Главная страница

одвн. педагогика семейного быта


Скачать 202.06 Kb.
Название педагогика семейного быта
Дата27.11.2020
Размер202.06 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаодвн.pdf
ТипДокументы
#154472

 ВОПРОС 1 Культурологический подход Имеет своим основанием аксиологию – учение о ценностях и ценностной структуре мира. Данный подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, те. становится творцом новых ее элементов. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого человека и, во-вторых, становление его как творческой личности.

=Этнопедагогический подход Воспитание с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально- этническую обрядность, обычаи, привычки – условие реализации к проектированию и организации педагогического процесса. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой функционирует школа. Задача педагога, с одной стороны, изучать, формировать эту среду, ас другой – использовать ее воспитательные возможности. Объект этнопедагогики - народная педагогика. Народная педагогика – эмпирические знания, сведения, идеалы, взгляды, представления, установки воспитательных действий, выступающих как единство педагогической мудрости и педагогической деятельности народа. Предмет этнопедагогики - педагогическая культура рода, этносоциума, нации. Предмет включает следующие проблемы
 педагогика семейного быта
 поговорки и пословицы народов мира и их значение в передаче нравственного опыта подрастающим поколениям
 загадки как средство умственного воспитания
 народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей
 самодельные игрушки и творчество детей
 детская и молодежная среда, ее педагогические функции
 общность педагогических культур разных народов и национальная самобытность.
Этнопедагогика изучает
 Основные педагогические понятия народа ( уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение.
 Ребенка как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, детская среда.
 Функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному.
 Факторы воспитания ( природа, игра, слово, общение, традиция, дело, быт, искусство, религия, пример-идеал).
 Методы воспитания ( убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, пожелание, запрет, наказание.
 Средства воспитания ( потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, легенды, предания и т.д.).
 Организацию воспитания ( трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники. Международной педагогикой и классической ( научной) педагогикой имеется диалектическая взаимосвязь. С одной стороны педагогическая наука является продолжением народной педагогики, вобрав в себя все лучшее из опыта народов по воспитанию и обучению. С другой стороны, народная педагогика является частью современной педагогической науки, отражает воззрения, особенности содержания, средства воздействия среды на становление личности ВОПРОС 2 Размышляя о народном идеале воспитания, Г. Н. Волков оперирует понятиями "совершенный человек" и "совершенная личность. Именно формирование совершенной личности Г. Н. Волков считает лейтмотивом народного воспитания. "Народный идеал совершенного человека, – пишет он, – следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление целей народного воспитания. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается ему высший образец, к которому он должен стремиться. Г. Н. Волков отмечает, что представления каждого народа о совершенной личности развивались и конкретизировались под влиянием исторических условий. Своеобразие условий жизни народа находит свое отражение в национальном идеале человеческих совершенств. Пример. "Настоящий джигит" башкир, татар, народов Кавказа и Средней Азии имеет некоторые отличия от русского "доброго молодца" родом своей деятельности, кодексом приличий и хорошего тона и т.п.В основных же человеческих качествах идеалы совершенной
личности все-таки очень близки друг к другу. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, великодушие, доброта, скромность и т.д По наблюдениям Г. Н. Волкова, у некоторых народов, в частности, у адыгов, любовь к Родине
– одна из решающих черт совершенной личности – "всегда проявлялась вместе с чувством родового и национального достоинства. Высокое чувство национального достоинства предполагало осуждение и отклонение поведения, порочащего нацию, что способствовало воспитанию ответственности перед родным народом за свое доброе имя, а перед другими народами – за доброе имя своего народа. Будь таким, чтоб по тебе судили о твоем народе, будь достойным сыном (дочерью) своего народа – такая идея, часто высказываемая в виде благопожеланий, присутствует в педагогике почти всех народов. У каждого парода имеется своя система нравственных совершенству чувашей – это "семь благ" или "семь заповедей, у бурятов "девять доблестей" и т.д. "Стремление человека к совершенству, – пишет Г. Н. Волков, – естественно. Само это стремление – внутренний стимул к прогрессу человека и человечества. От национального идеала совершенного человека он переходит к общечеловеческому идеалу воспитания, который "не может быть создан одним народом. В характеристиках совершенного человека народы не противоречат, а дополняют друг друга. Общечеловеческие представления о нравственности, красоте, уме складываются из суммы представлений многих поколений, многих народов идеал совершенной личности также может быть объективно представлен только как гармоническое единство мыслей разных народов о хорошем человеке. Одним из ключевых в народной педагогике является формирование у детей чувства уважения к другому народу, его традициями культуре, но прежде этого у учащегося должно быть сформировано национальное самосознание и чувство собственного достоинства. "На основе собственного самосознания, – пишет Г. Н. Волков, – благодаря сравнению с самим собой, умению ставить себя на место других, на собственном личном примерена своем национальном достоинстве – человек учится понимать, уважать и ценить национальное достоинство другого человека любой национальности, ибо невозможно по-настоящему оценить в другом то, что отсутствует в тебе самом.


написать администратору сайта