ответы на экзамен по философии. Ответы к экзамену по философии
Скачать 281 Kb.
|
^ 13) Сократ и сократические школы (киники, киренаики и мегарики) Сократ - человек. Человек - не то же самое, что быть Сократом. Сократ (470-399) Он был объективный идеалист и априорист. Метод маевтики - способ достижения истины с помощью навозящих вопросов. Мальчик открыл теорему. Сократ вдохновил три школы: Киники: Антисфен, Диоген Метарики: Евклид, Евбулид Киренаики: Феодор, Гегесий Скептики, римские стоики, Эпиктет. Мегарики - рационалисты, считали, что общее достоверно, единичное иллюзорно Евклид, Евбулит - парадокс "Я - лжец", король парадоксов, парадокс Сорита: Лысый и куча "Сократ есть Сократ" Логика Сократа Киники Антисфен, Диоген Бедность - самоучка добродетели То, что философия провозглашает на словах, бедность воплощает на деле. Аскезис Автаркия - цель киников, автономность. Этика аскетизма Киренаики Феодор, Гегесий Гедонизм Не будет выгоды - не будет дружбы ^ 15) Онтология и гносеология Аристотеля Онтология – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как ее основополагающая часть, т.е. как метафизика бытия. Онтология выделилась из учений о бытии природы, как учения о самом бытии , еще раннее в греческой философии. Аристотель ввел ряд новых и значимых для позднейшей онтологии тем: бытие как действительность, божественный ум, бытие как единство противоположностей и конкретный предел «осмысления» материи формой. Аристотель первым из античных мыслителей стал отличать философское знание от конкретно научного. Он выделяет первую философию и вторую философию. Предмет первой философии, исторически получившей название «метафизика», не природа, а то, что существует сверх нее – сверхчувственные вечные сущности, постигаемые умозрением. В центре первой философии стояли проблемы бытия. Под бытием Аристотель понимал существование предметного мира, воспринимаемого с помощью ощущений. Аристотель приходит к выводу, что существование единичных, конечных вещей невозможно объяснить с помощью обособленного от них царства идей. Единичное бытие вещи – это бытие самобытное, имеющее основание в самом себе, это субстанция. Единичное бытие есть сочетание «формы» и «материи». Форма и материя – соотносительные характеристики вещи, они не абсолютны. «Материя» - возможность формы, «форма» - действительность материи. Материя и форма, два вечных начала, взаимосвязаны таким образом, что форма являет собой сущность материи, а материя – тот субстрат, в котором эта форма запечатлена. Они друг без друга не существуют. Форму следует представлять как причину. Но и субстрат – тоже причина. Конкретная вещь производна от этих причин, она есть их взаимодействие. Она и та же вещь может быть единством того и другого в отношении и субстратом – в другом. Однако перетекание друг в друга материи и формы имеет конец. Единство формы и материи в каждом конкретном случае есть превращение возможности в действительность, есть актуализация возможности. Для объяснения изменчивого мира единичного бытия недостаточно только материи и формы. Аристотель выделяет четыре причины изменений, происходящих в мире. 1) Формальная причина, выражающая план, организацию процесса, 2) материальная - тот субстрат, на котором организована активность, 3) действующая причина – своего рода двигатель активности, ее «мотор», 4) целевая причина – цель, к которой стремится активность. Например, в таком процессе, как строительство дома, материальная причина – это материал, из которого строится дом, формальная причина – план дома, действующая причина – строитель, и цель – укрытие от непогоды и пространство своего мира для жителей дома. Активность вместе со своими причинами – это также проявления сущих. Материальная причина больше относится к материи участвующих в активности сущих, оставшиеся три причины – к формам этих сущих. Все сущие проявляют активность, и в составе этой активности есть все три причины, в том числе целевые причины. В механическом движении все материальные тела стремятся как к своей цели к так называемому «естественному месту». Когда же Аристотель рассматривает движение не отдельной вещи, но мира в целом, он наряду с первоматерией признает существование и некоей формы мира, находящейся за его пределами. Мир вечен, говорит Аристотель, и он находится постоянно в движении. Движение не может прекратиться, т.к. тогда надо допустить, что оно остановлено другим движением, что ведет к противоречию, т.к. никакого другого движения не может быть после остановки движения. Вечно движущийся мир имеет и вечную причину движения – перводвигатель. Сам перводвигатель не подвижен, бестелесен, т.к. телесность есть возможность перехода в иное, т.е. возможность движения. Бестелесный перводвигатель есть чистая форма. Чистая бестелесная форма – это ум (Нус). По Аристотелю Ум и есть высшая степень бытия. Гносеология – учение о познании; раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Аристотель, обращаясь к проблемам познания, строит целую теорию науки. Исходная точка теории познания - существование независимой от субъекта объективной действительности. Источником познания является чувственный опыт, а ощущение предполагает независимый от сознания предмет восприятия. Истина для Аристотеля состоит в знании сущих. С одной стороны, это знание формальных определений сущих, но, с другой, в каждом сущем есть как материальное проявление, так и рационально до конца непостижимое начало индивидуальности. Аристотель ценит наряду с общим знанием знание индивидуального и материального. Поэтому он в гораздо большей мере, признает данные внешних органов чувств, хотя не отвергает и роль разума. Он пытается уравновесить вклады рационального и эмпирического познания в синтетически-многомерном методе постижения истины. Чтобы знание было истинным, оно, по Аристотелю, не только должно быть понятием о предмете. Кроме того, самим предметом познания может быть не преходящее, не изменчивое, не текущее бытие, но только бытие непреходящее, пребывающее. Такое познание возможно, хотя отдельные предметы, в которых только и существует непреходящая сущность, всегда только предметы преходящие, текучие. И такое познание может быть только познанием "формы". Эта форма каждого предмета вечна: она не возникает и не погибает. У Аристотеля истина рассматривается как высшая форма бытия. Человек, постигая истину, приближается к совершенному бытию. Но на этом пути много трудностей. При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях. Первую сущность он отождествляет с индивидуальным бытием, с конкретной вещью. Первая сущность выступает индивидуальным, неделимым и чувственно познавательным бытием. От первых сущностей Аристотель отличает вторые сущности (вторичные). Они производны от первых сущностей. Вторичные сущности не постигают конкретное индивидуальное бытие, а являются в большей или меньшей степени родовым или видовым определением. Например: стол, стул, кровать и т. д. – это первичные сущности, в то время как мебель уже вторичная сущность. Представление Аристотеля о сущности – наиболее трудная для понимания проблема его метафизики. Критериями сущности, по мнению философа, являются: 1) познаваемость в понятии 2) способность к отдельному существованию. Эти два критерия противоречат друг другу. Ведь Аристотель признает, что лишь единичное обладает самостоятельным существованием безоговорочно. Но единичные вещи не постигаются умом. Аристотель ищет золотую середину. Он всюду подчеркивает, что только сущность существует сама по себе. Говоря о субстрате, Аристотель допускает, что им может быть наряду с материей отдельная вещь. Но эту вот отдельную вещь Аристотель называет "чувственной сущностью", а также "составной сущностью" или "составным целым", и состоит она, по его мнению, из двух начал: "сути бытия (формы) и субстрата (материи), а то, что состоит из начал, позднее самих начал, а следовательно, вторично. Но самое главное, чувственная составная сущность не соответствует второму критерию сущности – постижимости умом и определимости. Сущность – не субстрат, не всеобщее, не общее, не род и, наконец, не то, что состоит из сути бытия и субстрата. Представление о сущности у Аристотеля противоречиво. ^ 16) Философия эпикурейцев, стоиков и скептиков Скептики Скептицизм возник на основе идей о постоянной текучести всех событий сущего, противоречиями между чувствительными впечатлениями и мышлением, о принципах относительности всех явлений. Скептики: Пиррон (360-270) - идеи безмятежности (атарксии). Философ - это тот, кто стремится к счастью, а оно состоит в невозмутимости и отсутствии страданий. Следовать принципу воздержания от каких-либо суждений о чем-либо. Воздержание от категорического суждения об истинной природе вещей рождает чувство невозмутимости и безмятежности. Эпикурейцы Эвдеионисты - смысл жизни счастье и удовольствие. Гедонизм - смысл жизни удовольствие. Эпиктет: нужно уметь довольствоваться малым и иметь простые желания. Какие желания приводят к страданиям: богатства, славы, бессмертия. Стоики С III века до нашей эры по III век нашей эры. Зенон Китионский с Кипра, Клеанф, Хрисипп. Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. Спокойный, всегда уравновешенный, бесчувственный мудрец. Идеал внутренней свободы, свободы от страстей. Хрисипп: существует мировая душа. Это чистейший эфир, самый подвижный и легкий, женственно-нежный, как бы тончайший вид материи. Марк Аврелий: Бог дает каждому человеку особого доброго гения в руководители. Вселенная - тесно связанное целое, единое живое существо с единой душой. Феномен воли. Все имеет свой смысл, даже клопы полезны. Сенека: свобода - это божество, которое господствует над всеми вещами и событиями. Тело мира образовано из огня, воздуха, земли и воды. Судьба есть Логос Космоса: он упорядочевает все в мире. Зенон (332-262): Судьба - власть, двигающая материю. Бог, ум, судьба - одно и то же. Бог как пламенный разум мира. По природе все человеческие существа равны. Интересовались выразительными формами Философское начало коренится в человеческом субъекте Лектон - тот предмет, который мы имеем в виду, когда пользуемся его обозначением. Философия делится на логику, физику и этику. ^17)Основные проблемы средневековой философии Основные проблемы средневековой философии: 1) что есть бог? - Ксенофан: если бы лошади и быки имели руки... Катафатическое богословие (положительное) - богу можно приписывать характеристики. 1 Иоанна, Петра : Бог - есть любовь. Бог - есть свет. Апофатическое богословие (богу нельзя приписывать никаких характеристик) Дионисий Ареопатит: Ничего незнанием сверхразумное уразумеваю. 2) где бог? Теизм - бог находится за пределами материального мира. Книга// икона. Бог в теизме антропоморфен. Зло от материи. Пантеизм - бог во всем. Нога// волосы, пальцы. Гегель: если есть только бог, то из чего он сделал мир? Зло от бога. Деизм - бог находится за пределами материального мира, но не учавствует в делах мира. В эпоху Возрождения. Причина зла - это свобода воли. ^ 3) проблема веры и разума 1) Тертуллиан: Фидеизм - превосходство веры над разумом. Апостол Андрей: Имейте веру и зерно горчичное 2) Августин: верить, чтобы понимать 3) Фома Аквинский: понимать, чтобы верить ^ 4) Откуда в мире зло? 5) Проблема свободы воли Теодицея - учение, направленное на оправдание доброты и разумности бога в связи с мировым злом. Фидеизм - превосходство веры над разумом. Патристика (Августин, Тертуллиан, Максим Исповедник) Патри́стика — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества. Августин (354 – 430): Против академиков, О жизни блаженной, Монологи, О бессмертии души, Об истинной религии, Исповедь. Все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что существует, есть благо. Зло – не субстанция, а недостаток, порча. Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира есть постоянное его творение богом вновь. Душа – нематериальная субстанция, отличная от тела, а не простое свойство тела. Бог – нематериальный Абсолют, сверхприроден, личность. Время есть мера движения и измерения. Статичная вечность неотделима от бога. Августин: верить, чтобы понимать Тертуллиан (155/165 – 220/240): К язычникам, Об идолопоклонстве, О крещение, О молитве, О женском убранстве, О покаянии. «Верю, ибо абсурдно». Был сторонником монтанизма — ереси, утверждавшей, что во Христе люди не получили полноту откровения, что откровение не закончено, но находится в процессе завершения благодаря действию Святого Духа. Одно из важнейших сочинений Тертуллиана — его «Апологетический трактат», в котором он доказывает, что преследование христиан со стороны государства не оправдывается законами самого государства. Тертуллиан навсегда «отлучает» философию от её познавательной и толковательной сверхзадачи, оставляя за ней лишь описательную, сравнительную и классифицирующую функции. Он исключает аллегорическую экзегезу, расценивая полемику о латентном смысле библейского текста как суемудрие — «расстройство желудка», зачастую приводящее к ереси. Философ, вопреки настоянию логики — в пользу иррационального, предлагает непосредственное наивное восприятие, поскольку бессилие постижения говорит лишь о его несовершенстве, неприменимости. Фидеизм - превосходство веры над разумом. Максим Исповедник (580 – 662): Создатель и защитник христологической доктрины диофелитства — учения о двух волях во Христе. Один из ведущих оппонентов политике византийских императоров по объединению Вселенской церкви вокруг христологической доктрины монофелитства — учения об одной воле во Христе. Максим, как и многие другие христианские богословы, творчески переработал методологию неоплатонизма, разработанного Плотином и Проклом.Максим принимает платоновскую модель исхода и возвращения, уча, что человек создан как образ Божий, и цель спасения есть восстановление единства с Богом. Это подчеркивание обожения или теозиса утвердило место Максима в православном богословии, как важной идеи для православия в целом. Человеческое предназначение — соединиться с Богом. Это возможно только потому, что Бог первым полностью принял человеческую природу при воплощении. Если Христос не стал полностью человеком, то спасение невозможно, так как человек не может стать полностью обоженым. Максим считал, что Бог бы воплотился даже в случае, если бы грехопадения Адама и Евы не было. |