Вопрос Акустические закономерности музыкального искусства
Скачать 375 Kb.
|
Романтизм( конец 18 начало 19в. Европа, Америка). База- классицизм, сферы творчества- лирика, фантастика, народная и национальная самобытность (характерное). Вокальная музыка: система музыкальных характеристик и лейтмотивов, речевые интонации, слияние логик: музыкального и сценического развития. Инструментальная музыка романтизма: короткая пьеса, высокая содержательность, рельефная образность, яркая экспрессия, разнохарактерность отдельных эпизодов. Важная роль ладовых и гармонических средств. Насыщение аккордовыми альтерациями и диссонансами приводило к обострению неустойчивости, сопоставление аккордов(ладов в пределах диатонических звукорядов), стремление к широте и непрерывности развития, преодоление традиций регуляции метрических акцентов и любой автоматической повторности, наполнение выразительностью, детализация всего мелодического рисунка, фактура – важн6ейший элемент музыкальной образности. Ф. Лист: конструктивный принцип, свободное преобразование одной темы (монотематизм) –выразительность и контрастность обеспечивает единство компазиции. Вагнер: бесконечно развивающееся чувство, бесконечная мелодия, использует богатые возможности симфонического оркестра. Мелодика 20 века: в качестве истока мелодического мышления могут выступать: архаические слои народной музыки (Барток, Стравинский), традициивнеевропейских культур (Негритянкая, восточно-азиатская, индийская), джаз, музыка бытовая, массовая. Основной блок связан с современным тональным мышлением (Ролкофьев, Шостакович, Хиндемит). Вторая группа связана с модвльной техникой (принципы ладовой техники средневековья. Месс. Третья система- 12тоновая, серийная, сериальная музыка. Основа мелодии- 12 неповторяющихся звуков и между ними интервальные соотношения. Серийная: серия из менее чем 12 тонов: (Шенберг, Берг, Щедрин, Слонимский). Четвёртая системак- электронная (Штокгаузен, Лютославский) отохаотическая музыка (Ксеношен- основоположник). Выполнение в технике коллапса. Музыка поражает разнообразием стилей. Нет общих признаков мышления. К многим явлениям нельзя подобрать название. Понятие мелодии неприменимо. Билет 14. Ритмическая организация музыки. Ритм- воспринимаема форма протекания во времени какого-либо процесса (от греч. –«теку»). Ритм многообразно проявляется в различных видах исскуств, не только временных, но и в пространственных. Ритм в широком понимании- временная структура любых воспринемаемых процессов. В этом случае он выступает как один из трёх главных компонентов музыки (ритм, мелодия, гармония). Ритм в узком смысле- последовательность длительностей звуков, отвлечённых от ихз высоты. Ритм имеет функциональную природу. Ритм- это закономерное чередование или рациональное повторение и основанная на них соразмерность (соразмерность, устойчивость, повторность). Ритм связывается не только с правильной повторяемостью, но и с чувством жизни, с энергией (поэтическое явление- эмоциональность, динамическая природа). Гераклид- филосов мирового ритма. Теория «становление музыки во времени». Пифагор филосов мировой гармонии: «Учение об устойчивых соотношениях звуковых высот». Гераклид вводит понятие «мировой ритм». В нём чередуются путь наверх (ано, арсис) и путь вниз (Като, тизис). Соотношение этих путей образует Логос ритмической единицы. Симена эмоциональных напряжений и разрушений придаёт ритмическим структурам периодический характер. Ритм- временная организация движения, связанная прежде всегог с музыкой, но присущая также поэзии и танцу. В переносном смысле понятие ритма применяется к другим видам исскуства и к явлениям природы, где данный термин характеризует обычно регулярность и периодичность временных и пространственных величин. В музыке понятие ритма употребляется в двух смыслах. В общем смысле термин относится ко всем временным параметрам музыки, в отличие от других её параметров, характеризующих звуковой паток и факторы его организации (к таковым относятся мелодия, гармония, фактура, форма, итд). В узком смысле музыкальный ритм может быть рассмотрен как один из четырёх аспектов временной организации западной проффесиональной музыки, как ритмическая пульсация (акцентность), метр, темп и ритм. Музыкальная терминология вообще достаточно расплывчата и непоследовательна, и в особенности это относится к понятиям из сферы временной организации. Так, нередко- и притом небезосновательно- смешиваются понятия «метра» и «ритма», например, одно и то же явление может характеризоваться как «трёхдольный метр», «трёхдольный метр» и «трёхдольный размер». Ритмическая пульсация (акцентность). В основе организации и восприятия звукового потока во времени лежит ритмическая форма, образуемая акцентами и паузами. Единица этой формы и её длительность (от доли секунды до нескольких секунд) избирается компазитором (или исполнителем) и становится исходным пунктом для установления всех иных временных параметров данного сочинения. Последовательность таких однородных единиц (временных величин) образует регулярно повторяющуюся пульсацию – её можно сохранить с размеренным тиканьем часов. Метр. Даже если описанные выше ритмические единицы равны по длительности и по силе акцента, падающего на каждую из них, человеческих слух редко способен воспринять их последовательность как абсалютно равную. Наше восприятие стремится обьединять ритмические единицы в группы по две или по три, с лёгким выделением первого акцента в каждой группе. Когда компазитор сознательно соединяет ритмические единицы в такие группы (или в разного рода модификации), в сочинении появляется метр. Основные метры возникают из обьяденения ритмических единиц по две (двухдольный ритм), по три (трёхдольный метр), по четыре (четырёхдольный метр), и по шесть (составной двудольный метр, т.е. состоящий из двух групп по три доли). Описанные группы (такты) обозначаются в музыкальной нотации тактовыми чертами (вертикальными линиями, проведёнными через нотные станы ))) (а мы как-будто не знали))), которые отделяют один такт от другого. На слух начало такта выделяется лёгким подчёркиванием первой доли. Четырёхдольный метр имеет также дополнительный, более слабый акцент натретьей доле каждой группы, а составной двудольный метр- на четвёртой доле. Эти акцентыц обычно достигаются повышением громкости на акцентиуемой доле (динамический акцент, которому в нотации соответствует знак акцентирования), но акцентность может выражаться также в повышении высотности звучания (тонический акцент), или в увеличении его продолжительности (агогический акцент). Перенос акцента на слабую долю, догстигаемый одним из указанных выше средств, а также резкой сменой гармонии на эту долю, называется синкопой. Темп. Продолжительность ритмической единицы определяет скорость движения в музыке, или темп. Чем короче временной промежуток между акцентированными долями, тем быстрее темп. Для обобщённого обозначения темпа широко применяются итальянские термины- например: adagio (медленно), однако наиболее точны темповые указания, выставленные с помощью метронома, например, указание ММ= 80, означает, что скорость музыкального движения равна 80 ударам маятника метронома в минуту. Развертывание музыкальной компазиции часто приносит смены ритма, которые сообщают компазиции разнообразие и необходимые контрасты. Кроме того, в произведении могут быть кратковременные отклонения от основной ритмической пульсации (им соответствуют итальянский термин rubato- свободно). Ритм – это воспринимаемая форма, протекания во время каких-либо процессов. Ритм многообразно проявляется в различных видах искусства. В широком понимании ритм – это временная структура любых воспринимаемых процессов. В данной ситуации ритм – один из трех элементов музыки (два другие – мелодия и гармония). В узком смысле ритм – это последовательность длительности звуков, отвлеченная от их высоты (ритмический рисунок). Имеет двойственную функциональную природу:
Древняя Греция. Гераклит (философ мирового ритма) – становление музыки во времени. У него есть понятие «мировой ритм». Путь вверх (Ано (арсис)) и вниз (ката (тезис)) – две части ритмической единицы. Их соотношение по длительности образуют ритм или логос этой единицы. Намечается путь к синтезу рационального и динамического. Ритм переживается как смена эмоциональных разрешений и напряжений, восходящих и нисходящих фаз их чередование предает ритмическим структурам периодический характер . Пифагор (Пифагор – философ мировой гармонии) – создает учение о установочных соотношениях звуковых высот. Исторически сформировавшиеся типы ритмики:
Вопрос 15. Метр, как фактор ритмической организации музыки. Метр- чередование сильных (тяжёлых) и слабых (лёгких) ударений, схематизирующий ритм, превращающий в устойчивую формулу. Определяется художественной формой. Метр- ритмическая упорядоченность, основанная на соблюдении некоторой мерой, определяющей величину ритмических построений. Метроритмические единицы (строки, строфы)- такты. Признаки, определяющие такты:длительность, число ударений. Системы метра: мензуральная, тактовая. Принцип обьядинения: размеры (3\4, 4\4). Ритм возможен без метра (грегорианский хорал). Сходство систем музыкального и стихотворного метра: метр регулирует акцентуацию и длительность. В акцентных системах метрическое время не подчиняет себе полнростью реальную акцентуацию. Является одним из факторов, воздействующих на ритм и создающих ритмический второй план. Метр в музыке может быть реализован в виде настоящего аккомпанимента. Ритмические ударения могут переносится на метрически слабые места. Метрические акценты- акценты, применяемые для образования метра. Метрические акценты чаще всего бывают реальными (т.е. существующие физически), но бывают и воображаемые. Метрические доли- акцентируемые (тяжёлые) и неакцентируемые (лёгкие) равнодлительные отрезки, образующие метр. Метрические акценты обычно повторяются через одинаковое количество долей. Полиметрия- одновременное сочетание разных метров. Метры бывают: простые (2х или 3х дольные при одном акценте 2\4, 2\2, 3\2, 2\3), сложные (образуютсяпри слиянии одинаковых простых метров, имеют больше 1 акцента (4\2, 4\4, 4\8), сложные-смешанные (слияниеразеых простых – 5\8, 9\8) и переменные (изменяется число долей произведении или в его части). Такт- обьединение метра и ритма, существующие одновременно. Вопрос 16. Принципы внутретактовой организации музыки. Необходимость упорядочить музыку во времени, звуку иметь определённуюдлительность, соизмеримую с длительностями других звуков, привело к определению постоянной, повторяющейся величиной метра. Признаки такта: закономерные чередования различных по силе ударов, равенство во времени. Градация ударов внутри такта позволяет делить время в музыке на более мелкие отрезки, обозначаемой формой нот и пауз. Эти нотные длительности имеют относительную величину. Их абсалютная длительность зависит от темпа. Единица измерения нотных длительностей- целая нота. Относительные длительности- дробные величины. Пульс обычно определяется долей такта. Число счётных единиц в такте указывается числителем в размере, знаменатель определяет какая доля целой ноты принимается за эту величину. При наличии темповых и метроритмических указаний, одна последовательность временных величин может быть написана разными нотами. Любые доли могут приобрести значение самостоятельных тактову. Деление на такты условное, произвольное, оно не связано с членением музыки по смыслу. Музыкальный такт- определённая последовательность ударений, различающихся по силе, расстояние между ними могут растягиваться и сжиматься. Музыкальный такт- метрическая единица, предстовляющая собой отрезок между двумя сильными моментами, главными тактовыми ударениями. Вестфаль- отождествление стопы с тактом ( с его долей): в такте 4 стопы (например 3\4- одна или три стопы в такте. Харлан- применение термина «стопа» в тактовой доле неправомерно, т.к. это подразумевает постоянную внутреннюю пульсацию. Такт делиться на равные доли, каждая несёт ударение. Только по отношению к мотиву можно говорить об отклонении ритмического членения от смыслового, следовательно это отклонение- в основе такта. Мотив- ритмическая группа звуков, обьединённа главным акцентом, представляющая собой наименьшую смысловую единицу. Мотив- это элементарное образование, имеющее тематическое значение и индивидуальный облик, позволяющий узнавать его. Группировка показывает различие между ритмическими и смысловыми единицами. Ритм- результат взаимодействия смыслового строения и метра. Обьединение нот ребрами везде указывает на некоторое артикуляционное единство. В аккомпонирующих голосах нисходящая группировка получает решительное преобладание. Степень ударения определяется силой предназначаемой для смены гармонии (согласование гармонической градации с метром). Каждая доля такта несёт свою функцию (совершенная каденция- тоникана сильном времени такта). Реальная акцентуация и группировка иногда противоречат метру. Обычный такт- однообразно повторяющаяся акцентная схема, на фоне которой возможны изменения ритмического рисунка. Возможна перемена размера, что ослабляет метрический фактор. Вопрос 17. Формообразующие функции ритма и метра в муз. произведении. Ритм организует звуковой поток во времени. Он обеспечивает связность и динамику муз. процесса. Одной из формаобразующих начал связано с единицей муз. времени- мотивом (тактом) Пеон- четырёхстопный размер стиха (хореическая стопа- без затакта, ямбическая стопа- с затактом). Если начало с хореической стопы, то ясное начало, если начало с ямбической стопы, то мягкое начало, если конец хореический, то конец мягкий, если конец ямбический, то конец определённый. Такты групперуются в метрические единства, которые называют- стопами высшего порядка. Это явление впервые было выведено Риманом, потом Мазелем 1-ый такт как затакт, 2-ой более существенный. 1 и 2 более лёгкие по сравнению с 3-им. Итд. Это способствует тому, что музыка воспринимается, как единое произведение (характерно для классиков и романтиков. С помощью ритма в форме создаются участки большего динамизма (ритмической неустойчивостью) и участки разрядки (ритм. Устойчивости). Устойчивость- регулярная акцентность, крупные длительности, отсутствие синкоп, отсутствие ненормативного деления доли, квадратное соответствие мотива и такта. Неустойчивость- всё тоже, но противоположно. Ритм – это воспринимаемая форма, протекания во время каких-либо процессов. Ритм многообразно проявляется в различных видах искусства. В широком понимании ритм – это временная структура любых воспринимаемых процессов. В данной ситуации ритм – один из трех элементов музыки (два другие – мелодия и гармония). В узком смысле ритм – это последовательность длительности звуков, отвлеченная от их высоты (ритмический рисунок). Имеет двойственную функциональную природу:
Древняя Греция. Гераклит (философ мирового ритма) – становление музыки во времени. У него есть понятие «мировой ритм». Путь вверх (Ано (арсис)) и вниз (ката (тезис)) – две части ритмической единицы. Их соотношение по длительности образуют ритм или логос этой единицы. Намечается путь к синтезу рационального и динамического. Ритм переживается как смена эмоциональных разрешений и напряжений, восходящих и нисходящих фаз их чередование предает ритмическим структурам периодический характер . Пифагор (Пифагор – философ мировой гармонии) – создает учение о установочных соотношениях звуковых высот. Исторически сформировавшиеся типы ритмики:
В литературе три степени сложения: I. Включает тексты, не имеющие иной организации, кроме членения на строки (свободный, белый стих, верлибр). II. Связана с тем, что строки стихов упорядочиваются. Появляется силлабическое стихосложение – общее количество слогов в строке. Также метрическая или квантитативная система – (количество слогов определенной долготы) – это древняя ритмическая система, основанная на различении долгих слогов, причем ударные слоги вдвое длиннее безударных. Ритм не зависит от ударения. |