Эссе. Соловьёв Эссе (1987345) (копия). Закон для прочих, вот очевидное заблуждение ницшеанства
Скачать 25.15 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ _______________________________________________ Государственное образовательное учреждение высшего образования Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) _________________________________________________________ Кафедра философии ТЕМА Эссе: Владимир Соловьев «Идея сверхчеловека» Выполнил студент 1 курс 606зэ-4 учебной группы Ботиров Бунёдбек Кудрат угли (фамилия, имя, отчество) Научный руководитель: (фамилия, имя, отчество) ___________________________ (ученая степень, ученое звание) Оценка ___________________ Санкт-Петербург 2021 Работа Владимира Соловьёва была опубликована в одном из номеров журнала символистов «Мира искусства» за год до смерти русского религиозного философа. В статье автор рассматривает ницшеанскую идею о сверхчеловеке в её российском преломлении. Будучи великолепно образованным человеком, к примеру, Священное Писание он читал в подлиннике, разносторонне развитым учёным, Соловьёв характеризует и самого Ницще и его сверхчеловека с различных точек зрения. Он видит и плюсы, и минусы данного учения, благопривнесённого на русую интеллектуальную почву. Ницше стал моден, как некогда в моде бы Гегель, но так ли хорош «отвлеченный морализм и демонизм сверхчеловека»1? И Соловьёв предлагает читателям дихотомию, по принципу, хорошая и плохая стороны интереса к философии Фридриха Ницше. Если «первое дело разумной критики относительно какого-нибудь заблуждения - определить ту истину, которою оно держится и которую оно извращает», то «Дурная сторона ницшеанства бросается в глаза. Презрение к слабому и больному человечеству, языческий взгляд на силу и красоту, присвоение себе заранеекакого-то исключительного сверхчеловеческого значения - во-первых, себе единолично, а затем, себе коллективно, как избранному меньшинству «лучших», т. е. более сильных, более одарённых, властительных, или «господских», натур, которым всё позволено, так как их воля есть верховный закон для прочих,- вот очевидное заблуждение ницшеанства»2. Прежде всего следует показать разницу между сверхчеловеком у Ницше и сверхчеловеком у Соловьёва. И начнём мы с того, что Бог Ницше «умер», в то время, как Соловьёв, будучи потомком профессоров Духовной Академии, никогда не терял веры. Именно «смерть» Бога вызвала к жизни образ сверхчеловека. Поскольку, согласно Ницше, в смерти Бога повинны сами люди, то христианская мораль - источник порчи. Христианство — религия сострадания, а буддизм реалистичнее христианства, т.к. воюет не с грехом, а со страданием. В таком случае Христос предстаёт просто «самым благородным человеком». Отсюда и стремление восславить сверхчеловека. Сверхчеловек, по Ницше, обладает следующими качествами. Во-первых, его нравственный образ, означает высшую ступень духовного развития человечества, поэтому он не может быть ни зверем, ни укротителем зверей. Во-вторых, он умеет повелевать и повиноваться себе. Его господство не только политическое или правовое, в первую очередь, это - духовное господство. Таким образом, власть сверхчеловека над людьми приобретается силой выдающихся духовных личностных качеств. В-третьих, сверхчеловек не желает ничего получать даром, полагая, что даром получает только чернь. Он не ищет и не желает наслаждений. Мораль сверхчеловека не тождественна моральным установкам обычного человека. Неокончательность настоящего и близость грядущего выражается в многослойном символе «сверхчеловека». Великая любовь сочетается в сверхчеловеке с великим презрением, он подобен молнии и безумию в дионисийском порыве преодоления «слишком человеческого». В конечном итоге, Ницше утверждает, что сверхчеловек есть персонифицированная воля к власти. Господство лучших – форма жизни, которая даёт простор для духовного развития, для расширения горизонтов творческой деятельности этой личности. Соловьёв противопоставляет ницшеанскому сверхчеловеку, сверхчеловека в собственной интерпретации, разумно полагая, что увлечение общества подобным идеальным образом представляет собой весьма опасный соблазн. Предложенный Соловьёвым антрополого-религиозный утопический проект будущего мировидения - воплощённое Богочеловечество, предполагал победу над физической смертью. Личность, способная осуществить глобальный синтез противоположных начал в истории, может решить неразрешённые вечные вопросы бытия. «А если так, то, значит, «сверхчеловек» должен быть прежде всего, и в особенности, победителем смерти - освобождённым освободителем человечества от тех существенных условий, которые делают смерть необходимою, и, следовательно, исполнителемтех условий, при которых возможно или вовсе не умирать, или, умерев, воскреснуть для вечной жизни. Задача смелая. Но смелый - не один, с ним Бог, который им владеет», - писал Владимир Соловьёв. Тем более, а он в этом ни сколько не сомневался, прецедент был – Воскрешение Иисуса Христа, который и указал своим примером людям возможный сверхчеловеческий путь. При этом быть распятым не обязательно. Потенциал сверхчеловека изначально, по мнению Соловьёва, заложен в каждом, в силу, опять же, изначальной, Богочеловеческой природы. Список использованной литературы Соловьев В. С. Идея сверхчеловека. http://az.lib.ru/s/solowxew_wladimir_sergeewich/text_1899_ideya_sverhcheloveka.shtml 1 2 |