Главная страница
Навигация по странице:

  • По-настоящему запомнить можно только то, что по- настоящему понято. Для музыки (вообще для искусства) нужно еще больше: запомнить в музыке можно только то, что понято и

  • Содержание музыкального образования

  • Понятие «концепция ». 1. Концепция

  • Концепция

  • Музыкально-педагогическая концепция Д. Б. Кабалевского - Связь музыки с жизнью

  • Воспитательный потенциал

  • - Тематизм программы

  • Разнообразие видов музыкальной деятельности

  • Тематическое содержание программы «Музыка» Д. Б. Кабалевского. 1 класс. «Как можно услышать музыку» 2 класс.

  • 4 класс 1, 2 четверть – «Музыка моего народа». 3, 4 четверть – «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ». Пояснительная записка

  • Лекция 4.2. РП Д. Б. Кабалевский. Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Так же как литература и изобразительное искусство


    Скачать 178.37 Kb.
    НазваниеЗначение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Так же как литература и изобразительное искусство
    Дата03.04.2023
    Размер178.37 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛекция 4.2. РП Д. Б. Кабалевский.pdf
    ТипЛитература
    #1033609

    Значение музыки в школе далеко выходит за пределы
    искусства. Так же как литература и изобразительное искусство,
    музыка решительно вторгается во все области воспитания
    и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не
    заменимым средством формирования их музыкальной культуры
    и духовного мира.
    Д. Кабалевский

    Важнейшей особенностью содержания программы
    Д.Б. Кабалевского является её тематическое построение.
    Для каждой четверти учебного года определяется своя тема.
    Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность.
    Тематическое построение программы даёт возможность учителю свободно маневрировать в рамках программы, не выходя за пределы основных тем и, распределяя учебный материал и время для его изучения по своему усмотрению.
    Тематизм программы полностью совпадает с предложенными содержательными линиями стандартов второго поколения по предмету
    «Музыка»:
    «Музыка в жизни человека»,
    «Основные закономерности музыкального искусства» и
    «Музыкальная картина мира». Для V-VII классов основной школы выделяются две линии: «Основы музыкальной культуры» и
    «Опыт музыкально-творческой деятельности».
    С первых уроков первоклассники учатся самому главному, что должна давать учащимся школа: не только наблюдать и
    чувственно воспринимать то или иное явление, но и размышлять
    о нем, в данном случае— не только слушать и слышатъ (!)
    музыку, но и размышлять о ней.
    Для ребят не должно существовать никаких правил и
    упражнений, отвлеченных от живой музыки, требующих
    заучивания и многократных повторений.
    На протяжении всего урока безраздельно должно господствовать увлекательное искусство... Известно, что в любом предмете заучить можно все. Однако заученное, как правило, быстро забывается, не оставляя следа ни в сознании, ни в душе.
    По-настоящему запомнить можно только то, что по-
    настоящему понято. Для музыки (вообще для искусства) нужно
    еще больше: запомнить в музыке можно только то, что понято и
    эмоционально прочувствовано.

    В равной мере это относится и к самой музыке, и к слову, сказанному о музыке, к исполнению музыки и к ее слушанию. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней.
    Содержание музыкального образования
    Основные категории и понятия ФГОС осваиваются учащимися в начальной школе с позиций содержания общего музыкального образования и воспитания, базирующегося на таких «пластах» музыкальной культуры как:
    - фольклор.
    - музыка религиозной традиции;
    - шедевры композиторов-классиков (русских и зарубежных).
    Понятие «концепция».
    1. Концепция — это представление о чём-либо, взгляд на какое-либо явление, проблему.
    2. Концепцией называется оригинальная идея, замысел чего-либо.
    3. Конце
    пция (от лат. conceptio — понимание, система) — определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; система взглядов на явления в мире, в природе, в обществе, ведущий замысел
    4. Концепция система связанных между собою и вытекающих один из другого взглядов на те или иные явления. Общий замысел, основная мысль чего-либо.
    Концепция и программа Д. Б. Кабалевского
    разрабатывалась в 70 годы.
    В работе Д.Б. Кабалевского «Про трех китов и про многое
    другое» раскрыта основная идея, послужившая отправной точкой новой программы по музыке.
    В характеристике программы раскрывается
    сущность
    принципа связи музыки с жизнью, сформулированного

    Д. Б. Кабалевским - постепенное, расширяющееся и
    углубляющееся раскрытие взаимосвязи музыки и жизни.
    На основных положениях концепции Д. Б. Кабалевского базируется содержание учебных программ и учебно-методических комплектов по предмету «Музыка» для начальной школы разных авторов и авторских коллективов.
    Музыкально-педагогическая концепция Д. Б. Кабалевского
    - Связь музыки с жизнью (социальная функция музыки).
    - Цель музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры
    - Воспитательный потенциал музыкального образования.
    - Опора на закономерности музыкального искусства:
    Жанры простые (песня, танец, марш) и сложные (опера, балет, симфония, мюзикл, оперетта, кантата, сюита, кантата, концерт).
    Триединство деятельности композитора, исполнителя, слушателя.
    Развитие музыки, формы (композиция) музыки, музыкальная речь, народная и профессиональная музыкальная культура, интеграция музыки с другими видами искусства, музыкальный образ, музыкальная драматургия, особенности современной музыки
    (серьезная и легкая музыка).
    - Тематизм программы – ступеньки музыкальной культуры школьников.
    - Критерии отбора музыкального материала: художественная
    значимость, воспитательная направленность, педагогическая
    целесообразность.
    - Целостность урока музыки: подчинение всех видов деятельности учащихся теме урока.
    - Разнообразие видов музыкальной деятельности учащихся на уроке.
    - Методика музыкального обучения: обобщения через жанр, сходства и различия музыкальных образов; эмоциональной драматургии урока, забегания вперед и возвращения к пройденному.

    Тематическое содержание программы «Музыка»
    Д. Б. Кабалевского.
    1 класс.
    «Как можно услышать музыку»
    2 класс.
    1 четверть - «Три кита» в музыке – песня, танец, марш».
    2 четверть – «О чем говорит музыка»,
    3 четверть – «Куда ведут нас три кита»,
    4 четверть – «Что такое музыкальная речь».
    3 класс.
    1 четверть – «Песня, танец, марш перерастает в песенность, танцевальность, маршевость».
    2 четверть – «Интонация».
    3 четверть – «Развитие музыки».
    4 четверть – «Построение (формы) музыки».
    4 класс
    1, 2 четверть – «Музыка моего народа».
    3, 4 четверть – «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ».
    Пояснительная записка.
    Программа по предмету «Музыка» для I—VIII классов основной школы представляет собой вариант программы, разработанной авторским коллективом под руководством
    Д. Б. Кабалевского, Данное издание программы приурочено к 100- летию со дня рождения Д. Б. Кабалевского (1904-1987).
    В этой редакции программа претерпела некоторые изменения, вызванные объективными условиями ее реализации в образовательных учреждениях
    России.
    Социокультурными функциями (задачами) разнообразных типов школ (массовая школа, гимназия, лицей, школа с углубленным изучением предметов искусства), потребностями учителей в обновлении содержания и технологий преподавания музыки, процессами интеграции искусств в учебно-воспитательном процессе, а также расширением
    возможностей музыкального
    (и шире
    — художественно- эстетического) развития учащихся.
    Во-первых, авторская статья
    Д.
    Б.
    Кабалевского
    «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы», которой открывается данный вариант программы, публикуется в несколько сокращенном виде, как она уже была издана в сборниках программ для четырехлетней начальной школы.
    Во-вторых, этот вариант программы дополнен теми направлениями музыкального развития учащихся I—VIII классов, которые изложены в нормативных документах по образовательной области «Искусство». В данной редакции прослежены линии включения в программу таких направлений музыкального искусства, как фольклор, музыка религиозной традиции. Значительно расширен материал золотого фонда классики и современной музыки
    (академической и популярной), обновлен песенный репертуар программы.
    В-третьих, в данном варианте программы отсутствуют указания на конкретные виды музыкально-практической и творческой деятельности учащихся, что предполагает широкую палитру использования разнообразных форм музыкальных занятий — это слушание музыки и размышления о ней, хоровое и ансамблевое пение, пластическое интонирование, разнообразного рода импровизации. Музыкальный материал программы предполагает также активное использование на уроках музыки творческих опытов интонационно-образного анализа произведений народной и религиозной традиции, золотого фонда классической и современной музыки, личностную оценку разнообразных явлений музыкальной культуры. Самостоятельные работы учащихся по озвучиванию литературно-поэтических произведений, выражение учащимися собственных музыкальных впечатлений в вокализации, художественном движении, живописных работах, рисунках, графике, конструировании, дизайне и прочих видах творческих работ расширят возможности их участия в проектной деятельности,
    организации досуга, занятиях по дополнительному образованию.
    В-четвертых, раздел программы «Примерный музыкальный материал» включает не только произведения, названные в тексте, но и. дополнительный музыкальный материал, соответствующий учебным темам и отвечающий таким критериям, как художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность.
    В-пятых, в подобный раздел программы основной школы, кроме музыкального материала, включены произведения литературы, изобразительного искусства (иконография, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство), театра и кино
    (видеофильмы), которые помогут учителю музыки развивать ассоциативно-образное мышление учащихся.
    Данное издание программы Д. Б. Кабалевского будет творчески применяться учителями музыки и способствовать развитию музыкальной культуры учащихся.


    написать администратору сайта