№ урока п/п
| № урока в разделе
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
|
Основные элементы содержания
(ключевые термины по теме)
|
Дата провед.
|
Ты учишься изображать (9ч)
|
1
| 1
| Экскурсия. Все дети любят рисовать.
| 1
| Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками
Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми
Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.
Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.
| Изображения в жизни человека. Изображая мир, учимся его видеть и понимать.
|
|
2
| 2
| Изображения всюду вокруг нас.
| 1
| Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей природы.
|
|
3
| 3
| Мастер изображения учит видеть.
| 1
| Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное).
Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.
Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).
Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.
Создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья).
| Развитие способности целостного обобщенного видения.
|
|
4
| 4
| Изображать можно пятном.
| 1
| Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.
Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.
Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.
Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам.
Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.
Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т. е. дорисовывания пятна (кляксы).
| Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости.
Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна.
Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.).
|
|
5
| 5
| Изображать можно в объеме.
| 1
| Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т.д.).
Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С.Коненкова).
Овладевать первичными навыками изображения в объеме.
Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания.
| Объемные изображения.
Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве.
Выразительные, объемные объекты в природе. Пропорция
|
|
6
| 6
| Изображать можно линией.
| 1
| Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).
Находить и наблюдать линии и их ритм в природе.
Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.
| Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости
|
|
7
| 7
| Разноцветные краски.
| 1
| Овладевать первичными навыками работы гуашью.
Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т.д.), приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешения и наложения цветовых пятен при создании красочных ковриков.
| Знакомство с цветом. Краски гуашь.
Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?).
|
|
8
| 8
| Изображать можно то, что невидимо (настроение).
| 1
| Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.
Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т.д.).
Изображать радость или грусть.
| Выражение настроения в изображении.
Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета.
Цвет и краски
в произведениях художников
|
|
9
| 9
| Художники и зрители (обобщение темы).
| 1
| Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставки
Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.).
| Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.
Цвет и краски в картинах художников.
Художественный музей. Произведение искусства. Картина. Скульптура.
|
|
Ты украшаешь. (8ч)
|
10
| 1
|
Мир полон украшений.
| 1
| Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).
Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.
Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.
| Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы.
Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей
|
|
11
| 2
| Цветы.
| 1
| Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги.
Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).
|
|
12
| 3
| Красоту нужно уметь замечать.
| 1
| Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т.д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т.д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.
| Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы.
|
|
13
| 4
| Узоры на крыльях. Ритм пятен.
| 1
| Понимать простые основы симметрии.
Видеть ритмические повторы узоров в природе, ритмические соотношения больших и мелких форм в узоре.
Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т.д.
| Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе.
Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.
Симметрия, фантазийный узор.
Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок и т. д.).
Выразительность фактуры. Соотношение пятна и линии.
|
|
14
| 5
| Красивые рыбы. Монотипия.
| 1
| Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре.
Видеть декоративную красоту фактурных поверхностей в природных узорах.
Освоить простые приемы техники монотипии.
Развитие наблюдательности и эстетического понимания красоты разнообразных фактур природного мира.
Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре.
|
|
15
| 6
| Украшение птиц. Объемная аппликация.
| 1
| Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов.
Видеть характер формы декоративно понимаемых элементов в природе, их выразительность.
Овладеть первичными навыками работы в объемной аппликации и коллаже.
|
|
16
| 7
| Узоры, которые создали люди.
| 1
| Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.
Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.
Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.
Получать первичные навыки декоративного изображения.
| Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека.
Природные и изобразительные мотивы в орнаменте.
Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов.
|
|
17
| 8
| Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
| 1
| Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах
Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.
Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т.д.).
Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий.
Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).
Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению
определять их роль в создании новогодних украшений.
| Украшения человека рассказывают о своем хозяине.
Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения.
|
|
Ты строишь (11ч)
|
18
| 1
|
Постройки в нашей жизни.
| 1
| Рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.
Приобретать первичные навыки структурирования пространственной формы.
| Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни.
Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую
|
|
19
| 2
| Дома бывают разными. Экскурсия.
| 1
| Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.
Анализировать, из каких основных частей состоят дома.
Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков»).
| Многообразие архитектурных построек и их назначение.
Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части дома и разнообразие их форм.
|
|
20
| 3
| Дома бывают разными.
| 1
| Многообразие архитектурных построек и их назначение.
Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части дома и разнообразие их форм.
|
|
21
| 4
| Домики, которые построила природа.
| 1
| Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции.
Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п., выявляя их форму, конструкцию, взаимосвязь частей.
| Природные постройки и конструкции.
Многообразие природных построек, их формы и конструкции.
Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков.
Соотношение форм и их пропорций.
|
|
22
| 5
| Домики, которые построила природа
| 1
|
|
23
| 6
| Дом снаружи и внутри.
| 1
| Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.
Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри
| Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.
Назначение дома и его внешний вид.
Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома.
|
|
24
| 7
| Дом снаружи и внутри. Экскурсия.
| 1
|
|
25
| 8
| Строим город.
| 1
| Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.
Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.
Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома.
Работать в группе, создавая коллективный макет игрового городка.
| Конструирование игрового города.
Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектор.
Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. Архитектура. Архитектор. Художник-архитектор
|
|
26
| 9
| Все имеет свое строение.
| 1
| Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.
Составлять и конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации.
| Конструкция предмета.
Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм. Конструкция
(построение) предмета
|
|
27
| 10
| Строим вещи.
| 1
| Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.
Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.
| Конструирование предметов быта.
Как наши вещи становятся красивыми и удобными? Дизайнер. Предметы дизайна
|
|
28
| 11
| Город, в котором мы живем (обобщение темы)
| 1
| Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу. Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления.
Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.
Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц.
Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя.
Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.
| Создание образа города. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе.
Первоначальные навыки коллективной работы над панно.
|
|
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч.)
|
29
| 1
| Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе
Праздник Весны. Праздник птиц.
| 1
| Различать три вида художественной деятельности по предназначению (цели) произведения, его жизненной функции (зачем?): украшение, изображение, постройка.
Анализировать, в чем состояла работа Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).
Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.
| Взаимодействие трех видов художественной деятельности: участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства; как этапы, последовательность создания произведения; у каждого своя социальная функция.
В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы.
|
|
30
| 2
| Разноцветные жуки.
| 1
| Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками.
Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции.
Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей художественных материалов.
| Разновидности жуков
|
|
31
| 3
| Сказочная страна.
Создание панно.
Изображение сказочного мира.
| 1
| Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.
| Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его.
Выразительность размещения элементов коллективного панно.
|
|
32
| 4
| Урок любования. Умение видеть. Восприятие красоты природы.
РК «Природа родного города» (экскурсия)
|
| Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.
Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание).
Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.
| Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров.
Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые). Повторение темы «Мастера Изображения, Украшения и Постройки учатся у природы».
|
|
33
| 5
| Здравствуй, лето! (обобщение темы).
|
| Любоваться красотой природы.
Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.
Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и (желательно) впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке.
Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.
| Умение видеть. Развитие зрительских навыков.
Создание композиции по впечатлениям от летней природы.
Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью).
|
|