Главная страница

Вопрос Акустические закономерности музыкального искусства


Скачать 375 Kb.
НазваниеВопрос Акустические закономерности музыкального искусства
Дата21.05.2018
Размер375 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаctruktura.doc
ТипДокументы
#44413
страница5 из 5
1   2   3   4   5

По структуре выделяют два типа аккордов:

Терцового строения и нетерцового.

Нетерцового строения- аккорды, образующиеся посредством видоизменения терцовой структуры. Пропуск тонов в аккорде терцовой структуры, как правило пропускается терцовый тон и мы имеем кварто-квинтовые вертикали. Включение в аккорд чуждых ему тонов (побочные тоны):

      1. Заменённые- включаются в аккорд на место терцового тона (звучат консонансно

      2. Внедряющиеся- включаются в аккорд вместе со всеми звуками терцовой структуры (звучат резко и диссонансно).

Нетерцовые аккорды различаются по принципам образования. Строятся по принцуипу избранной интервалики. Тематическая или мелодическая гармония (в аккорд собираются тоны мелодии и структура аккорда определяется интерваликой мелодической мысли.

В музыке 20 в. Встречаются кластер (англ- гроздь). Эти вертикали состоят из н6агромажденгия секунд. Но с его помощью пишутся развёрнутые произведения.
Билет 24. Формы функционированияаккорда в музыкальной ткани.

У аккорда 2 функции: ладовая (всякий аккорд от Т,S,D выполняет соответствующую роль в муз. произведении) и фоническая.

Фонизм- звуковая окраска, эффект аккорда обусловлен интерваликой, формой изложения, расположения, удвоением, регистром,динамикой.

Ладовая- не зависит от внешних условий. Красочность, более яркое проявление фонизма. Всякий обладает фонизмом, но не всякий красочностью. Соотношениеэтих функций аккорда подчиняется обратно пропорциональной зависимости, чем ярче ладовая роль аккорда, тем меньше фиксируется внимание на его фонической стороне, и наоборот. Тенденция развития муз. мышления связана с постоянным усилением значимости тембровой стороны гармонии с постепенным ослаблением ладофункциональных тяготений.

Билет 25. принципы организации вертикали в современной музыке.

Полифункциональность- сочетание элементов в аккорде, представляющих порознь различные гармонические функции. Особенно чётко она выступает, если на функционально ясный бас наклдывается аккорд иной функции (II7. IV7).

Полигармонии- вертикали, состоящие из разных аккордов (созвучий), принадлежащих одной тональности

Политональность- гармонические образования, принадлежащие разным тональностям. Проявление политональности связано с мнгогоплановостью фактуры (расслоение ткани). В 20в. Политональность- стадия процесса усложнения вертик4али. Полифункциональность, полигармония и политональность не всегда чётко разграничиваются. Обнаруживая и промежуточные явления. ПОлитональность + ладовая децентральность+ борьба за главенство двух разных тональных центров, привела к нелогической дифференциации сочетаемых явлений. Одновременное сочетание неродственных тональностей, чередование секундовых, тритоновых соотношений, чаще в развивающихся частях формы как динамизирующее, кульминационное средство особой красочности, драматичност.
Билет 26. Лад как система логической организации музыки.

Лад – в эстетическом смысле приятная для слуха ррррррсогласованность между звуками высотной системы.

В музыкально-теоритическом смысле лад - системность высотных связей, объединенных центральным звуком или звучанием, а также конкретная звуковая система обычно в виде звукоряда.

Иногда понятие лада употребляется не совсем корректно (лад мажорного наклонения). Иногда употребляется вместо звукоряда.
Три аспекта сущности лада:

  1. эстетический (обеспечивает слажанность и красоту);

  2. логический (обеспечивает упорядочение звукового материала, связь между звуками системы. Именно он фиксирует внимание на тяготении неустоя в устой).

  3. звуковой или интонационный. Весьма подробно разрабатывается в «интонации» Асафьева. Он исходит из того, что звуковой материал определяет конкретные исторические условия бытования музыки, ее содержания, форма музицирования. Трактует ладовые формы как отражение исторически детерминированного сознания музыки.

Лад – интонационный комплекс, связанный с мировоззрением своего времени. Так средневековые лада отражают сознание эпохи (замкнутость, застылось) система мажор/минор выражает динамизм. Музыкальное сознание нового времени. Согласно Астафьеву лад фиксирует, обобщает, свойственный каждому периоду интонационный словарь эпохи. Интонационный словарь – сумма музыки, прочно осевшей в сознании.

Кризис – обновление звукового материала и общей структуры лада.

Астафьев анализирует два интонационных кризиса:

  1. Рубеж 16-17 столетия (на смену полифонии приходит гармония), кризис модальности.

  2. Рубеж 19-20 века


Этапы эволюции ладообразования

Явление лада – различают устой и неустой.

Исторические типы лада:

  1. Опевание тона – устой, притягивающий звуковой поток, этнич.гр.

  2. Моногический лад – с развитым и определенным и мелодическим звукорядом. Сложная и модальная система с ней связана средне европейский хорал, древнерусская певческое искусство

  3. Гармоническая тональность европейской музыки Нового времени.

  4. XX век – возраждая все предыдущие исторические типы рождает и новые, отличные от предыдущих, проявляются в серийной электронной сонорной музыке.

Сущность лада раскрывается в трёх аспектах:

    1. Эстетический- лад обеспечивает стройность и красоту музыки.

    2. Логический- именнолад упорядочивает звуковой материал, вследствии чего он обретает стройные формы

    3. Звуковой (интонауионный) заключается втом, что звуковой материал, из которого строится лад, определяет структуру лада (комплекс звуков, интервалики, созвучий, воплощает характер лада).

Книга Асафьева: Асафьев утверждает, что звуковой материалопределяется:

    1. Конкретно историческими условиями бытования.

    2. Её содержанием

    3. Формами музицирования

    4. Он трактует ладовые формулы, как отражение исторически обусловленного содержания музыки.

    5. Лад- есть интонационный комплекс, связанный с мировоззрением своего времени (средневековые лады 7 ступенные) и эти лады обьясняют феодальную систему с её замкнутостьюи статичностью

  1. Система мажора-минора, как выражение динамизма современного общества

  2. Лад фиксирует и обобщает свойственный каждому историческому периоду интонационный словарь эпохи (сума музыки прочто осевшей в общественном сознании- словарь эпохи)

  3. Теория интонационных кризисов (обновление звукового материала и общей структуры лада)

Таких зон в музыке много, а именно

1)на грани 16-17в- полифоническое мышление отошло на второй план и формируется гармонический склад, приходит система мажора-минора. Гармония- сформировавшееся явление. Появляюся жанры и формы (сонаты, симфонии, оперы), которых не было при полифонии

2) На рубеже 19-20 в – классическая тональность исчерпала себя в «Тристане» Вагнера» (он начинает «Тристана» с аккорда-неустоя). Разрушается классическая гармония. Далее композиторы разных школ идут в поисках новых путей организации. Скрябин- прометеевский аккорд.
Билет 27. Типы ладовых систем и звукорядов.

Классификация ладов


  1. Экмелика (внемелодичность) – система, в которой звуки не имеют определенной высоты , используются как прием в более развитых систем.

  2. Классификация по признаку наличия или отсутствия полутоновых тяготений:

Ангемитоника – лады без полутоновых тяготений (целотоновый звукоряд, трихорды, пентатоника). Связаны с древней культурой Азии, Африки и Европы.

Гемиотика – лады с полутоновыми тяготениями (звукоряды, в которых ступени не образуют с тоникой в уменьшенных и увеличенных интервалах. Звукоряды, в которых ступени образуют с тоникой уменьшенные или увеличенные интервалы);

  1. Различают диатонику, хроматику, микрохроматику.

Диатоника – семиступенная система, в которой тоны могут быть расположены по чистым квинтам. Образцы диатоники – древнегреческие лады, церковные лады, лады европейской музыки эпохи возрождения, лады народной музыки, лады мажоро-минорной системы безхроматизации.

Диатоника: 1) неполная (меньше семи ступеней, шести ступенный гексахорд); 2) полная; 3) состовная (русский обиход); 4) условная (включает лады с увеличенными секундами); 5) в современной теории музыки определяется диатоника из функции. Диатонический звукоряд состоит из тонов , каждый из которых представляет собой самостоятельную ступень лада. Совокупность основных ступеней лада. Диатонический звукоряд может включать различное количество тонов, отстоящих друг от друга на любой интервал.

Хроматика – имеет в качестве специфического признака последовательность двух или более полутонов подряд. Используется и в мелодическом и гармоническом контексте. Микрохроматика – связана с применением интервалов неравных полутонам.

  1. По объему (равен или не совпадает): 1) монотоникальные (одна тоника) – мелодические лады; 2) октавные (звукоряд и функциональное значение ладов полностью повторяется во всех октавах). Эти лады используются в инструментальной музыке.

Стабильные монодические лады: гиполад тоника в середине звукоряда

Тональность – иерархически централизованная система функциоанльно-дифференцированных высотных связей. Единство лада и тональности – ладотональность. В более узком специфическом смысле – это система функ.диффер. высотных связей иерархически централизованных на основе консонизирующих трезвучий, т.е. гарм. тон. кот. хар. для классикогармонических тональностей XII-IX века.
В мажорно-минорной музыке тональности (во 2-м значении) многообразно и сложно взаимодействуют. Cледующие отношения тональностей закреплены терминологически:

  • Параллельные тональности — мажорная и минорная тональности, внешний признак «параллелизма» — одинаковые ключевые знаки. Суть «параллелизма» — общий для обеих тональностей набор звукоступеней (высотных позиций) при несовпадении приписываемых этим звукоступеням тональных функций. Звукоряды параллельных тональностей отстоят друг от друга на малую терцию: мажорная сверху, минорная снизу (например, до мажор — ля минор, фа-диез мажор и ре-диез минор, си-бемоль мажор и соль минор и т. д.).

  • Одноимённые тональности — тональности с одинаковыми тониками, принадлежащие к противоположным ладовым наклонениям (например, соль мажор и соль минор). Мажорная и минорная одноимённые тональности отстоят друг от друга по кварто-квинтовому кругу на три знака (мажор — в сторону диезов, минор — в сторону бемолей).

  • Однотерцовые тональности — две тональности, в тонических трезвучиях которых терцовый тон является общим (например: до мажор — до-диез минор; общий терцовый тон ми), а тоники отстоят друг от друга на полутон (мажорная расположена полутоном ниже минорной). Однотерцовые тональности принадлежат разным ладовым наклонениям.


И ещё раз….

Экмелика (ум. Внемелодический) – это система, в которой звуки не имеют определённой высоты (элементы речевого интонирования, скользящая интонация). На поздних этапах исп. Как приём более развёрнутых систем.

Ангемитоника- лад без полутоновых тяготений (митатоника, триход, целотоновый ряд). Др. культуры Африки и Европы.

Гемитоника- лады с полутоновыми тяготениями. А) Включают звукоряды, в которых ступени не образуют с тоникой ум. И ув. Интервалы. Б) Звукоряды,которые образуют с тоникой ум и ув интервалы)

Диатоника в частном виде- это семиступенная система, в которой тоны могут быть расположены по чистым квинтам(др. греческие лады, средневековые. Средневосточной Европейской музыки, Церковные ходы музыки Возрождения, лады мажорно-минорной системы без хроматизации). Неполная- 6-и ступенная датоника (гексахорд), полная 7-ступенная, составная- русский обряжный ряд, условная, включает лады с ув.2 (гармонические, мелодические, мажор, минор, венгерская гамма).

В современной музыке предлагают по новому определить (исходит не из интервальности, а из функциональности). Диатоническими называется звукоряд, в котором каждый из тонов представляет собой самомтоятельную степень лада, и не явл. Производной от какого-либ тона.

Диатоника- совакупность ступеней лада. Может включать различное кол-во тонов, отстоящее друг от друга на любые интрвалы.

Хроматика- имеет последование 2х или более полутонов подряд. Спольуется в мелодич. И гармонич. Контексте.

Классификация ладов по обьёму:

  1. Монотонные- функции тонов опред. Мелод. Движ. И то, повторённый через октаву, может приобрести совсемдругую функцию.

  2. Октавные- функциитонов послоостью совпадают. Во всех октавах.


Билет 28. Тональная орг. Музыки.

Классический вид тональности (признаки):

1) центром является консонированное трезвучие;

2) ладовая основа – мажор/минор;

3) структура лада на трех функциях T,S,Д.

4) смена гармонии внутри тональности на основе тяготения к тонике.

5) крупные формы строются на основе модуляционной технике.

Тональность в музыке XX века
В музыке XX века тональность становится:

1. Диссонантной

2. В новой тональности ослаблено тяготение к тонике (от устоя к неустою)

3. Значительно изменен вид тоники. Устоем может быть отдельный звук (центральный тон , устой , полюс, к которому стремится звуковой поток, Стравинский- мелодическое образование

Тональность- иерархическая централизованная система функционально дифференцированных высотных связей (ладотональность)

Тональность- в узком значении система функц. Дифференц.высотных связей, централизованных на основе консонирующего трезвучия(гармоническая тон-ть 17.в.)

Формообразующ функц-ии: обеспечивает единство формы, служит средством развития матерьяла.

Признаки классич. Тональ-и.: центр- консонирующ трезвуч, ладооснова- dur иmoll,структур абазируется на основе 3х функций- T,S,D, смена гармонии подчиняется логике тяготения в тонику. В тонально орг. Музыке пр-е написано в однойтональности. Тональная структура- план последования тональностей в пр-ии0 определяет динамику развития, соотношение (подчинение частей, форму целого). В тональных планах отображаются обьективные закономерности, присущие различным историческим периодам, творчеству композиторов, школ. Неродственные тональности в близком соседстве способствуют контрастированию, нарушают единство (даже если употребляются через цезуру, или модуляцию). Постепенная модуляция в отдалённую тональность сглаживает появлениеновой темы, а внезапная- подчёркивает новизну, усиливая контраст. Роль тональных планов крупных произведений требует знания стиля и способностей ладотанального мышления композитора, в которых отразились признаки школы (эпохи)

20век: Усложнение средств гармонии привело к появлениюновых модификаций тональностей, исп доп средств (метроритм), что привело к приданию устойчивости диссанансам. Диссонансовые устои- центральные элементы. Производные лады (от разновидностей классического маж и мин.) менее централизованные, т.к. тоники производных ладов обычно обладают свойствами преемственности, т.е. сохраняется значение основной функции. Появление производных ладов связано со свойствами тоникальности отдельных неустойчивых созвучий при сохранении звуковогог состава основного лада при дополнительной альтерации. Доминантовые лады мажорные. Тоника часто представлена диссонансом. Доминанта обладает тоникальностью (сохраняет более или менее отчётливую функциональность). Альтерационные- доминантовые лады, проявляющие явную тенденцию к самомтоятельности. Ключевые знаки не зависят от основного лада. Произвольные лады (доминантовые и медиантовые) образования с меньшей и своеобразной красочностью внутренних гармонических отношений. Прочность тоники требует дополнительных метроритмических средств или многократных повторений. Меньшая централизованность и колорит определяют место в форме. Чаще применяется в гармоническом варьировании, в развивающих частях формы, реже в экспозициях. Возникают своеобразные лады (ум. И ув.), опора в которых- диссонанс, которому подчинено консонантное, иногда диссонантное окружение.

Показатели, характеризующие музыку 20 века: тональность децентрализована- нет стремления в тонику, диссонантная тональность, преобразуется вид Т. В качестве тональности может выступить 1 тон, любая вертикаль, некоторое мелодическое построение.
Билет 29. Виды альтерации и их значение в муз. произведении.

Ладовая (внутриладовая)- изменение ступеней лада, которые повышением или понижением усиливают тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые. Альтерироваться может любой звук диатоники, отстоящий от соседнего на 1 тон. Направлена на укрепление тоники. Централизация лада, его неполная хроматизация.

Значение: эффект альтерированных созвучий сочетает фунциональность и яркий контраст, что проявляется лучше, когда за ним следуют аккорды разрешения, подготовка альтерации неальтерированных созвучий создаёт динамику движения с нарастанием тяготения к центру, чем содержательнее и весомее созвучие, тем большую протяжность оно требует, чтобы быть полноценно воспринятым и оценённым, функционально ясное динамическое созвучие не требует особого внимания и разрешения, если понятно, во что оно должно разрешиться, гармонии, сочетающиеся с яркими ритмикой и метрикой весомы в каденциях (цезурах)

Модуляционная. Создание новых тяготений уводящее из тональности, способствующее модуляции, создаёт новые точки «притяжения», вводнотонвые отношения при повышении или понижении прежде всего устойчивых ступеней, альтерация неустойчивых ступеней, усиливающая их тяготение к устойчивым(соседним) ступеням. Является модуляционной, если устойчивая ступень оказывается в составе новой тональности.

Определение вида альтерации: при альтерации любого из тонических звуков наступает модуляционная обстановка, которая может быть погашена (в зависимости от того, в какой роли выступает разрешающий тяготение звук в аккорде). Осуществление модуляции зависит от многих компонентов.

Значение: распространение альтерации (особенно ладовой) в 20 веке. Она сочеталась с признаками разновидностей диатонических ладов, с мажоро-минором, со всем комплексов неаккордовых звуков. В мелодике альтерация может иметь различные значения в зависимости от длительности, метрического положения, аккордовой поддержки. Альтерированная ступень в мелодике, может быть квинтой, септимой, которые нарушают ладовую характеристику аккорда. Она может быть не приготовлена задержанием, вспомогательными, проходящими звуками. Включение альтерированных ступеней в аккорд,нередко преобразует его нормативную диатоническую структуру.

Билет 30. Выразительное и формообразующее значение модуляции.

Модуляция- переход из одной тональности в другую без смен или со сменой лада.

Признаки: альтерационное изменение звуков, соответствующее новой тональности и образующее обычно вводный тон или септиму доминанты. Если альтерации нет= определение по слуху и при помощи анализа гармонии (часто в сопровождении Д7 и ..

Классическая модуляция:

  1. По роду связей в тональности- функциональная (перемены функции принадлежащего обоим тональностям общего аккорда-главный вид), энгорманическая (функциональная связь тональностей по средством общего аккорда при его энгармоническом приравнении), мелодико-гармоническая (мелодическая связь аккордов принадлежащий разным тональностям),мелодическая (мелодическое движение одного голоса или 2-х голосов приводят в новую тональность), сопоставление тональностей (появление новой тональности без её предварительной подготовки).

  2. По устойчивости тональности- совершенная (последующая тональность устойчивее предшествующей, закрепление новой тональности), несовершенная (последующая тональность менее устойчива), отклонение (возвращение происходит в первоначальную тональность), проходящая (промежуточное звено при переходе в другую тональность), модулирующая секвенция (модуляция состоит из частей одинакового мелодического и аккордового строения, каждая часть звучит в новой тональности.

Выразительное значение: Нарушает устойчивость и выражает необходимость дальнейшего развития, служит важной цели смены тональных красок (тонального колорита) т.к. существуют различные окраски между любыми тональностями, может производить впечатление постепенного перехода, или неожиданного крутого поворота в другую тональность, содержащего выделяющийся красочный эффект.





1   2   3   4   5


написать администратору сайта