Главная страница
Навигация по странице:

  • 30. Внутренняя и внешняя политика России в эпоху Николая 1

  • 31. Культура и искусство России первой половины 19 века

  • Творчество Н.М.Карамзина сыграло большую роль в развитии русского литературного языка.(Бедная Лиза). ранее творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

  • , Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева . В русской живописи становится популярен бытовой сюжет.

  • Восточные Славяне в древности. Возникновение государства у восточных славян 89 век


    Скачать 0.49 Mb.
    Название Восточные Славяне в древности. Возникновение государства у восточных славян 89 век
    Анкорotvety_istoria_2a.doc
    Дата19.05.2017
    Размер0.49 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаotvety_istoria_2a.doc
    ТипДокументы
    #7894
    страница5 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    29. Тайные декабристские организации. Восстание декабристов.


    Распространение либеральных идей началось в России еще со времен Екатерины Великой, которая вела переписку с Вольтером, Руссо, Дидро. Но после французской революции начались гонения на либералов. Вторая волна либеральных идей пришла в Россию после заграничного похода русской армии. Тысячи молодых офицеров стали убежденными противниками самодержавия и крепостничества. Либеральные идеи «Негласного комитета» и реформы Сперанского подготовили почву для проникновения этих идей в среду передового дворянства. Первые тайные общества появились после окончания заграничного похода русской армии. Молодые офицеры приобщились во Франции к масонским организациям, которые ставили задачу мирного объединения человечества в рели­гиозно-братский союз. В России в 20-х годах XIX в. было 220 масонских лож, в них состояло 3 тысячи дворян, интеллигентов. Первым тайным обществом стал «Союз спасения» (1816— 1818), который возглавил полковника. Н. Муравьев. Членами общества были молодые гвардейские офицеры С. П. Трубецкой, Н. М. Муравьев, М. С. Лунин, И. Д. Якушкин, всего около 30 человек. Позднее в него вступил П. И. Пестель. Главной целью общества было уничтожение крепостного права и установление конституционной монархии путем военного переворота. Слабость организации и разногласия между членами общества привели к его самороспуску. В 1818 г. в Москве на базе «Союза спасения» была создана новая организация «Союз благоденствия», насчитывавшая уже 200 человек. Во главе Союза были «Коренная управа» (30 учредителей) и Дума (6 человек). Организация имела свой устав с обширной программой действий, получивший название «Зеленая книга» (по цвету переплета). Ее участники хотели сначала через печать и литературно-просветительские общества воздействовать на общественное мнение, создать определенную общественную атмосферу, а затем произвести безболезненный государственный переворот и перейти к революционным преобразованиям: уничтожению крепостного права, введению конституционного правления. Но внутри Союза были серьезные программные и тактические разногласия: одни выступали за введение в России республиканской формы правления, другие — за конституционную монархию. В 1821 г. радикальные члены Союза, выступавшие за революцию, добились его роспуска. В 1821 г. возникли два новых общества — Южное в армей­ских частях на Украине и Северное в Петербурге. Руково­дителем Южного общества был полковник П. И. Пестель, его членами — братья А. А. и Н. А. Крюковы, В. П. Ива­шёв, С. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и др.; руководителем Северного общества был Н. М. Муравьев, членами — М. С. Лунин, С. П. Трубецкой, Е. П. Оболен­ский, И. И. Пущин. Программа Южного общества назы­валась «Русская Правда», а Северного — «Конституция». П. И. Пестель составил первый в истории России проект рес­публиканского устройства страны, по которому: Россия провозглашалась республикой с однопалатным парламентом — Народным вече, высшим органом законодательной власти, в составе 500 человек, избиралось на 5 лет; исполнительная власть принадлежала Державной думе из 5 человек, также избиралась на 5 лет; контроль за соблюдением конституции должен был осуществлять Верховный собор из 120 человек, члены которого избирались пожизненно из наиболее заслуженных и уважаемых граждан; ликвидировались сословия, провозглашались гражданские свободы, сокращались налоги и срок солдатской службы; отменялось крепостное право, к крестьянам переходила половина земельного фонда страны. Весь земельный фонд государства рассматривался как общественное достояние и делился на две части. Одна половина оставалась в частном владении помещиков и любых других лиц, а из другой крестьяне получали свои наделы. Некоторые положения «Русской Правды» были нереалистичны. Например, ликвидация сословий привела бы к нарушению социальной структуры, к хаосу и развалу общества. Пестель не учитывал также и то, что резкая смена политического и общественного строя в России привела бы к серьезным потрясениям. Страна и народ не были готовы к перестройке по проекту П. И. Пестеля. «Конституция» Муравьева была более умеренным документом, чем «Русская Правда», и в своей основе более реалистичным. Но в 1825 г. к руководству в Северном обществе пришли Е. П. Оболенский, К. Ф. Рылеев, настроенные радикально, а П. Г. Каховский вообще был готов совершить убийство царя. Несмотря на тайный характер организаций, власти располагали большой информацией об их деятельности. В 1822 г. были запрещены все тайные общества и масонские ложи, началось преследование их членов. Осенью 1825 г. Александр I приказал арестовать ряд участников движения. Руководители Северного и Южного обществ договорились об объединении и совместном вооруженном выступлении ле­том 1826 года, но выступить пришлось раньше. В ноябре 1825 г. внезапно умер Александр I, власть должна была перейти к его брату Константину. Но Константин еще в 1822 г. отрекся от престола в пользу младшего брата Николая (все это держалось в тайне). Вся страна стала присягать Константину, который в это время находился в Варшаве. Между братьями началась переписка, которая длилась 3 недели. Дина­стический кризис затянулся. В конце концов присяга новому императору была назначена на 14 декабря 1825 года. На Сенатскую площадь декабристы смогли вывести 3 тысячи солдат и матросов. Но Сенат и Госсовет приняли присягу еще до подхода декабристов. На площадь не явился Трубецкой. Восставшие солдаты не подозревали об истинных целях выступления. Им было сказано, что Николай I хочет завладеть престолом в обход Константина. Верные Николаю I войска окружили восставших на Сенатской площади. Николай I послал на переговоры с декабристами митрополита. Каховский смертельно ранил генерала М. А. Милорадовича, который пытался убедить солдат в том, что их обманывают. В 5-м часу вечера Николай I приказал стрелять по восставшим войскам. Число жертв с обеих сторон составило 200—300 человек, много было раненых. В тот же вечер начались аресты участников выступления. Через две недели на Украине восстал Черниговский полк, восстание возглавили С. И. Муравьев-Апостол и М. П. Бестужев-Рюмин. 3 января 1826 г. восстание было подавлено. Декабристы бросили вызов самодержавию, они требовали гражданских прав и свобод. Выступление декабристов не было военной революцией или восстанием — это был акт гражданского неповиновения. Казнив 5 декабристов, Ни­колай I в моральном отношении проиграл, русское дворян­ство не простило ему жестокости.

    30. Внутренняя и внешняя политика России в эпоху Николая 1

    Николай I понимал неизбежность реформ, но не решался отменить крепостное право, укреплял самодержавие, опираясь на армию и чиновничество, жестоко преследовал любую крамолу в России и за рубежом, за что получил прозвище «жандарм Европы».После подавления восстания декабристов было создано III Отделение, которому поручались все политические дела и контроль за умонастроениями. Начальником III Отделения и шефом корпуса жандармов стал барон А. X. Бенкендорф, личный друг Николая I. Прежде всего стали выявляться и преследоваться любые оппозиционные кружки. Под жесткий цензурный контроль была поставлена печать. Цензоры должны были зап­рещать статьи и книги, в которых порицался монархический строй, критиковалась церковь. В 30-е годы министр народного образования литератор С. Уваров выдвинул так называемую теорию «официальной народности» в виде триединой формулы: православие, самодержавие, народность. Уваров противопоставил дворянскую революционность и верность народа самодержавию и православию. В первые годы правления Николай I самостоятельно решал многие государственные вопросы, лично контролировал министерства и ведомства. В своей работе он опирался на чиновничество, появилось много новых министерств, ведомств, которые курировали практически все отрасли, в том числе религию, искусство, литературу, науку. Росла численность чиновников, усиливался бюрократический аппарат. Подчиненные министру чиновники готовили проекты решений и в зависимости от своих интересов докладывали их начальству. Чиновник не отвечал за решение, которое подписал начальник, тот же в свою очередь также не нес никакой ответственности, так как его подписал следующий по чину начальник. Возникала круговая бюрократическая безответственность. Официальная пропаганда твердила, что улучшение жизни народа — главная забота правительства, создавалась картина всеобщего благополучия. Это была по своей сути бюрократическая система. С 1649 г. накопилось огромное количество манифестов, указов, которые противоречили друг другу. Необходимо было составить единый Свод законов, т. е. провести кодификацию. Для этого был привлечен М. М. Сперанский. Под его руководством была осуществлена систематизация российских законов. В 1833 г. были опубликованы «Полное собрание законов Российской империи» (начиная с Соборного уложения 1649 г.) и «Свод действующих законов» в 15 томах. В 1825 г. внешний долг России достиг 102 млн. рублей серебром. Стоимость бумажных ассигнаций падала. Министр финансов Е.Ф. Канкрин хотя и был консерватором, не хотел глубоких реформ, но считал, что Россия должна жить по средствам и возможностям. Кодификация законов, реформа управления государственными крестьянами, денежная реформа — это основные достижения царствования Николая I. С их помощью Николаю I удалось укрепить свою империю. Больших успехов достигла постоянная торговля, которая стала превосходить традиционную ярмарочную торговлю. Но крепостничество тормозило развитие торговли в центре, поэтому национальные окраины быстрее втягивались в общероссийский рынок.


    31. Культура и искусство России первой половины 19 века

    Начало XIX в. — время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию, что в значительной степени определило прогресс и достижения отечественной культуры и науки. Характерной чертой этого периода является демократизация культуры, увеличение числа ее деятелей из непривилегированных сосло­вий. Культурному подъему способствовала также политика «просвещенного абсолютизма», проводимая Александром I. При Александре I окончательно сложилась система начального, среднего и высшего образования. Большое внимание правительство уделяло развитию высшего образования. В период правления Николая I школы стали сословно-обособленными.

    Русская наука в эти годы достигла больших успехов. Естествоиспытатели И. А. Двигубский и И.Е. Дядьковский утверждали, что населяющие Землю живые существа с течением времени изменяются, что все явления природы подчинены общим законам развития, физико-химическим процессам. Врач Дядьковский развивал идеи о ведущей роли нервной системы в организме человека. К. М. Бэр сделал ряд крупных открытий в эмбриологии. Великий русский хирург Н. И. Пирогов положил начало во­енно-полевой хирургии. В Крымской войне он впервые прямо на поле боя применял наркоз во время операции, использовал для лечения переломов неподвижную гипсовую повязку. Большое значение для развития астрономии имело открытие в 1839 г. Пулковской обсерватории. В начале XIX в. был изобретен первый источник электрического тока. Химик К. Г. Кирхгоф открыл каталитическую реакцию пре­вращения крахмала в сахар. Прибалтийский физик и химик К. И. Д. Гротгус сформулировал первую теорию электролиза и закон фотохимии. Химик Г. И. Гесс открыл основной закон термохимии — сохранение энергии применительно к хими­ческим процессам. Химик Н. Н. Зинин синтезировал ани­лин, положил начало химии красок. Химик А. М. Бутлеров создал теорию химического строения вещества. П. Г. Соболевский и В. В. Любарский сделали открытия, положившие начало порошковой металлургии.

    Особенностью первой половины XIX в. стало быстрое внедрение научных и технических идей в производство. Характерное явление культурной жизни России этого периода — возрождение интереса к исторической науке. Россия становилась великой морской державой, перед географами возникли новые задачи. Были открыты новые острова в Тихом и Ледовитом океанах, получены новые сведения о жизни народов Сахалина и Камчатки, составлены карты. Совершен отдельный переход от Гавайских островов до Аляски. В 1821 г. во время кругосветного путешествия, совершенного под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, было сделано величайшее географическое открытие ХIX в. — открыта шестая часть света — Антарктида.

    Литература в первой половине XIX в. становится ведущей областью культурной и общественной жизни России. В ней находят отражение передовые общественные идеи, насущные проблемы жизни. Она формирует национальное самосознание, обращается к историческому прошлому страны. Начиная с 30-х годов XIX в. в русской литературе утверждается реализм. Главными принципами этого идейно-эстети­ческого направления являются правдивое отражение объек­тивной действительности; правда жизни, воплощаемая различными художественными средствами; воспроизведение типических характеров в типичных для них обстоятельствах. Резко увеличилось число газет и журналов, хотя тиражи их были невелики. С 1838 г. в каждой губернии стали выходить «Губернские ведомости». Официальной газетой были «Санкт-Петербургские ведомости». В 1823—1825 гг. Как и в литературе, в театре в 20—30-е годы классицизм и сентиментализм были оттеснены романтизмом. Основоположником реализма на русской сцене по праву считается М. С. Щепкин, реформатор русского актерского искусства. С него начинается становление единой режиссуры и искусства оформления спектакля. Социальное звучание имели его сатирические роли — Фамусова и Городничего. Все творчество великого актера было связано с Малым театром, который современники называли вторым Московским университетом.

    Для русской музыки этого периода характерно обращение к народной мелодии и национальной тематике. Большую популярность имели произведения композиторов А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, особенно их романсы. А. Н. Верстовский создал талантливую оперу «Аскольдова могила». Пушкинский сюжет лег в основу оперы А. С. Даргомыжского «Русалка». Но истинно национальную музыку создал великий М. И. Глинка, который написал много романсов, песен, симфоническую пьесу «Камаринская». Подлинными шедеврами стали его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Произведения Глинки реалистичны, глубоко народны. Сам композитор утверждал, что «музыку создает сам народ, а мы ее только аранжируем».

    В живописи растет интерес художников к личности человека, к жизни простых людей, а не только богов и царей. Намечается постепенный отход от академизма, центром которого была Академия художеств. Выдающимся представителем академической школы этого периода был К. П. Брюллов. В своей картине «Последний день Помпеи» художник показал героизм, достоинство и величие простых людей в условиях природной катастрофы. Брюллов был также блестящим мастером парадного и психологического портрета.

    30—50-е годы — период упадка русского классицизма в архитектуре, наступает период эклектики (смешение стилей). Примером могут служить в Петербурге здания Нового Эрмитажа, Николаевского и Мариинского дворцов; здесь использованы новогреческий стиль, барокко, ренессанс. В Москве создателем эклектического русско-византийского стиля К. А. Тоном были построены Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата. Более 40 лет на берегах Москвы-реки строился храм Христа Спасителя в честь избавления России от наполеоновского нашествия. В 1931 г. храм был уничтожен большевиками, и восстановление его началось только в 1994 г.

    --

    Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влияние все шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни.

    Творчество Н.М.Карамзина сыграло большую роль в развитии русского литературного языка.(Бедная Лиза). ранее творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева.

    В русской живописи становится популярен бытовой сюжет.

    Одним из первых к нему обратился А.Г. Венецианов, изображавший картины из быта крестьян. Картины П.А. Федотова ("Свежий кавалер", "Сватовство майора") отличались реализмом и носили сатирический характер.

    Особенно поразили современников полотна К.П. Брюлова "Последний день Помпеи" и А.А. Иванова "Явление Христа народу".

    Первая половина XIX в. в архитектуре стала временем расцвета классицизма. Характерная черта - создание крупных ансамблей. Это особенно проявилось в Петербурге. Архитектора К.И. Росси (здание Генерального штаба) и А.А. Монферран (Александровская колонна) было завершено оформление Дворцовой площади. Здание Сената и Синода (К.И. Росси), Исаакиевского собора (А.А. Монферран) составили ансамбль Сенатской площади. А.Н. Воронихиным был возведен Казанский собор, А.Д. Захаровым - здание Адмиралтейства. В Москве работали О.И. Бове (ансамбль Театральной площади, здание Манежа), Д.И. Жилярда (перестройка здания Московского университета).

    --
    Русская культура второй половины XIX в. отражала сложные противоречивые процессы, происходившие в обществе.

    60-70-е годы принято называть "золотым веком" русской химии. Выдающийся вклад в мировую науку внесли А.М.Бутлеров (работы в области изучения химического состава и строения органических тел), Д.И.Менделеев (открытие периодической таблицы, работы в самых различных областях знания).

    В области физики успешно работали А.Г.Столетов (изучение фотоэлектрических явлений), П.Н.Яблочков (изобретатель дуговой лампы, "свечи Яблочкова"), А.Н.Лодыгин (создание ламп накаливания), А.С.Попов (изобретение в 1895 г. радиоприемника).

    Успешно работал в области самолетостроения А.Ф.Можайский, исследованиями в области дирежаблестроения, аэродинамики, ракетных двигателей занимался К.Э.Циолковский.

    В пореформенные годы в русской литературе наступает расцвет критического реализма. В это время писали Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, И.А.Гончаров, А.Е.Салтыков-Щедрин, А.П.Чехов. Вершинами русской поэзии в эти годы было творчество поэта-демократа Н.А.Некрасова, тонких лириков Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова. Целую эпоху в истории русского театра составили пьесы А.Н.Островского. Ведущими драматическими театрами России были в это время Малый театр в Москве и Александринский - в С.-Петербурге.

    Русская музыкальная культура развивала национальные традиции. Новаторство и демократизм отличали большую группу композиторов, создавших творческое объединение ("могучую кучку"), идейным вдохновителем которого был известный критик В.В.Стасов. В это объединение вошли Л.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков, Ц.А.Кюи, М.А.Балакирев.

    Мировую известность получили симфонии, оперы, балеты, музыкальные пьесы крупнейшего русского композитора П.И.Чайковского(Лебединое озеро, Щелкунчик, Спящая красавица).

    Огромный общественный резонанс имели полотна знаменитого русского художника И.Е.Репина ("Бурлаки на Волге", "Крестный ход в Курской губернии", "Иван Грозный и сын его Иван" и др.), картины В.И.Сурикова, В.М.Васнецова, В.В.Верещагина.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта