Главная страница

дипломная. дипломная осетия. 1. 1 Орудия труда 2 Выращиваемые культуры Глава ii. Животноводство 1 Разведение крупного рогатого скота


Скачать 0.63 Mb.
Название1. 1 Орудия труда 2 Выращиваемые культуры Глава ii. Животноводство 1 Разведение крупного рогатого скота
Анкордипломная
Дата28.03.2022
Размер0.63 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файладипломная осетия.rtf
ТипРеферат
#421291
страница4 из 4
1   2   3   4

3.4 ОБРАБОТКА КОСТИ И РОГА
Традиционным для осетин являются обработка кости и рога. «Рога служат сосудами для употребления различных национальных напитков. Осетинское пиво, например, подают, особенно в торжественных случаях, в больших турьих и воловьих рогах емкостью нередко до полутора литров. Такие рога всегда имели большой спрос у любителей, и горцы, пользуясь этим, сбывали их в городах и на проезжих пунктах, в частности по Военно-Грузинской дороге».

В настоящее время обработка рогов и украшение их серебром производятся в артелях, созданных в городах. В отличие от этого промысла значительно сократилось производство некоторых других изделий из кости и рога (газырей, рукояток кинжалов и ножей и пр.) в связи с отмиранием обычая носить только национальный костюм и его украшения.

Роговые изделия, по своему ничтожному промысловому значению на Северном Кавказе, не заслуживают особого описания. При обширном развитии здесь скотоводства можно ожидать, что рог и кость найдут себе широкое применение, как материал разных промыслов, но таких промыслов здесь почти нет. Населением употребляются роговые ручки, и украшения к оружию, а также роговая обделка газырей (патронов, которые носятся на груди и составляют часть костюма горца). Те же кустари, которые изготовляют холодное оружие, для токаря мелких деревянных изделий, из горцев, обрабатывают и рог. Так как больше всего оружия делается в Дагестане, то и рог там обрабатывается больше всего. У осетин из рога еще делается посуда для питья пива.

Роговые ножи употребляются у осетин для того, чтобы прибивать уток во время тканья галунов. Чем изящнее отделка такого ножа, тем он больше ценится и тем больше гордится мастерица, занимающаяся плетением. Изготовлением роговых ножей занимаются вообще все ремесленники-токари. В горной и лесогорной Осетии ремесленников, принимающих такие заказы, всего 15 человек. Делают их чаще для плоскостных жителей, где девушки и бездетные женщины занимаются тканьем галунов для продажи. На изготовление одного галуна требуется два дня.

Рог-рюмка, заменяющая стеклянную рюмку или стаканчик для питья араки в горах, где посуды всегда негде купить, в большом ходу и ценится как прочный сосуд. Делают эти рюмки из рогов крупного скота. Специальных мастеров для этого нет, и в продаже таких рюмок не встречается.

Козьи рога, обработанные в посуду для питья, встречаются очень редко и употребляются лишь за неимением турьих рогов. Иногда они бывают весьма изящно украшены серебром.

Роговые пороховницы были в ходу у осетин в прежнее время: теперь же их можно встретить только у старых охотников, и то очень редко. Они привязывались сбоку к поясу.

Дешевизна рогового материала, отсутствие самостоятельного местного промысла гребня и спрос на этот товар русского населения из крестьян Ставропольской губернии (казаки, по примеру горцев, стригутся коротко) вызвали сюда отхожих кустарей-гребенщиков из России, которые живут больше в Ставропольской губернии и украинцев в Кубанской и Терской областях, близ ярмарочных пунктов.

Итак, мы можем сделать вывод, что промыслы и ремесла осетин носили натуральный характер, сельскохозяйственные орудия, утварь, посуда, мебель, ткани, одежда производились домашним способом или ремесленниками. Некоторые промыслы имели товарное значение. Так, например, в Грузию вывозили сукна, овчины, бурки. Лучшие сукна изготовлялись из белой, коричневой и серой овечьей шерсти. Высокосортные сукна делались также из козьего пуха. Все работы, связанные с выделкой сукон, выполнялись женщинами в домашних условиях. Осетинские сукна отличались высоким качеством и славились по всему Кавказу. У осетин был весьма развит деревообрабатывающий промысел: производство мебели, домашней утвари, посуды, орудий труда, для изготовления утвари и домашней посуды пользовались техникой выдалбливания или вытачивания; деревянная мебель вытачивалась.

В обработке камня наибольшее развитие получило строительство. Также орнаментом стали украшать надмогильные камни и памятники. Рога служат сосудами для различных национальных напитков. Газыри, рукоятки кинжалов и ножей производятся в основном для национального костюма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение процессов становления и развития народов и наций на разных исторических этапах является одной из главных задач, стоящих перед этнографической наукой.

Главными занятиями осетин издавна являлись земледелие на равнине и скотоводство в горах. На равнине основное традиционное занятие - земледелие (пшеница, кукуруза, просо, ячмень и др.). В горах наряду с земледелием было развито скотоводство (овцы, козы, крупный рогатый скот). Традиционная система земледелия на равнине - трёхполье. Главное орудие в горах - рало с железным сошником, упряжкой с парой быков, на равнине - тяжёлый плуг, в упряжке которого было 8-10 волов. Скотоводство было важнейшим занятием, обеспечивавшим осетин продуктами питания, сырьём, тягловой силой. Преобладало овцеводство и козоводство, на равнине - крупный рогатый скот, лошади.

В хозяйстве осетин важное значение занимали домашние и кустарные промыслы. Наибольшее развитие получили те, которые обеспечивались местным сырьем. К ним относятся: производство сукна, овчины, изготовление деревянных изделий: мебели, посуды, резьба по дереву и камню, вышивка и др. Одним из древнейших занятий осетин была обработка шерсти.

Итак, мы попытались показать традиционные занятия осетин в период XVIII - XIX веков, определяя время становления и развития сельского хозяйства и ремесел Осетии.

Происхождение многих отраслей хозяйства осетин связано с их предками - скифо-сармато-аланами и древними кобанцами. Этот период обусловлен здесь также переходом от мотыжного земледелия к плужному, от пастушеского скотоводства к отгонному. К иранскому миру восходят многие традиции домашних промыслов и ремесел осетин: приготовление сыра и масла, войлочное и суконное производства, обработка кожи, металла, кузнечное дело и др.

Равнинное земледелие, широко сочетавшееся со скотоводством и коневодством значительно развились еще во времена средневековья. Аланская конница славилась далеко за пределами Кавказа. Позднее осетины, оттесненные в горы Центрального Кавказа, в условиях крайнего малоземелья сохранили в хозяйстве не только многие традиции своих предков, но и обрели множество других. В горах возникли новые системы земледелия, были выведены урожайные и морозоустойчивые сорта зерновых и овощных культур, появились новые орудия труда, а также породы овец, крупного рогатого скота, лошадей, хорошо приспособленных к местным условиям и отвечавших нуждам их владельцев.

С переселением осетин на равнину Северного Кавказа во многом изменился их хозяйственный уклад. Главным занятием горцев здесь стало земледелие, в то время как в горах у них по-прежнему основным осталось скотоводство. На равнине поселенцы познакомились с новыми для них зерновыми, огородными и бахчевыми культурами, воспринятыми главным образом от русских соседей.

Наиболее распространенными из новых культур стали кукуруза и картофель, под которые отводились большие посевные площади. Благодаря русским поселенцам у осетин значительное развитие получило и садоводство. Далеко за пределами Осетии славились плоды алагирских, владикавказских и унальских садов, заложенных частично еще в середине XIX в. Знаменитые алагирские черные груши и яблоки шафран вывозили даже в столичные города России.

Результаты нашего исследования позволяют расширить представления об основных занятиях осетин, их традиционных промыслах, позволяющих судить о декоративно-прикладном искусстве, народных промыслах и культуре осетинского народа.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

осетинский промысел земледелие животноводство

  1. Баранов Е. Очерки земледелия в горах - 1892.

  2. Белобородов А. Земледелие Терской области - 1895.

  3. Гаглоева З. Д. Скотоводство в прошлом у осетин, содержание и уход за скотом // Материалы по этнографии Грузии. - 1963. - Вып. 12-13.

  1. Дмитриев Н. Переход через Рокский и Мамисоновский перевалы // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. - Тифлис, 1894. - Вып. 20.

  2. Зубов К. И. Картина Кавказского края. - СПб., 1834.

  3. История Северо-Осетинской АССР - Орджоникидзе, 1987.

  4. История Осетии в документах и материалах.

  5. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. - 1917 г.). - М., 1988.

  6. Калоев Б. А. Земледелие народов Северного Кавказа. - М., 1981.

  7. Калоев Б. А. Материальная культура и прикладное искусство осетин. - М., 1973.

  8. Калоев Б. А. Осетины. - М., 2004.

  9. Клапрот Г.Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии- Орджоникидзе, 1967.

  10. Кокиев С. В. Записки о быте осетин 1885. - Вып. 1.

  11. Лавров Д. Заметки об Осетии и осетинах. Тифлис, 1880.

  12. Маргграф О. В. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа. М., 1882.

  13. О состоянии хозяйства и промышленности в Терской области.

  14. Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XVIII-XIX вв.). - Орджоникидзе, 1967.

  15. . Толмачев С. И. Селение Алагир // Терский сборник. - 1903. - Вып. 5.

  16. . Уварова П. С. Кавказ. - СПб., 1887. - Ч. 1.

1 Клапрот Г.Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии- Орджоникидзе, 1967.
1   2   3   4


написать администратору сайта