Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.3 Сюжетно-ролевая игра

  • Половая идентичность, половые роли, половые и гендерные стереотипы


    Скачать 148.32 Kb.
    Название Половая идентичность, половые роли, половые и гендерные стереотипы
    Дата18.05.2023
    Размер148.32 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаbibliofond.ru_798191.rtf
    ТипДокументы
    #1142171
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    2.2 Влияние школы и учителей



    Когда ребёнок выходит из дошкольного возраста и становится учеником, перед ним появляются новые образцы поведения - его учителя.

    Проблемой современной школы является её феминизация. Исключительно женский состав преподавателей односторонне влияет на половую идентичность мальчиков и девочек.

    И. Акимов и В. Клименко уверены в том, что необходимо, чтобы учителей - мужчин (имеется в виду не формальная принадлежность к мужскому полу, а полноценное развитие в нем мужского начала) в коллективе было значительно больше, чем учителей-женщин.

    Если соотношение учителей резко сдвинуто в пользу мужчин, в мальчиках начинает доминировать нигилизм, агрессия, потребность разрушать; в девочках - деловитость, рассудочность, оскудение чувств. [1, с.70]

    Если соотношение учителей резко сдвинуто в пользу женщин мальчики становятся феминизированными, что усугубляется преждевременным половым созреванием.

    Девочки привыкают к тому, что их окружают только женщины, они не чувствуют мужчин и избегают их.

    В рамках семьи и школы складываются ещё два важнейших условия формирование половой идентичности ребёнка: сюжетно-ролевая игра и предметно-развивающая среда.

    Прежде всего, следует помнить о том, что психосексуальное развитие ребенка протекает естественным путем и определяется генетически и врожденно заданными программами. В связи с этим от взрослых требуется очень осторожное, мягкое, ненавязчивое, косвенное вмешательство, а не прямое воздействие на ребенка. В качестве такого средства выступает педагогическое сопровождение, которое призвано выполнять функции поддержки, помощи, содействия, стимулирования, консультирования, обучения. [1, с.71]

    2.3 Сюжетно-ролевая игра



    Значимым условием формирования половой идентичности является сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого

    продукта, в ней все "как будто", "понарошку", но именно в игре закрепляются стереотипы мужественных и женственных качеств и поведения, закладываются основы эмоционально положительного отношения к будущей роли ребенка в обществе как мужчины или женщины, как папы или мамы. [6, с.43]

    Адекватным педагогическим воздействием по отношению к сюжетной игре является ненавязчивое, тонкое педагогическое сопровождение сюжета развернутой детьми ролевой игры, в процессе которой воспитатель может принимать на себя одну из ролей, задавать детям вопросы с целью формирования у мальчиков и девочек положительного отношения к их будущей социальной роли в обществе, а также позитивного отношения к себе и другим.

    Дело в том, что мальчики и девочки не умеют организовывать совместную деятельность (она должна быть взаимодополняющей, а не дублирующей), часто не умеют вместе играть. Дети нередко проявляют, особенно девочки, настороженность к другому полу, беспокойство в случае необходимости контактов. Целью педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры должно быть формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную игру, в которой мальчики и девочки по собственному желанию реализуют свои полоролевые представления и предпочтения, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игро-вых объединениях. [6, с.43]

    Воспитатель должен избегать позиции "учителя", заменяя ее на позицию "играющего партнера", избегает негативных оценок, подчеркивая только позитивные моменты.

    Половая социализация осуществляется в ходе выполнения ребенком ролевых отношений, предписанных сюжетом игры, который развивается в дошкольном возрасте поэтапно. [15, с.132]

    Существует три этапа:

    этап условных игровых действий, на котором разворачивается пре-

    имущественно однотемный одноперсонажный сюжет как смысловая цепочка действий, т.е. один ребенок (мальчик или девочка) выполняет определенные действия, соответствующие его половой роли (например, девочка как мама утром будит свою куклу-дочку, умывает ее, одевает, говоритласковые слова, идет с ней гулять и т.д.);

    этап многоперсонажного сюжета, на котором сюжет развертывается как система взаимосвязанных персонажей (ролей) и формирование полоролевого поведения осуществляется воспитателем через взаимодействие детей разного пола, через введение новых персонажей (сюжетно-ролевые игры "Семья", "Папа на работе", "Мама на работе" и т.д.);

    следующий этап - построение и развертывание многотемных сюжетов, когда происходит комбинирование разнообразных событий и отношений социальной жизни, благодаря чему у детей закрепляются в поведении мужественные и женственные качества и адекватное полу поведение. [6, с.45]

    Развитие полоролевого поведения в сюжетно-ролевой игре у детей разного возраста имеет свои специфические особенности. Так, если говорить о решении этой задачи в процессе игр детей 3-5 лет, то следует отметить, что в данном возрасте ребенок переходит на принципиально новый этап в развитии игровой деятельности: от сюжетно-отобразительной к сюжетно-ролевой игре. Изменяется и психологическая характеристика игры: у ребенка проявляется потребность к общению и совместным действиям с детьми как своего, так и противоположного пола. Детей все больше начинают интересовать окружающие люди и взаимодействие с ними.

    Развитие полоролевого поведения в сюжетно-ролевой игре у детей 5-7 лет уже происходит несколько иначе. Сюжетно-ролевая игра детей данного возраста, в отличие от игры детей четвертого и пятого годов жизни, обогащается тематическим содержанием, а также появлением коллективной формы. При этом у мальчиков и девочек все сильнее становится стремление играть со сверстниками как своего, так и противоположного пола. [6, с.47]

    Сюжеты, развертываемые детьми, становятся разнообразнее и слож-

    нее, приобретают многотемный характер. В них так переплетаются и комбинируются события из жизни людей и их роли в семье и обществе, относящиеся к разным сферам жизни человека, что игры старших дошкольников уже не укладываются в однотемный сюжет.

    Мы видим, что сюжетно-ролевая игра очень важна для ребёнка, ведь играя он примеряет будущие роли, понимает, что ему нравится, а что нет, учится общаться со сверстниками своего и противоположного пола, контактирует со старшим поколением, видя в нём образец поведения.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта