Главная страница

Теория толкований сноведений Фрейда. Зигмунд Фрейд по праву считается основателем психоанализа, однако отдельные его элементы появлялись и ранее в работах разных философов. Например, Г. В


Скачать 19.02 Kb.
НазваниеЗигмунд Фрейд по праву считается основателем психоанализа, однако отдельные его элементы появлялись и ранее в работах разных философов. Например, Г. В
Дата07.04.2022
Размер19.02 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТеория толкований сноведений Фрейда.docx
ТипДокументы
#450701

Зигмунд Фрейд по праву считается основателем психоанализа, однако отдельные его элементы появлялись и ранее в работах разных философов. Например, Г.В.Лейбниц первым сформулировал концепцию бессознательного, введя понятие «бессознательной психики». Он не отождествлял сознание с психикой, так как считал, что в душе имеются и такие восприятия, которые она не осознает. Идеи Г. Лейбница о бессознательном развивались у Г. Гельмгольца, Ч. Дарвина, В. Вундта.

Будучи лечащим врачом, З. Фрейд столкнулся с непроизвольностью переживаний и мотивов, которые становятся причиной нервно - психических заболеваний. Это побудило в нем поиски средств избавления от конфликтов между сознанием и бессознательными побуждениями. Так возник фрейдовский метод - психоанализ.

В работах З. Фрейда объясняется процесс разделения психики. В основу данной теории психоанализа легли также понятия о психических инстанциях и другие его идеи. Австрийский психолог и психиатр З. Фрейд во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии.

К изучению сновидений Фрейд приступил в начале 90-х годов. В 1895 г. он внезапно «открыл» для себя основное положение теории сновидений (сновидение – осуществленное желание). Произошло это в небольшом венском ресторанчике. Фрейд шутил, что над столиком, за которым он сидел в тот вечер (точная дата – 24 июля 1895), стоит повесить небольшую мемориальную доску. В каждой шутке – доля шутки, остальное – правда. Фрейд действительно ценил свое открытие чрезвычайно высоко. Впервые «Толкование сновидений» было опубликовано в 1900 г.

Фрейд считал, что сновидения не являются болезненным проявлением, они – не следствие патологического процесса, а результат деятельности здорового мозга. В известной степени сновидение – полноценный психический акт, присущий нормальной человеческой психике.

Внешние раздражения или раздражения со стороны внутренних органов скорее «включаются» в смысловую ткань сновидения, чем являются истинной причиной сновидений. Отсюда отрицание «рефлекторной» природы сновидений, которые являются закономерным продуктом психической деятельности спящего.

Мало определить, какими впечатлениями бодрствующей психики вызвано сновидение. Сон – небывалая комбинация бывалых впечатлений (И. М. Сеченов), но главное – определить закономерности этого комбинирования. Представления о том, что образы сновидений бессмысленны и хаотичны, неверно. Хотя при репродуцировании содержания сновидения оно редко производит впечатление осмысленности и целесообразности, нельзя на этом основании делать окончательные выводы, «Ткань» сновидения не есть «смысл» сновидения, который может быть понят лишь при анализе.

Техника анализа сновидений идентична обычной технике психоанализа. Это свободные ассоциации, отправными пунктами которых служат элементы сновидения. При анализе выясняется, как элементы сновидения связаны с пережитым в бодрствующем состоянии; лишь при установлении этих связей удается восстановить связь элементов сновидения между собой. Один из самых важных принципов – нельзя анализировать сновидение, если неизвестны ассоциации видевшего сон.

Общий круг проблем, которые пациент сообщает в ходе анализа, достаточно широк. Частично информация привносится пациентом непосредственно в процессе психоанализа. Однако, по мнению Фрейда, большинство мыслей и впечатлений, выявленных при анализе, интимно участвуют в формировании образов сновидения. Ассоциативные ряды как бы расходятся от отправных точек – элементов сновидения, но затем, на определенном уровне, вновь конвергируют, сходясь к нескольким «точкам». Мысли, объединяющие ассоциативные ряды, чрезвычайно важны для личности, имеют эмоциональную значимость. Эти мысли неохотно сообщаются пациентом и в обычном состоянии редко осознаются им.

Эти бессознательные мысли и составляют «скрытый смысл сновидения». Явное содержание и скрытый смысл сновидения не совпадают. Эту мысль З. Фрейд также считает одной из главных в своей теории, но плохо осознанной его современниками. То, что сновидения имеют смысл, предопределяет и наличие определенной психологической функции сновидений.

Формирование сновидений – активная переработка информации. Эту переработку З. Фрейд называет работой сна (деятельность сновидения). Предполагается, что психоанализ воспроизводит эти процессы «в обратном» порядке.

Работа сна противоположна работе анализа. Метод свободных ассоциаций приводит нас к одним и тем же выводам вне зависимости от того, что именно подвергается психоанализу: ошибки, оговорки, забывание слов и даже остроты. Но лишь «редукция острот» - превращение их в фразы, тождественные по смыслу, но не производящие эффект смешного, со всех точек зрения безупречна, проверяема. В процессе этого анализа Фрейд выявляет те механизмы, которые позволяют нам конструировать остроты. В отличие от формирования сновидений, ошибочных действий и описок, оговорок, сочинение смешного – процесс сознательный, а потому реконструируемый и проверяемый. Проще всего привести пример такого механизма комического, как «многократное повторение материала». Вспомним миниатюры, в которых многократно сообщается о продаже «больших раков за пять рублей, а маленьких за – три» либо зачитывается длинное письмо, автор которого бесконечно варьирует две фразы: «Я думал, что письмо не от тебя, но потом увидел, что от тебя» и «Я очень рад, что ты женился». Ни у кого не вызывает сомнения, что механизм «повторения» - реальный механизм формирования «комического». Иное дело сновидения.

Переработка информации в сновидении сводится в основном к трем процессам:

Первый процесс – сгущение (концентрация) образов вплоть до их «контаминации» (наложения друг на друга). То есть под сгущением подразумевается тот факт, что явное сновидение содержит в себе меньше информации, чем скрытое, так как «является сокращенным переводом последнего». З. Фрейд писал, что сгущение происходит благодаря тому, что: 1) определенные скрытые элементы вообще опускаются; 2) в явное сновидение переходит только часть некоторых комплексов скрытого сновидения; 3) скрытые элементы, имеющие что-то общее, в явном сновидении соединяются, сливаются в одно целое. При строгом подходе лишь третий механизм заслуживает названия «сгущение». По сути, речь идет об отождествлении различных, зачастую весьма далеко стоящих друг от друга образов и представлений.

Второй процесс искажающей деятельности сновидения – смещение (передвигание). Скрытый элемент проявляется не какой-либо своей частью, а отдаленной ассоциацией, «намеком». То, что находится далеко на периферии реально значимого переживания, в сновидении является кульминацией, центром. Можно сказать, что «смещение» - дорога с односторонним движением, от центра к периферии. И этот механизм можно наблюдать в психогенезе остроумия, однако в остроте «намек» сохраняет связь с основным контекстом, в сновидении эта связь утрачивается. Возможно поэтому, сновидения часто бывают страшными, но почти никогда смешными. Таким образом, смещение – это результат «цензуры», замещение истинного смысла сновидения намеками, символами.

И наконец, третий механизм – символизация. То есть третий результат работы сновидений – регрессивное превращение мысли в зрительные образы. Фрейд достаточно образно раскрывал смысл этой трудной работы мозга: «Представьте себе, что вы взяли на себя заменить политическую передовицу газеты рядом иллюстраций, то есть вернуться от буквенного шрифта к письму рисунками». Этот механизм заслуживает специального рассмотрения. Фрейд никогда не призывал к непосредственной, прямой трактовке символов. Лишь свободные ассоциации могут указать на символическое значение того или иного элемента сновидения. Сама по себе «константность» символов делает их надличностными и транскультуральными. Направленность же психоанализа – сугубо личностная. Непосредственная дешифровка сновидений по «Соннику Зигмунда Фрейда», равно как и немедленное разъяснение больному смысла его психопатологического симптома, соответствует так называемому дикому психоанализу. Термин этот предложил сам Фрейд, столкнувшись с тем, что неквалифицированные аналитики «сплеча» сообщают больному азы психоанализа, вместо того чтобы помочь пациенту осознать свои проблемы. Недирективный метод психотерапии таким образом немедленно становился директивным.

Сновидение – осуществление желания. Это главный смысл сновидения, определяющий и его психологическую функцию: освобождение от психологических конфликтов бодрствования. Неправильно считать, что в сновидении осуществляются лишь желания сексуального характера; спектр переживаний, проходящих через «круг сновидения», гораздо более разнообразней: здесь и семейные конфликты, и профессиональные и личные проблемы. Даже если сновидение сопровождается страхом, его психологический смысл не меняется. В сновидении неосознаваемые желания и тенденции проявляются более открыто, чем в бодрствующем состоянии. Поэтому сновидение – «царская дорога» в бессознательное. Однако и в сновидении продолжает действовать система нравственных запретов – «цензура», которая не позволяет наиболее неприемлемым для личности желаниям проявиться прямо. Именно «цензура» является главной силой, определяющей искажающую деятельность сновидения.

При анализе сновидений Фрейд считает необходимым соблюдать следующих три основных правила:

Не обращать внимание на внешнее содержание сновидения, независимо от того, понятно оно больному или кажется абсурдным, ясным или путанным, так как оно все равно ни в коем случае не соответствует искомому бессознательному.

2.Сновидения следует разбивать на элементы, каждый из которых исследуется в отдельности. При этом одного пациента просят «объяснять» каждый элемент сновидения первыми пришедшими в голову словами, т.е. свободно ассоциировать.

Задача аналитика в данном случае сводится к тому, чтобы при помощи свободного ассоциирования с каждым отдельным элементом сновидения вызвать ряд других - «заменяющих» представлений, при помощи которых появляется возможность расшифровать скрытый смысл сновидений. Вскрывать бессознательное пациента, вызывать «заменяющее» представление каждого элемента сна врач должен, не раздумывая над скрытым их содержанием и над тем, подходят ли они или отклоняются в этом смысле от самого сновидения.

При анализе сновидений исследователь должен набраться терпения и подождать, пока «скрытое, исконно бессознательное не возникает само». При анализе сновидений врач наталкивается на сопротивление, особенно когда речь заходит о вещах, с точки зрения пациента, малозначительных, не относящихся к делу, или предметах, о которых неприлично говорить.

Фрейд считает, что как раз те мысли, которые пациент пытается подавить, оказываются наиболее важными, наиболее решающими для вскрытия бессознательного. «Мы постоянно наталкиваемся на сопротивление, - пишет Фрейд, - когда хотим от заместителя, являющегося элементом сновидения, проникнуть в его скрытое, бессознательное. Таким образом, мы можем предположить, что за заместителем скрывается что-то значительное. Иначе к чему все препятствия, стремящиеся сохранить скрываемое? Если ребенок не хочет открыть руку, чтобы показать, что в ней, значит там что-то, что ему не разрешается иметь».

Из сказанного следует еще одно условие, которое непременно следует разъяснить анализируемому: не замалчивать ни одной из пришедших ему в голову мыслей, даже если они не соответствуют здравому смыслу и его понятиям о приличии.

Ключом к расшифрованию скрытого смысла сновидений Фрейд считал символы, которые, по его мнению, глубоко уходят своими корнями в мифологию, антропологию, языкознание и имеют «устоявшиеся переводы», т.е. в какой-то мере унифицированы и пригодны для расшифровки любых сновидений у разных людей.

По известным причинам символика сновидений у Фрейда носит почти всегда сексуальную окраску. Дома с совершенно гладкими стенами подразумевают мужчин, дома со свисающими выступами и балконами, за которые можно держаться, - женщин.

Пример типичного фрейдовского анализа сновидений:

Сновидение. Он уезжает. Его багаж доставляется в экипаже на вокзал. Много чемоданов, один на другом. Среди них два больших черных «образцовых» чемодана. В утешение он кому-то говорит: «Так ведь эти едут только до вокзала ».

Анализ. Он иностранец, путешествует с очень большим багажом. Во время лечения рассказывает много историй о женщинах. Два черных чемодана соответствуют двум брюнеткам, которые в настоящее время играют в его жизни главную роль. Одна из них хотела приехать вслед за ним в Вену, но по совету Фрейда он отказал ей по телеграфу (Фрейд, 1900).


написать администратору сайта