Главная страница

pkz15 Степанов АА История гос. и права зар. стран. 1. 1 Происхождение и развитие права Древнего Египта и Древнего Китая


Скачать 194.5 Kb.
Название1. 1 Происхождение и развитие права Древнего Египта и Древнего Китая
Анкорpkz15 Степанов АА История гос. и права зар. стран
Дата09.06.2022
Размер194.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаpkz15 Степанов АА История гос. и права зар. стран.doc
ТипДокументы
#582040
страница2 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

1Ответ на задание № 1: Сравнительная характеристика правовых систем Древнего Египта и Древнего Китая

1.1Происхождение и развитие права Древнего Египта и Древнего Китая.


Процесс происхождения права, как и государства, занимал целые эпохи, испытывал различные внешние влияния, «приливы и отливы», обусловленные борьбой родового строя с нарождавшимися отношениями цивилизации.

Древнейшие правовые системы были тесно связаны с обычаями и религиозными нормами родового строя. Исторически первой формой нарождающегося права был правовой обычай, поддерживаемый как жречеством, так и государством.1

Происхождение права подчинено действию тех же закономерностей, что и возникновение государства. Оно порождено теми же условиями: общественное разделение труда, наличие излишков продуктов труда, частная собственность, эксплуатация, имущественное неравенство, появление классов рабов и рабовладельцев.2

Одной из первых известных правовых систем можно считать древнеегипетскую. Формирование права Древнего Египта и его становление происходило в специфических условиях. Египетское государство возникло одним из первых, и его правовые институты носили оригинальный, самобытный характер. Серьезное влияние на местное право оказали природные условия, а также господствующая система хозяйственных отношений и система религиозных представлений.

Однако древнеегипетское право в полной мере носило архаический характер. Какие-либо изменения или заимствования проникали туда с большим трудом. Дошедшие до нас правовые источники носят казуистический характер. Юридическая техника данного периода еще не могла подняться до уровня абстрактных обобщений. Наличие достаточно мощного государственного аппарата, большого числа грамотных чиновников, дешевого материала для письма способствовали появлению в Египте достаточно развитого судопроизводства, большого числа юридических документов. Так, по указу фараона Хоремхеба (вт. пол. XIV в. до н. э.) назначаемые судьи получают предписания и законы в виде «дневников». Последние, по всей видимости, представляли собой выдержки из записей наиболее важных процессов и решений по ним, которыми необходимо было руководствоваться так же, как и указами царя.

В Предписании о служебных обязанностях верховного сановника (XIV в. до н. э.) говорится о сорока кожаных свитках с законами и, возможно, судебными прецедентами.

После персидского завоевания Египта Дарий I приказал знатокам египетских законов, среди которых были воины, писцы и жрецы, составить свод местных законов. Работы по систематизации египетского права были закончены в 495 г. до н. э.

Несмотря на достигнутые определенные успехи, древнеегипетская юриспруденция не сформировалась в качестве отдельной системы знаний, а юридическая профессия не приобрела самостоятельного статуса. До нас не дошли и какие-либо специальные юридические трактаты.

Развитие права Древнего Китая было неразрывно связано с философскими учениями. На рубеже VI – V вв. до н. э. здесь возникает конфуцианство – важное политико-социально-этическое направление, имевшее религиозную окраску. Одним из главных требований данного учения было строжайшее подчинение социальных низов верхам. Небом было предначертано деление людей на «благородных», которые управляли, и «низких людей», которыми управляли первые. Благородные были нравственно совершенны, тогда как последние отличались низкой моралью и предназначались для физического труда. Представитель раннего конфуцианства Сюньцзы провозглашал откровенное правовое неравенство: «закон для народа, ритуал – для аристократии», а «наказания не распространяются на высокопоставленных, ритуал не распространяется на простолюдинов».

Противоположным течением крайне консервативному конфуцианству выступал даосизм. Видный его представитель – Чжуанцзы – защищал равенство людей от природы и их право на индивидуальную мораль. Жизнь представлялась им как непрерывное движение.

Чуть более поздним по времени стало политико-философское учение лигистов (фацзя), т. е. «сторонников закона». К его виднейшим представителям можно отнести Шан Яна и Хань Фэйцзы. Данное учение стало основой для проведения государственно-правовых реформ в ряде древнекитайских государств. Писаный юридический закон «фа» должен был лежать в основе всей государственной и административной системы. Легисты требовали неукоснительного соблюдения предписанных законов. Хань Фэйцзы создает теорию эволюции человеческого общества. Первобытное его устройство неизбежно уступило место государству и праву. Последние были результатом появления бедных и богатых, что вызвало, в свою очередь, установление законов и наказаний.

Известный китайский историк Бань Гу (32 – 92 гг.) в свой трактат «История династии Хань» («Хань Шу») включил специальную главу о наказаниях и законах. Фактически это был историко-правовой трактат, содержавший ценные материалы по развитию китайского права.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта