дипломная. дипломная осетия. 1. 1 Орудия труда 2 Выращиваемые культуры Глава ii. Животноводство 1 Разведение крупного рогатого скота
Скачать 0.63 Mb.
|
ГЛАВА II. СКОТОВОДСТВО 2.1 РАЗВЕДЕНИЕ КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА В хозяйственной жизни осетин важную роль играл крупный рогатый скот, без которого горец не мог существовать. Скот давал молоко, мясо, служил тягловой силой, имел товарное значение. Крупный рогатый скот у осетин, как и у многих других народов, являлся мерилом стоимости и служил эквивалентом обмена. Осетины разводили коров, особенно в горах, исключительно местной горной породы, отличавшейся низкорослостью и малой продуктивностью. Горная корова давала молока не более 5-7 л в день, но в то же время была очень вынослива и легко переносила трудности, связанные с местными природными условиями. После переселения на равнину и установления более широких связей с соседними народами у осетин появились новые породы скота: стали разводить буйволов, красностепную породу коров и карачаевских волов. Буйволиц на равнине держали исключительно как молочный скот, хотя в Южной Осетии нередко использовали их наряду с буйволами в качестве тягловой силы. Молоко буйволиц ценилось за высокую жирность и отличные вкусовые качества. Значительное распространение получила порода карачаевских волов, выделявшихся огромным ростом и силой. Уход за крупным рогатым скотом входил в обязанность женщин, однако пастьбой и кормлением скота всегда занимались мужчины. Например, по «ведомости о скотоводстве во Владикавказском округе за 1898 г.» в равнинных селах Северной Осетии числится довольно большое количество буйволов и буйволиц; в Карджине - 496, Гизеле -300, Заманкуле - 262. Большое количество этих животных разводили и в Южной Осетии. Характер содержания скота в горах и на равнине во многом отличался, в силу разных климатических условий. Так, если в предгорье и на равнине выпас крупного рогатого скота не прекращался круглый год, то в высокогорных районах, наоборот, около семи месяцев в году скот находился на стойловом содержании. В соответствии с этим определялась и разница в заготовке кормов, в сроке найма пастухов и уходе за скотом. В горах общественного пастуха нанимали только на летний сезон, в то время как на равнине его брали обычно на год. Пастух получал определенную плату натурой или деньгами за каждую голову скота. Если пастух был из пришлых, то он, кроме того, получал еще питание, останавливаясь по очереди в каждом доме; у некоторых хозяев, имевших больше скота, он жил дольше. Все условия, связанные с наймом общественного пастуха, оговаривались заранее. В зимнее время в горах в течение многих месяцев крупный рогатый скот оставался в хлеву (скъат), представлявшем собою темное помещение, находящееся обычно в нижнем этаже жилого дома. Здесь скот размещали отдельно по возрасту и полу и держали его на привязи. Продолжительность зимы и ограниченность запасов кормов вынуждали горцев держать свой скот на строгом кормовом режиме, что приводило нередко к истощению и падежу животных. Кормили скот небольшими порциями два раза в день - утром и вечером. Сено смешивали с соломой. Такая смесь, называемая арвистон, была распространена повсеместно. По сложившейся традиции кормовым режимом скота руководил старший мужчина, обычно глава семьи, пока он был трудоспособным. На току он укладывал в специальные плетеные корзины (холлагхассан таскъ) охапки сена, предназначенные для овец или крупного pогатoro скота. На этот счет у осетин существовала поговорка, имевшая реальную основу: «Фос алы къухай на нард каны» - букв.: «Животные не жиреют от ухода разных рук (т. е. лиц) ». В середине дня обычно устраивали водопой. Содержание скота у равнинных осетин было делом более простым - животные паслись круглый год на пастбище, а в зимние месяцы еще и подкармливались дополнительно. На ночь они располагались в более просторных помещениях, построенных обычно вдали от жилья. 2.2 РАЗВЕДЕНИЕ МЕЛКОГО РОГАТОГО СКОТА Осетинская овца - наиболее распространенная порода, она отличается выносливостью, неприхотливостью, славится вкусным мясом и мягкой шерстью. Из-за ограниченности летних пастбищ и при полном отсутствии зимних до переселения осетин на равнину овцеводство в горах, являясь главной отраслью хозяйства, не могло по-настоящему развиваться. Вахушти отмечал, что осетины «не держат более 20-40-100 овец». С переселением на равнину у осетин вновь возрождается отгонная система скотоводства. С этого времени в горах и на равнине отмечается рост поголовья овец и других видов скота. Однако развитие овцеводства в основном происходит только во второй половине XIX - начале XX в., когда оно приобретает товарное значение. О неравномерном распределении поголовья овец в некоторых обществах Осетии можно судить по данным 1873 г. В этом году в Алагирском обществе числилось 38842 головы овец, в Нарском - 8716, Дигорском - 49178, а в большом Мамиссонском ущелье - всего 2136. Рост поголовья овец потребовал новых пастбищных земель за пределами Осетии. С 1889 г. крупные овцеводы стали перегонять своих овец в моздокские буруны и кизлярские степи, арендуя там земли у казачьих станичных обществ и помещиков. Такое неравномерное распределение поголовья объяснялось отсутствием в ряде ущелий пастбищных угодий, а также числом зажиточных хозяйств в обществе. Овец разводили не только в горах, но и на равнине, где горцы твердо сохраняли традиции этой отрасли хозяйства. В Южной Осетии овцеводство преобладало в основном в высокогорных районах. Большое количество летних пастбищ располагалось также в Центральной Осетии, куда перегоняли овец из многих обществ Северной Осетии, в том числе из ее равнинных сел. Эти пастбищные угодья, принадлежащие здесь отдельным сельским обществам, сдавались овцеводам за определенную плату. Летняя пастьба продолжалась обычно с мая по сентябрь. Овец пасли, разбив на отары (дзуг). Каждая отара, состоявшая не менее чем из 200-300 овец, обслуживалась двумя или тремя чабанами, из которых один считался ночным сторожем (ахсавгас). Лучшими помощниками чабанов были местные овчарки - рослые с обрезанными ушами и хвостами, которые не только охраняли отары от волков, но и сгоняли стада. Уход за овцами всегда считался обязанностью мужчин. Стригли овец также мужчины. Стрижка овец производилась два раза в год: весной и осенью. Стригли длинными самодельными ножницами общекавказского типа. Снятую с одной овцы или с барана шерсть скручивали в моток (хъуын, уаргъуин) и клали в мешки. Этим делом обычно занимались женщины. Шерсть всегда имела у осетин товарное значение. Ее продавали или обменивали на зерно, ткани и другие товары. Крупные овцеводы тут же продавали шерсть оптом приезжим скупщикам. Значительная часть шерсти шла на удовлетворение потребностей хозяйства. Из нее изготовляли сукна, валяли бурки и войлок, вязали платки и чулки и т. д. У северных осетин доение овец и приготовление из овечьего молока сыра входило также в обязанность мужчин. В Центральной и Южной Осетии, где отары дойных овец содержали обычно в селах, все молочные продукты, в том числе овечий сыр, готовили только женщины. Доили овец в загоне утром и вечером в небольшие самодельные деревянные ведра. На высокогорных пастбищах овцы оставались почти до конца сентября. С наступлением холодов и выпадением первого снега овец перегоняли сначала в долины, а затем в предгорные районы, где в это время начинается осенний рост трав. Все зимние пастбища осетин находились в предгорье и в степной полосе Осетии. С 1898 г. многие овцеводы, особенно из Центральной и Южной Осетии, перегоняли своих овец в моздокские и кизлярские степи. Арендуя пастбища у станичных обществ, осетины располагались обычно по ущельям. Хозяева, имевшие мало овец, часто объединяли свои стада, строили совместно кошары, представлявшие собой длинные, полуподземные помещения, покрытые камышом, совместно заготовляли корма и т. д. В таких случаях всеми делами руководил выборный старший (уатары хицау). Наряду с этим были у осетин и другие формы содержания овец. В Северной Осетии многие хозяева в сентябре перегоняли свои стада в предгорье и пасли их там до ноября. К зиме овец перемещали в горы и прокармливали собранным за лето сеном до марта - апреля. Но так как в этот период травы в горах мало, то горцы опять прибегали к помощи равнинных осетин и арендовали у них землю под пастбища. В Южной Осетии частично практиковался перегон овец в долины Грузии. На зимних пастбищах обычно происходил окот, считавшийся одним из самых ответственных периодов скотоводческого календаря. Он начинался ранней весной и продолжался почти до мая. К началу окота строили дополнительные помещения для ягнят. На помощь чабанам приезжали хозяева и члены их семей. В период окота устанавливалось круглосуточное дежурство. Тем не менее потери животных, особенно при затяжной зиме и недостатке кормов, достигали больших размеров. Значительный падеж скота происходил и в период перегона на летние пастбища, находившиеся на огромном расстоянии от зимовок. Наряду с овцами разводили коз, содержавшихся обычно в общем стаде с овцами. Они отличались малой продуктивностью, требовали постоянного присмотра и плохо переносили зимние морозы в высокогорных районах. Поэтому число коз повсюду было ограниченным. Исключение составляли некоторые селения Алагирского (Мизур, Ход, Ну-зал и др.) и Дигорского (Донифарс, Задалеск, Нар и др.) ущелий, где нередко разведение коз преобладало над овцеводством. Объясняется это тем, что скалистые и малопроходимые горы были доступны только для коз, которых выпасали здесь почти круглый год. Козы составляли отдельные стада и паслись обычно под присмотром мальчиков-подростков. Козы давали хозяйству шерсть и пух: из шерсти изготовляли грубую ткань, плели веревки, а из пуха делали головные платки и очень дорогое сукно, шедшее на черкеску и башлыки. Широкое применение находили и козьи шкуры. Из них делали мешки, пастушьи сумки, заплечные мешки, бурдюки. По данным 1898 г., в сел. Донифаре, например, было 1070 коз, большое количество коз имелось и в других селениях. 2.3 КОНЕВОДСТВО При характеристике скотоводства осетин нельзя не упомянуть о разведении лошадей - занятии, имеющем давние традиции в хозяйственной жизни этого народа. Лошадь пользовалась и пользуется у осетин большим уважением. Об этом свидетельствует обряд посвящения коня и скачки в память покойника, изображения коня на многих могильных камнях и склепах. Лошадь окружали особенной заботой: ее ежедневно чистили, мыли и строго следили за тем, чтобы она была вовремя накормлена и напоена. Осетины разводили преимущественно лошадей местной горской породы. Г.Ю. Клапрот, побывавший в начале XIX в. в горах Осетии, отмечал: «Лошади осетин невелики, но ноги их настолько сильны, что нет необходимости их подковывать. Они превосходны для переходов через горы, очень выносливы». До второй половины XIX в. коня использовали в горах и как вьючное и как верховое животное. Однако из-за климатических условий в ряде районов горной Осетии лошадь не имела большого распространения. Наименьшее количество лошадей было в Центральной Осетии, где зима продолжительна и с большим количеством снега. В этот период года лошадь почти не использовалась в хозяйстве. Например, в 1928 г., по данным Потапова, на 48 дворов сел. Кесатикау Закинского ущелья приходилось 30 лошадей, а на 20 дворов сел. Абайтикау того же ущелья - 8 лошадей. Ее стали впрягать в арбу и плуг. Постепенно лошади стали вытеснять волов. Примерно с 90-х годов XIX в. осетины начали разводить наряду с верховыми и вьючными рабочих лошадей (уардоны бах). Зажиточные хозяева держали в основном кабардинскую породу лошадей. Значительную роль в хозяйстве осетин играли ослы и мулы, использовавшиеся в качестве вьючных животных в горах, однако в основном мулов держали в Дигории. Более широкое распространение имели ослы, отличавшиеся выносливостью и неприхотливостью. На них перевозили большие тяжести через труднодоступные горные тропы и перевалы. Несмотря на эти достоинства, в некоторых районах Осетии в силу религиозных причин ослов не держали, считая их нечистыми животными и боясь как бы они не осквернили места общих и родовых культов. Так, совершенно не разводили ослов жители ущельев Мамисона, Нара, Трусо и др. Одной из причин отсутствия в ряде горных районов лошадей, ослов и мулов являлась недостаточность кормов. По словам стариков, на содержание одной лошади или осла требовалось в течение зимних месяцев 14 копен сена и почти столько же соломы. Такое количество кормов мог выделить не всякий хозяин, тем более что эти животные в высокогорных районах зимой в хозяйстве почти не использовались. Гораздо выгоднее было держать 6-7 голов овец, которым требовалось такое же количество корма, что обычно и делали многие горцы. Выводы. Скотоводство было важнейшим занятием, обеспечивавшим осетин продуктами питания, сырьём, тягловой силой. В горах преобладало овцеводство и козоводство, на равнине - крупный рогатый скот, лошади. Разведение мелкого рогатого скота происходило в рамках отгонно-пастбищной системы, которая основывалась на сезонной смене пастбищ. В летнее время овец содержали на высокогорных летних пастбищах, а зимой перегоняли в предгорные долины. Осетин не мог существовать без крупного рогатого скота, который давал молоко, сыр, мясо, кожу, служил тягловой силой, а также мерилом стоимости. Способы содержания скота на равнине и в горах не были одинаковыми. Так, на равнине и в предгорьях выпас скота не прекращался круглый год, тогда как в горах скот около семи месяцев находился на стойловом содержании. При характеристике скотоводства осетин нельзя не упомянуть о разведении лошадей, имеющем давние традиции в хозяйственной жизни этого народа. Лошадь окружалась особенной заботой: ее ежедневно чистили, мыли и строго следили за тем, чтобы она была вовремя накормлена и напоена. Осетины разводили преимущественно лошадей местной горской породы. ГЛАВА III. ДОМАШНИЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА 3.1 ОБРАБОТКА КАМНЯ Важное место в хозяйстве Осетии занимали домашние промыслы. Наибольшее развитие получили те из них, которые были связаны с имеющейся сырьевой базой. Осетины издавна были искусными мастерами по обработке камня. Свидетельством этого может служить сохранившееся до сих пор в горах огромное количество полуразвалившихся башен, замков и надземных склепов, сооруженных местными мастерами. Наибольшего развития достигла в горах самая необходимая, жизненно важная отрасль - строительство. Осетинские строители владели многими приемами каменной кладки. Умели обходиться без связывающего раствора, возводить свод без подпорок и перекрытий. Пользовались только известковым раствором на сыворотке, добавляя для прочности яичный белок. Возводили многоярусные дома, жилые и боевые башни, оборонительные стены и крепости. Опытные мастера высекали каменные жернова для ручных и водяных мельниц. В XIX в. под влиянием дагестанских мастеров в равнинной полосе Северной Осетии появляется новый вид художественной обработки камня. Надмогильные камни стали украшать национальным орнаментом, изображением элементов костюма, личного оружия, лошади и т. д. Центром обработки камня издавна было селение Заманкул. Изготовлением надгробных камней, широко распространенных по всей Северной и Центральной Осетии, занимались многие заманкульцы - Кирсановы, Фриевы, Кастуевы и др. Этот промысел известен также в некоторых селах верховьев Терека (Окрохъана, Реш) и Большой Лиахвы (Ерман). Наряду с газырями, застежками, поясами, кувшином для омовения стали изображать предметы, отражающие новшества в быте горцев - часы, револьверы, швейные машины, русские сапоги, столы с бутылками и стаканами. Эти изображения примитивно натуралистичны, но интересны и с точки зрения искусства. На осетинских могильных памятниках начали появляться изображения человеческих фигур, выполненные в виде раскрашенных барельефов. Многие из них связаны с именем самоучки скульптора Сосланбека Едзиева. 3.2 ОБРАБОТКА ШЕРСТИ Скотоводство обеспечивало натуральное хозяйство горцев продуктами и сырьем. Из шерсти осетинки изготовляли превосходные сукна, широко известные под названием «осетинских сукон». С давних времен изготовлялись войлочные изделия - шляпы, бурки, валяные сапоги, войлочные паласы и др. Был развит скорняжный промысел, заключавшийся главным образом в обработке овчины и - реже - козьих шкур. Из овчин делались шубы, папахи, мужские брюки, обувь и т. д. Грузинский географ и историк царевич Вахушти (XVIII в.) в своей «Географии Грузии» писал об осетинах: «Знают искусство выделывания кожи, тканье сукон, валяние их, приготовление хороших бурок; знают ковать, слесарное ремесло, выделывают деревянные вещи». Наибольшее развитие в XIX в. в горах Северной и особенно Центральной Осетии, где овцеводство составляло ведущую отрасль хозяйства, получило суконное производство. Здесь, в отличие от других районов Осетии, сукно производилось как для собственных нужд, так и на продажу. Отсюда шерсть сбывалась в Южную Осетию и на равнину Северной Осетии, где из нее изготовлялись сукна, войлок и т. п. Особенно высоко ценилось сукно из козьего пуха, которое в основном использовали для шитья башлыков и - реже - черкесок. К концу XIX в. производством сукна занимались почти все женщины, начиная с 8-10-летнего возраста . Изготовление сукна начинается с подготовки шерсти. Шерсть сначала моют с мылом, просушивают, а затем чистят и сортируют. Очищают шерсть руками, отделяя от нее разный сор и самую длинную грубую шерсть, после чего начинают расчесывать на специальном гребне (пиран) с острыми металлическими зубьями, насаженными на деревянную подставку. Клочок шерсти расчесывается до тех пор, пока вся грубая шерсть не отделится от мягкой (подшерстка). Затем шерсть делится на два сорта - длинную и короткую. Длинная идет на основу, т. е. на продольную нить ткани, короткая - на уток, т. е. на поперечную нить. После расчесывания шерсть бьют лучком (фадзагъдан) - дугообразной хворостиной с натянутой на нее ниткой. Второй этап - это прядение шерсти и сучение ниток. У осетин не привились самопрялки, широко распространенные у терских казаков и некоторых других горцев. Осетины пряли в основном веретеном (алхуи), отличаюшимся довольно примитивным устройством. Прядение ведется руками, шерсть вытягивается и накручивается на веретено. Пряжу, предназначенную для основы, прядут особо и сматывают с веретен на четыре специально вбитых в землю колышка. Нить пряжи наматывается на колышки рядами. Затем ее снимают с кольев, завязывают петлями (хилта), и пряжа готова для тканья. В Осетии употреблялся весьма примитивный ткацкий станок (тыну-афан бандон), имевший большое сходство с подобными ему станками у ингушей, чеченцев и балкарцев, но во многом отличавшийся от дагестанского ткацкого станка. Осетинский ткацкий станок был устроен следующим образом: под руками ткачихи находился горизонтально вращавшийся валик, который прикреплял нити основы и наматывал уже сотканное сукно; параллельность нитей основы удерживал гребень; он же служил для прибивания утка. Два направила давали нитям основы движение в вертикальном направлении, сохраняя в то же время параллельность ниток. Одно направило двигало одну половину ниток основы, другое - другую. Челнок ходил поперек между ними с пряжею утка. Ткачиха, сидя на кресле, движением ноги опускала и поднимала основу, пропущенную в направила, затем пропускала уток в образовавшийся между нитями основы промежуток; она прибивала нить гребнем, делала обратное движение, и та основа, которая была внизу, поднималась кверху, а верхняя опускалась вниз. После тканья сукно мыли в теплой воде с мылом или же в серно-щелочных минеральных водах, имевшихся во многих селах горной Осетии; затем его уваливали ногами, после чего мыли в холодной воде, а затем вновь уваливали. Сукно слегка высушивали и еще влажным расправляли, распластывали, вытягивали, окончательно просушивали и скатывали в трубку. На кусок осетинского сукна требовалось 9-10 рун шерсти. Из этого куска домотканого сукна выходила черкеска. Лучшее сукно делали из белой или серой шерсти, оно ценилось выше, чем крашеное сукно. Большим спросом пользовалось также сукно из верблюжьей шерсти, изготовлявшееся моздокскими осетинами. С давних времен в горах Северной и Центральной Осетии из шерсти изготовляли бурки и войлоки. Исключение составляла Южная Осетия, где вместо бурок употребляли накидки, сделанные из грубого домотканого сукна. Широкое развитие в Осетии получило войлочное производство. Войлок изготовляли как для удовлетворения домашних нужд, так и для продажи. В ряде мест в горах войлок из белой шерсти нередко заменял простыни. Осетинские войлоки, подобно балкарским, карачаевским, чеченским и др., со вкатанным растительным орнаментом пользовались издавна большим спросом на рынках, особенно в Грузии, где осетины их продавали, покупая взамен фабричные ткани, соль, медные котлы и другие вещи. Кроме бурок и войлока из шерсти делали войлочные шляпы с широкими полями, распространенные также у многих народов Северного Кавказа. Особенно высоко ценились у осетин шляпы из козьего пуха, служившие нередко праздничным головным убором. Для изготовления бурок, войлока и войлочных шляп употребляли шерсть большей частью весенней стрижки. Для бурок предпочитали черную шерсть овец осетинской породы. Бурки, изготовлявшиеся из шерсти белого серого цвета, обычно окрашивались в черный. Войлоки и войлочные шляпы делали из шерсти любого цвета. Для изготовления войлочных изделий шерсть, так же как и для сукна, подвергается предварительной обработке. Затем на широкий плетень расстилается циновка. Приготовленная шерсть равномерно раскладывается на циновку, причем мягкую и короткую кладут внутрь, длинную - сверху; затем шерсть сбрызгивают теплой водой и закатывают в циновку, уваливая до нужной толщины. Затем заготовку для бурки разворачивают и расчесывают металлическими гребешками, потом снова замачивают в холодной воде и снова сушат, после чего кроят и шьют. Изготовление бурок - процесс очень трудоемкий и требует участия большого числа людей. Поэтому в прошлом родственники и соседи приходили друг к другу на помощь. В отличие от кабардинцев, у которых бурочное производство находилось на высоком уровне, у осетин не было чесальных машин, специальных столов для уваливания и других орудий труда, облегчающих труд мастериц. Аналогичен и процесс изготовления войлочных шляп. Сырой сваляный войлок натягивают на деревянный чурбан, служащий колодкой. На чурбане шляпу оставляют на несколько суток, пока она не высохнет и не примет форму головы. Затем снимают, обрезают поля, обшивая их на машинке фабричной материей под цвет шляпы. Обработку овчины начали производить очень давно, и до настоящего времени это занятие распространено, особенно в горах. Снятую овчину солят со стороны мездры и сушат. Если это шкура молодого барашка, то ее посыпают солью, смешанной с отрубями, сворачивают на несколько часов, а потом сушат. Собрав несколько шкур, их квасят одну-две недели в деревянной кадушке в специальном рассоле, приготовленном из отрубей кукурузной муки, ячменного солода, соли и сыворотки. После того как овчина вынута из рассола, ее моют, отжимают и сушат. Потом овчину размягчают специальной деревянной мялкой или руками до тех пор, пока она не станет мягкой и мездра не начнет шелушиться. Затем натягивают овчину вверх мездрой, посыпают мукой и осторожно косой начинают снимать мездру. Когда овчина становится белой, она готова, из нее можно шить шубы, брюки и т. д. В обработке овчины принимают участие как женщины, так и мужчины. Но зато обработка кожи крупного рогатого скота всегда считалась обязанностью только мужчин. Шкуры крупного рогатого скота - волов, коров, телят и др. - через два-три дня после снятия с животного растягивают на полу и слегка солят. Натянув концы шкуры, их прибивают к земле, просушивая таким образом несколько дней. Потом шкуру кладут на чердак рядом с дымоходом и коптят. После этого разрезают на несколько узких продолговатых кусков. Ширина такого куска обычно соответствовала ширине подошвы самодельного чувяка. В прошлом обработка кожи производилась при помощи кожемялки общекавказского типа. Из обработанной кожи изготовляли горскую обувь, веревки, сбруи и т. д. С обработкой кожи было связано и седельное производство. Этот вид ремесла имеет глубокие традиции, восходящие к аланской эпохе, что подтверждается археологическими раскопками. «В прежнем военном быту, да и теперь, - писал С. Кокиев, - седло имело весьма важное значение, как и оружие, а потому седельное мастерство довольно распространено между осетинами». Скотоводство обеспечивало натуральное хозяйство горцев продуктами и сырьем. Из шерсти осетинки изготовляли превосходные сукна, считавшиеся в Терской области наилучшими и широко известные под названием «осетинских сукон». С давних времен изготовлялись войлочные изделия - шляпы, бурки, валяные сапоги, войлочные паласы и др. Был развит скорняжный промысел, заключавшийся главным образом в обработке овчины и, реже, козьих шкур. Из овчин делались шубы, папахи, мужские брюки, обувь и т. д. Почти в каждом селении, особенно на равнине Северной Осетии, были свои мастера, изготовлявшие седла и отдельные принадлежности к нему, а также уздечки, кнуты и т. д. В станице Новоосетинской, основное население которой составляют осетины-дигорцы, довольно развито производство шерстяных тканей: оно существует в среде осетин с незапамятных времен. Шерстяные изделия станицы Новоосетинской славятся своей красотой и доброкачественностью. Изделия изготовляют как для собственной надобности, так и для продажи. благодаря тому обстоятельству, что станица Новоосетинская находится среди русского, казачьего населения, изделия шерстяные, так необходимые для казачьего костюма, легко сбываются на месте. После мойки шерсти она сортируется: грубый волос употребляют на войлоки, а мягкий «пух» расчесывают на гребне, чтобы выделить нечистоту, взбивают и треплют шерсть лучком и кладут ее слоями в кучу. Таким образом, вычищенная шерсть идет уже не пряжу, из которой затем ткут сукно на станке. Сотканное сукно моют в теплой мыльной воде и топчут ногами, чтобы сделать его мягче. Все эти работы производятся одиночно. Производство сукна и халатов находится в руках женщин. Пряжу ткут на станках своего изделия. Вытканное сукно валяют: свороченное сукно в несколько рядов трут о небольшие плетни, нарочно устраиваемые из тонкого хвороста; причем поливают сукно горячею водою и натирают его мылом, с целью придать ему мягкость и белизну. После валяния сукно делается густым, сжимается, и длина его уменьшается: из ста аршин сукна получается после валяния 75. из сукна, главным образом, шьют халаты. Почти каждый мужчина и женщина имеют халат. На дерюгу идет шерсть весенней стрижки. Ткут дерюгу на тех же станках, как и сукно, для дерюги основа делается пеньковая, в две нитки, а поперек основы ткут толстые шнуры из шерсти. Эти шнуры не прядутся, а вертятся руками - они называются верчь - из белой или черной шерсти, вследствие чего дерюга получается полосатая. Ткань бывает похожа на войлок в ширину от 12 до 16 вершков. На дерюгу идет 9 аршин, т. е. сшивается три полотенца, каждое длиною в 3 аршина, поэтому она имеет почти квадратную форму и заменяет собою одеяло, покрывало, а у зажиточных служит ковром. На варежки и чулки шерсть употребляется осенней стрижки. Для чулок на прялках приготовляется тоньше, а для варежек толще. варежки и чулки вяжут руками, посредством игол проволочных. Чулки изготовляются для женщин, варежки для мужчин. Каждая женщина имеет по две пары чулок своего изделия. Некоторые из жителей станицы занимаются шелководством, в самом ограниченном размере. Приготовленный шелк не идет в продажу, а из него прядут нитки, которые служат для шитья платьев, а также приготовляют тесьму для вышивок. |