Главная страница
Навигация по странице:

  • 1) Специфика мифологического мировоззрения

  • ответы на экзамен по философии. Ответы к экзамену по философии


    Скачать 281 Kb.
    НазваниеОтветы к экзамену по философии
    Анкорответы на экзамен по философии.doc
    Дата21.12.2017
    Размер281 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаответы на экзамен по философии.doc
    ТипОтветы к экзамену
    #12321
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    Ответы к экзамену по философии

    1) Специфика мифологического мировоззрения

    Особенности мифологического мировозрения:

    1) социоантропоморфизм-наделение природой качествами человека

    2) После этого, значит по причине этого: post nос ergo prompter hoc

    3) образность и символичность первобытного мышления

    Мифология - I форма мировоззрения, форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки науки, искусства, морали, религии. Мифология - попытка людей осмыслить свое бытие в образной форме. В мифах общее выражается через конкретное, в следствии недостатка абстрактных понятий. В мифе закономерности природы выражается в форме цикличности, ритмичности. В мифах выражается коллективный опыт людей, выступающий объектом веры, не нуждающийся в проверке. (Миф для древнего ч-ка, как библия для крестьянина). В мифах природа персонируется и главным действующим лицом выступает божественный герой. Мифология обнаруживается сегодня во всех формах ч. к-ры

    Для мифологического мировоззрения характерно эмоционально-символическое понимание окружающего мира, невысокая степень выделенности собственной личности человека из общества. Мифологическое мышление нее предполагает нравственной оценки мифологического события, оно просто использует его как данность, по образу которой осуществляются события в последующем. Мифологии свойственна не критичность, а вера. 

    Названные особенности мифологии как типа мировоззрения определяют его функции: познавательную, воспитательную, прогнозирования и моделирования, а также оценки мира. Критерием такой оценки является следование традиции, принятому правилу, ибо именно через него устанавливается и поддерживается гармония между природой и обществом, человеком и средой.

    Мифологическое мировоззрение основывалось на нераздельности человека и природы, было синкретическим. 

    Неодушевленные предметы, силы природы одушевлялись и мыслились как реально существующие. Русалки, ведьмы, водяные, нимфы – все они были для человека того времени реальными существами. Они дополняли мир первобытного человека и олицетворяли силы, превосходящие возможности человека, которые с помощью магии можно и нужно было склонить на свою сторону.


    ^ 2) Философия, ее предмет, структура и функции

    Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости.

    Философия — это наука о всеобщем, она — свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

    Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

    Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

    Основные черты: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.

    Функции философии:

    мировоззренческая функция (связана с понятийным объяснением мира);

    методологическая функция (заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

    прогностическая функция (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

    критическая функция (распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);

    аксиологическая функция (от греч. axios — ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

    социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).

    Все многообразие философских проблем сводимо к пяти основным группам:

    онтологической; • гносеологической; • аксиологической; • праксеологической; • антропологической.

    Эти пять групп проблем формируют структуру любого философского знания. Онтология — философское учение о бытии и сущем. Гносеология — философское учение о познании. Аксиология — философское учение о ценностях. Праксеология — философское учение о действии. Антропология — философское учение о человеке. Все разделы философского знания существуют в неразрывном единстве Помимо основных групп философских проблем, которые формируют ядро философии, в структуре философского знания существуют области исследования, соотносимые с конкретным фрагментом духовной культуры или формой общественного сознания: философия науки, философия истории, философия искусства, философия религии, философия мифологии, философия политики. Каждый из этих элементов опирается на идеи и принципы, формулируемые в «ядре» философского знания — онтологии, гносеологии, аксиологии, праксеологии и антропологии.


    ^ 3) Основные разделы философии

    Основные разделы философии:

    1) онтология - мир вцелом, его происхождение и первоосновы

    2) гносеология - наука о средствах и методах познаниях. 

    3) этика - наука о морали, нравственности и должном поведении. 

    4) эстетика - наука о красоте и искусстве. 

    5) антропология - наука о развитии, происхождении, природе человека.: 

    Основные разделы философии

    Онтология как раздел философии

    Типы логик, определяющих построение онтологии:

    1) формальная логика

    Tertium non datum - третьего не дано

    2) диалектическая логика

    Логика диалектическая допускает и А, и неА одновременно

    Низкий курс рубля: хорошо или плохо?

    3) многозначная (релятивистская логика) - оценивает степень или вероятность от 0 до 1. Зависит от системы отсчета. 

    4) отрицательная логика - восточная логика (буддизм) - ни то, ни другое. 

    Эпохе - воздержание осуждения, недвойственность. 

    Не(А и не А)

    Автомобильная авария. Две стратегии объяснить для себя, как это произошло. 1) винят обстоятельства 2) винят себя

    Метафизика - считает, что есть в мире что-то абсолютное и неизменное, что не зависит от времени, обстоятельств и субъекта восприятия. Использует формальную логику, считает, что есть абсолютная истина. 

    Законы математики универсальны. Принципы морали считаются универсальны. Бог. Нирвана. 

    Causa sui - причина себя. 

    Корабль Тесея (парадокс) 

    Релятивизм - все изменяется, все относительно, зависит от времени, места, субъекта восприятия. 

    Понятие морали - относительно. 

    Диалектика - мир состоит из противоположностей их борьбы и единства.

    Конфуцианство считало, что человек от природы нейтрален - tabula rasa. Воспитание определяет. 

    Лао Цзы все люди от природы добрые. 

    Как происходят события в мире? Чему подчиняются, как управляются?

    Детерминизм - все обусловлено естественными причинами. Отвечает на вопросы Почему. 

    Индетерминизм - большинство процессов происходят случайно. 

    Инверсия магнитного поля земли. Нелинейные уравнения, описывающие нелинейные процессы. 

    Телеология - телеос - цель, логос - учение - все процессы в мире подчинены высшей цели. 

    Arbitrium liberum - свобода воли

    1) ближе к телеологии: фатализм - учение о том, что все уже предопределено

    Стоики: Марк Аврелий и Эпипиктет, Amor fati - любовь к судьбе

    Маркс: бытие определяет сознание

    2) волюнтаризм (Ницше, американская философия XX века) - все в наших руках и мы самим создаем свою судьбу

    3) Макиавелли, Фортуна

    Этика как раздел философии

    Фильм Конфуций

    Золотые правила этика:

    1) мораль

    2) нравственность

    3) должное поведение

    Золотое правило этики: поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Конфуций

    Фалес: что раздражает тебя в других, того не делай сам

    Библия: какой мерой меряешь, такой отмерено будет. 

    Парадокс толерантности:

    "у нас обычай - не навязывать своих обычаев"

    Правило золотой середины: 

    Фалес: Ничего сверх меры (храм Аполлона в Дельфах)

    Конфуций: имей две крайности, но выбирай середину: альтруист и эгоист, аскет и гедонист, притча ни твердый, ни мягкий. 

    Онтология

    Откуда произошел и из чего состоит мир. 

    Монизм - все состоит только из одной субстанции. Множественность иллюзорна. 

    Дуализм - мир состоит из двух первоначал. Материя + форма или идея. 

    Плюрализм - больше чем две первоосновы. 

    Гносеология как раздел философии

    Основной вопрос гносеологии: Соотношение действительности и восприятия и мышления действительности. Совпадает восприятие и мир. 

    Агностики - объективная действительность не познаваема

    Релятивисты - познание относительно времени и субъекта восприятия 

    Источники знания 

    Эмпиризм - Джон Локк: сознание ребенка чистая доска. Все знания из опыта. 

    Априоризм - все знания существуют до опыта. Кант. 

    Средства познания:

    Сенсуализм - все знания от органов чувств. Индукция. 

    Рационализм - разум - главный источник знаний. Дедукция. 

    Иррационализм - есть иные источники познания: интуиция, откровение. 

    Топор пила бревно вилка

    Латуральное мышление


    ^ 4) Основные вопросы философии. Способы их решений


    Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека.

    При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать две его стороны. Во-первых, что является первичным – идеальное или материальное? Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому что быть первичным – значит существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном счете, определять его. Во-вторых, может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества? Суть этой стороны основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого мышления верно отражать объективную действительность.

    Решая основной вопрос, философы разделились на два больших лагеря в зависимости оттого, что они берут за исходное – материальное или идеальное. Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а вторичным – сознание, мышление, дух, представляют философское направление, называемое материалистическим. В философии существует и противоположное материалистическому идеалистическое направление. Философы-идеалисты признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т.е. идеальное. Существует еще одно решение основного вопроса философии – дуализм, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.

    Только марксистская философия дала всестороннее материалистическое, научно обоснованное решение Основного вопроса. Первичность материи она видит в том, что:

    материя является источником сознания, а сознание - отражением материи;

    сознание - результат длительного процесса развития материального мира;

    сознание есть свойство, функция высокоорганизованной материи головного мозга; 

    существование и развитие человеческого сознания, мышления невозможно без языковой материальной оболочки, без речи; 

    сознание возникает, формируется и совершенствуется в результате материальной трудовой деятельности человека;

    сознание носит общественный характер и определяется материальным общественным бытием.


    ^ 5) Проблема смысла жизни. Основные способы ее решения.

    Смысл жи́зни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

    Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.

    Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

    Вопросы о смысле жизни люди задавали и задают до сих пор, выдвигая соперничающие между собой гипотезыфилософскиетеологические ирелигиозные объяснения. Полученные проверяемые ответы на эти вопросы формировали науку. В данный момент наука в состоянии ответить с определённой долей вероятности на конкретные вопросы типа «Как именно …?», «При каких условиях …?», «Что будет, если …?». В то же время вопросы типа «В чём (что является) цель (смысл) жизни?» остаются в рамках только философии и теологии. Биологические основы возникновения подобных вопросов исследуются в психологии (cм. также суицид). Отдельно можно заметить, что в рамках психологии вопрос «Какова цель жизни человека вообще?» может быть изучен (и изучается), так как психология оперирует понятиями «цель», «человек» и «жизнь»


      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта