Главная страница

pkz15 Степанов АА История гос. и права зар. стран. 1. 1 Происхождение и развитие права Древнего Египта и Древнего Китая


Скачать 194.5 Kb.
Название1. 1 Происхождение и развитие права Древнего Египта и Древнего Китая
Анкорpkz15 Степанов АА История гос. и права зар. стран
Дата09.06.2022
Размер194.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаpkz15 Степанов АА История гос. и права зар. стран.doc
ТипДокументы
#582040
страница4 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

1.3Особенности правовых систем Древнего Китая



По преданию уже в X в. до Р.Х. Му-ваном было разработано Уложение о наказаниях. Оно представляло собой запись отдельных судебных решений и закрепляло прежде всего нормы обычного права.

Впоследствии большое влияние на развитие права оказали конфуцианство и школа легистов.

Конфуций очень резко противопоставлял нормы морали, добродетели с одной стороны, и нормы законодательства — с другой, явно предпочитая первое.

Легисты, напротив, придавая большое значение правовым нормам, пытались распространить их действие на все случаи жизни. Легизм пронизан враждебностью к людям, к их личным качествам. Люди, по их представлению, — это глупые создания, которых всегда можно подчинить порядку. Примечательно, что легисты понимали под порядком полное безволие людей, их преданность власти. У легистов закон выступает как приказная форма, которую можно заполнить любым нужным содержанием.

Право знало понятия владения и распоряжения. Земля, в принципе, считалась государственной собственностью, но владела ею община. Знать получала землю вместе с покоренным населением. В начале династии Чжоу действовала система так называемых «колодезных полей». Каждая община имела девять полей, участков, квадратов. Восемь полей находились в частном пользовании крестьян. Девятое, в центре, обрабатывалось совместно всеми общинниками. Урожай с него шел вану. Это обеспечило своевременное и регулярное поступление в казну основной части натуральной подати с общины.

Позднее положение крестьян ухудшилось, так как крупные собственники стали делить пожалованные земли на участки и сдавать их на кабальных условиях аренды. Система «колодезных полей», по которой подать взималась натурой, со временем перестала удовлетворять власти. Вместо нее постепенно стал вводиться денежный налог с единицы площади земли, а затем его стали взимать с каждой семьи.

Помимо земли важнейшим объектом права собственности были рабы. В период раннеклассового общества рабы находились на положении скота. Они считались государственной собственностью, купли-продажи их еще не было. Во времена династии Чжоу уже был возможен обмен, покупка раба. В последующем существовало две категории рабов: государственные и частные, причем частное рабовладение играло все большую роль.

Древнекитайскому праву были известны различные виды договоров: мены, купли-продажи, дарения, займа, личного найма.

Семейное право Древнего Китая базировалось на патриархальности семьи с абсолютной властью отца, многоженством. Китайское право ограничивало права женщин. Женщина полностью зависела от власти мужа, личного имущества она не имела, ее права в наследовании были ограничены. Брак заключали родители.

Право Древнего Китая выделяло среди большого числа преступных деяний следующие виды преступлений:

- государственные (мятеж, заговор);

-  религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу);

-  против личности (убийство, нанесение телесных повреждений);

-  против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота);

-  воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, непроявление мужества воином);

-    как преступления рассматривались отказ от уплаты налога, пьянство.

 

В Уложении Му-вана выделены пять основных наказаний:

-    мосин (клеймо тушью на лице);

-    исин (отрезание носа);

-    фэйсин (отрезание ног);

-    чужин (кастрация для мужчин и превращение в рабынь-затворниц женщин);

-    данисин (отрубание головы)

Такие наказания множили число инвалидов, но, судя по всему, преступность не исчезала.

 От наказания можно было откупиться. Во избежание клеймения надо было уплатить вану сто хуаней (примерно 2 килограмма меди), за ногу, нос — двести хуаней, за оскорбление — шестьсот, за смертную казнь — одну тысячу. Такой откуп за наказание был в интересах богатых подданных.

Система наказания знала укрывательство и недоносительство. Виновного рубили пополам. Жестокие и мучительные наказания соответствовали правовым понятиям всех древних народов. Китай не был исключением.

Община отвечала за правонарушения своих членов, действовало правило круговой поруки. Мелкие проступки, споры об имуществе рассматривали органы общины.4

Длительное время существовала кровная месть. В условиях обострения классовой борьбы система телесных наказаний и широкое применение смертной казни, осуществляемой непосредственно органами государственной власти, вытесняют этот обычай.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта