ответы на экзамен по философии. Ответы к экзамену по философии
Скачать 281 Kb.
|
25)философия позитивизма и неопозитивизма Исторически это было оправдано; позитивизм был реакцией на схоластическое системе творчество, ни в какой мере не опирающееся на факты. Однако сразу же родилась и опасность, на которую указал Ф. Энгельс: естествоиспытатели лишь воображают, что они освобождаются от философии, когда игнорируют или бранят ее. Но так как они без мышления не могут двинуться ни на шаг, то в итоге они все-таки оказываются в подчинении у философии, но, к сожалению, по большей части далеко не самой лучшей. В такой ситуации весьма часто оказывались и представители позитивизма, в частности на рубеже XIX и XX вв. Э. Мах и его последователи. Дело в том, что на рубеже веков были сделаны важные научные открытия (электрон, явление радиоактивности и т.д.), не вписывающиеся в прежнюю картину мира, не объяснимые с помощью старого научного аппарата. Это вызвало кризис в науке. Э. Мах, Р. Авенариус, другие ученые и философы потребовали пересмотреть все научные теории под углом верности их фактам, подтвердить их в опыте. В этом их заслуга. Однако они чрезмерно субъективировали опыт, релятивизировал и научную картину. Главный метод изучения мира, с точки зрения Маха, - наблюдение и описание фактов. Все абсолюты: сущность, причинность, закон, время и пространство и т.д. и т.п. - схоластика; науке они не нужны. Исследователь имеет дело только с фактами. А факты - это то, что дано нам в ощущениях. Ощущения - это первичные элементы мира. В целях экономии мышления их можно связать в определенный ряд с помощью понятий, законов и т.п. Но последние нам нужны лишь потому, что они удобны, полезны, экономят наше мышление. Вообще объяснение, с точки зрения Э. Маха, не столько процесс логический, сколько психологический; оно сводит непонятное к привычному и тем самым делает его понятным. Бесспорно, познание микромира ставит перед естествоиспытателем и философом ряд сложных проблем. Масштабы величин в микромире чрезвычайно малы (размеры, время существования, масса). Скорости движения микрочастиц близки к скорости света, и некоторые из них существуют только в движении (фотоны, например). Многие из величин микрообъектов изменяются дискретно, скачкообразно. М. Планк открыл в микромире специфический квант действия. Прежняя картина мира, сформулированная Галилеем, Ньютоном, позднее Гельмгольцем и Максвеллом, утверждавшая, что «природа не знает скачков», а «Бог не играет в кости», конечно же, не отвечала новым данным науки. Движение света М. Планк сравнивал с водой, которая падает по каплям, а не течет непрерывно. Из-за ничтожной малости микрообъектов картина мира утратила наглядность. Во всяком случае, теперь нужно было учитывать их взаимодействие с прибором. И поскольку кванты поддавались измерению, постольку мир микрообъектов теперь вполне можно было выразить математически. НЕОПОЗИТИВИЗМ или логический позитивизм (логический эмпиризм) — одно из основных направлений философии 20 в., соединяющее основные установки позитивистской философии с широким использованием технического аппарата математической логики. Основные идеи Н. были сформулированы членами Венского кружка в сер. 1920-х гг. Эти идеи нашли поддержку у представителей львовско-варшавской школы, Берлинской группы философов, у ряда амер. представителей философии науки. После прихода к власти в Германии фашистов большая часть представителей Н. эмигрировала в Англию и США, что способствовало распространению их взглядов в этих странах. В математической логике неопозитивисты увидели тот инструмент, который должен был послужить критике традиционной философии и обоснованию новой филос. концепции. При создании последней они отталкивались от идей, высказанных Л. Витгенштейном в его «Логико-философском трактате». Витгенштейн полагал, что мир устроен так же, как язык классической математической логики. Согласно его представлениям, «мир есть совокупность фактов, а не вещей». Действительность распадается на отдельные «атомарные» факты, которые могут объединяться в более сложные, «молекулярные» факты. Атомарные факты независимы один от другого: «Любой факт может иметь место или не иметь места, а все остальное останется тем же самым». Атомарные факты никак не связаны друг с другом, поэтому в мире нет никаких закономерных связей: «Вера в причинную связь есть предрассудок». Поскольку действительность представляет собой лишь различные комбинации элементов одного уровня — фактов, постольку и наука должна быть не более чем комбинацией предложений, отображающих факты и их различные сочетания. Все, что претендует на выход за пределы этого «одномерного» мира фактов, все, что апеллирует к связям фактов или к глубинным сущностям, должно быть изгнано из науки. Нетрудно увидеть, что в языке науки имеется много предложений, которые очевидно не отображают фактов. Но это свидетельствует лишь о том, что в научном и тем более в повседневном языке много бессмысленных предложений. Для выявления и отбрасывания таких бессмысленных предложений требуется логический анализ языка науки. Именно это должно стать главной задачей философов. Идеи Витгенштейна были переработаны и развиты членами Венского кружка, гносеологическая концепция которых опиралась на следующие принципы. 26)проблема сознания и познания в феноменологии. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (нем. Phaenomenologie, от феномен и логос – слово, учение), одно из главных направлений в философии 20 в., основателем которого является Э. Гуссерль, непосредственными предшественниками – Ф. Брентано и К. Штумпф. Сознание – это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. СОЗНАТЕЛЬНОЕ - по Фрейду - одна из трех систем (бессознательное – предсознательное - сознательное) человеческой психики, включающая в себя лишь то, что осознается субъектом в каждый данный момент времени. Фрейд полагал, что основная роль сознательности - это "роль органа чувств для восприятия психических качеств". С точки зрения Фрейда, сознательность есть "главным образом восприятие раздражений, приходящих к нам из внешнего мира, а также чувств удовольствия и неудовольствия, которые могут проистекать лишь изнутри нашего психического аппарата". По мысли Фрейда, психическая деятельность сознательности: а) подчиняется схемам "вторичных процессов" - правилам грамматики и формальной логики; б) управляется принципом реальности, т.е. уменьшает неудовольствие инстинктивного напряжения посредством процедур адаптации. Согласно психоаналитическому пониманию, сознательности "является лишь качеством, которое может присоединиться или не присоединиться к отдельному душевному акту и которое никогда ничего не изменяет в нем, если оно не наступает". По мнению Фрейда, "большинство сознательных процессов сознательны только короткое время", и процесс возбуждения не оставляет в сознательности "как во всех других психических системах" длительного изменения его элементов. Классический психоанализ не считает сознательность сущностью психического и трактует понятие "сознательное" как, прежде всего, чисто описательный термин. 27)Основные идеи и представители экзистенциализма. Экзистенциализм отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса разума и кризиса гуманности. Но экзистенциализм не выступает в качестве защитника и оправдателя этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции личности перед этим кризисом. Экзистенциалисты считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо прежде всего разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности. Центральным понятием учения является экзистенция — человеческое существование как нерасчлененная целостность объекта и субъекта. Постигая себя как экзистенцию, личность обретает свободу, которая есть выбор самой себя, своей сущности. Выбор свободы накладывает на индивида ответственность за все происходящее в мире. Преимущественным объектом философского осмысления в экзистенциализме выступает бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, образующие "жизненный мир" личности. Жизненный мир - это не фрагмент предметного материального мира, а мир духовности, субъективности. Одна из главных установок экзистенциализма - это противопоставление социального и индивидуального бытия, радикальной разорванности этих двух сфер человеческого бытия. Человек не определяется никакой сущностью: ни природой, ни обществом, ни собственной сущностью человека. Имеет значение только его существование. Основная установка экзистенциализма - существование предшествует сущности, т.е. человек сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность. По экзистенциализму, человек - это временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Представление о смерти как самоочевидной, абсолютной границе любых человеческих начинаний занимает в экзистенциализме такое же место, как и религия, хотя большинство представителей этой философии не предлагают человеку никакой потусторонней перспективы. Экзистенциалисты считают, что человек не должен убегать от сознания своей смертности, а потому высоко ценить все то, что напоминает индивиду о суетности его практических начинаний. Этот мотив ярко выражен в экзистенциалистском учении о "пограничных ситуациях" - предельных жизненных обстоятельствах, в которые постоянно попадает человеческая личность. И главная "пограничная ситуация" - это ситуация перед лицом смерти, "ничто", "быть или не быть" - в секулярной разновидности экзистенциализма или перед миром трансценденции - Бога - в религиозной разновидности экзистенциализма. 28)Онтология как раздел фил-го знания. Основные категории и проблемы. Онтология - философское учение о бытии вообще, бытии как таковом. Теория, лишенная всякой связи с частными науками, построенная чисто умозрительным путем, не обращаясь к опытам (Вольф 17 век). Проблема бытия - одна из самых главных проблем философии. Термин "быть" в философии становится категорией онтологии, где речь идет об истинно сущем, едином, гарантирующем миру и человеку устойчивое существование. Бытие как философск. категория обозначает реальность, лежащую за пределами возможности человеческого опыта, а поэтому не зависящую ни от человека с его сознанием, ни от человечества. Бытие - это реально существующая, объективная самостоятельная, вечная субстанция, которая включает в себя все сущее. Для отражения общих противоречивых сторон и свойств, качеств бытия в философии разработан понятийный аппарат, состоящий из: 1) принципов диалектики (выражают общие подходы к миру и отражают общие закономерности бытия. Это принцип развития бытия - все идет от простого к сложному. Принцип взаимосвязи отражает всемирную связь явлений. Принцип системности - отражение внутренней организованности и структурности предметов, что позволяет классифицировать многие явления. Принцип детерминизма - выражает закономерные причинно-следственные связи существования и развития объектов, 2) законов диалектики ( отношения явлений, например закон единства и борьбы противоположностей - все сущее состоит их противоположных начал, которые будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречии, закон перехода количественных изменений в качественные , закон отрицания отрицания - новое всегда отрицает старое, занимая его место. 3) полярных категорий диалектики (наиболее общие понятия). Категории "сущность и явление" отражают глубинные и поверхностные стороны предметов. Категории "часть и целое" - фиксируется прерывность и непрерывность бытия и каждого его объекта. Понятие "элемент и структура" отражают системное бытие каждого объекта. Система- это единство состава. Структура - совокупность связей между элементами. Категории "необходимость и случайность - необходимость случайна, а случайность необходима. Категории "содержание и форма" фиксируют двухуровневое бытие явлений. Содержание - внутренняя сторона, совокупность элементов, опред. бытие предмета, форма - способ существования содержания. Категории "порядок и хаос" - все предметы существуют не изолированно друг от друга, поэтому не могут быть упорядоченными. Вопросы онтологии могут выглядеть абсурдными с точки зрения здравого смысла, повседневной жизни. Обыденное сознание не склонно задавать такие вопросы, оно обычно рассматривает лишь индивидуальное бытие человека и оценивает его степень удовлетворительности-неудовлетворительности. Нехитрая формула житейского бытия – Жить хорошо! А хорошо жить еще лучше! Для того чтобы задуматься о бытии мира, надо выйти за пределы повседневных забот. Для того чтобы осмыслять онтологические вопросы, философия применяет особые формы мышления – категории. Это предельно широкие понятия, многие из них раскрываются лишь друг через друга и используются попарно. Например, бытие - небытие, качество - количество, сущность - явление, возможность - действительность, единое - многое, целое – часть и др. Разные мыслители трактуют и осмысляют эти категории по-своему. Проблема единства мира. Мир разнообразен. В античности – мир состоит из одного и того же – субстрате, позже стали говорить о субстанции. Субстанция – с латинского «сущность, суть». Впервые использовал Аристотель, который выделял сущность вещи. Переход от субстрата к субстанции в работах Гераклита: огонь – и субстрат, первоначало – «вечно живой огонь», и как субстанция – его внутренняя структура - Логос – разумная необходимость, управляющая миром. То, что мы видим. – чувственно-конкретный пласт бытия – это не вечная сущность, но и не призрак, это «игра огня с самим собой», только в этом смысле многое есть одно. Пестрое разнообразие предметов и явлений, процессов, состояний. Проблема – это все одно бытие, имеющее какое-то одно начало или принцип, сущность, к которому можно свести все многообразие? Или это бесконечное многообразие видов обособленного друг от друга бытия (бытиёв), каждое имеет свою сущность. Если признают, что все имеет одно начало, это позиция – монизм. В нем своя проблема: в чем единство мира – в духовном или материальном? Если признают многообразие – плюрализм. Есть промежуточная позиция – дуализм: разделяет на духовное бытие и материальное бытие, каждое имеет свою сущность. Проблема Бога. Как соотносится Бог и мир, природа? Бог присутствует в природе или же он вне ее (это называется трансцендентен)? Природа адекватна Богу или же он с ней несоизмерим? Творение Богом мира – это разовый акт или это непрерывный процесс? А само творение – это создание всего множества вещей или же это творение принципов, законов и начал, которое предполагает дальнейшую эволюцию природы, которая не нуждается в добавочном Божественном вмешательстве? 29)Гносеология как раздел философии. Основные категории и проблемы. гносеология - наука о средствах и методах познаниях. Соотношение действительности и восприятия и мышления действительности. Совпадает восприятие и мир. Агностики - объективная действительность не познаваема Релятивисты - познание относительно времени и субъекта восприятия Скептики - молчат. Источники знания Эмпиризм - Джон Локк: сознание ребенка чистая доска. Все знания из опыта. Априоризм - все знания существуют до опыта. Кант. Средства познания: Сенсуализм - все знания от органов чувств. Индукция. Рационализм - разум - главный источник знаний. Дедукция. Иррационализм - есть иные источники познания: интуиция, откровение. ^ 30) Этика как раздел философии. Основные категории и проблемы. Этика как раздел философии этика - наука о морали, нравственности и должном поведении. Золотые правила этика: 1) мораль 2) нравственность 3) должное поведение Золотое правило этики: поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Конфуций Фалес: что раздражает тебя в других, того не делай сам Библия: какой мерой меряешь, такой отмерено будет. Правило золотой середины: Фалес: Ничего сверх меры (храм Аполлона в Дельфах) Конфуций: имей две крайности, но выбирай середину: альтруист и эгоист, аскет и гедонист, притча не твердый, не мягкий. Проблемы Классической этики: Единство Бога и человека - центральная проблема этики средневековья. Крайности в ее решении: теологический волюнтаризм Дунса Скота; мистический пантеизм Мейстера Экхарта. Религиозно-философская этика и религиозно-богословская этика: их сходство и различия. Трансформация религиозно-философской этики и ее места в общественном сознании в Новое и новейшее время. Особый колорит, место и судьба религиозно-философской этики в России. |