Главная страница

Занятие 10. Правовые системы средневековой Западной Европы (2 часа) Вопрос Дайте определение феодального (ленного) права


Скачать 159.52 Kb.
НазваниеЗанятие 10. Правовые системы средневековой Западной Европы (2 часа) Вопрос Дайте определение феодального (ленного) права
Дата17.11.2022
Размер159.52 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаs.docx
ТипЗанятие
#793926

Занятие 10. Правовые системы средневековой Западной Европы (2 часа)

Вопрос 1. Дайте определение феодального (ленного) права- Феодальное право представляло собой особую историческую правовую систему, которая по сравнению с древневосточным и римским правом обладала ярко выраженными особенностями:

1. Партикуляризм права (разобщенность права). Каждое феодальное государство имело свое право, которое в свою очередь, было неоднородным и включало несколько правовых подсистем (королевское право, феодальное право, местное право, городское право). Отсутствовало представление о единстве права. Зачастую нормы права противоречили друг другу.

2. Связь права и религии. Феодальное право, было связано с религиозными нормами, имело религиозное обоснование. На ранних этапах феодальное право испытывало влияние как со стороны языческой, так и со стороны христианской религии. В зрелом виде феодальное право защищало христианскую (католическую) форму вероисповедания, отличалось нетерпимостью. Самыми тяжкими уголовными преступлениями являлись религиозные (отступление от истинной веры, богохульство). Феодальное право - это религиозная правовая система.

3. Феодальное право по сравнению с римским правом являлось примитивным, неразработанным с точки зрения юридической техники. Примитивность феодального права проявлялась в бессистемности норм, отсутствии представления об отраслях, институтах, пробелах и коллизиях в праве.

4. Основным принципом феодального права была сословность, проявлявшаяся в юридическом неравенстве отдельных социальных групп (благородные - неблагородные, свободные - зависимые).

Источниками феодального права были обычаи, судебные прецеденты, церковные и светские нормативно-правовые акты, издаваемые королем, кодификации, римское право, городские судебник.

Какие отношения оно регу-лировало?

Имеется в виду феодальное право как правовая система, а не исторический тип права (формационная теория).

Что такое «бенефиций» и «феод» и чем они отличаются?

Феод и бенефиция это два типа земельных владений в период Средних веков. С 5 по 15 века они были распространены среди привилегированных сословий.

Феод - это земельный участок, который получали феодалы, считавшиеся наследственной знатью. Они получали феод за государственную службу.

Бенефиций - это тип земли, которую получали рыцари и военные служащие на пожизненной основе. Они должны были нести службу в армии на собственном коне и в полном вооружении.

Почему эти институты фео-дального права не могли возникнуть без аллода?

Как заключался вассальный договор и осуществлялась передача пожалования?

Заключение вассального договора происходило в торжественной форме, главное в нем составляло

официальное введение вассала во владение землей (инвеститура)

- и его клятва верности своему сеньору (оммаж).

Вассальные договоры четко фиксировали обязанности сторон.

Сеньор, наряду с предоставлением феода, обеспечивал защиту вассала.

Заключение вассального договора происходило в торжественной форме, главное в нем составляло

официальное введение вассала во владение землей (инвеститура)

- и его клятва верности своему сеньору (оммаж).

Вассальные договоры четко фиксировали обязанности сторон.

Сеньор, наряду с предоставлением феода, обеспечивал защиту вассала.

Укажите права и обязанности сеньора и вассала. При ответе воспользуйтесь текстом Павийской конституции 1037 г.

Что такое феодальный иммунитет? Укажите время и причины складывания этого ин-ститута. Феодальный иммунитет — это право младшего феодала на владение своей дружиной, на установление своего права, на назначение своих налогов в обмен на вассальное подчинение старшему феодалу.

Самые распространенные виды иммунитета:

Судебный;

Налоговый;

Административный.

Владельцы иммунитетов сами вершили суд, собирали с жителей налоги, принимали административные решения. Такие феодалы могли чеканить свою монету.

Назовите права, которые феодал получал благодаря иммунитету. Обычно иммунитетные права крупного землевладельца сводились к следующему: он пользовался на своей земле судебной властью; имел право взимать на территории иммунитета все поступления, которые до этого шли в пользу короля (налоги, судебные штрафы и иные поборы); наконец, он являлся предводителем военного ополчения, созываемого на территории иммунитетного округа.

Что такое манор и манориальное право?

Манор (поместье) — это феодальное автономное сообщество, где существует привилегированное положение сеньора (помещика), который им управляет.

Манориальное право - средневековая правовая система, регулировавшая отношения «помещик-крестьянин» и сельскохозяйственное производство в феодальном поместье - маноре.

Назовите три основные категории крестьян в средневековой Европе

Крестьяне делились на три основные группы (категории) сообразно тому, какие повинности они несли в пользу феодалов: лично зависимые крестьяне, поземельно зависимые крестьяне и свободные крестьяне - собственники (аллодисты).

Средневековые юристы различали три вида подчинения крестьянина сеньору. Это были личная, поземельная и судебная зависимость.

Чем они отлича-лись с точки зрения прав и обязанностей?

Какие из этих категорий крестьян подчинялись владельцу манора, и какие обязанности несли в его пользу?

Вопрос 2. Дайте определение канонического права. Назовите время и причины его бурного развития в средневековой Европе.

Каноническое право (от гр. "канон" - правило, норма) - совокупность законов и норм, изданных компетентной церковной властью для регулирования деятельности верующих и их объединений.

Термин "каноническое право" принят в католической церкви. Его нормы являются юридически обязательные для выполнения всеми членами церкви, так и теми, кто находится за ее пределами.

Назовите источники канонического права Когда и почему была проведена его система-тизация?

основные источники канонического права: «Кодекс канонического права» (в ред. 1983 г.) и "Кодекс канонов Восточных церквей" (1991 г.), а также апостольские правила, постановления Вселенских и Поместных соборов, правила Отцов Церкви.

Назовите памятники права, в которых нашла отражение эта систематизация.

Перечислите сферы и аспекты частной и публичной жизни, которые регулировало ка-ноническое право в Средние века.

Что такое инквизиция и какое место она занимала в системе церковных судов?

Свята́я инквизи́ция — общее название ряда учреждений Католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью. От лат. inquīsītiō, в юридическом смысле — «розыски», «расследование», «исследование». Термин был широко распространён в правовой сфере ещё до возникновения средневековых церковных учреждений с таким названием и означал выяснение обстоятельств дела, расследование, обычно путём допросов, часто с применением пыток.

Вопрос 3. Дайте определение средневекового городского права.

Источники городского права:

  • местные обы­чаи и вольности;

  • законы (хартии, жалованные сеньорами);

  • статуты городских властей;

  • решения городских судов;

  • реципированное римское право;

  • влияние ленного и канонического права;

  • торговое, морское, вексельное и цеховое право.

  • Городское право – это совокупность правовых обычаев, требований городских положений, статутов, жалованных грамот, уставов гильдий и цехов; важнейший элемент средневекового городского самоуправления.

  • На основе городского права развивалось сотрудничество городов и сформировалось торговое право.

Укажите основные черты городского права, отличающие его от других правовых си-стем средневековья (Э. Аннерс, Г.Дж. Берман, Р. А. Насибуллин)

На примере Магдебургского права или статутов Падуи укажите сферы и вопросы, ко-торые регулировало городское право.

Занятие 9. Право раннего средневековья (2 часа)

Вопрос 1. Что такое «варварские правды»? Варварские правды (лат. leges barbarorum) -- записи норм права, действовавших у древнегерманских народов в период складывания у них государства, составленные в V--IX веках. Самая ранняя из всех сохранившихся варварских правд -- «Вестготская» (вторая половина V в.). В конце V -- начале VI в. была составлена «Бургундская правда», в VI в. -- «Салическая» и «Рипуарская», в VII в. -- Англосаксонские правды, в VII--VIII -- «Баварская» и «Алеманская», в конце VIII -- начале IX в. -- «Саксонская», «Тюрингская» и «Фризская» правды.

Укажите их характерные черты Варварские правды

Варварские правды» - наиболее ранние письменные источники права. В них:

закреплены правовые обычаи

устоявшиеся образцы судебных решений

элементы урегулирования раннефеодальных отношений, выходящих за пределы обычаев

элементы церковного права

причины . Появление В. п. было связано в значит. мере с принятием герм. племенами христианства, с развитием и укреплением гос. власти и необходимостью письм. закрепления варварских обычаев с целью установления основ правопорядка в зарождающихся герм. государствах.

Назовите наиболее известные варварские правды.

 Наиболее известны Салическая правда (по точному наименованию – Салический закон – Lex salica), Рипуарская и Бургундская правды, составленные в 5–6 вв.

Что такое Салическая правда, когда и почему она была создана?

Салическая правда (Lex Salica) является записью древних

судебных обычаев салических франков, обосновавшихся на территории

Римской Галлии и создавших в V—VI вв. самое крупное варварское

королевство в Западной Европе. Салическая правда — не

единственный сборник варварских законов и по времени записи их

даже не самый древний. Но этот сборник — наиболее полный,

дошедший до нас во многих списках и вариантах более раннего и

более позднего времени и по содержанию отличающийся наибольшей

архаичностью. В Салической правде, кроме плохого, варваризирован-

ного латинского языка да счета на римские солиды и денарии, по

существу, римское влияние почти совершенно не чувствуется. Перед

нами выступает древнее германское право, некоторыми деталями

прямо напоминающее черты быта и нравов, существовавшие у древних

германцев еще за несколько сот лет до вторжения их в Римскую

империю и описанные когда-то Юлием Цезарем и Тацитом.
Создана: 507—511 годы (древнейшая редакция)

Почему была создана: Салической правды было вызвано переходом франков от общинно-родовых отношений к классовому обществу и необходимость поэтому введения какого-то правопорядка.
Рассмотрите её источ-ники: правовые обычаи салических франков, королевские указы и римское право.

Структуру: Салическая правда составлена из конкретных судебных случаев (казусов), превратившихся в результате многократных повторений в течение длительного времени в судебные обычаи.

Структура Судебника: пролог, 65 титулов и эпилог. Впоследствии преемники Хлодвига увеличили его объем за счет прибавления нескольких глав в течение VI—IX вв.

Салическая правда охватывает уголовное право, судебный процесс, обязательства, наследование.

По какому принципу в ней излагаются нормы? Нормы Салической правды основывались преимущественно не на территориальномruen, а на личном принципе применения. Франки не могли реципироватьruen действовавшее в Галлии римское право, противоречившее их традициям и общественному строю, а с другой стороны, не были заинтересованы в дополнительных усилиях по введению среди завоеванного населения собственного обычного права, которое мало подходило для галло-римской цивилизации.

Докажите, что нормы Салической правды являются казуистичными.

Какие сферы жизни франков регулировала Салическая правда?

Каково историческое значение Салической правды?

Вопрос 2. Назовите группы населения, упоминаемые в Салической правде.

Салическая правда» относится к V в. и показывает реальное состояние раннефеодального общества франков. Она называет следующие категории известного ей населения: рабы (хотя рабский труд не получил широкого распространения), служилая знать, свободные франки (общинники) и полусвободные литы. Различия между ними были не столько экономическими, сколько социально-правовыми.

По каким критериям определялось их место в общественной иерархии?

Определите правовой статус франка

Право франков свидетельствует и о начавшемся имущественном расслоении франкского общества. В Салической правде говорится о господской челяди или дворовых слугах-рабах (виноградарях, конюхах, свинопасах и даже золотых дел мастерах), обслуживающих господское хозяйство.

Основную массу свободного населения Франкского государства составляли земледельцы, бывшие в большинстве своем общинниками. Значительная часть общества была представлена воинами. Особое место занимали королевские слуги. К тому времени служилая знать, очевидно, слилась с родовой знатью, о которой Салическая правда не упоминает. Об особом статусе служилой знати говорит то, что штраф за убийство королевского слуги втрое превышал штраф за убийство простого свободного человека. Вместе с тем ст. 36 упоминает живших при дворе знатного франка дворового слугу, свинопаса, конюха. Штраф за убийство этих слуг был значительно меньше штрафа за убийство свободного общинника, что свидетельствует о зависимом состоянии указанных лиц.

Каким было правовое положение франкских женщин и детей?

Рассмотрите по тексту памятника положение литов и рабов (X, 1; XII, 1–2; XXV, 3-–6; XXXV, 1–5; XXXIX, 1; XL).

Охарактеризуйте правовой статус гало-римлян (XIV, XXXII, XLI)

свободные франки:

Они обладали полными правами и в равной мере отвечали за содеянное ими или в отношении них

служивая знать

Слуги и дружинники короля, находившиеся у него в особом доверии. Обладали привилегией особой охраны их жизни, чести и телесной неприкосновенности

литы:

Представляли собой полусвободных жителей общины франков, находящихся в личной и материальной зависимости от своего господина. Литы выполняли различные службы и оброки для своего господина, однако имели собственности и могли вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участвовать в военных походах вместе со своим господином. Лит, как и раб, мог быть освобожден своим господином, у которого, однако оставалось его имущество. В отношении охраны их жизни и безопасности они ничем не отличались от рабов. Неправомерный отпуск лита на волю, как и раба, считался преступлением.1

Жизнь лита оценивалась половиной вергельда («возмещение за жизнь») свободного. За преступление литу полагалось, как правило, то же наказание, что и рабу.2

рабы:

Они находились в самом низу условной социальной лестницы. Рабы приравнивались к имуществу в случае нанесения им повреждений или их убийства. Кража раба приравнивалась к краже животного.3

Барак с рабами или рабынями вел к потере собственного статуса.4

Незаконный отпуск на волю чужого раба рассматривался наравне с нанесением ущерба чужому владению и карался штрафом. За преступление, совершенное рабами, отвечал его господин, обязанный возместить ущерб, причиненный рабом потерпевшему.

Различия между этими социальными группами были не столько экономическими, сколько социально- правовыми. Они были связаны главным образом с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой это лицо принадлежало.

Социальное расслоения проявляются в «Салической правде» в различных размерах вергельда разных категорий свободного населения. Для простых свободных франков он составляет 200 солидов, для королевских дружинников или должностных лиц, состоящих на службе у короля, -- 6005. За убийство лита уплачивается половинный вергельд.6

Вопрос 3. Опираясь на текст памятника докажите, что к VI–VII вв. у франков уже по-явилась частная собственность на движимое имущество (II–VII, XXXIV и др.). Сложилась ли у них частная собственность на землю (XLV, XLVI и LVIII)?

Какие условия заключения сделок устанавливала Салическая правда?

Какие виды договоров упоминаются в памятнике? Салической правде» упоминаются следующие виды сделок: купля-продажа, заем, наем, мена и дарение. Передача права собственности.

Вопрос 4. Какие деяния у франков считались преступлениями? Под преступлением у франков (да и вообще у «варваров») понимались обида или вред, причиняемый личности или имуществу другого человека, а также нарушение «королевского мира». Такая трактовка соответственно определяла и понятие наказания, рассматриваемого как возмещение (композиция) за нанесенную обиду или причиненный вред (например, уплата вергельда за убитого)

Различают ли в Саличе-ской правде вину и её формы? В Салической правде существовало понимание форм вины: умысла и неосторожности, покушение на преступление, соучастия, обстоятельств, отягчающих или смягчающих преступление. Так, при «небрежном» причинении свободным вреда животному другого человека по Салической правде следовало простое возмещение ущерба его хозяину.

Какие смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства зафиксированы в памятнике

Одним из самых тяжких преступлений у франков считалось убийство.

Какие категории убийства упоминаются в Салической правде (XV, XXIV, XXXV, XLI–XLIII, LIV, LXII–LXIII)?

Какого рода преступления рассмотрены в титулах XVII и XXIX

Наибольшее внимание в памятнике уделено кражам.

Какие ее разновидности описаны в титулах II–VIII, X–XII, XXI–XXII, XXXIII–XXXIV, XXXVIII, XL?

Какие разновидности наказаний упоминаются в Салической Правде?



Поясните понятия wergeld и fritus

Fredus, — имеется в виду нарушение

королевского мира. Этим термином обозначаются также штраф или

часть штрафа, причитающиеся королю.

Ве́ргельд (нем. Wergeld от др.-верх.-нем. Wёr «человек» + Gёlt «цена») — денежная компенсация за убийство свободного человека, установленная в германских варварских правдах. Вергельд выплачивался родом убийцы семье убитого, постепенно вытеснив кровную месть. Устанавливался в зависимости от социального положения убитого, его пола и возраста, от того, к какой национальности он принадлежал (галло-римской или германской).

Что предписывала Салическая правда, если преступник не мог уплатить вергельд

По тексту памятника докажите, что при назначении наказания учитывался социальный статус преступника и пострадавшего.

Вопрос 5. Судебному процессу и розыскным действиям в Салической правде посвяще-ны титулы I, XXXVII, XLVIII, XLIX, LIII, LVI.

Какие виды судов упоминаются в памятнике? Салической правде

Кто такие рахинбурги, тунгины, сацебароны и графы?

Тунгин(Thunginus) -- в Салической Правде так называлось должностное лицо, председательствовавшее на судебном собрании сотни.

Граф (нем. Graf) -- королевское должностное лицо в Раннем Средневековье в Западной Европе. Титул возник в IV веке в Римской империи и первоначально присваивался высшим сановникам (например, comes sacrarum largitionum -- главный казначей). Во Франкском государстве со второй половины VI века граф (гауграф) в своём округе-графстве/гау (нем. Gau -- первоначально, сельская община у древних германцев, численностью ок. 100 человек) обладал судебной, административной и военной властью. По постановлению Карла II Лысого (877) должность и владения графа стали наследственными.

Граф (нем. Graf) -- королевское должностное лицо в Раннем Средневековье в Западной Европе. Титул возник в IV веке в Римской империи и первоначально присваивался высшим сановникам (например, comes sacrarum largitionum -- главный казначей). Во Франкском государстве со второй половины VI века граф (гауграф) в своём округе-графстве/гау (нем. Gau -- первоначально, сельская община у древних германцев, численностью ок. 100 человек) обладал судебной, административной и военной властью. По постановлению Карла II Лысого (877) должность и владения графа стали наследственными.

Сацебаромн -- термин, встречающийся в «Салической правде» и ряде франкских грамот VII в. и означает:

  • · Знаток законов и обычаев, следящий за их соблюдением в суде графа;

  • · Королевский агент в графском суде для сбора судебных пошлин:

  • · Агент графа, собирающий судебную пошлину в пользу графа.

В каком случае дело разбиралось «перед лицом самого короля»?

Определите тип судебного процесса, описанный в Салической правде Судебный процесс носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права, и процесс протекал в виде состязания.

Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом. Салическая правда называет три вида доказательств, применяемых в судебном процессе. Среди них важное место занимает соприсяжничество. Соприсяжники - это родственники, друзья или соседи обвиняемого, которые являются "свидетелями доброй славы" обвиняемого.

Большое значение имело свидетельство очевидцев. Распространенным видом доказательства являлись ордалии, при которых преступник устанавливался при помощи "божественной силы". Салическая правда описывает "суд божий" в форме испытания "котелком". К ордалию обычно прибегали те, кто не мог представить соприсяжников. Вместе с тем обвиняемому предоставлялось право за определенную плату откупиться от испытания "котелком".

Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сотни под председательством выборного судьи -тунгина. Приговор выносили выборные заседатели - рахинбурги.

Впоследствии осуществление суда постепенно переходит в руки королевской администрации. Место тунгнна занимает граф, назначаемый королем, а роль народных заседателей исполняют скабины, которые избираются графом из среды "лучших" людей округа и отправляют свои обязанности пожизненно. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля.

Доказательства по Салической правде:

  1. Поимка с поличным.

  2. Соприсяжники - послухи, подтвердители его доброй славы и верности его клятвы. Их могло быть до 72, по мелким преступлениям - достаточно было 6 свидетелей. Свидетели - чуть авторитетнее.

  3. При отсутствии свидетелей и прочих доказательств применяют ОРДАЛИИ (жребий)

Женскую верность испытывали огнем: она должна была пройти через костер так, чтобы огонь не оставил на ней следов.

Испытание хлебом и сыром - освященные куски хлеба и сыра клали в рот и заставляли глотать. Если не застрянет без прожевывания - значит не виновен.

Для состязательного процесса характерно:

  1. Равенство сторон

  2. Состязательный характер.

Если истец отказывался от обвинения, то этим дело прекращалось. Доказательства должны представлять сами участники процесса. Неявка в суд - проигрыш дела. За неявку в королевский суд - вне закона.

Как стороны вызывались в суд? в Салической правде

По Салической правде судебное разбирательство возбуждалось по жалобе потерпевшего, который должен был в строго определенной форме вызвать обвиняемого в суд, причем на явку полагался установленный законом срок. В случае неявки вызов повторялся второй и третий раз, и только при троекратной неявке могло последовать заочное рассмотрение или осуждение.

Назовите способы доказывания в судах франков.

Применялись ли ордалии (приведите примеры из текста памятника)?


написать администратору сайта