Главная страница

Эссе_18. Законы обязаны своей силой нравам (К. Гельвеции)


Скачать 15.7 Kb.
НазваниеЗаконы обязаны своей силой нравам (К. Гельвеции)
Дата25.01.2018
Размер15.7 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭссе_18.docx
ТипДокументы
#35144

«Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеции).

В своем высказывании К. Гельвеций поднимает проблему взаимосвязи правовых норм с нормами морали. Он считает, что законы сильны и устойчивы из-за того, что имеют нравственное основание, признаваемое обществом.

Как правовые, так и моральные нормы относятся к более широкой группе норм социальных. Они представляют собой совокупность правил поведения, ценностей, установок, регулирующих поведение отдельного человека и социальных групп в обществе. Правовые нормы отличаются от моральных в первую очередь тем, что они закрепляются письменно и исходят от государственных органов, а также ими охраняются с применением механизма принуждения. Моральные же нормы не кодифицированы, они негласно признаются членами общества и имеют другие механизмы защиты: осуждение, изолирование индивида от общества и другие неформальные позитивные и негативные санкции. Однако эти виды норм имеют свои сходства. И правовые, и моральные нормы охраняются и признаются субъектами общественных отношений. Взаимосвязь этих норм в том, что моральные нормы, пусть и являются неписаными, находят письменное отражение в правовых нормах. Последние будут охраняться и признаваться легитимными, а, следовательно, будут сильными только в случае одобрения их обществом, которое сопоставляет законы с установившимися в нем морально-нравственными устоями. Поэтому нравственное основание законов обеспечивает устойчивость правовой системы.

В истории немало подтверждений данной мысли. Одними из самых устойчивых законов являются запрет на убийство, инцест и каннибализм. Согласно социологической концепции Зигмунда Фрейда, еще в первобытном обществе сын убил своего отца из ревности к матери и съел его. После этого сын испугался, что его собратья могут поступить с ним так же, и постепенно установился запрет на подобные действия с целью регулирования родоплеменных отношений. Эти правила нашли отражения и в древнейших законодательных документах: законах Хамураппи, Ур-Намму и других более поздних. Прав был Зигмунд Фрейд или нет, запрет на убийство, инцест и каннибализм были сформированы сначала как моральные нормы, дабы обеспечить нормальное функционирование общества, а затем отразились в законах и по сей день существуют практически во всех законодательных актах мира.

В современности также формируются законы, обязанные своей силой нравам. Так, по причине растущей популярности цифровых технологий в Росси принимаются законы по регуляции цифрового пространства. Выросшие в последнее время акты жестокости и агрессии школьников побудили Государственную думу принять законопроект о блокировке сайтов с экстремистской тематикой. В принятии этого закона решающую роль играло стремление защитить морально-нравственные устои российского общества, предотвратить распространение вредоносных идей среди подростков. Данный закон имеет силу, так как одобряется россиянами, сознающими важность регулирования интернет-пространства и понимающими, что в Интернете существуют материалы, подрывающие нравственность молодежи и всего населения.

Таким образом, К. Гельвеций прав. Устойчивая правовая система держится в первую очередь на социально одобряемых законах. Одобрение они получают в случае согласованности и взаимосвязи с моральными ценностями большинства общества. В этом проявляется главная цель социальных норм – регуляция отношений в социуме.



написать администратору сайта