Главная страница

pkz15 Степанов АА История гос. и права зар. стран. 1. 1 Происхождение и развитие права Древнего Египта и Древнего Китая


Скачать 194.5 Kb.
Название1. 1 Происхождение и развитие права Древнего Египта и Древнего Китая
Анкорpkz15 Степанов АА История гос. и права зар. стран
Дата09.06.2022
Размер194.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаpkz15 Степанов АА История гос. и права зар. стран.doc
ТипДокументы
#582040
страница3 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

1.2Особенности правовых систем Древнего Египта


Древние египтяне, как и другие народы, выводили свое законодательство из божественных установлений, и поэтому нормы древнеегипетского права были в то же время нормами религиозного происхождения и назначения. Олицетворением справедливости в каком-либо конфликте, связанном с нарушением прав и моральных заповедей, выступали также отдельные божества (бог Осирис как «владыка справедливости», богиня порядка и справедливости Маат. Её символическое изображение в виде «Пера Истины» противостояло в загробном суде Осириса на чаше Весов правосудия сердцу - душе умершего)3.

Представление о должном и справедливом со временем стали связывать не только с наличием противоположностей между небесными и земными порядками, не только с деятельностью конкретных богов (Осирис и Маат у египтян, Шамаш у вавилонян, Дике, Фемида, Немезида у греков), но и с надлежащим путем (образом поведения, бытом). В египетской древности сведения о путях обретения справедливости, о надлежащем общественном устройстве и об образе жизни содержались главным образом в мифах и основанных на мифах текстах, преданиях и художественно-изобразительном творчестве. Правовые идеи и ценности отражались и воплощались как в законах, судебных решениях и принципах деятельности властных учреждений, так и в многочисленных формах устного и письменного творчества: настенных надписях, поучениях искусству жизни, в стандартных школьных поучениях, жизнеописаниях и преданиях о «сердце и словах» (о мыслях и приказах) богов и фараонов.

Письменные источники, которые сохранились до наших дней в форме папирусных документов и надписей на каменных плитах или памятниках, слишком скудны и фрагментарны. Пока с уверенностью можно сказать лишь одно: египетское право не было примитивным. Для общественных отношений той эпохи оно характеризовалось довольно высоким уровнем юридической техники. Египтяне успели создать большое количество правовых институтов в области имущественного, семейного, уголовного и процессуального права.

Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Еще в древности египетские законы содержали детальные предписания о праве собственности, ее формах (царская, храмовая, общинная, частновладельческая), владении и распоряжении недвижимым имуществом.

Предусматривался особый порядок передачи земли из рук в руки, включающий оплату, вступление во владение, а также действия религиозного характера.

Существовало несколько видов договоров — договор займа, договор найма, купли-продажи, аренды, поклажи, товарищества.

Для семейных отношений Древнего Египта было характерно довольно высокое положение женщин в семье. Женщина в подавляющем большинстве случаем обладала теми же правами, что и мужчина. Брак заключался на основе договора от имени жены и мужа. Приданое жены оставалось ее собственностью, допускалась и передача жене всего имущества семьи. Развод был свободен для обеих сторон. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить и муж, и жена.

Вместе с тем законы и обычаи фиксируют превосходство главы семьи, мужа, брата. Муж мог избить палкой жену, а брат — сестру, однако в «разумных пределах» и если случались увечья, то за них следовало наказание.

Неверность мужа не наказывалась, ему разрешалось иметь наложниц. В то же время измена жены каралась смертью. В одной из сохранившихся надписей говорилось о том, что жена, «которая обманывала и поедом ела своего мужа была сожжена».

Уголовная часть египетского права отличалась поразительной мягкостью и только лишь в весьма ограниченной степени выраженным принципом мести: жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, принципом, который сплошь и рядом доминировал на Древнем Востоке.

Право Древнего Египта знало следующие виды преступлений:

-  государственные — измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны;

-  религиозные — убийство священных животных, чародейство;

- против личности — убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного;

- против собственности — кража, обмеривание, обвешивание;

- преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.

 Правовые нормы той эпохи оправдывались существованием тогда общим принципом: обвинение и контробвинение должны быть равноценны. Имело место характерное для многих правовых систем стремление мотивировать правовые нормы в соответствии с этической нормой, в основу которой был положен принцип равноценности и которая выражалась в форме требования справедливости и законности в определении юридической ответственности.

Применялись различные телесные и членовредительские наказания, смертная казнь. Кроме того, существовали заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.

Судебное устройство в Древнем Египте не совсем ясно. В период Древнего царства суд не был еще отделен от администрации. Чиновник, ведавший тем или иным делом, осуществлял и суд в отношении подчиненных ему людей. Высший суд находился в ведении специального учреждения - шести палат. Все судебные дела решались коллегиально.

Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил состязательный характер. В качестве доказательств служили свидетельские показания, клятвы, допускались пытки. Судопроизводство носило письменный характер.

В древних египетских правовых источниках имеются четко выраженные формулировки, например, принципа тщательной проверки соответствия взаимно предъявленных исков. Данный принцип был представлен в символической форме в виде двух уравновешенных чаш весов. Из этого могли бы сделать вывод о том, что каждый член египетского общества, выполняя требуемые от него законом предписания, обретал соответствующее, мотивируемое принципом равноценности (эквивалентности) право, согласно которому он мог рассчитывать на получение того, что причиталось ему в соответствии с существовавшими тогда нормами правовой системы.

Именно в древнеегипетском праве впервые был сформулирован принцип справедливости, который впоследствии сыграл значительную роль в истории права.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта