урока Тема Планируемые результаты Деятельность учащихся Вид контроля Дата
Скачать 108.06 Kb.
|
Каждый народ – художник (11 ч.) Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура - это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию. | |||||||||||||
16 | Страна восходя- щего солнца. Праздник цветения сакуры. (урок постановки и решения учебной задачи). | Художественная культура Японии. Особое поклонение природе в японской культуре. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни. Традиции любований, молитвенного созерцания природной красоты. Японские сады. «Праздник цветения вишни - сакуры». Японские праздники. Традиционные постройки. Учебник, с. 80-91. Мультимедийный ряд: презентация «Япония». | Индивиду- альная, фронталь- ная. | Узнают об особенностях изо-бражения, украшения и постройки в искусстве и архитектуре Японии. Научатся: воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы; сопоставлять традиционные представления о красоте русских женщин и японок. | Предметные:расширяют свои представления о культуре Японии; имеют представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды); получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся японских художников-пейзажистов. Метапредметные:понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные:имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте цвета в природе и искусстве древней Японии | Изготовление модели цветущего дерева - сакуры. Материалы: цветная бумага, ткань, клей, пенопласт, кисти, белая бумага, ножницы, гуашь, пластилин, подставки для «деревьев». | Рисунок. Устный опрос. | | | ||||
17 | Искусство оригами (урок постановки и решения учебной задачи). | Графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия - характерные особенности японского искусства. Изобразительное искусство, «оригами». Мультимедийный ряд: презентация «Оригами, приемы работы с бумагой». | Индивидуальная, фронтальная | Узнают новые эстетические представления о поэтической красоте мира. Научатся: приобретать новые умения в работе с выразительными возможностями художественных материалов; использовать технологию изготовления бумажного журавлика. | Предметные:расширяют свои представления о культуре Японии; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «образ», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся японских художников. Метапредметные:понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные:имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте искусства древней Японии. | Изготовление бумажного журавлика. (Во время практической работы учащихся звучит японская музыка.) Материал: бумага. | Рисунок. Устный опрос. | | | ||||
18 | Страна восходящего солнца. Образ человека, характер одежды в японской культуре (урок постановки и решения учебной задачи). | Красота женского образа Японии. Что считалось эталоном красоты в древней Японии? Учебник, с. 80-91. Изобразительное искусство, «кимоно», «оби», японская живопись, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция. Мультимедийный ряд: презентация «Художественная культура Японии». | Индивидуальная, фронтальная | Узнают: определения понятий «образ», «композиция», произведения выдающихся японских художников. Научатся использовать художественные материалы и инструменты для выполнения творческой работы. | Предметные:расширяют свои представления о культуре Японии; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «образ», «композиций»; знакомятся с творчеством выдающихся японских художников. Метапредметные:понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные:имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте женского образа в искусстве древней Японии. | Изображение женского образа -японки. Рисование образа японки в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры. (Во время практической работы учащихся звучит японская музыка.). | Рисунок. Устный опрос | | | ||||
19 | Народы гор и степей (урок постановки и решения учебной задачи). | Разнообразие природы нашей планеты. Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Изобретательность человека в построении своего мира. Поселения в горах. Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств. Учебнике. 92-101. Мультимедийный ряд: Николай Рерих «Горы», презентация «Народы гор и степей». | Индивидуальная, фронталь- ная. | Узнают художественные традиции в культуре народов степей. Научатся: понимать и объяс-нять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа; самостоятельно создавать творческую работу: изображать сцены жизни людей в степи и в горах. | Предметные:расширяют свои представления о жанре «пейзаж»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция», «иглу», «чум», «аул»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественно) о замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи | Изображение горного или северного пейзажа и народного жилища (аула, чума, иглу). Передача особой красоты пейзажа художественными материалами (гуашь). | Рисунок. Устный опрос. | | | ||||
20 | Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры (урок постановки и решения учебной задачи). | Мультимедийный ряд: Николай Рерих «Юрты. Монголия», Павел Варфоломеевич Кузнецов «Степной пейзаж с юртами», «В степи. Мираж». Учебнике. 92-101. | Индивидуальная, фронталь- Ная. | Узнают художественные традиции в культуре народов степей. Научатся: понимать и объяснять красоту природы нашей страны; самостоятельно создавать творческую работу: изображать сцены жизни людей в степи и в горах. | Предметные: расширяют свои представления о жанре «пейзаж»; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «композиция»; знакомятся с творчеством выдающихся художников-пейзажистов. Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи | Изображение степного пейзажа и народного восточного жилища -юрты. Передача особой красоты пейзажа художественными материалами (гуашь). Составление композиции из работ обучающихся. | Рисунок. Устный опрос. | | | ||||
21 | Города в пустыне (урок постановки и решения учебной задачи). | Города в пустыне. Мощные порталь-но-купольные постройки с толстыми стенами, их сходство со станом кочевников. Глина - основной строительный материал. Мечети. Мавзолеи. Торговая площадь - самое многолюдное место города. Арабески. Восточный орнамент. Учебник, с. 103— 109. | Индивидуальная, фронталь- ная. | Узнают об особенностях культуры и архитектуры Средней Азии. Научатся: характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии; объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов; создавать образ древнего среднеазиатского города. | Предметные:расширяют свои представления о красоте города в пустыне Самарканда; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «асимметрия», «декор», «композиция»; знакомятся с архитектурой Востока, ее декором. Метапредметные:понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные:имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте архитектуры Средней Азии.. | Создание образа древнего среднеазиатского города. Аппликация из цветной бумаги. Материалы: цветная бумага, мелки, ножницы, клей. | Аппликация. Устный опрос. | | | ||||
22 | Древняя Эллада (урок постановки и решения учебной задачи.) | Особое значение искусства Древней Греции. Мифологические представления древних греков. Древнегреческое понимание красоты человека. Размеры, пропорции, конструкции храмов. Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Афинский Акрополь - главный памятник греческой культуры. Ордерные системы Древней Греции. Театр. Греческая вазопись. Скульптура. Учебник, с. 110— 125. | Индивидуальная, фронталь- ная. | Узнают о значении искусства Древней Греции для всего мира. Научатся: эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции; выражать свое отношение к ним; характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма; самостоятельно выделять этапы работы; определять художественные задачи и художественные средства. | Предметные:расширяют свои представления об архитектуре Древней Греции, роли пропорций в образе построек, соотношении основных пропорций фигуры человека; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место; использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «ордер», «архитектура», «композиция»; знакомятся с выдающимися архитектурными сооружениями Древней Греции. Метапредметные:понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведутдиалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные:имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте архитектуры Греции. | Выполнение задания нас. 123-124. Изображение древнегреческого храма на фоне пейзажа. Материалы: бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти. | Рисунок. Устный опрос. | | | ||||
23 | Олимпийские игры становки и решения учебной задачи). | В основе идеала красоты лежит единство, гармония духа и тела. Идеальным считался человек, у которого все части тела и черты лица находились в гармоничном сочетании. Древнегреческие скульпторы и их творения. Учебник, с. 110— 125. Изобразительное искусство, скульптура, пропорции, рельеф, роспись, цвет, тон, композиция. Мультимедийный ряд: презентация «Древняя Греция». | Индивидуальная, фронталь- ная. | Узнают историю возникновения Олимпийских игр. Научатся: отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения; передавать красоту движения спортсменов, атмосферу Древнегреческих олимпийских игр. | Предметные:расширяют свои представления об архитектуре; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «скульптура», «пропорции», «рельеф», «композиция»; знакомятся с выдающимися художественными произведениями Древней Греции. Метапредметные:понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла. Личностные:имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте скульптуры и вазописи Греции. | Выполнение коллективной работы -панно «Олимпийские игры». Составление плана работы над панно «Олимпийские игры». Рисование красками, выполнение коллажа из рисунков. Материалы: гуашь, бумага, кисти, ножницы, клей. | Рисунок. Устный опрос. | | | ||||
24 | Средневековый город (урок постановки и решения учебной задачи). | Образ готических городов. Готические храмы. Витражи. Ремесленные цеха были основной силой этих городов. Единство форм костюма и архитектуры, одежды человека и его окружения. Учебник, с. 126-135. «Готика», «окно-роза», «портал», образ, цвет, тон, композиция. Мультимедийный ряд: презентация «Средневековый город». | Индивидуальная, фронталь- ная. | Узнают образ готических городов средневековой Европы. Научатся: видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях; передавать образ человека средневековой Европы в костюме; использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма). | Предметные:расширяют свои представления о культуре средневековой Европы; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «витраж», «готика», «окно-роза», «портал»; знакомятся с творчеством выдающихся европейских художников. Метапредметные:понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные:имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте культуры Средневековья. | Создание коллективного панно «Площадь средневекового города» в технике аппликации. Материалы: цветная и тонированная бумага, гуашь (или пастель), кисти ножницы, клей. | Рисунок. Устный опрос. | | | ||||
25 | Образ готического храма в средневековом городе (урок постановки и решения учебной задачи.) | Готические храмы. Витражи. Единство форм костюма и архитектуры, одежды человека и его окружения. «Витраж», «готика», «окно-роза», «портал», образ, цвет, тон, композиция. Произведение В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» Литературное описание архитектурных особенностей готического собора. Учебник, с. 126— 135. Мультимедийный ряд: презентация «Средневековый город». | Индивидуальная, фронталь- ная | Узнают основные памятники архитектуры средневековой Европы. Научатся понимать значимость исторического прошлого Западной Европы для современного человека. | Предметные:расширяют свои представления о культуре средневековой Европы; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усваивают суть понятий «витраж», «готика», «окно-роза», «портал»; знакомятся с творчеством выдающихся европейских художников. Метапредметные:понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и" сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте культуры Средневековья. | Изображение готического собора. Материалы: графические материалы, акварель, бумага, кисти. | Рисунок. Устный опрос. | | | ||||
26 | Многообразие художественных культур в мире. Обобщение (урок постановки и решения учебной задачи). | Итог - не запоминание названий, а радость делиться открытиями иных, уже прожитых детьми, культурных миров. Художественные культуры мира - это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники. Понимание разности творческой работы в разных культурах. Мультимедийный ряд: презентация «Многообразие художественных культур в мире». | Индивидуальная, фронталь- ная. | Научатся: осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений; понимать разли- чия работы трех Мастеров в разных культурах; объяснять, почему постройки, одежды, украшения такие разные; самостоятельно составлять рекламный буклет; рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира; анализировать свою работу и работу одноклассников. | Предметные:расширяют свои представления о культурах разных стран; узнают по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках; соотносят особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности; получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место. Метапредметные:понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте искусства разных стран. | Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ - художник». Составление туристического рекламного буклета в одну из стран. Материалы: художественные материалы по выбору учащихся. | Рисунок. Устный опрос. | | | ||||