Главная страница

дипломная. дипломная осетия. 1. 1 Орудия труда 2 Выращиваемые культуры Глава ii. Животноводство 1 Разведение крупного рогатого скота


Скачать 0.63 Mb.
Название1. 1 Орудия труда 2 Выращиваемые культуры Глава ii. Животноводство 1 Разведение крупного рогатого скота
Анкордипломная
Дата28.03.2022
Размер0.63 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файладипломная осетия.rtf
ТипРеферат
#421291
страница3 из 4
1   2   3   4

3.3 ОБРАБОТКА ДЕРЕВА
В горной полосе и на равнине Осетии с древних времен были развиты деревообрабатывающие промыслы. Каждый осетин сам делал из дерева необходимые ему в хозяйстве предметы, начиная от арбы, древней сохи и бороны и кончая мебелью и посудой тончайшей художественной работы. Такое высокое развитие обработки дерева объясняется ее древними традициями, уходящими своими корнями в скифо-сарматскую эпоху. Названия ряда предметов домашнего обихода осетин восходят к древнеиранскому.

Еще в начале XIX в. у осетин-горцев ряд хозяйственных орудий, мебель, домашняя утварь изготовлялись из дерева домашним способом. Обработка дерева была в основном домашним промыслом, но в каждом районе имелись и специалисты-кустари, работавшие на местных токарных станках особого устройства - зырн, искусно изготовлявшие на заказ резную деревянную мебель и пр. «Искусство точить и резать дерево в Осетии, - отметил С.Кокиев, - весьма древнее и сильно развито повсеместно, а потому осетин в своем домашнем обиходе пользуется почти исключительно деревянной посудой, вытачиваемой или вырезываемой». До недавнего времени особенно славились деревообрабатывающим промыслом Джавское и Кударское ущелья Южной Осетии, Дигория и Куртатинское ущелье Северной Осетии. В Кударском ущелье из цельного ствола дерева изготовляли огромные кадки (гарз) и корыта (арынг). При изготовлении кадок сердцевину дерева сначала вычищали при помощи топора, а затем выжигали. Изготовляемая кударцами утварь (чашки, тарелки, пивные бокалы и пр.) отличалась массивностью.

Более высокого развития обработка дерева достигла в Джавском районе, в частности в ряде сел (Ханикатикау, Згъубир, Ерман) в верховьях Б. Лиахви. Здесь было очень много мастеров, изготовлявших из дерева домашнюю утварь - чашки, тарелки, ложки, ведра и т. д., а также сельскохозяйственный инвентарь. Большим искусством отличались изделия мастеров Куртатинского ущелья, особенно братьев Елза и Астархана Колиевых (сел. Лац), изготовлявших на особом токарном станке изящную мебель и утварь. Изделия Колиевых до сих пор можно встретить во многих домах Центральной и Северной Осетии. Они не раз экспонировались на всероссийских и кавказских сельскохозяйственных выставках. Так, в 1898 г. на одной из таких выставок в Москве был представлен осетинский столик на трех ножках, сделанный Астарханом Колиевым, удостоенным за него медали «За усердие». Колиевы имели немало своих учеников в разных селах Северной Осетии.

Большого искусства достигли осетины в изготовлении деревянной домашней утвари. Домашнюю утварь различной формы и размеров - чашки, блюда, ведра, бокалы и т. д.- изготовляли как техникой выдалбливания, так и техникой вытачивания на местном токарном станке. На посуде очень искусно вырезывались орнамент и художественной работы фигурные ручки.

В горной Осетии не знали металлических ведер, воду носили в деревянных узких длинных ведрах на спине. Подобное ведро (кустил) выдалбливалось из цельного обрубка дерева. Дно делалось вставное. В наружной части ведро скреплялось двумя-тремя деревянными обручами. Кустил связывался веревкой, за которую его держала несущая женщина. Широко распространено было изготовление деревянных ложек. Ложки (уидыг) делали глубокие и мелкие, большие и маленькие.

В начале XIX в. у осетин уже были деревянные кровати, кресла, украшенные резьбой, маленькие круглые столики на трех ножках и т. д. «Искусство точить и резать дерево в Осетии, - отметил С. Кокиев, - весьма древнее и сильно развито повсеместно, а потому осетин в своем домашнем обиходе пользуется почти исключительно деревянной посудой, вытачиваемой или вырезываемой». Особенно славились до недавнего времени деревообрабатывающим промыслом Джавское и Кударское ущелья Юго-Осетии, Дигория и Куртатинское ущелье Северной Осетии. В Кударском ущелье из цельного ствола дерева изготовляли огромные кадки (гарз) и корыта (арынг). При изготовлении кадок сердцевину дерева сначала вычищали при помощи топора, а затем выжигали. Изготовляемая кударцами утварь (чашки, тарелки, пивные бокалы и пр.) отличалась массивностью.

В равнинной полосе Осетии под влиянием русских мастеров главным образом развивалось производство транспортных средств. Крупными центрами по изготовлению арб, бричек, фургонов и т. д., а также отдельных частей к ним являлись селения Алагир и Ардон.

В последнее время отпала необходимость в изготовлении деревянной посуды, домашней утвари и мебели, так как появилась фабричная мебель, фарфоровая и эмалированная посуда. Однако искусство старых мастеров-деревообделочников не исчезло. Они передают свои знания и опыт новому поколению.

Так же, как каждая женщина-крестьянка умела обрабатывать шерсть, мужчина крестьянин владел искусством обработки дерева, кости, камня. Из дерева изготовлялись орудия труда и средства передвижения: арба и сани для перевозки грузов, мебель и посуда, различная утварь. Для каждого вида изделий применялись свои сорта дерева: арбу делали из дуба, карагача и ясеня, деревянные части плуга - из клена и березы, утварь - из липы, посуду - из груши, и т. д. Одним из основных методов изготовления посуды было выдалбливание. Готовый предмет подвергали кипячению, смазывали жиром и сушили. Несмотря на примитивность орудий деревоотделочного производства, изделия получались прочные, удобные и по-своему красивые. Распространена была для украшения и резьба по дереву. Применялся геометрический и растительный орнамент. Узоры наносились также на опорные столбы и фасад шкафа-ларя. В XIX в. особое развитие получило искусство осетинских резчиков по дереву. Резьба по дереву всегда выполнялась мужчинами, часто мастерами-специалистами. Архитектурная резьба наиболее характерна для народов Дагестана и Осетии. Резьбой украшали различные части жилища и особенно интерьер, по-прежнему богато отделывались опорные столбы, перегородки встроенных закромов и ларей для хранения зерна.

Столяры, колесники, сапожники ткачи начинают свои работы с октября и заканчивают их к июню, к началу полевых работ; по прочим работам работа идет круглый год. Выделкою мелких деревянных изделий кустари занимаются только во время отдыха или в ненастную погоду. Во время непогоды пильщики занимаются, кроме выделки мелких деревянных изделий, также изготовлением тростей и обручей для бондарей. Они производят также грабельники, люшни (часть воловьей телеги), малые и столовые вилы. Кроме того, каждый кустарь-пильчик занимается выделкой корыт, ульев, половников и ложек. Корыта изготовляются разной величины: для купания детей - в 3/4 аршина длины, для теста (месить) - в 1 аршин 5 вершков, для стирки белья - в 1 аршин 9 вершков, для давки винограда - в 2 1/2 аршин длины и 1 аршин ширины. В течение года каждый кустарь изготовляет в течение года до ста корыт.

В зимний вечер кустарь может выделать, если у него под руками острый резец и сырой лес (клен), 6 обыкновенных ложек и два уполовника.

Ульи делаются из липы, ольхи, и, редко, из карагача. Сначала распиливают кряж на аршинные обрубки (улей, непременно, должен иметь в поперечнике, внутри, 8 вершков) и просверливают их насквозь буравом; просверленную дыру увеличивают, потом, лопастью, которая сверлит дыру также, как бурав, когда лопать «нажрет» (т. е. наберет) достаточно стружек, ее вытягивают с помощью «шапки», которая захватывает на пути насверленные стружки. Так сверлят лопасью с обоих концов колодки до тех пор, пока не образуется двухвершковая дыра в диаметре. Потом эту дыру наполняют сухими стружками и зажигают их. При этом колоду ставят на подставки. внутренность выгорает таким путем до тех пор, пока древесины не останется только на два вершка в толщину: процесс выгорания тянется два дня. Затем выдалбливают середину долотом; внутренность обрубка вычищают скобелкою и оставляют ее сохнуть несколько дней. За все время выделки обрубков кора с них не счищается, чтобы дерево не лопалось и не трескалось, когда же колодки достаточно просохнут, с них снимают кору, очищают с наружной стороны и прибивают дно. Работа эта не трудная, но поглощает много времени.

Инвентарь деревянной посуды в хозяйстве не очень велик: чанак, бокал, ступа, чашка, ложка, ведро, а также столы, блюда, кресла, люльки, цепи деревянные, лопатки, скрипки, балалайки, трубки, гребни для расчесывания шерсти, челноки, гребни ткацкого станка, кресла.

Чанак - чашка, самая общепринятая посудина. В безлесных местностях чанаки очень дороги, в горах же, ближе к лесу, они ценятся дешевле. Их отличие в том, что они не вытачиваются на токарном станке, а выдалбливаются, для чанаков используются очень твердые вязкие породы деревьев. Чанаки выдалбливаются желобчатыми тяпками, выскабливают древесину изнутри ручным резцом. Ручка чанака делается или в виде кольца, или цилиндрическая, или же загнутая. Такими чанаками едят суп или бульон, после обеда. У осетин, как и у всех кавказских горцев, бульон подают после мяса, в конце обеда. Чанаки обыкновенно делаются из наплыва клена или ольхи. Изготовлением их преимущественно занимаются дигорцы (Северная Осетия).

Выделкою чашек занимаются только в лесогорной полосе. Чашки точатся на станке из карагача, или делаются от руки, при помощи тяпки и резца, из наплывов клена и ольхи. Изготовлением их занимаются преимущественно пастухи.

Ложки делаются очень малоуглубленными, потому что ими едят пищу лишь полужидкую, например, кашу, кисель и т. д. На них нет ни спроса, ни предложения на рынке, в местах отдаленных эти нехитрые ложки каждых хозян изготавливает для семьи сам от скуки.

Ведра долбятся из обрубкового дуплистого дерева, потому что бондарство горцам неизвестно. Внутренняя стенка ведра часто выжигается каленным железом. Горцы употребляют свои деревянные ведра главным образом для доения молока, так как воду у них принято носить в больших кувшинах на спине.

Назначение ступы известно. Иногда ступы делаются очень большими и назначаются для толчения моли или перетирания черемши (корневища особого растения). Каждый сам делает для себя такую ступу.

Бокал употребляется лишь в торжественных случаях у осетин, которым не запрещаются напитки.

Нижеследующие домашние принадлежности делаются мастерами из горцев, но не для продажи, а на заказ.

Столы в ходу у большинства горцев. Столы бывают точеные, их делают из карагача, реже из ясеня или бука. Выделывают их в свободное от полевых работ время токари, которых среди горцев сравнительно мало. В горной Осетии особою славою пользуются следующие токари: Магометанского селения - Асламбек Хасцаов и Биазр Глоров, Долиарского селения - Асланук Хотагов и селения Томисского - Габис Бекоев. Материал они заготавливают зимою в кусках и предварительно подвергают сушке над очагом. Таких столов в день один мастер успевает выточить до 7 штук. Спрос на них большой. Величина столов не превышает пяти четвертей в диаметре, и конечно, кругом такого стола во время еды могут поместиться не более как три-четыре человека. Если же собирается в доме много гостей, как например во время свадьбы, то употребляют длинные столы, составленные из досок.

Блюдо часто заменяет стол, оно в этих случаях ставится прямо на пол. На такие блюда в качестве необходимой кухонной принадлежности, большой спрос и их можно встретить у всех кавказских народов. Они всегда точатся на станках из карагача или ильмы, но из клена ценятся дороже.

Кресло всегда стоит в почетном углу осетинской саки и назначается для старика - хозяина дома. У плоскостных осетин оно встречается редко, а в горах - в каждом доме. В продаже кресел нет, делаются они только на заказ.

Люлька делается на полозьях для укачивания ребенка. Матери-осетинки находят такую люльку удобнее всякой другой, и действительно, она для них удобна: отправляясь на работу, мать увязывает ребенка в люльку, кладет ее на спину, накинув особую перевязь на плечо, и таким образом несет, нередко на дальние расстояния. Такие люльки готовятся дома.

Осетины делают грабли весьма оригинальным способом: поперечное основание их, или брусок, делается из сырой лещины, березы или клена, а зубцы - из сухого дерева, преимущественно из ясеня. Отверстия насверливаются в сыром еще бруске, и тотчас вставляются в них зубья; при усыхании бруска отверстия его суживаются и ущемляют зубья. Зубья делаются с шляпочками, немного больше отверстий и загоняются в них с большим усилием, так что шейки зубцов могут вращаться в отверстиях, но выскакивать из них не могут. Благодаря такому устройству грабли эти очень прочны и служат дольше грабель русских. Делаются они обыкновенно весной, перед началом полевых работ, каждый для себя.

Деревянная цепь для подвешивания котла на очаге встречается теперь только в кутанах и у пастухов, и вообще во временных помещениях. Длина ее около сажени. Обыкновенно цепь висит посередине сакли и под нею в полу делается возвышение высотою в один кирпич, шириною около аршина с четвертью и длиною до полутора вершка, образующее горизонтальную площадку наверху. На концах этого возвышения кладут длинные камни или кладки из кирпича, высотою до шести вершков, на которых во время арки помещаются дрова. Самая же площадка служит для печения в золе чуреков и пирогов. На нижнем конце цепи прикрепляется крючок для подвешивания котла. Эта цепь считается в семье священною. Всякий отъезжающий из дому, а также девица, выходящая замуж, должны получить благословение под этой цепью и затем уже прощаться с домом.

Скрипка, у горцев всегда двухструнная, в большом ходу в Осетии. Буквальный перевод с осетинского названия: «свиная голова». Кроме плясовых песен, на ней играют песни героические, а также и легенды. Играющий ставит скрипку между ног и придерживает ее коленями. Скрипка всегда делается из травяной бышки (тыква), деку заменяет натянутая тонкая кожа или пузырь. Есть в Осетии несколько артистов, которые специально занимаются игрой на этом инструменте и приобрели известность в народе. Их приглашают даже из дальних селений за известное вознаграждение ко времени какого-нибудь предстоящего пиршества. Многие из музыкантов на этом жалком инструменте весьма удачно разыгрывают «польку-мазурку», и даже некоторые мотивы из опер, «Марш Наполеона» и т. д.

Какому племени принадлежит честь изобретения балалайки - этого двухструнного инструмента остается неизвестным. Но он в ходу у всех северокавказских народов, где, как и в Осетии, служит принадлежностью кунацкой, для увеселения гостей. Специальных мастеров, выделывающих балалайки, нет, а делаются они самими любителями-музыкантами. Многие украшают их резьбою и разными фигурами, выделывая эти украшения тем же топором и ножом, которым изготовляется и вся балалайка. На ней играют преимущественно плясовые песни на свадьбах и других семейных праздниках.

Гребень для расчесывания шерсти делается всегда с железными зубцами. Производством гребней заняты те же горцы-кустари лесогорной полосы, которые готовят столы, блюда и тому подобную деревянную домашнюю утварь. Такие кустари делают челноки для ткацкого станка, употребляемые осетинками для проведения утковой пряжи при тканье сукна. Концы челнока делаются заостренными, чтобы удобнее было пропустить утковую пряжу между рядами продольных нитей как в одну, так и в другую сторону. обыкновенно хозяйки после каждого сотканного куска сукна делают нарезку на одном из ребер челнока, чтобы знать, сколько кусков сукна они соткали за всю свою жизнь. У одной хозяйки 47 лет от роду насчитано на челноке 113 нарезов.

Гребень для ткацкого станка употребляется у тех же народов, что и челнок. Между пластинами этого гребня проводятся продольные нити основы. Им прибивается уток, после каждого прохода челнока. Длина гребня равняется ширине осетинского сукна. Такие гребни изготовляют кустари-ремесленники лесогорной полосы. Материал они употребляют тот, какой есть под руками, хотя предпочитают горный клен.

Изготовлением из древесного луба и прутьев занимаются в основном жители верхней горной альпийской полосы.

Лубяная веревка заменяет обыкновенную веревку. Вьючные корзины изготовляются из березовых прутьев и делаются по заказу.

Упряжь для молотьбы: из ветвей ивы, лещины или березы вьются кольца, из которых составляется цепь. При молотьбе последнее кольцо, самое прочное, надевается на кол, утвержденный посередине тока, а к следующим звеньям цепи на известных расстояниях, прикрепляется по дугообразному ярму из того же материала для запряжки волов, причем, самый старый, привычный к такой работе вол помещается ближе к центру того круга, который описывают волы, проходя по току. Такая упряжь в ходу только в горах.

Намордники для рабочего скота плетутся тоже из прутьев и употребляются только при молотьбе как в Горной Осетии, так и на плоскости, для того, чтобы волы не могли есть зерна проходя по току. Эти плетенки завязываются на затылке вола, как на торбу. Каждый хозяин делает их сам.

Плетеный амбар для хранения кукурузы. В нем кукуруза сохраняется очень долго, не преет и не горит, а, напротив, благодаря скважинам, постоянно проветривается и сохнет. Сложив кукурузу в такой амбар, оставляют его открытым до первого дождя, который смывает грязь с поверхности початков, а затем амбар плотно закрывают соломой, чтобы больше кукуруза не намокала.

Плетеные закрома для муки - широкие сверху, но с узким дном из одной цельной доски. Изнутри они смазываются неизменным и дешевым местным цементом - пометом рогатого скота, смешанным с золою.

Плетенный амбар для зерна отличается от предыдущего только тем, что он назначается для зерна и потому не смазывается. Размером больше, т.к. в виде зерна хлеб сохраняется лучше и дольше, чем в виде муки.

Совок для зерна составляет необходимую вещь в хозяйстве и спрос на него большой. Изготовлением совков занимаются в альпийской полосе многие жители из селений Уналы, Холст, Джимми, Бод, Лар, Тцус, Дайкау, Маур. Производством совков занимаются в свободное от полевых работ время, т. е. зимою.

О плетении соломенных корзин у альпийских осетин Гозданов сообщает следующее: плетением их занимаются преимущественно в горных селениях и редко на плоскости. Несмотря на дешевизну материала, нельзя сказать, чтобы был на них особый спрос, вероятно, это зависит от того, что такие изделия непрочны, тогда как корзины из прутьев гораздо долговечнее. Плетутся соломенные корзины женщинами. При готовом материале одна женщина успевает сплести до трех штук в день. Солому для корзин выбирают из снопов, не молоченную, причем колосья отрывают.
1   2   3   4


написать администратору сайта