Главная страница
Навигация по странице:

  • Дисциплина: Основы философии Практическое занятие №8 Выполнил: Обучающийся Тимофеева Виктория Вячеславовна Преподаватель

  • Чепрунова Дарья Владимировна Цель занятия

  • Титульный лист (1). Занятие 8 Обучающийся Тимофеева Виктория Вячеславовна Преподаватель Чепрунова Дарья Владимировна


    Скачать 97.25 Kb.
    НазваниеЗанятие 8 Обучающийся Тимофеева Виктория Вячеславовна Преподаватель Чепрунова Дарья Владимировна
    Дата01.02.2022
    Размер97.25 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТитульный лист (1).doc
    ТипЗанятие
    #348327

    Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


    Программа среднего профессионального образования

    44.02.02 Преподавание в начальных классах

    Дисциплина: Основы философии

    Практическое занятие №8


    Выполнил:

    Обучающийся Тимофеева Виктория Вячеславовна

    Преподаватель:

    Чепрунова Дарья Владимировна


    Цель занятия: формирование умения ориентироваться в наиболее общих философских проблемах познания, его форм и уровней как одного из элементов основ формирования культуры гражданина и будущего специалиста. 

    Рассмотрите высказывания известных философов, ответьте на вопросы.

    Задание 1: Существует известная теория познания. Суть ее выражена в следующих словах: «…ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать… А ведь найти знание в самом себе — это и значит припомнить, не так ли?»

    Ответьте на вопросы:
    а) Как называется данная теория?

    Теория припоминания, анамнезис.


    б) Кто был ее автором?

    Платон


    в) Какой смысл вкладывается в «припоминание»?

    «Припоминание» понимается как ментальное состояние восстановления в памяти. Оно позволяет узнать предмет, о котором вспоминают в момент познания. То есть разумная часть души обладает скрытыми познаниями, нужно просто принудить ее к «припоминанию».


    г) Что общего между данной теорией и методами научного поиска?

    Теория припоминания является частью исторической эволюции научного познания. Учение о припоминании и методы научного поиска имеют одну и ту же цель: познать какой-либо предмет. В теории припоминания, как и в методах научного поиска важную роль играют органы чувств, а также память.

    Задание 2: Проанализируйте высказывание Леонардо да Винчи:

    «Глаз, называемый окном души, есть главный путь, благодаря которому общее чувство может в наибольшем богатстве и великолепии созерцать бесконечные произведения природы… Разве ты не видишь, что глаз охватывает красоту всего мира?»

    Леонардо да Винчи имеет в виду то, что познать красоту можно в первую очередь благодаря такому органу чувств, как глаза. По этой причине, считает он, именно глаза и получили называние «окно души».

    Ответьте на вопросы:
    а) Что считает Леонардо главным способом познания?

    Леонардо считает, что главный способ познания – эмпирический.


    б) Является ли выбранный Леонардо путь познания философским, научным или, может быть, это иной путь познания? Поясните свой ответ.

    Путь познания, выбранный Леонардо, является художественным. Так как в высказывании отражается предпочтение познавать мир главным образом через красоту, через художественные образы.

    Задание 3: Раскройте смысл лозунга Ф. Бэкона «Знание — сила».

    Смысл лозунга Фрэнсиса Бэкона «Знание – сила» заключается в том, что любое знание дает определенную силу. Знания помогают достигать целей и решать различные проблемы. Новорожденный ничего не знает о внешнем мире. Он беспомощен. Со временем человек получает определенные знания эмпирическим и теоретическим путями. Именно они дают ему ту силу, которая помогает выжить в мире. С ними он становится способным к жизни.

    Ответьте на вопросы:
    а) Какие перспективы он раскрывает перед человечеством?

    Фрэнсис Бэкон раскрывал перспективы развития могущества человечества и улучшения качества его жизни.


    б) Какое отношение к природе формирует данный лозунг?

    Данный лозунг подразумевает, что природа вторична, не имеет большой ценности перед силой человечества.


    в) Не является ли владение знанием одной из причин экологической катастрофы?

    Да, одна из причин экологической катастрофы – владение знанием, а точнее, неверно примененное знание. В данном случае знание причиняет вред. Недостаточно обладать знанием, важно также уметь грамотно использовать его. По этой причине можно сказать, что знания – это сила, которая способна либо спасти, либо навредить.

    Задание 4: И. Кант замечал в «Критике чистого разума»:

    «Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание».

    Ответьте на вопрос:

    Правильна ли эта точка зрения? Обоснуйте свой ответ. 

    В работах Канта “критического периода” про-блемы теории познания, этики и вопросы о це-лесообразности в природе были рассмотрены как взаимосвязанные и взаимообусловленные.

    Это, прежде всего, относится к постановке теоретико-познавательных проблем, нашедших свое завершение, согласно кантовской концеп-ции, в эстетике.

    В анализе процесса познания Кант особо выделил понятийное мышление (“мышление есть познание через понятия”), указывая, что, помимо созерцания, существует лишь один способ познания, а именно познание через поня-тия, не интуитивное, а дискурсивное. В “Критике Чистого разума” на вопрос о том, что такое ис-тина, Кант ответил следующим образом: истина возможна лишь в форме предмета, то есть как соответствие рассудка (самой формы всеобщ-ности и необходимости) и чувства (эмпириче-ского многообразия ощущений, возникающих в априорных формах времени и пространства).

    Задание 5: «Чувственного опыта и интуиции хватает на очень немногое. Большая часть нашего знания зависит от дедуцирования и посредствующих идей… Способность, которая отыскивает средства и правильно применяет их для выявления достоверности в одном случае и вероятности в другом, есть то, что мы называем «разумом»…

    Разум проникает в глубины моря и земли, поднимает наши мысли до звезд, ведет нас по просторам мироздания. Но он далеко не охватывает действительной области даже материальных предметов, и во многих случаях он изменяет нам…

    Но разум совершенно изменяет нам там, где не хватает идей. Разум не простирается и не может простираться дальше идей. Рассуждения поэтому прерываются там, где у нас нет идей, и нашим соображениям приходит конец. Если же мы рассуждаем о словах, которыми не обозначаются никакие идеи, то рассуждения имеют дело только со звуками, и ни с чем иным…» (Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Избр. произв. Т. 1. М., 1960. С. 659. С. 660)

    Ответьте на вопросы:

    а) Какое направление в гносеологии представлено в данном суждении?
    б) Какую роль в процессе познания, по Локку, играет разум?
    в) В чем ограниченность человеческого разума в процессе познания?

    ОТВЕТ: Гносеология — это один из разделов философии, рассматривающий теорию познания. Свой вклад в гносеологию внесли знаменитые философы - Платон, И. Кант, Р. Декарт, Г. Гегель и другие.

    Среди самых известных гносеологических учений можно выделить скептицизм, агностицизм, рационализм, сенсуализм и трансцендентализм. Скептицизм относится к одному из самых ранних направлений. Скептики полагают, что главное орудие познания - сомнение. Агностицизм также встречается в античности, но окончательно он оформился к новому времени.

    Одним из видных философов XVIIв. является Джон Локк. Основной философской работой Локка является "Опыт о человеческом разуме". Локк продолжил развитие эмпиризма Бэкона, обосновывая сенсуалистическое направление в теории познания. Локк считал, знание проистекает из опыта, а опыт складывается из ощущений.

    Теория Локка гласила:

    1) нет врожденных идей, все познание рождается в опыте;

    2) душа или разум человека при рождении подобны чистой доске;

    3) в интеллекте нет ничего, чего раньше не было в ощущениях, в чувствах. Локк подверг критике учение Декарта о "врожденных" идеях. Ощущения, получаемые человеком от окружающей его среды, по мнению Локка, - первое и решающее основание всего познания. Локк подразделяет опыт на два вида: опыт внешний (ощущения) и внутренний (рефлексия). Источник первого - объективный материальный мир, воздействующий на наши органы чувств и вызывающий ощущения.

    Познаваемость мира означает, что мы можем иметь определённые достоверные знания о нём. Ограниченность разума означает, что мы не можем знать всё: познаваемый мир бесконечен. Ограниченность разума означает также, что он не может самостоятельно (т. е. человек не может только одним лишь разумом) дать окончательный ответ на некоторые вопросы.

    Задание 6: «Познание духа есть самое конкретное и потому самое высокое и трудное. Познай самого себя — это абсолютная заповедь ни сама по себе, ни там, где она была высказана исторически, не имеет значение только самопознания, направленного на отдельные способности, характер, склонности и слабости индивидуума, но значение познания того, что подлинно в человеке, подлинно в себе и для себя, — познание самой сущности как духа…

    Всякая деятельность духа есть поэтому постижение им самого себя, и цель всякой истинной науки состоит только в том, что дух во всем, что есть на небе и на земле, познает самого себя» (Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук. Т. 3. С. 6, 7).

    Ответьте на вопросы:
    а) Какая форма гносеологии представлена в данном суждении?
    б) Корректно ли сократовский принцип «познай самого себя» расширять до «познания самой сущности как духа»?

    ОТВЕТ:

    Нет, сознание — это не мозг. Сознание — это, грубо говоря, программа, позволяющая нам осмысливать происходящее, в том числе и себя самих, строить модели реальности и планировать свою деятельность, а мозг — это наш орган, обеспечивающий слаженную работу остальных органов, в том числе и в отсутствие сознания, и позволяющий нам думать. Т.е. мозг — это как бы оборудование, а сознание - специфическое программное обеспечение, причем достаточно высокого уровня, если выражаться языком программистов. Под высоким уровнем я понимаю то, что мы не можем обычно сознательно контролировать работу всех наших органов - на это есть низкоуровневые алгоритмы.
    Что касается других людей — это вопрос философский. Вообще говоря, мы вообще не можем доказать, что есть еще какие-то люди, что они не плод нашего воображения или глобальной компьютерной симуляции, например. Более того, мы не можем даже доказать, что мы сами такие, как мы себе это представляем. Вполне может быть, что все это тоже симуляция. Однако важно ли это, на самом деле? Если мы никаким образом не можем отличить реально ли все происходящее или это просто симуляция, то для нас эти состояния эквивалентны и от этого никак не зависит наше поведение и вырабатываемые нами решения и стратегии. Точно также не важно есть ли на самом деле сознание у других людей и есть ли они вообще эти люди: для нас они существуют, причем действуют так, как если бы у них было сознание, поэтому для нас нет абсолютно никакой разницы реально ли это или нет - мы никак не можем различить эти два состояния и потому от этого никак не зависит наша жизнь и наши действия.

    Пермь - 2022


    написать администратору сайта