Главная страница
Навигация по странице:

  • Фактурно-образная трансформация.

  • Вопрос 9. Фактура как стилевой признак.

  • Вопрос 10. Мелодия как форма звуковысотной организации музыки. Мелодия

  • Мелос

  • Мелодия

  • Совпадают особенности структуры и соц. функции

  • Отличие мелодической и речевой интонации

  • Структура мелодии

  • линиарноэнергетический

  • В качестве ладовой основы

  • Вопрос 11. Строение мелодии принципы её развития. Мелодия

  • Классификация мелодии по признакам

  • Художественное оформление мелодии

  • Билет 12. Особенности строения мелодии в вокальной и инструиентальной музыке. Вокальная музыка: хорал

  • Танец

  • Билет 13. Типологические особенности строения мелодии в произведениях различных стилей. Барокко (конец 16- первая половина 18в. Западная Европа, Монтеверди-Бах)

  • Рококо(1\2 18в.

  • Венский классицизм(вторая половина 18-первая10в. Австрия. Моцарт, Гайдн, Бах)

  • Вопрос Акустические закономерности музыкального искусства


    Скачать 375 Kb.
    НазваниеВопрос Акустические закономерности музыкального искусства
    Дата21.05.2018
    Размер375 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаctruktura.doc
    ТипДокументы
    #44413
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    Фактура – конкретный вид организации важных компонентов жанра – мелодии, ритм, метра.
    Вопрос 8. Фактура- как фактор формообразования.

    Фактура имеет формообразующее значение, так как связана с формой. При сохранении фактурного рисунка достигается слитность построения, смена фактурного рисунка дает расчленение звукового потока. Через фактуру осуществляется развитие тематического материала. Практически варьирование фактуры – один из основных приемов развития музыкального тематизма.

    Фактурно-образная трансформация. В основе одна и та же тема, а за счет изменения фактуры выстраивается новая форма («прелюды» Лист ). Фактура участвует в динамизации реприз (Чайковский 6 симф.1-я часть). Участвует в создании контрастов.
    При помощи фактуры можно достичь образного сближения контрастных тем (Шестокович 2-я соната).

    (смотри билет 9).

    Вопрос 9. Фактура как стилевой признак.
    Выбор фактуры обусловлен музыкально-эстетическими нормами, присущими определённой эпохе, художественными задачами и индивидуальеностью психологического мира компазитора. Классицизм, Барокко. 20 век.

    Индивидуальный стиль признаки фактуры Шопена, Шуберта и.т.д.

    (в билет номер 8)

    Склад как глубинный принцип организации музыкальной ткани находит своё отражение в многообразных типах фактуры.

    Фактура (от лат. =-обрабортка)- совакупность компонентов музыкального изложения, конкретный вид, конфигурация музыкальной ткани.

    Склад и фактура тесно связаны между собой. Если склад определяет общий принцип строения звуковой ткани музыкального произведения, то фактураявляется конкретным выражением этого принципа «вещественным» воплощением. Каждому из трёх основных видов склада (монодическому, полифоническому и гармоническому) соответствует, как норма, близкий тип фактуры. Монодическому складу- монолинейный, полифоническому складу- полифонический, гармоническому складу- аккордовый и гомофонный, полифоническому складу- полифаническая фактура.

    Поскольку в монодическом складе конструктивным элементом является тон, логику движения в нём определяют горизонтальные отношения. Данный склад получает своё отражение в монолинейной фактуре. Она в своей основе имеет один фактурный компонент- голос, отсюда и происходит её название «один голос- монолиния». Типовым для монолинейной фактуры является одноголосие, однако встречается и октавно удвоенное проведение голоса.

    Структуру полифонического склада определяет совакупность различных мелодических линий. Горизонтальная координация, присуще данному типу склада, находит своё полное выражение ы фактуре того же названия- полифонической, элементами которой также являются голоса,мелодические линии.

    Сущность гармонического склада определяют вертикальные отношения, его конструктивный элемент- аккорд. Близкими гармоническому складу будут как уже говорилось, аккордовый и гомофонный типы фактуры.

    Для аккордовой фактуры типично моноритмическое движение голосов. Жанровым прообразом аккордовой фактуры является хорал.

    Гомофонная фактура характерна для музыки гармонического склада, поэтому её нередко называют «гомофонно-гармонической», подчёркивая тем самым сочетание в ней принципов гомофонии и гармонии. В гомофонной фактуре происходит разделение музыкальной ткани на 2 различных по своей функции плана- главный мелодический голос и сопровождение. В свою очередь, план сопровождения может делиться на те или иные элементы, но при этом сохраняется его общая функция- функция подчинения, вторичная по отношению к мелодии.

    Музыкальная практика различных эпох выроботалацелый ряд фактурных фигур («формул») сопровождения, которые, как правуило, связаны с тем или иным жанром. Среди фигур аккомпанимента большое распространение получили так называемые «альбертиевы басы», характерные для клавирной музыки 18 века, «формулы» вальса, польки, полонеза. Аккордовая и гомофонная фактура, безусловно, являются основными для гармонического склада. Однако наряду с ними встречаются и другие фактурые типы. Так, к их числу можно отнести полифонизированный тип фактуры. Он связан м проявлением в фактуре нового мелодического голоса, имеющего подчиненное значение (подголоска). Таким подголоском в гомофонно-гармонической фактуре нередко бывает несколько. Для формообразования огромное значение имеет фактурное развитие. Его спецефика определяется участием компонентов фактурыв музыкальном сочинении, изменениями в фактурной организации. Они тесно связаны с формой, жанром произведения, его исполнительским составом и другими факторами.

    Фактурный рисунок может иметь стабильный, устойчивый характер. При этом избранный тип фактурного строения будет сохраняться на протяжении всего сочиения. Область применения подобного типа фактуры-сочинения «малых форм».

    Иной тип фактурного развития определяется мобильностью, неустойчивостью фактурного строения. Здесь осуществляются смены одного фактурного рисунка и даже типа другим- фактурные модуляции. При этом возможны самые разнообразные переходы, к примеру из монолинейной фактуры в гомофонную, из аккордовой в полифонизированную. Итд. Вариантов подобных смен- множество.

    Вопрос 10. Мелодия как форма звуковысотной организации музыки.

    Мелодия (с греч. - пение, песнь, напев)основная сторона музыки.

    Основа – Мелос (Платон, Аристотель).

    Со времени Гомера термин используется для обозначения мелодии, напева, способа пения.

    В средние века в эпоху Возрождения употребляются термины «мелодия» и «мелос».

    В XVI-XVII устанавливается современная терминология – мелодия, мелодика, мелизматика.

    В русской культуре – песнь, напев, голос.

    В конце XVIII – термин «мелодия».

    В 10 –е годы XX века Асафьев возвращается к греческому термину «мелос», так он называет свои труды. Мелос – стихия мелодического движения, певучесть, переливание звука в звук.
    Основные значения термина:

    1. Мелодия – это последовательный ряд звуков, связанных между собой в единое целое (мелодия – линия), в противоположность гармонии (аккорду, как объединению звуков в одновременности). Так понимал мелодию Чайковский: сочетание звуков, в котором звуки следуют один за другим.

    2. Мелодия - это главный голос;

    3. Мелодия – смысловое и образное единство;

    4. Мелодия – это развернутое во времени неделимое целое;

    5. Мелодия – это эстетическая ценность музыки.


    Мелодия – это одноголосное последовательность звуков, организованно логически стройная художественное целое на основе их интонационной связи. Мелодия тесно связана с речью, со стихом и телодвижением.
    Совпадают особенности структуры и соц. функции:

    1. Речь и мелодия обращаются к слушателю, то есть являются способом общения.

    2. Речь и мелодия оперируют звуковым материалом

    3. Определяет эмоциональный тонус;

    4. Важное значение имеет высота звука, ритм , громкость, темп, тембр, расчлененность, логическое соотношение частей. Совпадает и средняя величина фразы;

    5. Имеют интонационную природу (Асафьев «музыкальная форма как процесс» - интонация).


    Отличие мелодической и речевой интонации:

    1. Мелодическая интонация оперирует тоном фиксированной высоты;

    2. Опирается на музыкальный интервал, ладово и ритмически организовано;

    3. Специфическая музыкальная структура.



    Структура мелодии
    Мелодиясложное комплексное средство, кот-е вбирает в себя ладогармонические явления (лад, тональность, интервал, метр, ритм, синтаксис, жанр, динамика, штрихи, тембровая окраска, особенно фактура). Эти элементы принадлежат мелодии и представляют собой отдельные образования. Только звуковысотная линия принадлежит к мелодии. В анализе структуры необходимо обращать внимание на речевые подъемы и спады.

    Единство и определенность приводит к притяжению звукового потока к четко фиксированной опорной точки – мелодическая тоника. В мелодии несколько устоев. Специфическое средство мелодии – ход секунд, обр, мелодический строй. Древнейшей моделью мелодии является нисходящая линия (первичная – Шепкер, ведущая опорная ).

    Мелодия – украшение (Мелизматика, движение по аккордам).
    Эволюция мелодии
    Совпадает с основными этапами истории музыки:

    1. Первая типологическая модель формируется в народном творчестве + в фольклоре (диатоника, поступенное движение). В русской мелодии ход по звукам аккордов, квадратность, четкая, мотивное членение;

    2. В древнем Востоке опирается на принцип лада модели. Лад – модель многократно повторяемый структурный остов. Это звукоряд нисходящий, кот-й является моделью для построения композиции.

    В индии – «рага», «макам, мукам, мугам» - в арабо-персидской культуре;

    3. Мелодия античности. Базируется на богатейшей ладовой культуре. Существует понятие рода: 1) хроматический (1/2 тона и 2 полутона); 2) диатонический (тон – тон - полутон); 3) гармонический (два тона –два ¼ тона).

    Количество интервалов неизменное. Линия имеет нисходящую направленность. Мелодия зависит от слова и телодвижения. Большую роль играет ритм, кот-й регулирует порядок временных отношений.

    1. Григорианский хорал. Христианско-литургическое назначение. Мелодия противопоставляется античной мелодии. Имеет предельное отречение от телесно-двигательных элементов, сосредоточенность на смысле слова, погружение в созерцание. Отсутствует действенное начало. Ладовая основа – церковные тоны (лады народной музыки). Линия мелодии имеет уравновешенный характер, часто встречаются аркообразные построения. Ритмика не фиксируется , ибо зависит от текстового ритма. Соотношение текста и музыки: 1) речитация, псалмодирование; 2) пение

    2. Мелодика полифонических школ эпохи Возрождения. Связанна с григор. хоралом, но отличается образным содержанием, обусловленным эстетикой гуманизма. Живет в условиях многоголосиях. Ладовой основной являются те же 8 церковных тонов + эолийский, ионийский. Мелодия опирается на диатонику. Вводнотоновость. Мелодия миниатюрна, не нуждается в гармонической опоре, допускается любые контрапункты, общий контур мелодий – парящий, волнообразный, без экспрессивных нагнетаний, безкульминационный. Стабильная ритмическая организация. Запрещаются повторения. Главная цель – разнообразие, следовательно, непрерывное обновление исключает метрическую и структурную симметрию, периодичность, квадратность.

    3. Мелодика древнерусского певческого искусства. Ладовой основой является обиходный звукоряд. Ряд – G-A-H-C-D-E-F-G-B-C1-R2- не октавный, а квартовый. Состоит из 4-х согласий, одинаковой структуры. (Четыре ионийских тетрахорда, соединенных слитным способом, нижний звук верхнего становится верхним). Мелодии классифицируются по принадлежности по одному из 8 гласов. Глас – совокупность определенных попевок (погласиц). Обычно их несколько десятков в каждом гласе и группируются по две, по три попевки (вокруг мелодической тоники). Мелодия характеризуется плавностью, преобладают поступенное движение, избегаются скачки, хотя иногда встречаются ходы на четыре, три. Мелодика вокально одноголосна. Музыкальный ритм определяется текстом. Мелодия в целом – вариантная разработка попевок, характерен принцип неповторности.

    4. Европейская мелодика XVII+XIIIживет в условиях многоголосной ткани. Ладовая основа – мажоро-минорная система. В анализе различают структурные уровни: 1) линиарноэнергетический – подъемы и спады, конструктивный секундный остов; 2) метро-ритмический – синтаксис, расчлененность мелодии; 3) ладовый ­– мелодия основывается на тональнофункциональных связях. Тесно связана с гармонией. Мелодия – горизонтальная проекция гармонии. Мелодика этого типа прошла ряд историко-стилистических стадий: 1) барокко; 2) рококо; 3) венский классицизм; 4) романтизм.


    Общность представлена:

    1. связь интонации с бытовой сферой народной музыки;

    2. значение ритма, танца и марша;

    3. формообразующая роль метра и ритма;

    4. сложная метро-ритмическая организация;

    5. метро-ритмическая повторность;

    6. квадратность как строение как структурный ориентир.

    7. появление в мелодии гармонических функиций

    8. Мелодия XX-XXI века. Отличается необычной разнообразностью. В качестве истока: 1) архаические слои народной музыки; 2) мелодическая внеевропейской музыкальной культуры.; 3) джаз; 4) массовые жанры.


    В качестве ладовой основы:

    1. современная тональность;

    2. новомодальность (возрождение модальной музыки эпохи Средневековья);

    3. сериальная (серийная основа, 12ти тоновая); Серия – ряд неповторяемых звуков. Если этих звуков 12, то имеем додекафонию.ю 4. нет общих признаков

    5. не можем говорить о мелодии в традиционном понимании.

    Вопрос 11. Строение мелодии принципы её развития.

    Мелодия- сложное комплексное средство, включающее в себя ладогармонические явления: метр, ритм, лад, тональность, жанр,динамику, тембровую окраску, особенности фактуры. Каждый из этих элементов самомтоятелен и имеет свою территорию деятельности. Звуковысотная линия- специфический компонент мелодии принадлежащий только ей. Динамические свойства подьёмов и спадов (при нарушении этого возникает своеобразный эффект). Единство и определённость мелодии достигается притяжением звукового потока к твёрдо фиксированной опорной точке- устою». Мелодическая тоника. Мелодия- обычно не один устой, а несколько и устои расположены в определённом порядке (на расстояние нисходящей секунды. Шенкер называет её первичной линией. Начинается с вершинного звука, а затем мелодия падает вниз. Всё остальное- украшение мелодии.

    Классификация мелодии по признакам:

    1)исторический

    2)стилевой)

    3)жанровый

    4)структурный

    Мелодия (музыка):

    1)одноголосая (охватывает всё музыкальное целое обьяснение учения о мелодии- изложение всей теории музыки_

    2) Многоголосная (мелодия составляет лишь один элемент ткани. Изучение отдельного голоса впонне правомерно)

    Развитие мелодии: вначале происходит сосредоточение мелодической энергии – «зона доминирования» господствующего тона. В конце- заключительный спад мелодии, снятие напряжения, угасание мелодической энергии, прекращение мелодического движения(окончание мелодии)

    Художественное оформление мелодии:

    Расцвечивание, усложнение мелодии, моменты противоречия, ответвляющиеся коды (скрытое многоголосие), гаммообразованые линии(восходящие, нисходящие), мелодическая орнаментика (трель, групптто, опевание, морденты).

    Билет 12. Особенности строения мелодии в вокальной и инструиентальной музыке.

    Вокальная музыка: хорал- медленная мелодия, крупные длительности, неяркая метроритмическая акцентировка. В полифоническую эпоху- сопровождение контрапунктов. Активное движение, эффект песенности, вокальности при мелодико-интонационном задержании. В романтическую эпоху аккорды в спокойном темпе, неяркая мелодическая линия.

    Арии. До классицизма- вокальность+ короткие длительности, повторение одних и тех же звуков. Линия вторичного порядка (сильные доли). В романтическую эпоху- преврощается в кантилену, прообраз песенности . 20 век- возвращение старинной арии. Контелена: песенность, вокальность, простота ритмических и мелодических оборотов, горизональное развёртывание мелодической линии. Романтизм: медленный темп, широкое движение мелодии. Марш: энергичный, чёткий ритм, размеренный в соответствии с шагом, торжественность, ритмическая единица выделяется и пульсирует, Ритмика варьирует её. Интонационное содержание маршевой мелодии лишено экспрессивных черт и усложнённых интервальных колебаний, диатоника, избегание хроматических ходов.

    Танец: связь с физическими движениями человека.

    Скерцо: живой, стремительный темп, острохарактерные ритмические и гармонические обороты: 3\4, весёлость, больше мелодические скачки, необычные последования, пунктирные восьмые и шестнадцатые staccato, особая логика развития, переходы через различные оттенки.

    Др. Восток:

    Многократные повторы- принцип ладо-модии.

    Античночть:

    Богатая ладовая культура связана с высокой степенью интервальной дифференциированости

    Европейская мелодик 17-19 в.

    Основа- мажоро-минорная система.

    20 век

    Острота, источник явл. Архаические слои народной музыки (Барток, Стровинский)
    Билет 13. Типологические особенности строения мелодии в произведениях различных стилей.

    Барокко (конец 16- первая половина 18в. Западная Европа, Монтеверди-Бах): генерал- ба концентрирующий стиль, воздействие поэтической риторики на мелодию, кристаллизация мажорно-минорной тональной системы, драматическая патетика,монументальные формы, напряженная динамика, неуравновешенность, многоплановое столкновение контрастов, углубленная лиричность, сопоставление и переплетение полифонических и гомофонных принципов музыкального письма.

    Рококо(1\2 18в. Европа) Галантный стиль образы галантного, салонного характера, прихотливая изысканность линий, дробность рисунка, развитие орнаментально-декоративного начала( много мелизмов), лёгкость и прозрачность фактуры, гомофонный склад, скупость элементов полифонии.

    Венский классицизм(вторая половина 18-первая10в. Австрия. Моцарт, Гайдн, Бах) реализм, оптимистический и жизнеутверждающий характер, гуманистическая направленность, демократизм, использование народных напевов, сонатное аллегро (по принципу контрастных сопоставлений музыкальных образов), простота, ясность, выразительность музыкального языка, чёткое деление музыкальной ткани на относительно краткие промежутки, восьмитактный период, широкое испольхование различных созвучий мажорной и минорной систем, свободное использование хроматизмов, диссонансов, развитие модуляций(хроматической и энгармонической), нежиданные гармонические обороты, музыкальная тема- носитель определённой выразительности, характерность исходного ме5лодического построения, розличные приёмы тематического развития, изменение тональности, гармонизации, ритма, элементов мелодии.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта