Главная страница
Навигация по странице:

  • Индетермини́зм

  • 36) Теизм, деизм, пантеизм и атеизм как философско-мировоззренческие позиции.

  • ответы на экзамен по философии. Ответы к экзамену по философии


    Скачать 281 Kb.
    НазваниеОтветы к экзамену по философии
    Анкорответы на экзамен по философии.doc
    Дата21.12.2017
    Размер281 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаответы на экзамен по философии.doc
    ТипОтветы к экзамену
    #12321
    страница6 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    ^ 31) Эстетика как раздел философии. Основные категории и проблемы

    эстетика - наука о красоте и искусстве.

    Исторически в центре эстетики всегда стояли две главные проблемы: собственно эстетического, которое чаще всего ос­мысливалось в терминах красоты, прекрасного, возвышенного, и искусства, понимавшегося в Древности в более широком смысле, чем новоевропейская категория искусства (= франц. beaux arts, нем. schone Kunste, «изящные искусства» — с 18 в.). Эстетика как философия искусства и прекрасного — тради­ционные клише классической эстетики, восходящие к Ан­тичности. Из текстов древнегреческих философов (Платона, Аристотеля, стоиков, Плотина) и теоретиков различных ис­кусств (красноречия, музыки, архитектуры) следует, что про­блема красоты решалась, как правило, в онтологической сфе­ре и напрямую была связана с космологией. В теориях ис­кусств на первое место выдвинулось понятие мимезиса (под­ражания) во всех его модификациях — от иллюзионистского копирования форм видимой действительности (особенно в живописи — Зевксид, Апеллес, Эвфранор) до «подражания" идеям и эйдосам поэтического мира. Художественная прак­тика имплицитно выработала принцип антропной пластично­сти в качестве основы эстетического сознания, распростра­няющийся на весь универсум. Античный космос и мир идей пластичны, что открывает возможность конкретно чувствен­ного выражения, т. е. сугубо эстетического опыта. Можно выделить два основных способа исторического бы­тия эстетики: эксплицитный и имплицитный. К первому от­носится собственно философская дисциплина эстетика, са­моопределившаяся в относительно самостоятельную часть философии только к сер. 18 в. Имплицитная эстетика уходит корнями в глубокую древность и представляет собой полуте­оретическое свободное осмысление эстетического опыта внут­ри других дисциплин (в философии, риторике, филологии, бо­гословии и др.).

    Эстетическая деятельность – специфичный вид практически духовной (создание произведений искусства, фольклор, дизайн и др.) и духовной (эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое суждения) деятельности.

    Эстетическое сознание – эстетические чувства, вкус, созерцание, восприятие, суждения, ценности, взгляды, идеал. Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности.


    ^ 32) Философская антропология как раздел философии. Основные категории и проблемы

    антропология - наука о развитии, происхождении, природе человека.

    ^ Философы, занимавшиеся проблемами антропологии:

    Кант

    Хайдеггер

    Жижек 

    в истории изучения человека четыре исторических периода:

    изучение человека метафизикой (античность).

    Метафизика - считает, что есть в мире что-то абсолютное и неизменное, что не зависит от времени, обстоятельств и субъекта восприятия. Использует формальную логику, считает, что есть абсолютная истина. 


    изучение человека теологией (средневековье),

    ТЕОЛОГИЯ

    (от греч. Theos и logos - слово о Боге) - вероучительная дисциплина или "наука о вере", создаваемая церковной общиной для всестороннего осмысления и систематического изложения содержания своей веры.


    изучение человека математикой и механикой (Новое время).

    Законы математики универсальны. Принципы морали считаются универсальны. Бог. Нирвана. 


    4) изучение человека биологией.


    ^ Две фундаментальные антропологические категории: 

    действие и происшествие

    блять, не знаю как это сюда впихнуть, но это надо

    1) ближе к телеологии: фатализм - учение о том, что все уже предопределено

    Стоики: Марк Аврелий и Эпипиктет, Amor fati - любовь к судьбе

    Маркс: бытие определяет сознание

    2) волюнтаризм (Ницше, американская философия XX века) - все в наших руках и мы самим создаем свою судьбу

    3) Макиавелли, Фортуна


    ^ 33) Монизм, дуализм и плюрализм как философско-мировоззренческие позиции.

    Монизм - все состоит только из одной субстанции. Множественность иллюзорна. 

    Дуализм - мир состоит из двух первоначал. Материя + форма или идея. 

    Плюрализм - больше чем две первоосновы. 

    ^ 34) Метафизика, диалектика и релятивизм как философско-мировоззренческие позиции.

    Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления[1]. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философской традиции. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями.

    Метафи́зика (др.-греч. τὰ μετὰ τὰ φυσικά — «то, что после физики»[1]) — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.

    Релятивизм (от лат. relativus — относительный) — методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания.

    Релятивизм проистекает из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Гносеологические корни релятивизма — отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий (например, от биологических потребностей субъекта, его психического состояния или наличных логических форм и теоретических средств). Факт развития познания, в ходе которого преодолевается любой достигнутый уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще, к агностицизму.


    ^ 35) Детерменизм, индетерменизм, телеология и провиденциализм как философско-мировоззренческие позиции.

    Детерминизм (Determinismus; от лат. determinare — определять «ограничивать» ) — учение о том, что все происходящие в мире события, включая весь ход человеческой жизни, определены со стороны Бога (теологический детерминизм, или учение о предопределении), или только явлений природы (космологический детерминизм), или специально человеческой воли (антропологическо-этический детерминизм), для свободы которой, как и для ответственности, не оставалось бы тогда места. Под определяемостью здесь подразумевается философское утверждение, что каждое произошедшее событие, включая и человеческие поступки, и поведение, однозначно определяется множеством причин, непосредственно предшествующих данному событию. В таком свете детерминизм может быть также определен как тезис, утверждающий, что имеется только одно, точно заданное, возможное будущее.[1]

    Индетермини́зм (от лат. in — не и лат. determinare — определять) — учение или методологическая позиция, отрицающие либо объективностьпричинной связи (онтологический индетерминизм), либо познавательную значимость причинного объяснения в науке (методологический индереминизм)[1]. Противоположен детерминизму.

    Телеология (греч. цель, и учение, слово) - религиозно-философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности. Т. выражается в идеалистической антропоморфизации (Антропоморфизм) природных предметов и процессов, связывая их с действием целеполагающих начал для осуществления предустановленных целей. Этот тезис предполагает наличие сверхразумного творца, лежит в основе телеологического доказательства бытия бога. Согласно трансцендентно-антропоцентрической Т., целеполагаю-щее начало, или бог, находится вне мира и вносит цели в сотворенную для человека природу (Вольф); согласно имманентной Т., каждый предмет природы имеет внутреннюю актуальную цель, целевую причину, к-рая есть источник движения от низших форм к высшим (Аристотель). Т. в своих разных видах имеет место в стоицизме (Стоики), неоплатонизме, концепции предустановленной гармонии Лейбница, учении о «мировой душе» Шеллинга, объективном идеализме Гегеля, неокантианстве, неотомиз-ме, персонализме и т. д. Современный фидеизм, а также холизм, неовитализм, неофинализм и т. п. используют для модернизации Т. идеалистически истолкованные данные генетики, кибернетики, психологии. Начиная с нового времени естествознание (физика, механика, астрономия) разрушило гео- и антропоцентрическую религиозную картину мира, объяснило процессы движения в природе естественными причинами. Понимание естественного характера целесообразности в органическом мире дал дарвинизм и углубили генетика, молекулярная биология и кибернетика. Марксистская философия научно объяснила целесообразность форм общественной деятельности людей, их действиями в соответствии с объективными законами и преодолела Т. в сфере общественной жизни. «Законы внешнего мира, природы... - писал Ленин, - суть основы целесообразной деятельности человека»

    ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ

    (от лат. providentia — провидение) — истолкование истории как проявления воли внешних по отношению к историческому процессу сил, провидения, Бога. П. характерен для всех теистических религий — иудаизма, христианства, ислама, понимающих историю как осуществление предустановленного божественного плана «спасения» человека. Разработанный Августином провиденциалистский путь к «царству Божию» лег в основу всей средневековой христианской историографии. 
    П. предполагает завершение истории, наличие конца истории. В Средние века Царство небесное вводилось в историю как ее предел, как реализация абсолютного блаженства, достижение идеального состояния, требующего в качестве своего условия предварительного уничтожения всего сущего и его воссоздания на новых основаниях. 
    В 17 в. идеи П. отстаивал Ж.Б. Боссюэ. Начиная с Возрождения и особенно в эпоху Просвещения постепенно складывается подход к истории, опирающийся на «естественный закон», разум и т.п. и не требующий привлечения провидения. Однако параллельно продолжает существовать и П. (Ж.П. де Местр, Ф. Шлегель, Л. Ранке и др.). Г.В.Ф. Гегель утверждал, хотя и не без оговорок, что мировыми событиями управляет божественное провидение. Сходных представлений придерживались томизм, славянофильство и др., в настоящее время — неотомизм. В пер. пол. 20 в. национал-социализм отстаивал идею провидения, благоволящего к избранному народу и его вождю, способствующего установлению господства избранного народа над всеми иными народами и созданию совершенного государства, способного существовать века («тысячелетний рейх»). 
    Часто термин «П.» употребляется в широком смысле, когда любые изменения, а не только общий ход истории, истолковываются как заранее предустановленные и определенные волей провидения или неким «замыслом»

    36) Теизм, деизм, пантеизм и атеизм как философско-мировоззренческие позиции.

    Теи́зм (греч. Θεός — Бог) — в широком значении — вера в Бога или богов[1]; в узком понимании — религиозно-философское мировоззрение, утверждающее существование монотеистического Бога, создавшего мир и продолжающего в нём свою активность[2]. Впервые термин «теизм» употребил Ральф Кедворт в работе «Истинная интеллектуальная система универсума». К теизму традиционно относят такие вероучения, как иудаизм,христианство и ислам[3].

    Теизм в узком смысле, в отличие от деизма, полагает, что Бог не только является творцом мира, но и принимает непосредственное или опосредованное участие в его управлении. Отсюда представление о божественномпровидении. От пантеизма отличается признанием личности Бога и отдельности от мира. Теизм в широком смысле включает в себя монотеизмполитеизмпантеизм и деизм.

    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта