Главная страница

Вопрос Акустические закономерности музыкального искусства


Скачать 375 Kb.
НазваниеВопрос Акустические закономерности музыкального искусства
Дата21.05.2018
Размер375 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаctruktura.doc
ТипДокументы
#44413
страница1 из 5
  1   2   3   4   5

Вопрос 1. Акустические закономерности музыкального искусства.

Акустика- это наука изучающая объективные физические закономерности музыки, в связи с её восприятием и исполнением.

Объекты исследования. Высота, громкость, тембр музыкальных звуков, длительность музыкальных звуков, консонанс и диссонанс, муз-ые системы и строй.

Занимается изучением музыкального слуха, исследованием муз-ых инструментов и голоса.

Проблема изучаемая акустикой: выяснение как физических так и психофизических закономерностей музыки, отражаются в специфических законов музыки и воздействуют на эволюцию. Используются методы общей физической акустики, изучающей процессы возникновения и распространения звука. Применение: объяснение явлений в гармонии, инструментальной оркестровке. Акустика тесно связана с архитектурной акустикой, психологией восприятия, физиологией слуха и голоса.

Теория слухового восприятия Гарбузова:

Данная концепция музыкального слуха (колебания частот одного способствовали изменению восприятия разработка методов расшифровки и анализа исполнительских оттенков и интонирования, динамики, темпа, ритма. Выяснения соотношения интонации и лада в произведении. Выяснение взаимосвязей исполнительского и композиторского компонентов художественного целого (произведения).

Теория звуковысотного восприятия Володина.

Воспринимаемая 2-ом высота звуков, определяется его сложным гармоническим спектром, а не только частотой колебаний. Музыкальная акустика не может дать полное объяснение явлений в музыке. (лад, гармония, строй, консонанс, диссонанс) но помогает решать научные вопросы музыковедения. Акустические закономерности музыки в течении её развития использовались для построения системы музыкального языка обладающей специфическими закономерностями подчинёнными художественно- эстетическим принципам.

Задачи современной акустики.

Объективное обоснование новых явлений и интонаций в творчестве композитора. Выяснение роли объекта акустических факторов (звуковысотных, тембровых, динамических, пространственных) в процессе формирования музыкального языка. Дальнейшая разработка теории слуха, голоса, музыкального восприятия. Совершенствование методов исследования исполнительского творчества и восприятия музыки, методов, опирающихся на использование электроакустической аппаратуры.
Вопрос 2. Музыкальный строй и его разновидности.

Музыкальный строй- система высотных соотношений звуков, лежащая в основе данной музыкальной культуры.

Первые строи появились ещё до н.э. Сформировались в странах Ближнего Востока- Египет, Месопотамия, мал. Азия. Формирование строев связано с развитием музыкальных инструментов (кифара), требовавших настройки. Строй- пентатоника,.- основана на интервале квинта.

Др. Греция. Пифагор. 4 в.до н.э.

Математически обосновал музыкальную систему древнегреческих ладов. Все звуки этой системы Пифагор расположил по восходящим и нисходящим 2.5. Поскольку в Др. Греции господствовало одноголосое, Пифагор создавал свой строй, как строй мелодический.

Середина 16 века эпоха Возрождения.

Итальянский теоретик Джозефоро Царлино, обосновал новый строй муз., получил название чистого или натурального.

Сыграл большую роль в развитии европейской многоголосной музыки.

К началу 17 века формируется равномерно-темперированный строй.- обоснован немецким органистом Веркмейстером- рубеж 17-18вв. В этом строе сглаживаются противоречия пифагорейского и темперированного строев и разрешается проблема энгармонизма. (созвучия) До#- Ре b. 12 ступеней. Равномерно-темперированный укрепился в европейской музыкальной практике в 18в. Энгорманические звуки равны по высоте.

Существует 24-звучный темперированный строй.

Виды

1). Пифагорейский (12 ступ. в Европе позже) 7 ступеней.

2) Чистый (натуральный) образовался в Италии 16.в.

3) Равномерно-темперированный. 18 в.

Строй в 19 в

40 ступенчатый Томпсона.

32 ступенчатый Чельмгольца.

82 ступенчатый Гузенко.
Математический строй применяется при изготовлении музыкальных инструментов, их настройке и.т.д. В основе строя лежит тенденция к стабилизации точной фиксации высоты звуков. Каждая ступень звукоряда представлена только одним значением высоты.
Способы обозначения строя.

Рядом чисел (простые дрои 16\15, 9\8, 6\5) соотношением частот. Частота верхнего звука в интервале и частота нижнего звука в интервале).

В музыкальном строе высота эталонного строя- ля 1 октаывы- 440 Гц.

Вопрос 3. Музыкальный язык как целостная система.

Язык- это система знаков. Средство человеческого общения, мышления, выражения. С помощью языка осуществляется познание мира. Является специфическим социальным средством хранения и передачи информации.

Как произошёл?

Возник вместе с обществом в процессе совместной работы людей. Биологические предпосылки: сложные двигательные и звуковые формы сигнализации у высших животных. И лишь с работой возникла речевая сигнальная система. Там же зародился и музыкальный язык.

Словесный и музыкальный язык тесно связан с мышлением.

Основой словесного языка является словарный фонд.

Единицы муз. языка различают по объему.

Простейшие элементы: динамика, тембр.

Более сложные явления: мелодический рисунок, фактура.

Высокоорганизованные системы: лад, склад, гармония, полифония.

Музыкальный язык(МЯ) – это система, которая интегрирует взаимодействующие подсистемы. Эти подсистемы выполняют разные функии, но системы эти работают одновременно и координировано. Единицами музыкального языка являются: лад, мелодический рисунок, темп, метр, ритм, склади фактура, рармония, полифония, тембр, регистр, динамика, исполнительские штрихи.

Семиотика- наука о знаках и знаковых системах, она изучает язык.

Является ли музыка языком?

Сохор А.И.: признаёт знаковую природу МЯ, но считает, что знаковость носит факультативный характер и проявляется дискретно (т.е. в определенные моменты развертывания музыкального текста).

Медушевская, Мальцев: считают, что существует 3 вида знаков:

  1. Иконические (интонация, ритм)

  2. Индексные (жанровые напевы, символы, цитаты, лейтмотивы)

  3. Конвенциальные (мажор, минор).


Мазель Л.Я.: МЯ – имеет дело с одним сложным видом знака, сочетающего в себе все 3 вида одновременно.

Кон Ю.Г. : музыкальному знаку не свойственно качество иконичности.

Арановский М.Г. :музыка обладает свойствами языка, но при этом она не имеет знаковой природы.

Вопрос 4. Музыкальная форма как целостная организация элементов музыкального языка.

Форма- способ существования и выражения содержания (философия, эстетика, естествознание). В музыке форма имеет несколько значений

  1. Форма- Тип композиции, определённый в плосости музыкального произведения. Сближается с понятием жанра.

  2. Форма - Звуковая реализация содержания, т.е. целостная организация элементов музыки.

  3. Форма- Стлистически жанрово детерминированный (обуловленный) комплекс элементов музыки, определённое их сочетание и взаимодействие.

  4. Форма- Эстетический порядок в музыкальной композиции, обеспечивающей её целостныйаспект (Глинка- форма- красота).

Всякая форма имеет 2 стороны:

  1. Архитектоническая (кристаллическая) - устойчивый аспект муз. формы. Произведение состоит из керпичиков.

  2. Процессуально-динаическая.(Следим за формой как за развивающимся организмом. Каждый голос живёт своей жизнью. )


Процесс развития или то, что происходит в муз. произведении обозначается понятием – формообразования. Основополагающим является тождество и контраст.
Три формообразующих принципа:

  1. Cопоставление – предполагает наличие самостоятельных уравновешенных в тональном и структурном отношении структурно замкнутых разделов. Между разделами нет связок или переходов;

  2. Cвязанное развитие – предполагает наличие связки, перехода к новому материалу, характеризуется неуравновешенностью, разомкнутостью построения, тональной неустойчивостью;

  3. Динамическое сопряжение (термин Тюллина) – означает связанное развитие, усиленное до той степени, когда возникают новые качества соотношения материала и разделов формы (сонатная форма).


По образному значению роли в формообразовании различают рельефный и фоновый музыкальный материал:

  1. Рельефом служит индивидуализированный, обращающий на себя внимание, запоминающийся тематический материал. Всегда выступает на первый план в процессе развития;

  2. Фоном служат общие формы движения. Он всегда на втором плане и имеет вспомогательное значение.


Соотношение рельефа и фона двоякое: 1) вертикальное – то есть одновременно . 2) горизонтальное – то есть последование.

Функции материала формообразования:

  1. Основной. Имеет ведущее выразительное значение, наделен яркой индивидуальной образностью;

  2. Подготовляющий. Вызывает ожидание нового материала. Предвещает его появление и готовят для него почву.

  3. Завершающий. Подводят итог развития, утверждает и закрепляет его в тональном соотношении.


Основной материал, как правило, является музыкальной темой.

Музыкальная тема - элемент структуры текста, репрезентирующий данное представление и являющийся объектом развития.
Типы развития тематизма:

  1. Экспозиционный. Первоначально показывает тематический материал, характерно сдержанное, экономное использование выразительных средств.

  2. Продолженное развитие. Новая фраза высказывания, преобразования музыкальной мысли может идти несколькими путями: 1) переизложение (отличается деталями); 2) тема идет по новому пути при связи с исходным материалом; 3) разработочное развитие (существенное преобразование тематического материала): дробление, вычленение, секвенционное, ладотональное, имитационное проведение, контрапунктическое сочетание тем, полифоническое усложнение тематизма.

Стиль – (от франц., греч. палочка для письма) – совокупность признаков, характерных искусству определенного времени, направления или индивидуальной манеры или стиль художественный в отношении содержаний формы.

Современная наука рассматривает стиль в соотнесении процессов восприятия и творчества, и определяют его как относительно устойчивую систему норм мышления. Стиль внутренне противоречив, с одной стороны нормы, которые характеризуют стилевую систему - относительно устойчивы, но при этом допускают значительное многообразие их частных реализаций в творчестве. С другой стороны, потенциал этого многообразия не безграничен, ибо закономерности, определяющие единство целостности стилевой системе создают некоторые ограничения даже для наиболее новаторских устремлений композитора. При этом надо помнить, что устойчивость целевых норм тоже относительна, поскольку стиль находится в движении, в развитии, то есть частичное нарушение этих норм в отдельном произведении подтачивают целостность стилевой системы, количество ненормативных элементов возрастает, и появляется качественно новая система.

Стиль отражает закономерности мышления, и они фиксируют стилевые признаки (это общие закономерности и нормы, лежащие в основе музыкального мышления коллективного и индивидуального).
Стилистические признаки в муз. явлении:

  1. Система логической организации муз. материала (с использованием модальных тех. (лады народной музыки , кластеры …));

  2. Склад и фактура;

  3. Принципы развития муз. материала и закономерности формообразования;

  4. Ритм, метр, динамика, тембр, жанр;


Типовые закономерности зачина и завершение муз. произведения. Стиль не является однородным. Разные уровни:

  1. Индивидуальный стиль;

  2. Стиль направления, течения, школы;

  3. Исторический эпохальный;

  4. Национальный;

Вопрос 6. Жанр как система взаимосвязи элементов музыкального языка.

(от фран. и лат «вид» и «род»).

Жанр характеризует исторически роды и виды произведения искусства в связи с их происхождением, жизненным назначением, способом и условиями исполнения и восприятия, а также с особенностями содержаний и формы.

Жанр- многосоставная, совокупная генетическая структура, своеобразная матрица, по которой создаётся то или иное художественное целое.

При исследовании жанра выделяют несколько аспектов: социальное преднаначение, форма и способ исполнения (инструментальный состав), область содержания.
Жанры различаются по способу исполнения:

  1. Вокальные (сольные, хоровые, acapella);

  2. Вокально-интрументальные (камерные, крупные);

  3. Инструментальные (сольные , оркестровые);


Различают синтетический жанр – муз.театр (опера и балет)

По направлению содержания бывают драматические, лирические, эпические.
I. Внемузыкальные прообразы:

1. Звукоизобразительность (пение птиц, пейзажи моря, шелест листьев);

2. Имитация различных движений;

3. Речевая интонация;

4. Национальные особенности речи;

5. Особенности характера речи в голосе;

6. Пространственные ассоциации (приближение, растаивание);

7. Ритмический эффект периодичности;

II. Музпрообразы:

  1. Интонационные прообразы (ходы на различные интервалы, фанфары);

  2. Жанровые прообразы: а) первичные – сформировались и функционируют в быту (песни, танцы – вальс Мазурка, Полька; сюиты - буре, пассакалия, жига, сарабанда; гавот, полонез, болеро, сицилиана, тарантелла); б) вторичные - сформировались в композиторском творчестве (прелюдия, ноктюрн, баркарола);


Вопрос 7. Формы организации музыкальной ткани.

Муз. ткань – это вся масса звучания, которая содержится в тексте, отсюда следует, что муз. ткань – сочетание тонов во взаимодействии их мелодических и гармонических связей. Все звучание должно быть организовано. Склад и фактура осмысливают, организовывают, являются основной частью музыкальной ткани.

  1. Способин. Фактура – это изложение музыкального материала. Применительно к многоголосию.

  2. Михайлов . Различает два склада: монодия и многоголосие (фактура). Многоголосие: 1) ленточная (параллельное движение); 2) деторофония (случайный звук, который не организовывает самостоятельной линии); 3) подголосочная полифония (осмысленный подголосок, рус. нар. песни); 4) имитационное многоголосие (Бах); 5) гомофонно гармоническое; 6) гомофонно полифоническое;

Только к этому Михайлов применяет термин фактура,это принцип изложения муз. материала в вертикальной проекции.

3. Тюлин В.Н. Фактура – форма изложения муз. материала, которая является результатом сочетания взаимопроникновения и взаимодействия основных средств муз. выразительности в их неразрывном единстве. Типичной формой изложения – музыкальный склад.

4. Берштадская Складглубинный принцип организации муз. ткани выражающий внутреннюю логику ее строения, ее структуру. Фактураспособ формоизложения муз.материала, т.е. материальное выражение склада.

5. Назайтинский- принцип изложения музыкально-звукового матерьяла в вертикальной проекции.

Музыкальные склады разделяются на два основных рода:

  1. Монодический(одноголосный) – это склад, который не предполагает гармонических ассоциаций (движение по трезвучиям или тонам аккорда), преобладает поступательное движение, допускаются скачки на 4, 6, 5, 8; исключаются ходы на ум. и ув., интервалы и б7. Применяются лады народной музыки. Для монодии характерна смещение опоры, т.е. любой тон может стать опорой за счет повторения или длительности. Ритм свободный, в идеале нет членения на такты. Преобладает крупные длительности. Принцип развития – неповторность, прорастание (вариантный повтор).

  2. Многоголосный. Различают два типа:

    1. Полифонический. Сочетание в одновременности несколько горизонтально развитых линий, первична горизонталь, вертикаль вторична.

    2. Гармонический. Первичной является вертикаль, а горизонталь – вторична.



Различают по единице склада:

В монодии – это отдельно взятый тон.

В полифоническом складе – совокупность тонов, как дифференцирующих единиц.

В гарм. складе – совокупность тонов является целостностью, т.е. аккордом.
В муз. произведении склады могут чередоваться в процессе развития – модуляция склада - горизонтальное взаимодействие; но могут взаимодействовать и вертикально – полискладовость («прогулка» - картинки с выставки).

Монодии соответствует монофоническая фактура. Бывает фактура полифонизирующая. Для гармонического склада характерна фактура гомофоническая (разделяется на гомофонно-гармоническую и гомофонно-полифоническую).

В истории: 1)моногийный склад. 2) полифонический склад 3) гармонический склад 4) XX все собирает. В процессе эволюции усиливается выразительная роль фактуры, возникает новый склад: разорванность, несвязность, регистровая расслоенность .
  1   2   3   4   5


написать администратору сайта