канта о пределах познания. Субъективизм, экзистенциализм, феноменология, материалистическая диалектика и другие современные философские школы, так или иначе, повторяют идеи, которые на заре человечества появились в учениях греческих мудрецов.Поэтому история античной философии остается актуальной, а процессы возникновения тех или иных теорий многое могут подсказать современному ученому и философу. 3) В тех сферах, где обычной человеческой логики и совести не достаточно для того, чтобы знать как сделать добро. пример: изучать ли биологию или достаточно тройки? Нужно иметь знание о самой науке и её ценности. Это: добродетель -> знание. Задание 3. Основные исторические этапы развития мировой философии Задание 4. Основная черта развития философии XX века - плюрализм школ, направлений; появление новых, нестандартных (неклассических) идей и концепций. Причина этому, возможно, демократизация общественной жизни, рост степени свободы личности. Воля является катализатором творчества, а творчество - это всегда разнообразие. И все-таки среди самых разных по типу философствования и методологии теории можно выделить два основных направления, которые противоположным образом реагируют на нашу эпоху - эпоху научно-технической революции (НТР), эпоху технической цивилизации Основными различиями в развитии философского мышления в ХХ веке являются многообразие взглядов, философских школ и направлений. Развитие философских проблем в двух основных направлениях-материализме и идеализме-принимает более определенную форму. Достижения естествознания, прежде всего физики, химии и биологии, активно используются при построении философских концепций. Философия имеет ту особенность, что, несмотря на успехи науки путем объединения результатов научного анализа и социальной реальной практики, философия не может быть удалена от религиозной темы: в некоторых случаях религия является предметом анализа, и именно "чистая философия" освобождается от влияния науки и общества. попытка разработать новую систему снова потерпит неудачу. Познание и его методы Задание 1 Исходными принципами диалектики являются:принцип развития и принцип всеобщей связи.Диалектика рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. Развитие – это движение от низшего к высшему, от простого к сложному, качественное изменение, скачкообразный процесс, предполагающий коренные качественные перевороты -- революции. Это движение совершается по спирали. Каждый виток этой спирали глубже, богаче, разностороннее предыдущего, она расширяется кверху. Принцип всеобщей связи. Современная наука располагает многочисленными данными, подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений и предметов действительности. Так, элементарные частицы, взаимодействуя между собой, образуют атомы. Взаимосвязь атомов, дает молекулы, молекулы образую макротела и так до галактик и метагалактик. Поэтому чтобы знать предмет, необходимо изучить все его стороны и связи. А поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия. Диалектика изучает не все, а только наиболее общие, существенные связи. Отражая эти связи в своем сознании, человек открывает законы объективного мира, вырабатывает категории познания. Знание же общих законов составляет непременное условие практической преобразующей деятельности, творчества. К принципам диалектики относятся еще и принцип детерминизма, т. е. всеобщей причинной обусловленности явлений, принцип объективности рассмотрения, конкретности истины и др. Принципы диалектики м. б. выражены и конкретизированы только через ее основные понятия - категории и законы. К основным категориям диалектики относят: Сущность, т.е. конкретное, определяющее содержание объекта или явления; Явления, т.е. свойства субъекта, воспринимаемые непосредственно; Необходимость, как закономерный тип связи между объектами; Случайность, как связь между объектами по их вторичным свойствам и т.д. 2) Бессознательные психические процессы не входят в сферу сознания человека 3) Для появления сознания необходимо наличие предпосылок: а) биологические – первобытное стадо, развитая орудийная деятельность, дифференцированная звуковая сигнализация (протоязык), усложнение 2-й сигнальной системы (мозга), соответствующие природные условия; б) социальные – трудовая деятельность, включение в развитый социум (воспитание и обучение). 4) Критерии научности – интерсубъективная проверяемость ,системность, прогрессизм ,обоснованность, проблемность , истинность Задание 2 Рациональное больше характеризует сознательное, чем бессознательное, а иррациональное больше характеризует бессознательное, чем сознательное. Однако в бессознательном можно найти проявления рационального, а в сознательном — иррационального. Особый смысл имеет рациональное как важнейший содержательный компонент процесса рационализации деятельности профессионала; оно прежде всего характеризует упорядоченное использование методов и технологий, которое способствует более успешному решению поставленных задач и достижению избранных целей. Иррациональное: неупорядоченное, хаотичное, произвольное, спонтанное, с трудом поддающееся (или совершенно не поддающееся) рациональному познанию. В учениях о человеке И. характеризует действия и процессы, механизм которых неуловим (кажется совершенно спонтанным) и не проистекает из свободного, ясно осмысленного решения. 2) Марксистская теория познания есть теория отражения. Это значит, что она рассматривает познание как отражение объективной реальности в мозгу человека. Противники диалектического материализма обычно возражают против такого понимания познания. Они утверждают, например, будто говорить об отражении законов природы, которые нельзя увидеть, бессмысленно, будто математическим формулам и логическим категориям (например; «сущность»), этическим понятиям («справедливость», «благородство») не соответствует в мире такая реальность, которую они могли бы отражать. Однако эти и другие подобные возражения основаны на весьма примитивном, вульгарном понимании отражения. Говоря о познании как об отражении, диалектический материализм имеет в виду, что познание, будучи воспроизведением действительности в сознании человека, не может быть ничем иным, кроме отражения объективного мира. В сознании человека находятся не сами вещи, их свойства и отношения, а мысленные, идеальные образы или отображения, более или менее точно передающие черты познаваемых объектов и в этом смысле сходные с ними. 3)Креативность мышления в своей будущей профессиональной деятельности могу выделить следущие особенности: Делать стандартные вещи по-новому, Интересоваться тем, что не имеет прямого отношения к вашей работе , Использовать метод случайного слова ,Придумывать новые способы, как использовать простые вещи 4) В чем смысл проблемы бытия? Почему она постоянно - с древности и до наших дней - обсуждается в философии? Почему многие мыслители считали и считают ее исходной для систематических философских размышлений? Понять смысл столь широкой философской проблемы - значит прежде всего выявить, какие корни она имеет в реальной жизни человека и человечества. Мы хотим, поэтому довести обсуждение предрассудков лишь до того, чтобы отсюда стала видна необходимость возобновления вопроса о смысле бытия. Их имеется три: 1) «Бытие» есть «наиболее общее» понятие. Когда соответственно говорят: «бытие» есть наиболее общее понятие, то это не может значить, что оно самое ясное и не требует никакого дальнейшего разбора. Понятие бытия скорее самое темное. 2) Понятие «бытие» неопределимо. Это выводили из его высшей всеобщности. И по праву если definitio fit per genus proximum et differentiam specificam. «Бытие» действительно нельзя понимать как сущее; enti non additur aliqua natura: «бытие» не может прийти к определенности путем приписывания ему сущего. Неопределимость бытия не увольняет от вопроса о его смысле, но прямо к таковому понуждает. 3) Бытие есть само собой разумеющееся понятие. Во всяком познании, высказывании, во всяком отношении к сущему, во всяком к-себе-самому-отношении делается употребление из «бытия», причем это выражение «безо всяких» понятно. Каждый понимает: «небо было синее»; «я буду рад» и т. п. Однако эта средняя понятность лишь демонстрирует непонятность. Она делает очевидным, что во всяком отношении и бытии к сущему как сущему a priori лежит загадка. Что мы всегда уже живем в некой бытийной понятливости и смысл бытия вместе с тем окутан тьмой, доказывает принципиальную необходимость возобновления вопроса о смысле «бытия». Наша жизнедеятельность опирается на простые и понятные предпосылки, которые мы обычно принимаем без особых сомнений и рассуждений. Самая первая и самая универсальная среди них - естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется "здесь" и "теперь", иными словами, что он наличествует, существует. Люди столь же естественным образом рассчитывают и на то, что при всех изменениях, совершающихся в природе и обществе, мир сохраняется как относительно стабильное целое, пребывает, являет себя во многих измерениях и данностях. Проблема бытия возникает тогда, когда такого рода универсальные, казалось бы естественные, предпосылки становятся предметом сомнений и раздумий. А поводов для этого более чем достаточно. Ведь окружающий мир, природный и социальный, то и дело задает человеку и человечеству трудные вопросы, заставляет задумываться над прежде не проясненными привычными данностями реальной жизни. Подобно шекспировскому Достаточно было сказать, что мир существует "теперь", и напрашивались вопросы о его прошлом и будущем. Отвечая на них, одни философы доказывали, что бесконечный мир непреходящ - всегда был, есть и будет; другие утверждали, что мир был, есть и будет, но имеет свое начало и конец не только в пространстве, но и во времени. Иными словами, мысль о существовании беспредельного мира как целого далее соединялась с положением либо о преходящем, либо о непреходящем существовании мира. Идея о непреходящем (или, по крайней мере, очень длительном) существовании мира как целого в свою очередь подводила к вопросу о том, как с этим существованием соотносятся заведомо преходящие, конечные вещи и человеческие существа. Так выстраивалась уже целая цепочка вопросов и идей, касающихся бытия. Возникла именно проблема бытия, расчлененная на тесно взаимосвязанные аспекты (подпроблемы). Задание 4 Структура сознания |