Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.7 Влияние телевидения

  • § 3. Расстройства половой идентичности

  • Половая идентичность, половые роли, половые и гендерные стереотипы


    Скачать 148.32 Kb.
    Название Половая идентичность, половые роли, половые и гендерные стереотипы
    Дата18.05.2023
    Размер148.32 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаbibliofond.ru_798191.rtf
    ТипДокументы
    #1142171
    страница7 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    2.6 Влияние религии



    Организованные формы религии играют важную роль в жизни многих людей. Несмотря на конфессиональные различия, большинство религий проявляют одни и те же тенденции во взглядах на половые роли. Каждый ребенок, получивший религиозное воспитание, вероятно, усвоил в процессе социализации определенные половые стереотипы. В иудейской, христианской и исламской традициях эти стереотипы, как правило, включают представление о превосходстве мужчин. Так, олицетворением Бога в них является мужчина, по отношению к которому используются обращения "Отец", "Он" или "Царь". Библейский образ Евы, как созданной из ребра Адама, является ярким воплощением гендерного представления, согласно которому женщине принадлежит второстепенная роль по отношению к мужчине. [24]

    Изнутри религиозного мира оспаривание освященных религией традиционных половых ролей воспринимается не как ответ на изменившиеся условия существования гендерных групп, а как вызов, как угроза богоданным нравственности и социальному порядку.

    Например, характерной особенностью исламского вероучения является то, что в Коране исключительно большое внимание уделяется регламентации семейно-брачных отношений и ритуализации половых ролей. Несмотря на то, что в Коране говорится о том, что Аллах создал мужчину и женщину из "одной души” (Сура 4:

    ), высшим идеалом мусульманской семьи является безусловная подчиненность жены мужу. [23]

    В таких условиях практически невозможно говорить о феминизме и его влиянии на умы девочек. Доминантой является религия, которая формирует у детей взгляды на мужские и женские роли.

    2.7 Влияние телевидения



    Другой мощной действующей силой полоролевой социализации является телевидение. Образы мужчин и женщин на телеэкране часто являются откровенно стереотипными. Так, мужчины обычно изображаются активными, интеллигентными и предприимчивыми и выступают в руководящих ролях. Женщины же чаще играют пассивные и менее компетентные роли. [5, с.324]

    Женщина в рекламе стирает, гладит, выбирает себе одежду, прилагает усилия, лишь с одной целью - понравиться мужчине. Она может быть игривой, упорной, слабой, но в любом случае достигнет своей цели - мужчина в неё влюбится, на ней женится или пригласит на свидание.

    А вот в телевизионных новостях в качестве авторитетных специалистов по большинству вопросов выступают мужчины, как образцы интеллектуального и всего научного. [22]

    Массовой культуре свойственно деление жанров по половому признаку, то есть в зависимости от адресата: для женщин предназначены мелодраматические истории, для мужчин - крутые детективы и боевики.

    В современной российской культуре остатки советского представления о настоящем мужчине сохранились в многочисленных сериалах, посвящённых трудам и дням силовых структур: армейскому братству, спецназу, борцам с преступностью. "Правильный" советский мужчина изображался либо как символический сын Родины-матери, партии, либо как отец - наставник других сыновей и дочерей. В 1990-е годы главным агентом борьбы с преступностью в популярном искусстве был одинокий боец, вынужденный действовать во враждебном окружении бандитов и продавшихся им служителей закона (сериал "Бандитский Петербург"). Нередко судьба такого борца со злом складывалась трагично. [25]

    Миры мелодрамы и миры мужских жанров практически не пересекаются. Брутальные персонажи боевиков не появляются там, где обитают стремящиеся удержать мужа жёны и мечтающие соединить жизнь со своими партнёрами одинокие дамы. Неспешное действие здесь развёртывается в локальном пространстве гостиных, кухонь и спален, кафе и уединённых загородных домов. Мелодрама создаёт приручённый образ мужчины, который, как и его подруги, думает главным образом о личном счастье.

    Дети же, проводя много времени за просмотром фильмов и разнообразных программ, усваивают подобные образы, хотят быть похожими на героев с экрана.



    § 3. Расстройства половой идентичности



    Мы убедились в том, что процесс формирования половой идентичности подвержен влиянию многих факторов и является очень сложным, В связи с этим соответствие биологического пола и половой идентичности не является гарантированным. Рассмотрим нарушения, основой которых являются проблемы с половой идентичностью.

    Их можно разделить на три категории:. пол определен как мужской при рождении, но индивид относит себя к женскому полу (женская половая идентичность);. пол определен как женский при рождении, но индивид относит себя к мужскому полу (мужская половая идентичность);. индивид (независимо от пола определенного при рождении), считающий себя принадлежащим обоим полам и/или ни одному полу (бигендер или андрогин). Эта половая идентичность не имеет отношения к гермафродитизму, который относится к физиологическим аспектам строения организма, а не самоощущению человека. [20]

    По системе классификации психических расстройств (American Psychiatric Association, 1994) индивид, имеющий расстройство половой идентичности, должен соответствовать четырем строго определенным критериям:

    ) обладать сильной и постоянной кросс-гендерной идентичностью;

    ) испытывать постоянный дискомфорт, связанный со своей половой принадлежностью, или ощущение неадекватности при выполнении ролей своего пола;

    ) иметь нарушения, не согласующиеся с его физической интерсексуальностью;

    ) иметь нарушения, являющиеся источником клинически значимой неудовлетворенности или проблем в социальной, профессиональной или других важных сферах функционирования. [19]

    Рассмотрим подробнее одно из нарушение половой идентичности - транссексуализм. Это нарушение проявляется переживанием собственной принадлежности к противоположному полу, несмотря на правильное (соответствующее генетическому полу) формирование первичных и вторичных половых признаков, характеризующееся стремлением изменить свой пол хирургическим путем и жить по законам противоположного пола.

    Такие люди чувствуют себя загнанными в тело "не того" пола. Данное отклонение получило название гендерной дисфории. Так, с анатомической точки зрения мужчина-транссексуал чувствует, что он является женщиной, которой по иронии судьбы достались мужские половые органы. Он желает быть социально идентифицирован как женщина. [21]

    Самым безобидным способом попытки достичь комфорта является переодевание. Но помимо переодевания, люди с транссексуализмом используют поведенческие характеристики другого пола, играют роли и занимаются деятельностью, традиционно ассоциирующейся с другим полом, что может обусловливать социальную дезадаптацию. Собственные гениталии производят на них. отталкивающее впечатление, вызывая постоянное желание избавиться от своих первичных и вторичных сексуальных признаков и приобрести характеристики другого пола путем хирургических вмешательств. Врачи прописывают мужчинам с такого типа расстройствами женский сексуальный гормон эстроген, в результате у них увеличивается грудь, уменьшается вес тела, уменьшается количество волос на лице и изменяется состав жиров. Аналогичным образом для многих женщин с таким расстройством прописывают мужской сексуальный гормон тестостерон.

    Обычному человеку трудно даже представить, дискомфорт который испытывает страдающий подобным нарушением человек. [11, с.138]

    Не нужно путать данное явление с трансвестизмом.

    Трансвестизм - стремление к переодеванию в одежду противоположного пола. С современной точки зрения трансвестизм - неоднородное явление, поскольку мотивы ношения одежды противоположного пола могут быть совершенно различными. Истинный трансвестизм является перверзией, при которой переодевание в одежду другого пола вызывает сексуальное наслаждение. [8, с.354]

    Данный вариант трансвестизма фактически является разновидностью фетишизма, поскольку половое удовлетворение у таких субъектов тесно связано с возможностью завладеть предметами одежды противоположного пола и пользования ими. При гомосексуальном трансвестизме женоподобный мужчина-гомосексуалист пользуется косметикой, специально переодевается и пытается подражать женским манерам поведения. При этом желание именно к смене физиологического пола отсутствует.

    Вывод: Мы рассмотрели возможные расстройства половой идентичности. В процессе работы мы поняли, что проблемы с самоопределением себя в гендерном плане ничуть не уступают в серьёзности прочим проблемам с психическим здоровьем. Если не взяться на лечение и не искать варианты разрешения проблемы, данное положение может довести человека до глубокой депрессии.



    Заключение



    Формирование половой идентичности является одним из самых важных факторов самопознания и самоопределения человека. К тому же это очень сложный процесс, на который влияет множество условий, таких как семья, школа, сверстники, религия, культура. Ребёнок в ходе взросления и половой социализации перенимает половые и гендерные стереотипы, учится вести себя в соответствии с половыми ролями, которые он усвоил в детстве.

    Родители должны понимать, что от того, чем они окружат ребёнка, как будут его воспитывать, зависит его благополучие и уверенность в себе. половая идентичность должна помочь человеку находить и реализовывать свою индивидуальность. Непротиворечивая, успешная половая идентичность способствует формированию гармонической, развитой личности.

    Можно смело сказать, что проблемы половой идентичности будут всегда актуальны, так как её сбои порождают очень сильный дискомфорт, с которым человек не может нормально жить. Люди носят одежду, которая не соответствует их полу, делают операции по смене пола, только бы найти себя и жить в гармонии с собой.

    В ходе исследования, мы пришли к следующим выводам:

    общество и семья оказывают очень сильное влияние на человека. Гендерные стереотипы, поведение родителей и учителей: всё это формирует у ребёнка понимание самого себя, помогает определить принадлежность к тому или иному полу.

    основными условиями формирования половой идентичности являются влияние родителей, учителей, религии, культуры, а так же сюжетно - ролевая игра и предметно - развивающая среда. Эти условия предоставляют детям возможность проработать мужское и женское полоролевое поведение.

    мальчики и девочки требуют разного подхода. Родители и учителя должны учитывать это, знать особенности поведения тех и других в разных возрастах.

    формирование половой идентичности процесс сложный, который может давать сбои, приводя к расстройствам половой идентичности, такими, как транссексуализм.

    Важность правильно сформированной половой идентичности невозможно переоценить. Её можно считать основой для дальнейшего полноценного развития.



    Список использованной литературы



    1. Акимов И. О мальчике, который умел летать, или путь к свободе / И. Акимов, В. Клименко. - М., 1994

    2. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. / Т.В. Андреева - СПб., Речь, 2004.

    . Барчунова Т. Гендер для "чайников" / Т. Барчунова, Е. Жидкова, Е. Здравомыслова, О. Здравомыслова, Е. Омельченко, Л. Попкова, И. Саморукова, Л. Семёнова, И. Тартаковская, А. Темкина. - М., "Звенья", 2006

    . Бендас Т.Б. Гендерная психология: Учебное пособие. / Т.Б. Бендас - СПб., Питер, 2006.

    . Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. / Ш. Берн - М., Прайм-Еврознак, 2007.

    . Иванова О.И. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего школьного возраста. / О.И. Иванова, А.М. Щетинина - Великий Новгород, 2006.

    . Ильин Е.П. Пол и гендер. / Е.П. Ильин - СПб., Питер, 2010.

    . Комер Р. Патопсихология поведения / Р. Комер - М., Прайм-Еврознак, 2007.

    . Крукс Р. Сексуальность / Р. Крукс, К. Баур - М., Прайм-Еврознак, 2005.

    . Куттер П. Современный психоанализ / П. Куттер - Б. С.Г. - Пресс, 1997.

    . Целуйко В.М. Психология нетрадиционной любви / В.М. Целуйко - М., МСГИ, 2003.

    12. Шейнов В.П. Женщина плюс мужчина. Познать и покорить / В.М. Шейнов - М., Харвест , 2006.

    . Элиум Д. Воспитание дочери / Д. Элиум, Дж. Элиум - СПб., Питер Пресс , 1997.

    . Элиум Д. Воспитание сына / Д. Элиум, Дж. Элиум - СПб., Питер , 2003.

    . Эриксон.э. Детство и общество / Э. Эриксон - М., Университетская книга, 1996.

    . Эриксон.э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон - М., Прогресс, 1996.

    . http://www.jeanneelium.com

    . http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10295. php

    . http://medportal.ru/enc/sexology/sextrable/5/

    . http://www.medkrug.ru/community/show_article/427? aid=4134

    . http://transgender.ru/Default. aspx? tabid=53

    . http://psymania. info/gend/gender/konstr. php

    . http://islamecologia. ucoz.ru/index/gendernyj_analiz_religij_i_feministskaja_teologija_k_postanovke_problemy/0-112

    . http://gender-route.org/articles/sex_gender_practice/chelovek_veruyuwij_gendernaya_nauka_i_religiya/

    . http://genderpage.ru/content/samorukova. htm
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта