|
Урок 10. 10. Изображение предметного мира натюрморт
Урок 10. Изображение предметного мира – натюрморт Цели деятельности учителя
| Формировать представление о многообразии форм изображения мира вещей в истории искусства, научить понимать роль натюрморта и его появление в истории искусства; познакомить с различными художественными материалами, художественными техниками и их значением в создании художественного образа
| Тип урока
| Комбинированный
| Планируемые образовательные
результаты
| Предметные: научатся устанавливать аналогии, создавать модели объектов; сравнивать объекты по заданным критериям; строить логически обоснованные рассуждения; познакомятся с жанром натюрморта, его местом в истории искусства; узнают имена выдающихся художников, работавших в жанре натюрморта; получат навыки составления композиции натюрморта.
Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу; излагать свое мнение, выдвигать контраргументы в дискуссии, делать выводы; различать художественные средства и их возможности; планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы достижения цели; аргументированно оценивать свою работу, корректировать свое мнение.
Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче, имеют мотивацию к учебной деятельности
| Методы и формы
обучения
| Беседа, практический, творческий поиск, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная
| Образовательные ресурсы
| http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.artsait.ru
| Оборудование
| Цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы
| Наглядно-демонстрационный материал
| Репродукции картин: А. Матисс «Красные рыбки»; А. ван Бейерен «Натюрморт с омарами»; М. С. Сарьян «Натюрморт»;
М. Караваджо «Ваза с фруктами»; натюрморт – наглядная композиция; предметы быта; карточки: контуры предметов быта, композиции. Мультимедийный ряд: презентация «Рождение натюрморта»
| Основные понятия и термины
| Предметный мир, натюрморт, аппликация, композиция
| Организационная структура (сценарий) урока Этапы урока
| Обучающие и развива- ющие компоненты, задания и упражнения
| Деятельность учителя
| Осуществляемая деятельность учащихся
| Формы
организации совзаимодействия
| Формируемые
умения
(универсальные учебные действия)
| Промежуточный контроль
| I. Организационный
момент
| Беседа
с постановкой проблемы
| – Перед вами на столе ваза с цветами, около вазы – чашечка чая, лимон и раскрытая книга, как будто кто-то только что читал ее.
Все вдруг замерло. Французы сказали бы – nature morte (мертвая природа), англичане – still life (тихая жизнь). Как назовем мы эту композицию? Найдите ответ в этом стихотворении!
Нейлоновые розы в хрустале, А рядом пышно-белая сирень. Тончайший флер, божественная тень, Ютится скромно в баночном стекле, Роняя цвет в июньский теплый день. Малиновая скатерть, чай, лимон, Открыта книга, а читать мне лень, Роскошный запах – мил для всех времен. Твои мгновенья вечности, Сирень!
– Натюрморт.
Взяв вдохновения аккорд, Художник пишет натюрморт.
Он в мир предметов знает ход
И нас с собою проведет…
Л. Н. Чернова
| Слушают учителя. Отвечают на вопрос, составляя название жанра
из начальных букв каждой строчки стихотворения.
Осмысливают цель урока
| Фронтальная работа
| Регулятивные: определяют
цель и проблему
в учебной деятельности; принимают учебную задачу.
Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции
|
| II. Изучение нового материала
| Частично поисковый
| – Окружающие вещи, предметы обихода изображались во все времена.
Во фрагменте настенной росписи Древнего Египта «Яства» мы видим сосуды и чаши, богов и героев, ритуальные предметы и т. д. (Слайды № 2–3.)
В Древнем Риме большую популярность приобрело украшение стен. Стены вилл, жилых домов и общественных зданий покрывали росписями и мозаиками, достигая большой достоверности в изображении. (Слайд № 4.)
Каждая эпоха, каждый народ имели свои излюбленные предметы, свои поводы и причины для их изображения.
Искусство Средневековья было сосредоточено на сюжетах религиозного характера, его мастеров не интересовала материальность вещей.
Но в эпоху Возрождения появляется интерес к материальному миру.
Как самостоятельный жанр натюрморт появляется в западноевропейском искусстве в конце XVI – начале XVII веков. Постепенно натюрморт превратился в картину, на которой изображены только вещи. (Слайды № 5–6.)
Сегодня мы можем любоваться натюрмортами великих художников:
А. Матисс «Красные рыбки», А. ван Бейерен «Натюрморт с омарами», М. С. Сарьян «Натюрморт», Караваджо «Ваза с фруктами».(Слайды № 7–21.)
– Перед вами знакомый всем предмет быта (чайник), но дизайнер превратил его в живое существо – слоника. Каждое утро мы встречаемся со знакомыми нам предметами: чашкой, блюдцем, кувшином, ложкой… . Контуры этих предметов перед вами, добавьте к ним элементы, чтобы они стали более интересными и радовали глаз.
– Перед вами композиции из двух предметов – кувшин и лимон (лимон находится перед кувшином, сбоку и сзади, в изображениях допущены ошибки). На какой из трех композиций предметы расположены
| Учащиеся получают исторические знания. Занимаются творческим поиском для решения практико-теоретической задачи. Работают над формой предмета. Под руководством педагога вспоминают основы композиции
| Фронтальная, индивидуальная работа
| Познавательные: устанавливают аналогии, создают модель объектов; сравнивают объекты по заданным критериям; строят логически обоснованные рассуждения.
Коммуникативные: излагают свое мнение; выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы.
Личностные:
осознают многообразие взглядов, свою позицию
|
|
|
| правильно, а на каких – нет? Объясните почему.
Какими основными приемами композиции пользуется художник для достижения образной выразительности (выделение композиционного центра, передача симметрии или асимметрии, передача равновесия)
|
|
|
|
|
| III. Творческая практическая деятельность
| Практический. Творческий поиск
| Аппликация – знакомая вам техника создания картины (лат. application – прикладывание, присоединение) – способ получения изображения, техника декоративно-прикладного искусства. Аппликация – вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, природных материалов и т. п.
Сегодня на уроке вы будете создавать натюрморт из силуэтов бытовых предметов в технике аппликации.
Прочитайте задание (с. 61) в учебнике и приступайте к выполнению работы
| Ребята готовят рабочее место, размещают художественные материалы.
Работают над картиной
по предложенному описанию
| Индивидуальная работа
| Регулятивные: различают художественные средства и их возможности; планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели.
Коммуникативные: адекватно выражают и контролируют свои эмоции
|
|
| IV. Итоги урока.
Рефлексия
| Беседа
на основе заданных вопросов.
Выставка работ учащихся
| – Что нового узнали на уроке?
– Как менялась суть натюрморта в мировой истории (этапы развития натюрморта)?
– Какие натюрморты произвели на вас особое впечатление, назовите имена художников.
Выставка составленных композиций. Приглашает к обсуждению и оценивает результаты
| Отвечают
на поставленные вопросы,
анализируют свои работы
и работы одноклассников. Обобщают
| Индивиду-
альная,
фронтальная работа
| Коммуникативные: излагают свое мнение
в диалоге; строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказыва-
|
|
|
|
|
| полученные на уроке сведения. Оценивают результаты работы
|
| ния; аргументированно оценивают свою работу; корректируют свое мнение.
Регулятивные:
оценивают свою работу и работы своих товарищей; осознают правила контроля
|
|
| |
|
|