Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные концептуальные положения

  • Вопросы для самоконтроля

  • технология

  • Технология Ш

  • гуманно-личностная

  • гуманизации

  • Амонашвили

  • Амонашвили к проблеме отметок

  • Занятие Гуманноличностная технология обучения. Гуманноличностную технологию разработал академик рао ш. А. Амонашвили


    Скачать 132.5 Kb.
    НазваниеЗанятие Гуманноличностная технология обучения. Гуманноличностную технологию разработал академик рао ш. А. Амонашвили
    Анкорprakt 3
    Дата13.06.2022
    Размер132.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаprakt3.doc
    ТипЗанятие
    #587705

    Практическое занятие № 3. Гуманно-личностная технология обучения.

    Гуманно-личностную технологию разработал академик РАО Ш.А. Амонашвили.

    Целевые ориентации гуманно-личностной технологии обучения состоят в следующем:

    • способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

    • облагораживание души и сердца ребенка;

    • обеспечение условий для расширенного и углубленного усвоения знаний и умений;

    • развитие и становление познавательных сил ребенка.

    Основные концептуальные положения:

    1. Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.

    2. Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.

    3. Ребенок – высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты – могущество и безграничность.

    4. Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе.

    Гуманно-личностная технология осуществляется с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:

    • гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

    • индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

    • мастерство общения: закон взаимности, гласность, атмосфера романтики;

    • оценивание деятельности ребенка: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценки.


    Вопросы для самоконтроля: Кто является автором гуманно-личностной технологии?

    Шалва Александрович Амонашвили, академик РАО, известный советский и грузинский педагог, ученый и практик, разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики».

    На чем основана гуманно-личностная технология?

    Технология Ш. А. Амонашвили по организационным формам традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации. По подходу к ребенку — гуманно-личностная, педагогика сотрудничества. «Гуманная педагогика может быть реализована лишь в том случае,если через соответствующие ей принципы будут переосмыслены все основные процессы педагогического процесса: и урок, и методы, и программы, и учебники, и личность учителя, и классная комната, и коллективное творчество учителей. А самое главное во всем этом — взаимоотношения учителя с ребенком, детьми, характер его общения с ним и с ними. Идея сотрудничества — это дух школы, и нужно, чтобы все в этой школе, в крайнем же случае в этом классе, гармонировало с ее духом. Тогда педагогическая жизнь, жизнь детей и учителей заиграет по-другому». Педагогика сотрудничества не есть некий абсолют для педагогической науки и практики. Она есть одно из возможных направлений, которые могут быть применены с целью гуманизации и демократизации педагогического процесса, укрепления в нем духа взаимопонимания и доброты.

    Идея педагогики сотрудничества — «сделать ребенка нашим (взрослых — учителей, воспитателей, родителей) добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником, единомышленником в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, сделать его равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за этот процесс, за его результаты».

    С помощью каких методик и методических приемов осуществляется гуманно-личностная технология?

    Цели технологии:

    • способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке

    благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

    • облагораживание души и сердца ребенка;

    • развитие и становление познавательных сил ребенка;

    • обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;

    • идеал воспитания — самовоспитание.

    Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества применимы в этой технологии.

    Знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов,среди которых:

    • гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

    индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

    мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество — вопрос, атмосфера романтики;

    резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей.

    Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.

    Ш. А. Амонашвили разработал систему принципов гуманного педагогического процесса, направленного на развитие и воспитание личности в ребенке. По его мнению, эти «принципы никак не позволят учителю, сделавшему их своим педагогическим кредо, стать авторитарным и императивным для своих учеников; они направляют его к тому, чтобы постоянно заботиться о создании вокруг них гуманной, очеловеченной среды и помогать им в присвоении очеловеченной культуры».

    Вот эти принципы.

    1. Чтобы ребенок познавал и усваивал истинно человеческое. «"Истинно человеческое" — иначе, правдивое, справедливое, научное, нравственное, доброе, полезное».

    2. Чтобы ребенок познавал себя как человека.

    «"Как человека" — т. е. как созданного для людей (прошлых, настоящих, будущих, для себя, для Природы, для добрых человеческих дел, для заботы, для созидания, творчества и труда, для обогащения, украшения, очеловечивания жизни».

    3. Чтобы ребенок проявлял свою истинную индивидуальность.

    «"Истинная индивидуальность" — значит единственность и неповторимость, и потому с особой миссией от Природы».

    4. Чтобы ребенок находил общественный простор для развития своей истинной природы.

    «Общественный простор» — т. е. очеловеченные условия и человеческое, поощряющее содействие для своевременного и всестороннего развития задатков, способностей, талантов, в общем, всего дара от Природы».

    5. Чтобы интересы ребенка совпадали с общечеловеческими интересами.

    «Интересы ребенка — его потребности, тенденции, хотения, увлечения, желания, опыт, знания; "общечеловеческие интересы" — значит общечеловеческие ценности, культура, знания, опыт, науки, нравственность, эстетика, религия, мировоззрение, труд, здоровье.

    Носителями общечеловеческих интересов являются для ребенка взрослые, окружающие его, особенно же — учителя».

    6. Чтобы были предотвращены источники, способные провоцировать ребенка на асоциальные проявления.

    «Такими источниками могут быть грубость во взаимоотношениях людей, среди которых живет ребенок; грубость в отношении ребенка, ущемление его личности и достоинства, противостояние его жизненным интересам, природным тенденциям; авторитаризм и принуждения, несправедливость в отношении к нему, материальная недостаточность.»

    В технологии Ш. А. Амонашвили особую роль играет оценивание учебно-показательной деятельности ребенка. Он задается вопросом, что такое учебно-познавательная задача, и выделяет при этом две ее основные особенности.

    «Во-первых, учебно-познавательная задача есть психологически и педагогически специально организованная проблема, разрешение которой способствует присвоению детьми определенных знаний и способов деятельности. Она может иметь вид вопроса, требующего объяснений и доказательств (например: "Как вы думаете, могу ли я из восьми равных квадратов составить один большой квадрат?".); положения, требующего развертывания и доказательств (например: "Из этих двух стихотворений мне больше нравится второе, но не могу объяснить чем. А какое нравится вам и почему?"); системы условий, на базе которых следует обнаружить ошибку, несоответствия, открыть способ разгадки (например: "Посмотрите на неравенства А > В, В < С и определите соотношение между А и С"); задания, требующего систематизации знаний, развития и закрепления умений и навыков (например: "Составьте таблицу частей речи на материале этого рассказа и определите частоту употребления каждой из них"); идеи, требующей творческого раскрытия, воображения (например: "Напишите, пожалуйста, сочинение, как весна наступает на вашей улице",.); описания явления, требующего объяснения (например: "Посмотрите на эти два стакана: в каком из них больше воды?" Уровень воды в стакане одинаков. "А теперь где больше воды?" Из одного стакана вода переливается в широкий сосуд, из другого — в узкий сосуд. "Почему?" (Задача взята из опытов Ж. Пиаже.).

    Во-вторых, учебно-познавательная задача направлена на преобразование самого ребенка, его знаний и умений; преобразование ученика есть действительный педагогический результат учебно-познавательной задачи, а ее логический, формальный результат имеет значение настолько, насколько он способен удостоверить ребенка о качестве его знаний и умений, о его положении и в состоянии мотивировать его познавательные усилия»1. Процесс решения учебно-познавательной задачи в большей или меньшей степени продвинет каждого ребенка в развитии и присвоении знаний.

    Особое отношение у Ш. А. Амонашвили к проблеме отметок. Мотивы выполнения того или иного задания могут быть внешние, когда ребенка ожидает награда, и внутренние, когда ребенку интересен сам процесс выполнения задания или его результат. При определенных условиях может случиться, что внешние мотивы приведут к уменьшению внутренних, к падению интереса. Школьные отметки, считает он, и есть внешний мотив, награда. Поэтому и используются они очень ограниченно, поскольку отметки — это «костыли хромой педагогики»; вместо них —качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

    В книге «Размышления о гуманной педагогике» Ш. А. Амонашвили пишет об уроке в школе. Отмечая, что урок — важнейшее открытие классической педагогики и творческой практики, и выражая уверенность в том, что еще долгое время урок будет служить воспитанию и образованию подрастающего поколения, он, однако, указывает на кризисное состояние уроков в нашей школе, содержащих «типичные "схватки" учителей с учащимися, когда первые отчаянно пытаются их образумить, а вторые упорно не хотят образумиться».

    Если педагог предлагает готовые знания и учащимся не приходится прилагать усилия, им становится скучно, неинтересно. Учащиеся начинают отвлекаться, крутиться, вертеться, заниматься чем-то другим; учитель квалифицирует их поведение как безответственное отношение к учебе, как нарушение порядка, теряет самообладание и прибегает к наказанию — плохой отметке, порицанию, осуждению. Ученик оказывается постоянно в состоянии конфликта, что приводит к его неуправляемости, озлобленности, потере интереса к учебе.

    Поэтому преобладающий метод — объяснительно-иллюстративный, игровой с элементами проблемности, творчества. Чтобы дети учились с увлечением и охотой, необходимо вовлекать их в разнообразную деятельность, чтобы они сами добывали знания, проводя опыты, наблюдая, исследуя, делая выводы, свободно высказывая свои мысли и впечатления. Такой учебный труд требует усилий, напряжения всех внутренних сил, а потому доставляет радость и удовольствие. Урок должен давать радость ребенку.

    Учитель обязан владеть не только наукой воспитания, но и искусством общения с ребенком и детским коллективом. В классе должна быть установлена общая атмосфера взаимного доверия, любви, уважения, отзывчивости, дружбы, взаимопонимания и взаимопомощи, сорадости, сопереживания и сочувствия. Педагогический процесс должен постоянно стимулировать и поощрять созидательную, самостоятельную учебно-познавательную деятельность всех и каждого, побуждать детей к сотворчеству, сотрудничеству с учителем.

    «Ребенок — целостная личность, и, прежде всего, надо, чтобы педагогический процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными устремлениями и потребностями. В этом процессе ребенок должен испытывать чувство постоянного обогащения жизни, удовлетворения своих растущих и все более разнообразных по-знавательных и духовных потребностей. Учение станет смыслом жизни для ребенка, если оно управляется с его же позиции, реализуя внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению»


    Вопросы


    1. Кто такой гуманный учитель?

    Гуманный учитель - это мудрый учитель, проявляющий творящее терпение и находящий в учащихся лучшие человеческие качества.

    Гуманный учитель не ломает волю учащихся, он принимает их такими, какие они есть, и строит отношения сотрудничества с

    ними. Эти два принципа педагогики решаются им с помощью педагогической гармонии, которая достигается естественностью.

    Гуманный учитель проявляет преданность и искренность в отношении ребенка, студента, являясь их защитником. 

    Гуманный учитель - это раскрепощенный человек. А ведь самое сложное и длительное в процессе гуманизации образования -это гуманизация, направленная на раскрепощение самой личности педагога, поскольку, как известно, медленнее всего перестраивается человеческое сознание.

    Гуманный учитель как духовный радар улавливает в учащемся лучшие качества. Его предназначение - будить в ребенке стремление найти свой путь к истине через веру, любовь.



    1. Как соотносятся личностно-ориентированные технологии с гуманизацией образования?

    Подходы к организации личностно-ориентированного обучения разработаны с позиций общего развития школьников начальных классов. Они представлены в виде общих дидактико-методических установок организации процесса, а также на уровне приемов организации учебной деятельности в учебнике как основном средстве обучения. Имеются в виду учебники нового поколения, построенные на деятельностной основе с направленностью на всестороннее развитие , которые обеспечивают технологичность достижения прогнозируемых результатов.
    Методическая система приемов, направленная на решение задачи личностного развития школьника, реализует указанное основание не по отдельным видам деятельности, а целостно.
    Переакцентация компонентов традиционных преимущественно информативных учебников в аспекте задачи личностного развития должна осуществляться в рамках расширения деятельностного подхода.
    В качестве общего основания организации личностно- ориентированного обучения и системы методических приемов выступает также установка реализации в процессе овладения учебным материалом субъектной позиции ученика, когда младший школьник становится субъектом деятельности.
    Приемы организации познавательной деятельности в личностно-ориентированном обучении включают школьника в решение проблемных задач, поисковую деятельность, наблюдение, интерпретацию и обобщение. В этом случае обеспечивается разноуровневость и вариативность в решении учебных задач. Например : по рисункам сравни ( леса и луга), увеличивать долю самостоятельной деятельности школьника, состав план, дай сравнительную характеристику, сделай вывод, связь с жизнью.( сделай вывод об экологической обстановке ближайшей местности). С помощью данных приемов и заданий учитель также может проверить уровень усвоения ( применения) знаний школьников, реализовывать задачу формирования компетентного подхода к вопросу.
    В примененном нами подходе дедуктивного обозначения дидактико-методических оснований и разнообразных приемов организации личностно-ориентированного обучения заложена идея не их функциональной значимости, а целостного подхода конструирования процесса обучения при их возникновении, что будет способствовать конечному результату - всестороннему личностному развитию.

    Личностно ориентированный подход в обучении – это гуманистически ориентированное научное педагогическое создание, которое направляет современное образование на развитие, на обновление. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, требует нового подхода к организации учебно - воспитательного процесса, соответствующей подготовки учителя. Включение педагога в инновационную исследовательскую деятельность в ходе самообразования, повышение своей педагогической квалификации, даёт ему возможность активизировать свой творческий потенциал, демонстрировать на практике высокий уровень владения современными формами преподавания; профессионально формировать у учащихся умения и навыки рациональной организации труда, обеспечивать дифференциацию обучения посредством использования разноуровневого подхода к обучению, применять проблемные формы изложения изучаемого материала, организовывать поиск и исследование, использовать наблюдение и диагностику.
    Сегодня идеи гуманизации положены в основу государственной политики в сфере образования. Первоочередной задачей образования становится развитие у учащихся таких качеств и способностей, которые позволили бы ему не только комфортно существовать, но и, преодолевая трудности, создавать качественно новое социальное пространство. На современном этапе образования начальная школа переходит к истинно гуманному образованию, обращённому к личности каждого ребёнка.

    1. Как учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся в личностно- ориентированных технологиях?

    Разноуровневое обучение. Личностно-ориентированные технологии подразумевают учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, т. е. дифференцированный подход в обучении к каждому обучающемуся с учетом его индивидуальных знаний, умений и навыков. Разноуровневое обучение необходимо для того, чтобы предоставить возможность каждому ученику развить свои скрытые способности.

    Различают внешнюю и внутреннюю дифференциацию. Внутренняя дифференциация — предполагает такую организацию учебного процесса, при которой индивидуальные качества школьников учитываются в условиях организации учебно-познавательной деятельности в классе. Точнее говоря, внутри класса образуются группы учащихся, объединенные по определенным признакам, чаще всего по обучаемости, то есть по легкости и быстроте усвоения учебного материала. А внешняя дифференциация — предполагает такую организацию учебного процесса, при которой учащиеся разного уровня обученности целенаправленно объединяются в учебные коллективы с учетом способностей по предполагаемой профессии или же по интересам. Такую дифференциацию могут представлять классы углубленного изучения предметов, профильные и т. д. Разноуровневое или дифференцированное обучение представляет собой эффективную и удобную форму работы как для обучающихся, так и для обучающих. Технология полного усвоения знаний. Данная технология была разработана американским психологами и их последователями. Один из авторов обратил внимание на то, что в традиционном учебном процессе условия обучения всегда фиксированы, а вот результат обучения остается нефиксированным. Он предложил сделать условия обучения переменными, а вот результат обучения постоянным параметром. Воплощая данный подход, психологи разработали методику обучения на основе полного усвоения знаний. Данная методика имеет общую установку, которой должен проникнуться каждый педагог, работающий по данной системе: все обучающиеся могут полностью усвоить весь необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса.

    Технология поддержки ребёнка. Для полноценного развития ребенка очень важно, чтобы он мог в любой момент обратиться за помощью к учителю, спросить у него совета, ведь учитель является значимым для ребенка, он является для него авторитетом. При этом важно, чтобы педагог был доступен для каждого ученика. Учитель должен чувствовать настроение всего коллектива и отдельно взятого ученика. Всё это осуществляется за счёт специальных средств поддержки, которые делятся на две группы. Первая группа — это общая педагогическая поддержка всего коллектива, то есть приветливое, доброжелательное, доверительное отношение к ученикам, общение в диалоге с детьми и положительная оценка их достижений. Вторая группа — представляет собой средства личностной поддержки, которые диагностируют индивидуальное развитие ребенка, степень усвоенных им знаний, личные проблемы. Среди таких средств главным является определение количества необходимой поддержки каждого ребенка, основанное на знании его физических и психических особенностей.

    Метод проектов. Метод проектов строится на активном обучении, в котором деятельность ученика основана на его личных интересах и целях. Проектное обучение является актуальным на сегодняшний день, так как учит детей сотрудничать друг с другом, формирует творческие способности, коммуникативные навыки, умение кратко,но в то же время доступно излагать свои мысли, учитывать мнения партнеров по общению и т. д. При обучении данным методом каждый ученик выходит на свой определенный уровень развития, используя при этом свой индивидуальный темп деятельности. В результате совокупного подхода развитие психики и физиологии обучающегося соответствует его оптимальным возможностям при работе над проектом.

    Таким образом можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день, в связи с переходом к интенсивному развитию общества и изменением коренных целей образования, в котором теперь на первый план выдвигается обеспечение становления личности обучающихся, появляются всё более новые педагогические технологии, которые обеспечивают высокий уровень подготовки обучающихся, путем раскрытия их индивидуальных особенностей и способностей.

    1. Как дифференцировать задания для учащихся разного уровня интеллектуального развития?

    Дифференцированное обучение предполагает разделение обучающихся на группы по одному из критериев:

    • по уровню интеллектуального развития;

    • по типу мышления;

    • по темпераменту;

    • по интересам и склонностям.

    В результате проведенной диагностики формируются группы. Например, при дифференциации по уровню умственного развития учащиеся группируются следующим образом:

    1. Учащиеся с высоким уровнем познавательной активности. Для них характерно творческое нестандартное мышление, устойчивое внимание, хорошая работоспособность. Эти ученики владеют навыками самостоятельного анализа и обобщения информации.

    2. Учащиеся со средними учебными способностями. Из-за низкого уровня аналитического мышления не способны к творческому обобщению, для них важно многократное повторение. Осваивают материал с помощью учителя по опорным схемам.

    3. Учащиеся с низким уровнем учебной активности. Их отличает медлительность, быстрая утомляемость, отсутствие мотивации. Требуют индивидуального подхода учителя. Для этих учеников необходимы дополнительные задания, алгоритм выполнения заданий, подробные инструкции.

    Данная технология позволяет дифференцировать содержание образования для учащихся разного уровня развития. Один учебный материал в рамках одной программы усваивается на разных уровнях.

    Отбираются методы и формы работы, наиболее эффективные для деятельности разных групп.

    Ведущие формы работы на уроке – групповая и индивидуальная. Отнесение ученика к группе определенного уровня условно. Учащийся по своему выбору может покинуть одну группу и присоединиться к другой.

    Виды дифференцированного обучения

    • Внутренняя дифференциация. Деление обучающихся одного классного коллектива по уровню интеллектуального развития. Эффективно разноуровневое обучение в основной школе (с 5 по 9 класс).

    • Внешняя дифференциация, связанная с профильным обучением. Основание для разделения на профили – самоопределение учащегося, рекомендация учителей, психологическая диагностика. Профильное обучение (разделение по области интересов) организуется в старшей школе.
    Уровни дидактического материала В технологии дифференцированного обучения большое внимание уделяют содержанию и форме предъявления заданий для тренировочной и контрольной работы.

    Учебный материал отбирается в соответствии с уровнем интеллектуального развития учеников. Здания даются с учетом принципа возрастания трудности и сложности.

    • Уровень А. Запоминание и воспроизведение. Работа по образцу. Использование карточек-информаторов, включающих теоретический блок и подробную инструкцию по выполнению задания.

    • Уровень Б. Работа по готовой схеме, алгоритму. Частично-поисковые задания, включающие сравнение, подбор самостоятельных примеров.

    • Уровень В. Творческое применение знаний в незнакомой ситуации, ответ на проблемный вопрос. Самостоятельный поиск и анализ информации.


    1. На примере педагогической деятельности В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили раскройте суть оптимального взаимодействия учителя с учащимися.


    Многие учителя в своей практике сталкиваются с проблемой необходимости гуманизации педагогического процесса, видя в этом пути к достижению успеха в нелегком деле обучения и воспитания детей. Бесценными пособиями для них являются труды педагогов-новаторов В. А. Сухомлинского и Ш. А. Амонашвили.

    Василий АлександровичСухомлинский - достойный наследник гуманистической традиции разделял взгляды на необходимость гуманистической направленности деятельности педагога. «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника» [24, Т.3, С.118 ]. Эти слова одного из замечательных педагогических деятелей - Василия Александровича Сухомлинского (1918-1970) - можно было бы поставить эпиграфом ко всему, что было им написано. Многочисленные статьи и книги созданы им в период работы директором Павлышской средней школы (Кировоградская область, СССР), они представляют собой итог его практической педагогической деятельности и теоретического ее осмысления. Он удостоен звания члена-корреспондента Академии педагогических наук и Героя Социалистического труда.

    Многолетний опыт убедил Сухомлинского в том, что влияние одного человека на другого при раскрытии лучших человеческих черт - самая благоприятная обстановка для воспитания личности. Чувство собственного достоинства, чести, гордости пробуждается при условии, когда можно вкладывать частицу своих духовных сил в другую личность, стремится сделать ее лучше. Воспитатель сам должен быть высоконравственной личностью, чтобы достичь успехов в воспитании детей. Этой цели Сухомлинский неустанно добивался в работе с педагогическим коллективом Павлышской средней школы. Воспитание, согласно Сухомлинскому, представляет собой единство духовной жизни воспитателя и воспитанников . Он советовал молодым директорам школ в первую очередь добиваться дружной творческой атмосферы в педагогическом коллективе. Гуманистическая направленность педагогики Сухомлинского объединяла учеников и учителей. Василий Александрович не верил в спасительную силу наказаний, был против, как он говорил, «педагогического экстремизма», убежден был, что воспитание можно организовать так, чтобы надобности в наказании вообще не было. Это действительно возможно, если между воспитателем и воспитанниками устанавливается духовное единство, если они на какой-то ступени развития обоюдных отношений становятся единомышленниками в утверждении высоких нравственных ценностей.

    Сухомлинский учит, что педагог, воспитатель призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир, но при этом беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость его. Он предостерегал от нанесения нечаянных ран и обид, тревог и беспокойства и настаивал на уважении личности воспитанника. Но эту свою способность наставник должен передать и своему ученику. Только уважая достоинство другого, человек может снискать уважение и к себе. Нет большего зла в человеческих отношениях, чем повышенное внимание к своей персоне и равнодушие (или - еще хуже - высокомерие) к окружающим. «Как важно, чтобы дети научились чувствовать душевное состояние товарища, распознавать чужое горе, переживать его, как свое личное», . Детство, школьные годы должны быть годами воспитания сердечности. Она не наследуется генетически, она приобретается вместе с другими чертами характера, формируется процессом воспитания. Детство - важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
    «Сердце отдаю детям» - так назвал Сухомлинский книгу, которая стала итогом тридцати трех лет безвыездной работы в сельской школе. В предисловии он рассказал, какое огромное влияние на него оказали жизнь и подвиг Януша Корчака. Корчак был воспитателем сиротского дома в варшавском гетто. Гитлеровцы обрекли несчастных детей на гибель в печах Треблинки. Когда Янушу Корчаку предложили выбрать жизнь без детей или смерть вместе с детьми, он без колебаний и сомнений выбрал смерть. Он пошел на смерть вместе с ребятами, успокаивал их, заботясь, чтобы в сердца малышей не проник ужас ожидания смерти.

    Названия лишь некоторых статей Сухомлинского, опубликованных в различных журналах и газетах, - свидетельство ярко выраженной гуманистической направленности его педагогики: «Человек неповторим». «Чтобы души не ржавели», «Воспитание чувств», «Не бойтесь быть ласковыми», «Чистота и благородство» и др.

    Сухомлинский глубоко верил, что каждый человек может достичь высокого мастерства в той или иной области труда и стремился пробудить в своих воспитанниках творческое начало. «Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства» .

    В одном из очерков Сухомлипский рассказывает о судьбе мальчишки, у которого, считалось, нет способностей. А учитель - биолог открыл в нем скрытую «пружинку», с помощью которой пробужден был интерес и стало развиваться творческое начало. Только труд пробуждает разум и открывает неисчерпаемый источник волевых усилий, направленных на преодоление трудностей. Автор подчеркивает, что волевые мотивы, побуждающие к преодолению трудностей, должны быть связаны не с удовлетворением личного тщеславия, собственного самолюбия, а с сознательным отношением к труду, с подготовкой к будущей деятельности.

    А воспитание интереса, потребности в самостоятельной осмысленной деятельности закладывает в характер стимул самосознания личности. Равнодушие, инертность школьника - его собственный враг номер один. Сухомлинский призывал докапываться до самых корней этой опасности и решительно ее устранять. Один из таких корней -навязывание готовых формулировок, лозунгов, декларативных назиданий, риторических правил. В подобном случае в сознании включаются тормоза. Снять их можно только живым делом и примером.

    Огромную роль в процессе формирования характера и высоких нравственных качеств Сухомлинский отводит общению с природой. Все то, что приходит в ум и сердце ребенка из книги, из учебника, из урока, приходит лишь потому, что рядом с книгой окружающий мир, в котором малыш делает свои нелегкие шаги от рождения до того момента, когда он сам может открыть и прочитать книгу. Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры .
    Такое человеческое качество, как тонкость, эмоциональность натуры, выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горе, страдания, несчастья другого человека; совесть заставляет его прийти на помощь. Эмоциональную чуткость нужно воспитывать с раннего детства. Детские годы, тот возраст, который считается возрастом беззаботной радости, игры, сказки, - это истоки жизненного идеала. Перед взором ребенка открывается многогранный мир с его противоречиями и сложностями. Чтобы заложить в годы детства основы человечности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла. Правильное видение добра и зла означает, по Сухомлинскому, что ребенок принимает близко к сердцу то, что он познает. Добро вызывает у него радостную взволнованность, восхищение, стремление следовать нравственной красоте, зло пробуждает негодование, непримиримость, прилив духовных сил для борьбы за правду и справедливость.

    Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, - это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. Самое большое зло - эгоизм, индивидуализм отдельных родителей. Иногда это зло выливается в слепую любовь к своему ребенку. Если при этом отец и мать не видят других людей, эта гипертрофированная любовь, в конце концов, оборачивается несчастьем.
    Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. Задача школы и семьи - дать каждому ребенку счастье. «Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми» .

    В Павлышской школе была разработана система работы с родителями учащихся, которая помогала осуществить цели гуманизации воспитания. Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда мать и отец являются единственными воспитателями своего ребенка - в дошкольные годы. В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависят от этой элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека.

    Шалва Александрович Амонашвили - учитель начальных классов, видный грузинский ученый, доктор психологических наук, профессор. В пособии для учителей «Здравствуйте, дети!» он обобщает результаты своей педагогической деятельности, своих наблюдений над формированием личности самых маленьких школьников. Книга написана в виде рассказа и размышлений педагога, ставшего организатором увлекательной школьной жизни малышей. В ней раскрываются психологические особенности этой возрастной группы, специфика содержания, форм и методов обучения и воспитания шестилеток.

    «Моя практика работы с детьми и научный поиск организации их радостной и увлекательной жизни в школе, творческое и научное содружество в течение длительного времени со многими учителями экспериментальных классов способствовали тому, что у меня сложились некоторые педагогические убеждения, исходящие из оптимистических, гуманистических начал обучения и воспитания», - пишет Ш. Амонашвили в предисловии .
    Академик АПН СССР А. В. Петровский назвал эту книгу «педагогической симфонией», лейтмотивом которой неизменно остается любовь к детям, чуткое отношение к нежной душе ребенка . Эту характеристику можно отнести и к книге Ш. Амонашвили « В школу - с шести лет». Ш. Амонашвили считает, что для эффективного осуществления системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста педагогу необходимо обладать следующими качествами: во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого. Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей - значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании. В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка - и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития. В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

    Стремится быть таким учителю очень важно. Он - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей - учитель.

    Амонашвили в своих трудах размышляет над вопросом «Что такое детство?» и приходит к выводу, что нельзя ограничиться обыденным пониманием слова «детство». Обычно это период связывают с беспечной жизнью маленького человека когда ребенку ничего не хочется, кроме игр, развлечений и удовольствий. Такое представление неверно. В жизни детей, как и взрослых, много проблем - сложных, трудноразрешимых, и они заставляют детей страдать, переживать, бороться, развиваться. То, что нам может показаться пустяком, для ребенка вовсе не мелочь, а скорее, смысл жизни. Настоящее детство - это движение вперед, это непрекращающийся процесс взросления. Задача воспитания заключается в том, чтобы помогать детям в их взрослении, поддерживать даже малейшее продвижение на этом пути. Поступая в школу, ребенок хочет учиться, хочет стать взрослым. Однако это не означает, что ему безразлично, какими способами, в каком педагогическом процессе мы будем его воспитывать, развивать и обучать. Педагогический процесс, делающий упор на активизации памяти, мышления, внимания, в основном направлен на выработку у детей дисциплины и послушания, точного выполнения указаний взрослых. В этих условиях школьники, слепо подчиняясь инструкциям, находятся в постоянном состоянии напряжения, боязни ошибиться, недоверия к собственным мыслям. Каждый учитель, проявляя строгость и требовательность, разумеется, руководствуется самыми высокими целями, однако нужно, чтобы их реализация происходила в доброй, гуманной атмосфере, чтобы педагогический процесс был наполнен чуткостью и заботливостью, отзывчивостью и доброжелательностью, переживанием успехов и утверждением достоинства каждого ребенка.

    Какие же принципиальные требования нужно соблюдать, по мнению Ш.А. Амонашвили, чтобы педагогический процесс приобрел личностно-гуманную направленность? Прежде всего, следует учитывать психологические особенности детей той или иной возрастной группы.

    Так, шестилетки еще не обладают достаточным социально-нравственным и познавательным опытом, необходимым для воспитания в ребенке чувства долга, ответственности, для осознания и понятия необходимости. У ребенка шести лет непрерывно возникают самые разные потребности, которые постоянно сменяют друг друга. Особенность их в том, что они переживают -как неотложное, т.е. актуальное хотенье. Оно заставляет малыша действовать немедленно, не подумав предварительно о том, что за этим может последовать. В середине занятия ребенок может достать из-под парты принесенное из дома яблоко и начать его есть, встать и выйти из класса и т.п. Актуальные потребности теснейшим образом переплетаются с импульсивной активностью, т. е. с переходом к действию с первого же побуждения, без промедления. Педагог еще не договорил вопроса, а ребенок уже порывается отвечать, задание еще не разъяснено, а он уже приступает к выполнению. Импульсивная активность бесконтрольна, ей не предшествует хотя бы мимолетное обдумывание. Дети этого возраста не могут быть сдержанными и уступчивыми, разумными и волевыми.

    Шестилетний ребенок (и, разумеется, не только шестилетний) стремится к игровой деятельности, игра для него является смыслом жизни. Игра превращается в вид деятельности, управляющей развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям.

    Таким образом, учителю начальных классов необходимо соблюдать следующие педагогические требования:

    Первое. В педагогическом процессе ребенка постоянно должно сопровождать чувство свободного выбора. Это вовсе не означает свободы действий (пусть, делает, что хочет, "пусть учится, когда ему захочется). Положение о предоставлении ребенку свободного выбора в педагогическом процессе означает, что ребенок свободно выбирает игру, сам в нее включается и так же свободно из нее выходит, без принуждения со стороны взрослого. Игра - это метод познания действительности. 'Роль учителя заключается в том, чтобы направить познавательную деятельность ребенка. «Личностно-гуманный подход в том и заключается, чтобы необходимое для усвоения в определенный период педагогического процесса сделать личностно значимым, т.е. чтобы ребенок педагогически и социально-обязательную учебную задачу осознал как свободно выбранную, принимал ее на основе хотения» . Учиться с увлечением и охотой ребенок будет в том случае, если педагог вовлекает его в разнообразную деятельность, в которой он сам добывает знания, проводя опыты, свободно высказывая свои мысли или впечатления. Педагогический процесс должен постоянно поощрять сознательную самостоятельную учебно-познавательную деятельность, побуждать детей к сотворчеству, сотрудничеству с учителем.

    Второе. Педагогический процесс должен характеризоваться ярко выраженной развивающей тенденцией. Необходимое условие и источник развития - трудности. Если эти трудности выходят за пределы возможностей ребенка, а мы требуем, чтобы он преодолел их, то они могут породить лень, недисциплинированность, грубость. В педагогическом процессе, построенном на личностно-гуманных началах, трудности в познании и обретении жизненного опыта, навыков нравственного поведения приобретают для ребенка совершенно иной психологический смысл: посильная трудность создает условие для переживания чувства удовлетворения, дарит радость познания, веры в свои силы.

    Третье. Педагогический процесс должен предоставить ребенку радость жизни.

    Урок должен обогатиться всей гаммой интересов детей. Нужно выбрать время, чтобы поговорить о вчерашней детской телепередаче; подбодрить ребенка, у которого заболела мама; посоветоваться о том, каким они хотят сделать урок или же каким он получился и т.д. Суть этих минут заключается в том, чтобы создать непринужденную обстановку, дать ребятам положительный эмоциональный заряд, освободить от отрицательных эмоций, с которыми они могли прийти в школу. Радость жизни ребенок ощутит только в том случае, если на уроке царит духовная общность между учителем и детьми.

    «Ребенок - целостная личность, и прежде всего надо, чтобы педагогический процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными стремлениями и потребностями. В этом процессе ребенок должен испытывать чувство постоянного обогащения жизни, удовлетворения своих растущих и все более разнообразных познавательных и духовных потребностей. Учение станет смыслом жизни для ребенка, если оно управляется с его же позиции, реализуя внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению .

    Обращаясь к учителям начальной школы, Шалва Александрович призывает их быть понимающими и гуманными в общении с детьми. «И самое главное - проявлять мудрое терпение. Принцип терпения не означает благодушия или неразумного упорства в наших требованиях к детям. Он ставит нас перед необходимостью проявлять к ним исключительную чуткость, постоянную заботу, оказывать незамедлительную помощь, сопереживать в неудачах, вселять уверенность в успехе» .

    Труды Сухомлипского охватывают очень широкий круг вопросов, их можно назвать настоящей педагогической энциклопедией, но красной нитью сквозь них проходит одна мысль: любовь к детям - основа гуманистической направленности педагогики. И эта мысль перекликается с итоговым тезисом Амонашвили: «Детей надо любить всем сердцем и, чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь».

    Потребности - великий двигатель человеческой истории, человеческой личности. О первичных, материальных потребностях Василий Александрович помнил всегда. В письме к сыну, рассказывая о годах своей юности, вспоминая тяжелые 30-е годы, Сухомлинский замечал: «Трудно, очень трудно овладевать знаниями, когда в желудке пусто».

    Пока люди живут в обществе, где удовлетворение их первых жизненных потребностей зависит только от заработка, материальный стимул не может потерять для них значения, и поэтому строить расчет только на моральных стимулах значило бы отрываться от жизни. В нашей литературе еще можно встретить негативное отношение к той роли и значению материальных потребностей, которую они играют в жизни людей. Стремление человека к материальному благополучию, улучшению жилищных условий и т. д. Иногда считается чем-то недостойным, постыдным, тем более, если речь идет о работнике науки, искусства или педагогики.

    Для Василия Александровича это не было чем-то постыдным. Воспитание культуры потребностей - очень важная проблема всестороннего развития личности. Задача заключается не только в том, чтобы воспитать разносторонние материальные и духовные потребности. Значительно сложнее добиться гармонического развития материальных и духовных потребностей, и особенно того, чтобы в жизни человека была деятельность, направленная на становление и удовлетворение потребностей высшего порядка -потребностей духовных. Многолетняя педагогическая деятельность приводит В.А. Сухомлинского к оптимистическому убеждению, что материальные запросы далеко не всегда ставятся молодежью на первый план. Таким образом, В.А. Сухомлинский, не отрицая важности материальных потребностей, приоритет отдавал потребностям качественно иного порядка, понимая, что не хлебом единым жив человек. Первая из таких потребностей - потребность познания. Жизнь человека была бы мрачной и ограниченной, если бы у него не было неугасаемой жажды познания, желания сегодня знать больше, чем знал вчера. В самой глубине человеческого существа есть неискоренимая потребность чувствовать себя открывателем, исследователем природы и самого себя. В раннем возрасте эта потребность особенно сильна. В.А. Сухомлинский видел важную воспитательную задачу в том, чтобы постоянно поддерживать, усугублять желание детей быть открывателями, реализуя и развивая это природное начало специальными приемами и методами. Эти приемы и методы должны воодушевлять человека, делать мысль более пытливой, раскрепощать внутренние силы. Чувствование силы знаний, возвышающей человека, - очень сильный стимул интереса к знанию. Направленность личности человека, его устремлений зависитво многом от окружающей действительности, духовности общества, характера, целей и средств воспитания и образования. В.А. Сухомлинский хорошо это понимал. И он не ограничивался анализом только материальных потребностей и потребностей познания. Высшей потребностью человека он считал «потребность человека в человеке как носителе духовных ценностей; возникновение, развитие этой потребности на основе духовной общности людей, их стремления обладать духовными ценностями» . Поэтому главная задача народного учителя, по мнению Сухомлинского, сделать так, чтобы важнейшей необходимостью каждого воспитанника была его потребность в другом человеке. Материальные потребности, потребность в познании, и, наконец, потребность в другом человеке, в общении с другими людьми - такова иерархия потребностей, которая хорошо прослеживается в работах В.А. Сухомлипского по мере развития его философско-педагогических взглядов. Главный смысл воспитания для Сухомлинского в том, чтобы взаимное человеческое общение и духовное обогащение были источниками полноты и многогранности.

    В возвышении потребностей видел Сухомлинский путь к решению многих проблем, в том числе и тех, что так остры сегодня. Культурный человек терпим к людям других национальностей, к инакомыслию, не агрессивен. И потому чем богаче и полнее удовлетворяются материальные потребности, тем тоньше должна быть человеческая натура, тем острее она должна воспринимать мир, душевное состояние других людей. Без такого утонченного восприятия вряд ли достижима главная цель воспитания и развития - человеческое счастье.

    Таким образом, учителю необходимо постоянное самосовершенствование. По мере роста его профессионализма, его взгляды и отношение к ученикам становятся более гуманистическими.


    написать администратору сайта