Главная страница
Навигация по странице:

  • Атеизм и материализм философии П. Гольбаха

  • 21)Философия К. Маркса и Ф. Энгельса

  • 22) Иррационализм и пессимизм А. Шопенгауэра

  • 23)Основные идеи и представители русской философии

  • Философия постмодернизма: во Франции

  • ответы на экзамен по философии. Ответы к экзамену по философии


    Скачать 281 Kb.
    НазваниеОтветы к экзамену по философии
    Анкорответы на экзамен по философии.doc
    Дата21.12.2017
    Размер281 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаответы на экзамен по философии.doc
    ТипОтветы к экзамену
    #12321
    страница4 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    ^ Схоластика (Фома Аквинский). Доказательства бытия бога


    Схоластика (VIII - XIII) - Философия преподававшаяся в католических колледжах и университетах. 

    Фома Аквинский (1225 – 1274): Сумма теологии, Сумма философии, Этика - систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, «князь философов», основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении.

    Доказательства бытия бога:


    1. ^ Доказательство через движение означает, что все движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Таким образом выкладывается цепочка «двигателей», которая не может быть бесконечной и в итоге нужно обнаружить «двигатель», который движет все остальное, но сам при этом не приводится в действие чем-то другим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.


    2. ^ Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Только в этом случае не причина движения, а причина производящая что-либо. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.


    3. ^ Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.


    4. ^ Доказательство от степеней бытия — четвёртое доказательство говорит о том, что люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.


    5. ^ Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире — это существо мы именуем Богом.



    ^ 18)Философия эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, М. Монтень, Э. Роттердамский)


    Эпоха Возрождения характеризуется освобождением разума от догматических принципов схоластического мышления и поворота от сугубо логической проблематики к естественно-научному познанию мира и человека. Второе рождение идей античной философии, обращенность к человеку, идеи гуманизма и отстаивание принципов творческой самостоятельности человека, его достоинства, права на земные радости и счастье. 

    М. Монтень (1533 – 1592): Опыты. Человеческое мышление необходимо постоянно совершенствовать на основе объективного познания естественных закономерностей природы, которым в определенной степени подчинены жизнь и деятельность людей в контексте социального бытия. Идея естественного равенства людей. Счастливая жизнь и исключительно высокие нравственные устои обусловлены отсутсвием сословного и имущественного неравенства, но все эти приемущества утрачены с развитием цивилизации. Эгоизм главной причиной человеческих действий. Основной чертой морали Монтеня было стремление к счастью. Человек не может познать абсолютной истины, что все истины, признаваемые нами абсолютными, не более как относительные. По мнению Монтеня, человек существует не для того, чтобы создавать себе нравственные идеалы и стараться к ним приблизиться, а для того, чтобы быть счастливым.

    Н. Макиавелли (1469 – 1527): «Государь», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «О военном искусстве». В основе политического поведения лежат выгода и сила, в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов. Лучше сильный, пусть и лишенный угрызения совести, государь во главе единой страны, чем соперничающие удельные правители. Таким образом, Макиавелли поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности. Макиавелли противопоставлял античную доблесть христианскому смирению. В последнем он видел зло, делающее мир слабым и отдающее его во власть не встречающим сопротивления негодяям.

    Э. Роттердамский (1469 – 1536): «Похвала глупости», «Воспитание христианского государя», «Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного», «Диатриба или рассуждение о свободе воли», «О воспитанности нравов детских». На центральное место ставил «философию Христа». Уравнивание значимости христианской религии и античной философии. Пытался выявить моральное содержание христианства, систематически противопоставить дух христианского учения (раннего) и букву христианских догматов. Они не совпадают. Надо быть верным духу христианского учения. Эразм не согласен с идеей первородного греха - «осквернить идею Христа своими низменными представлениями о человеке». Первородного греха нет. Люди по природе все равны. Каким становится человек, зависит от воспитания и образования. Переводить Священное Писание на национальные языки, чтобы оно было доступно всем. Идеи, тем не менее, рассчитаны на интеллектуальную элиту. Основную массу оценивал скептически - господство глупости над человеческими душами. Эразм издал небольшую брошюру «О свободе воли». 


    ^ 19)Философия эпохи Просвещения. Основные идеи и представители


    Философы эпохи Просвещения: Вольтер, Руссо, Дидро, Гельвеци, Гольбах, Д’Аламбер, Локк, Толанд, Тиндаль.

    В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Во взглядах мыслителей этой эпохи много противоречий. Американский историк Генри Мэй (Henry F. May) выделял в развитии философии этого периода четыре фазы, каждая из которых в какой-то степени отрицала предыдущую.

    Первой была фаза умеренного или рационального Просвещения, она ассоциировалась с влиянием Ньютона и Локка. Для неё характерен религиозный компромисс и восприятие Вселенной как упорядоченной и уравновешенной структуры. Эта фаза Просвещения является естественным продолжением гуманизма XIV—XV веков как чисто светского культурного направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Но эпоха Просвещения отделена от эпохи гуманизма периодом религиозной реформации и католической реакции, когда в жизни Западной Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала. Просвещение является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и рационалистического сектантства XVI и XVII вв., от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. Подобно гуманизму и протестантизму, Просвещение в разных странах получало местный и национальный характер. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи Просвещения наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII веков, когда получил своё развитие деизм, бывший в известной степени завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой «естественной религии», которую проповедовали просветители XVIII в. Существовало восприятие Бога как Великого Архитектора, почившего от своих трудов в седьмой день. Людям он даровал две книги — Библию и книгу природы. Таким образом, наряду с кастой священников выдвигается каста учёных.

    В частности, он утверждает, что материя объективна в своем существовании, что движение есть неотъемлемое свойство материи, что мышление наше связано с деятельностью мозга и т.д. И нет ничего удивительного в том, что в последующем через деизм и эти первые шаги в сторону материализма европейская философская мысль приходит к французскому материализму XVIII века как к достаточно целостной и последовательной философской системе.

    Французские материалисты создают научную картину мира, в которой нет места богу. Вся наблюдаемая действительность, все бесчисленные тела, подчеркивали они, есть не что иное, как материя. Все явления – это конкретные формы ее существования. Вместе с тем, будучи тесно связанными с естественнонаучным знанием XVIII века, французские материалисты полагали, что материя – это не только собирательное понятие, охватывающее все реально существующие тела, все телесное. Для них материя – это также и бесконечное количество элементов (атомов, корпускул), из которых образованы все тела.

    Французские материалисты утверждали, что все в природе взаимосвязано и среди взаимосвязей выделяли причинно-следственные связи. Они доказывали, что природа подчинена объективным законам и что эти законы полностью определяют все изменения в ней. Природа представлялась им как царство одной лишь необходимости; случайность в самой природе отвергалась. Этот детерминизм, будучи распространенным на общественную жизнь, подводил их к фатализму, т.е. к убеждению, что и в нашей жизни (жизни человека) все уже предопределено объективными законами и судьба наша от нас не зависит. 

    Развитие материалистических идей в странах Западной Европы в XVIII веке не оставалось незамеченным со стороны религиозно-идеалистических школ этого времени. Традиционные идеалистические школы, имеющие свои корни в средневековом христианстве, с трудом сдерживали этот дух новаторства, вступающего в прямое противоречие с основными догмами религии. Как следствие этого в философии появляются новые идеалистические школы, с новых позиций противостоящие материализму. Так появляется в Англии в начале XVIII века “субъективный идеализм” Д.Беркли (1684-1753).

    Усматривая основную опору материализма в понятии материи как объективной реальности, стоящей за нашими ощущениями, чувствами, Д.Беркли развивает философию, в которой вообще нет понятия материи. Он всеми средствами доказывает, что это понятие материи пустое, что за ним ничего нет реального: есть только бог, идеи и наши ощущения. Да, вокруг нас существует реально множество вещей, растений животных, но все они, утверждает Д.Беркли, представляют не материю, а всего лишь комбинации наших ощущений.

    Другой философской школой, возникшей в XVIII веке и противопоставившей себя материализму, является “философия здравого смысла”. Её родиной является Шотландия, а основатель её – Т.Рид. Согласно этой философии исходными основаниями и для науки, и для религии, и для морали являются “непреложные истины здравого смысла”. Эти истины отличаются, как правило, своей непосредственной внутренней очевидностью, достоверностью, и потому им невозможно не верить. На этом основании сторонниками философии здравого смысла доказывалось объективное существование природных вещей и явлений. Здесь они явно расходились с основным положением философии Дж.Беркли. В частности, они неоднократно подчеркивали, что человек непосредственно воспринимает не ощущения (твердости, протяженности и т.д.), а твердые, протяженные и т.д. вещи. Люди воспринимают не идею солнца, а само солнце. Отрицание материи, проводившееся в работах Дж. Беркли, объявлялось ими противоестественным, на согласующимся с истинами здравого смысла.
    Атеизм и материализм философии П. Гольбаха


    Поль Анри Тири Гольбах (1723 – 1789): Карманное богословие, Священная зараза или Естественная история суеверия, О законах мира физического и мира духовного.

    Гольбах признает, что человек является частью природы, а следовательно, подчиняется ее законам. Философия Гольбаха утверждает, что окружающий мир познаваем, и источником познания являются ощущения, как отражение действительности…, т.е. чтобы что – то познать, нужен некий контакт с этим. Материя и движение у Гольбаха не разделимы, более того материя без движения не может существовать, материя представляет собой совокупность всех существующих тел, которые состоят из элементарных частиц – неделимых и нерушимых атомов, которые находятся в постоянном движении. Движение, же является неотделимым атрибутом материи, и также, как материя является несотворимым, неуничтожимым и бесконечным.

    И случайного ничего нет, в мире все работает по своим неизменным и несотворимым законам, люди применяют слово случайность, чтобы скрыть незнание настоящих причин. По меньшей степени глупо приписывать богу, что – то что пока не известно. Вера в бога идет от незнания человеком законов природы. 

    Все душевные качества человека сводятся к деятельности тела. Отрицание свободы воли и идеи совершенствования. Добродеятель – деятельность, направленная на пользу людей, как членов общества, она вытекает из чувства самосохранения.

    Материя существует сама по себе, являясь причиной всего: она - своя собственная причина. Все материальные тела состоят из атомов. Материя есть все то в объективной реальности, что воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения.

     20)Гносеология И. Канта


    Субъективный идеализм считает, что мир конструируется нашим сознанием. 
    Крайний субъективный идеализм считает, что мир не существует. Умеренный субъективный идеализм признает существование объективной реальности, но считает, что она переменная Х. 

    Объективный идеализм считает, что мир сделал бог. 

    Вещь в себе - та реальность, которая нам не доступна. 
    ^ Нам доступно:
    1) процесс познания - процесс отражения сознанием собственного содержания;
    Твердость - свойство вещи или ощущений
    Математика отражает свойства действительности или свойства сознания

    ^ Ступени познания:
    1) ощущение (то что познаём - феномен). Нам дан только хаос ощущений. 
    Альфа-Центавра и Земля, свет мертвых звезд. 
    2) рассудок
    фотоны и китайский текст
    Перцепция
    Апперцепция - предвосприятия
    Априорные принципы создающие опыт должны быть от рождения. Нет перцепции без апперцепции. 
    По Канту, опыт конструируется рассудком. Дана ли музыка в ощущениях или конструируется?
    Трансцедентальный синтез - соединение текущего восприятия с прошлым опытом. 
    Кант считал, что пространство, время, причинность и движение - априорны, не даны в опыте, конструкция нашего сознания.
    3) разум - способность мыслить априорные основания познания. 
    Разум приход к антиномии. Антиномия - неразрешимое противоречие между двумя равнодоказуемыми суждениями. 
    Мир конечен во времени и пространстве или бесконечен? У всего есть причина или есть что-то случайное? Аскет и гедонист?


    Этика И. Канта


    Кант предложил понятие категорический императив - это нравственные правила ради правил. 
    Гипотетический императив - правило ради пользы. 
    Автономная мораль - мораль ради морали. Гетерономная мораль - мораль ради средства.

    Что я должен делать?” Ответ в Этике канта - учение о категорическом императиве: “Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой общественного законодательства” - т.е. чтобы каждый твой поступок был примером для всех.

    Рассматривай другого человека только как цель, и никогда как средство”

    От второго вопроса Кант переходит к третьему вопросу: “На что я могу надеяться?”

    Добродетель и счастье - вещи не совместимые, т.к. нравственный закон требует отказа от многих жизненных удовольствий”

    На земле нет верховного судьи, который всем воздает по заслугам, таким судьей может быть бог, таким образом Кант приходит к мысли о боге.

    Кант обращается к пяти доказательствам существования бога Фомы Аквинского и находит логическую ошибку Ф. Аквинского.

    Он сформулировал 5 доказательств существования бога, исходя из существования бога, т.е. не проследил как понятие о боге появилось в человеческом сознании, он взял его в готовом виде. Разбив 5 доказательств существования Бога, Кант сформулировал 6 доказательство: Бог существует как нравственная идея, помогающая человеку примерится со злом. Бог у Канта это порождение морального сознания, т.е. религия выводится из морали, а не так как это было принято раньше - мораль из религии.

    Я вынужден был ограничить знание, чтобы освободить место вере”

    Кант, так же, разработал теорию права. С одной стороны он разграничил право и этику, т.к. право касается внешней жизни человека, в мораль - внутренней. Мораль имеет дело с намерениями, а право с поступками. Намерения - всегда естественны.

    Право возможно только внутри государства. Это возможно на условиях всеобщего договора.

    Право связано со знаниями, имеющими принудительный характер. Вся политическая жизнь - это борьба людей за свободу, но поскольку человек по натуре зол, он превращает и превращает свою свободу в произвол. Но, свобода одного человека не должна противоречить свободе других людей, следовательно, в обществе свобода одного человека перекрывается общей свободой.

    В конечном итоге: право должно сообразовываться с нравственными знаниями, т.е. моральными требованиями. Право предстает как совокупность условностей, при которых произвол одного человека подавляется общей волей в соответствии практическим (нравственным) разумом.

    Гражданская свобода - это право лица повиноваться только тем законам, на которые оно изъявило согласие.

    Что же такое человек?” // Существо познающее. Существо моральное.

    21)Философия К. Маркса и Ф. Энгельса

    Специфика марксистской философии состоит в том, что она с самого своего возникновения нацелилась на осмысление и преобразование собственного статуса в обществе, культуре, науке. Выступая как принципиально новое учение об обществе и человеке, она критически осмысливает прошлое, настоящее и будущее человечества, - именно в этом ее уникальность, самобытность и привлекательность. К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895), формулируя новые принципы философствования, исходили из самого широкого понимания роли и значения философии как самосознания человечества в общественном совершенствовании. Вслед за Г. Гегелем они оценивали философию не иначе как «эпоху, схваченную в мысли» и, более того, претендующую на статус «духовной квинтэссенции». Еще в первых своих работах К. Маркс высказывал мысль о том, что именно философия способна и должна сыграть «роль Прометея». Она, не склоняя головы перед земными и небесными богами, призвана нести людям свет знания и свободы [2]. Поэтому мыслители стремились создать совершенно иную философию, которая позволила бы научно обосновывать развивающуюся систему взглядов на мир, общество и человека и формулировать принципиально новые законы диалектико-материалистического мышления.

    Марксистская философия с самого своего зарождения получила признание среди различных слоев интеллектуалов. По мнению некоторых из них, она действительно «оплодотворяла» практику преобразования общественного бытия. Однако ее смысл и сущность оказались довольно сложными для мыслителей того времени - современников К. Маркса и Ф. Энгельса, которые, создав свою философскую систему осмысления объективных природных и общественных процессов, называли ее новой (точнее говоря - новым материализмом). В советской философской литературе ее преимущественно называли диалектическим и историческим материализмом. В научный оборот принципы диалектического материализма ввел «отец русского марксизма» Г.В. Плеханов (1857-1918). А К. Маркс, Ф. Энгельс, да и практически все их последователи пользовались понятием «современный материализм» - с тем, чтобы отделять принципиально новые философские взгляды и позиции от традиционного античного материализма, а также от материализма представителей французского Просвещения. Что касается В.И. Ленина, то он практически во всех своих философских работах широко использовал плехановский термин - «диалектический материализм».

    Суть марксистской философии состоит не только в разработке новых принципов материалистической диалектики, но и в принципиально ином подходе к роли философии в общечеловеческой культуре. Она, по утверждению ее создателей, должна была нацеливать творческую часть человечества на радикальное преобразование мира и общества. Маркс, впервые излагая свое философское кредо в «Тезисах о Фейербахе», заявил, что «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» [3]. В уточненном переводе мысль К. Маркса звучит так: «философы лишь различным образом интерпретировали мир, а надо понять его с тем, чтобы сознательно его преобразовать». Вышесказанное ни в коей мере не означает, что все философы до Маркса лишь пассивно созерцали мир и не стремились качественно изменить его, улучшить общество и человека. Этот тезис указывает на принципиальное отличие новой философии от прежних философских систем ее ориентацией на качественное изменение жизни людей в соответствии с принципами социальной справедливости. В философии Маркса-Энгельса в центре внимания находится осмысление роли и значения сознательной преобразовательной деятельности человечества. Новая философия, как и прежде, исследует и объясняет мир, но ее главный замысел - это поиск практических путей качественного преобразования общества.

    По Марксу, разумное человечество должно жить разумно. Оно должно наконец выйти из-под контроля природных сил. В свое время еще Г. Гегель, оценивая современный ему период немецкой истории как высшую ступень в развитии абсолютного духа, пришел к выводу, что последний сначала достигает самопознания. Затем он приходит в состояние покоя, и на этом, собственно, завершается всемирно-исторический процесс. К. Маркс решительным образом отвергает эту философско-мистическую парадигму Гегеля о примирении истории общества с якобы ставшей разумной действительностью. Для марксистской философии характерна совершенно иная идея, а именно: разумен только человек, и его борьба против неразумной действительности должна стать прежде всего борьбой со всеми общественными системами, с государственными структурами и учреждениями, которые реально противодействуют интересам большинства населения. Именно поэтому К. Маркс рассматривает свою философию как «философию действия», призванную не столько удовлетворять человеческую любознательность, сколько содействовать разумному переустройству мира. Он приходит к выводу, что развитие самой философии неизбежно должно привести к превращению человеческой мысли в практическое действие по преобразованию сознания людей и их общественного бытия.

    К. Маркс и Ф. Энгельс, войдя в историческое пространство философской мысли, решительно обозначили свою принципиально иную мировоззренческо-методологическую позицию как диалектико-материалистическую. Именно она и позволяла им диалектично анализировать и объективно судить или научно оценивать все имеющиеся знания о природе, обществе и человеке. И, разумеется, ценность философского мышления они видели не в самом процессе, а в качестве способности формировать научную картину мира как мировоззренческую линию жизни и развивать принципиально иные методологические ориентиры познания сути и смысла общественного бытия, которые с таким трудом открываются человеческому познанию. Философское осознание Марксом и Энгельсом практических путей преобразования действительности, качественного изменения исторического развития общества стало их главной научно-исследовательской проблемой. А осознание характера общественных явлений через анализ противоречий подвело К. Маркса к уяснению объективной сущности этих явлений и, как следствие, к открытию экономических законов. Так, к примеру, осмысление труда в единстве конкретного абстрактного позволило ему определить стоимость товара и т.п.

     22) Иррационализм и пессимизм А. Шопенгауэра

    Иррационализм – учение, согласно которому решающим фактором в познании, поведенческих актах людей, в мировоззрении, в ходе исторического процесса играют не силы разума, а иррациональное начало, что предполагает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, чувства. Одна из самых ярких фигур иррационализма – Артур Шопенгауэр (1788 – 1860). Он оспорил само понятие разума как области осознанной ментальной деятельности человеческого сознания, введя его в бессознательно-иррациональные моменты. Интеллект функционирует по указаниям воли, которая признается единой энергийной основой всех личных воль и самого объективного мира. Интеллект – лишь орудие воли к жизни. Мир – нелеп, а вся история мира – это история бессмысленной флуктации волевых искр. Когда воля вынуждена пожирать сама себя, так как кроме нее ничего и нет, рождаютс травля, боязнь, страдание. Воля – абсолютное начало, корень всего сущего. Познаваемость «вещи в себе». Первый факт сознания – представление. Познание осуществляется либо как интуитивное, либо как отвлеченное или рефлективное. Интуиция – первый и важнейший вид знания. Истинно совершаемым познанием может быть только созерцание.

    Этика Шопенгауэра пессимистична. Страдание присуще жизни неотвратимо. То, что называется счастьем, имеет всегда отрицательный, а не положительный характер и сводится лишь к освобождению от страданий, за которым должно последовать новое страдание, либо томительная скука. Мир – арена замученных и запуганных существ. Разрешение трагедии человеческой жизни в умерщвлении плоти.

    23)Основные идеи и представители русской философии


    Основные идеи русской философии

    Сродность человека с природой и соборность с миром; софийность в системе «человек, общество, природа, Бог»; всеединство человека и мира на базовой основе религии, философии и науки; общее дело как высшая цель и организация человеческой деятельности; антропокосмизм как воплощенный диалог человека и мира, коэволюция общества и природы.

    Особенности русской философии

    Русская философия формировалась под воздействием трех факторов. Во-первых, она зарождалась в условиях «великого синтеза» культур: языческой, византийской и степной (монгольской). Во-вторых, она тесно связана со своей религиозной почвой. В-третьих, она испытала влияние западной философской мысли.

    Ру́сская филосо́фия — собирательное название философских концепций русских мыслителей.

    По мнению Н. О. Лосского, характерными чертами русской философии являются: космизм, софиология (учения о Софии), соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм, реалистичность (онтологизм).

    Реформы Петра I способствовали ограничению власти церкви и проникновению в Россию западной философии посредством формируемой системы высшего образования. Самым популярным западным новшеством стал деизм, приверженцами которого стали такие ключевые мыслители русского Просвещения как Михаил Ломоносов и Александр Радищев. Именно в этот момент на русскую почву попадают атомизм и сенсуализм. Практически идеи деизма выражались в антиклерикализме и обоснованию подчинения духовной власти светской, за что ратовала ещё учёная дружина Петра I. Также философия русского просвещения адаптировала многие идеи масонства (Николай Новиков). Григорий Теплов составляет один из первых русских философских словарей.

    Лишь в начале XIX века появляется оригинальная или самобытная русская философия. У её истоков стоял Петр Чаадаев, который задается вопросом о смысле России как отдельной цивилизации. В остальном он повторяет старые идеи о механистическом устройстве мира и провиденциальном характере истории. Неудовлетворительное решение о смысле России провоцирует мысль славянофилов. Алексей Хомяков отстаивает идеи соборности. Иван Киреевский отстаивает идеал допетровской патриархальной Руси. Константин Аксаков проводит различение между страной и государством.

    В XX веке в связи с драматическими событиями русской истории происходит разделение русской философии на русский марксизм и философию русского зарубежья. Часть философов была выслана заграницу, но часть осталась в советской России: Павел Флоренский и его ученик Алексей Лосев. Через последнего традиции русской философии были возрождены в Советской России, поскольку от него духовное преемство получили С.С. Аверинцев и В.В. Бибихин

    Русская философия изначально тяготеет к рационализму, но не к европейскому академическому, а к практическому, с ярко выраженным нравственным ориентиром.

    Русская философская мысль антропологична, ибо занята проблемой человека и его отношений с миром; историософична, ибо обращена к вопросам о смысле истории; социологична, ибо тесно связана с решением проблем общественного развития; диалогична, ибо ориентирована на сотворчество человека и Бога, на коэволюцию общества и природы, на формирование парадигмы антропокосмизма.
     24)Основные философские направления ХХ века. Общая характеристика


    Основные особенности: 
    1) категория абсурда
    2) многозначная логика, теория нечетких множеств, изучение случайных процессов (индетерменизм)
    3) появление теории систем (синергетики)
    4) лингвистический поворот - изучение соотношения языка и мышления, языка и культуры; мир - это текст;
    5) открытие бессознательных мотивов сознательного поведения

    Философия постмодернизма: во Франции:

    Посструктализм 
    Структурализм 
    Конструктивизм
    Деконструктивизм
    Р. Барт, Ж. Бодийяр, М. Фуко, Ж. Делез
    Мир - это текст. (структурализм). - разрабатывал Ролан Барт
    Все явления несут информацию. 
    Гиперреальность - вытеснение реальности знаками реальности. Имидж, пластическая хирургия, косметика, вкусовые заменители. 
    "гибель автора" - у людей нет своих мыслей и своих действий. Есть просто
    Деконструкция - попытка избавиться от клише и стереотипов.
    Авангардная живопись
    Ризона - 
    Шутки про слона и деконструкция в архитектуре. 
    Неологизмы
    Позитивизм - новая философия должна обобщать данные науки. 
    О. Конт
    Неопозитивизм - все философские вопросы связаны с неточностью языка. Язык определяет мышление. Теория языковой относительности (теория Сепира-Уорфа). Язык майя. Язык и восприятие цвета. Пытались разработать однозначный язык науки. 
    Б. Рассел
    Л. Винтгенштейн

    Герменевтика - философское направление, которое положило в основу познания интерпретацию. 

    Герменевтика - искусство понимания письменно зафиксированных жизненных проявлений. (Дельтей)

    Герменевтический круг - автор<> текст целое <>части. 

    Понимание целого дает понимание частей, а понимание частей - понимание целого. Да нет наверное. 

    Единство индукции и дедукции. 

    Герменефтический метод - метод интерпретации многозначных явлений: экономический кризис, диагноз болезни, толкование законов. 

    В. Дальтей, Г. Гадамер

    Георг Гадамер - понимание всегда исторично и мы не можем понять Платона и Аристотеля, если не будем использовать 

    Объяснение - подведение частного под общее. 

    //понимание - вчувствование, вживание в образ, "живознание"
    Феноменология

    Берет свое начало от Платона и средневековой схоластики. 

    intentio prima reflexio intention secunda 

    Рефлексия - направленность сознания на себя. 

    Интенциональность - направленность сознания на объект, который конструируется самим сознанием. 

    Константность восприятия - 

    Интерсубъективность - субъективное ставшее в обществе объективным благодаря действию и мышлению людей. (ПДД, частная собственность)

    Ф. Брентано, э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс

    Бергман и Лукман "Социальное конструирование действительности"

    Дж. Серль два типа фактов: факты физические и факты институциональные.

    Розов "Социум как волна" 

    Диатрибутивное мышление - очередь в магазин
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта