история 10. 1. Адаптация человека к современной культуре предполагает не только умение мыслить в соответствии с духом времени (инновационное мышление), но и сохранение исторической памяти (традиционное мышление)
Скачать 41.81 Kb.
|
1. Адаптация человека к современной культуре предполагает не только умение мыслить в соответствии с духом времени (инновационное мышление), но и сохранение исторической памяти (традиционное мышление). В связи с этим полагаем, что одним из важных параметров современной личностно ориентированной модели образования должно остаться формирование исторической памяти.Общеизвестным является тот факт, что наличие памяти у человека превозносит его над всеми известными живыми существами, делая его более совершенным. Именно память позволяет нам осмыслено относится к своему прошлому и настоящему, а также саморазвиваться и самоопределяться. В современном гуманитарном знании память – это жизненный опыт, прежде всего одного человека, его знание событий, пережитых и прочувствованных, отражающихся эмоционально. Тогда как историческая память – это понятие коллективное, заключающееся в сохранении коллективного исторического опыта. Коллективная память поколений может быть как среди членов семьи, населения города, так и у всей нации, страны, наконец, всего человечества. Формирование исторической памяти у современной молодежи представляет собой сложный и многогранный процесс. Среди факторов, влияющих на формирование исторической памяти, следует отметить: социально-экономические условия развития общества, идеологические установки, деятельность средств массовой информации и т.д. Начиная с ХХ века, особое место в процессе формирования исторической памяти начинают занимать средства массовой информации. СМИ и Интернет сегодня становятся не просто хранилищем информации, как их иногда пытаются представить. Они сегодня все больше и больше выступают в роли инстанции, формирующей общественное мнение, отношение к прошлой и современной истории. Именно от презентации события в средствах СМИ зависит репрезентация его в памяти людей. Средства массовой информации способствуют созданию и распространению исторических мифов и исторических штампов. В частности, современные молодые люди, видя на книге, статье или фильме отметку «исторический», автоматически соотносят представленные данные с исторической реальностью, воспринимая предложенную картину как происшедшую в действительности. Согласно мнению исследователей, у молодежи не сформированы качества, которые способствовали бы развитию критического мышления в оценке исторических данных, определению составляющих, позволяющих отличить вымысел от факта. При организации воспитательного процесса формирования личностных, в частности гражданских, качеств студентов педагогам нужно уделять повышенное внимание психологическим особенностям обучающихся. Сегодняшняя молодежь организует свою жизнь в соответствии с новыми ценностными установками и ориентирами. Важно не утратить диалог с этим новым поколением, не допустить любые формы искажения его исторической памяти. Современный учебно-воспитательный процесс в идеале должен трансформироваться в формат сотрудничества «преподавателя-воспитателя» со студентом, где последний должен проявить себя как активное, самостоятельное и заинтересованное звено образовательного процесса. Заключение. Таким образом, приоритетная цель образования – это формирование духовно-нравственной культуры обучающихся, важной составляющей которой должна быть историческая память. Усилий одних преподавателей-гуманитариев не достаточно в решении подобной задачи, в частности формирования исторической памяти. Безусловно, активную помощь в решении данной задачи должно оказать государство и соответствующие образовательные структуры. Только в их компетенции создание единой стратегической базы и условий формирования культурно-исторического сознания молодежи. 2. Важным моментом является то, что историческая память является основой духовной и культурной преемственности поколений. Одной из главных структурных составляющих исторической памяти, способствующих максимально полному наследованию исторического опыта, являются традиции. Они определяют специфику межличностных отношений, выполняя организующую функцию, выражающуюся не только через нормы поведения, обряды, обычаи, но и через систему распределения социальных ролей, социальную стратификацию общества. История изучает далекое прошлое всего человечества. Об исторической связи казахов и их далеких предков говорят нам конечно же исторические источники и летописи. Так к примеру, в период независимости исследователями было уделено много внимания истории Казахского ханства, откочевке ханов Жанибека и Керея, когда появился термин «қазақ» (казах). Однако хотелось бы заметить, что история Казахстана начинается далеко не с этой даты. История нашего государства берет начало еще с эпохи каменного века, андроновцев, саков, гуннов и других этнических групп, проживавших в древности на территории Казахстана. Опыт государственного управления древних этносов переняли тюрки, создавшие евразийскую империю – Тюркский каганат. На традициях этого каганата строилась государственность огузов, тюргешей, карлуков и других тюркоязычных этносов средневоковья. Новый этап развития государственности кочевников связан с возникновением империи Чингисхана и государствами, образованными на территории Казахстана после ее распада. Естественным преемником предшествовавших государственных образований, продолжателем традиций степной государственности было Казахское ханство, которое существовало на казахской земле в XV – начале XVIII века. В казахстанской научной и научно-популярной литературе имеется множество работ, посвященных на датировке времени возникновения первого в Центральной Азии национального государства, которое носило имя создавшего его этноса – казахов. Именно это долгое время оставалось одним из самых дискуссионных проблем отечественной исторической науки. Так же имеется множество работ в популярной литературе, посвященных данной теме. Известный казахский ученный Кадыргали Жалаири в своем «Шежірежинағы» («Сборник летописей») рассказывает об истории казахского ханства в XV-XVII веках. Сегодня большинство историков разделяют точку зрения, что время образования Казахского ханства следует датировать августом 1465 – августом 1466 года. В исторических источниках имеется единственное указание на время образования Казахского ханства. Конечно о формировании Казахского ханства и государства в целом, можно много писать и рассуждать, но все же хотелось отметить, что история это не только войны, потрясения и революции – это, прежде всего люди, которые становятся участниками этих событий, которые строят и восстанавливают страну. Делают это взрослые, а дети впитывают в себя дух времени, отношение родителей к своему делу, понимают, что такое долг общественный и долг личный. Таким образом, историческая память показывает, что какие бы острые социальные потрясения, приводящие к забвению исконных русских, казахских начал, не переживало общество, связь поколений в конечном итоге восстанавливается. Общество, во все временна, испытывает потребность в восстановлении связей с прошлым, со своими корнями: любая эпоха порождена предшествующим ей этапом исторического развития и преодолеть эту связь, то есть начать развитие с нулевой отметки не возможно. 3. Мифология Сначала историческая мысль развивалась в виде сказаний и мифов. Для народов архаической культуры, не имеющих собственно исторических текстов, мифологические источники при всей их неполноте и неточности восполняют (хотя и в специфической форме) исторические источники. Проблема соотношения истории (как науки) и мифа наиболее важна также для эпохи, когда начинают появляться первые исторические описания, но ещё продолжают господствовать старые мифопоэтические схемы и соответствующие тексты, преимущественно космологического содержания. Однако миф относится к туманному прошлому, когда мир выглядел совсем иначе, чем теперь; легенда же, напротив, имеет дело с историческими персонажами; она относится к определённому месту и племени, связана с событиями, обладающими актуальной ритуальной или социальной значимостью. Ранние образцы исторических трудов возникли как жанр повествовательной литературы, теснейшим образом связанной с эпосом, мифологические основы которого не вызывают сомнений Древняя Греция Высшими достижениями исторической мысли в эпоху Древнего мира были сочинения античных авторов – Геродота и Фукидида. Греческого историка Геродота (между 490 и 480-ок. 425 гг. до н.э.) считали «отцом истории». Он описал Древнюю Грецию, а также народы и страны, в которых побывал: Персию, Ассирию, Вавилонию, Египет, Скифию. Главный его труд – «История греко-персидских войн». Древнегреческий историк Фукидид (ок. 460-400 гг. до н.э.) автор «Истории», включающей восемь книг, посвященной Пелопоннесской войне, и считающейся вершиной античной историографии. Великим античным историком был и Полибий (ок. 200-ок. 120 гг. до н.э.), предпринявший попытку создать всемирную историю. Его труд «История» (40 книг) охватывает историю Греции, Македонии, Малой Азии, Рима и других стран периода от 220 до 146 гг. до н.э. Древний Восток В Древнем Востоке также важную роль придавали культу прошлого. Так, в Китае при каждом удельном правителе (впоследствии после объединения Китая – при дворе императора) находился историограф. Ко II в. до н.э. появилось множество летописей, анналов, в основном локальных. Обобщил эти источники сын придворного историографа Сыма Таня – Сыма Цянь (145 или 135 – ок. 86 гг. до н.э.), прозванный «китайским Геродотом». Главным делом всей жизни Сыма Цяня стали «Исторические записки» («Ши Цэи»), оказавшие весомое влияние на развитие исторической науки в Китае. С того времени в Китае стали составлять истории всех правящих династий. Средние века Историческая мысль эпохи Средневековья развивалась под влиянием христианства. Ведущей исторической концепцией раннесредневековой мысли Западной Европы стала концепция провиденциализма (по воле провидения), разработанная Августином Блаженным (354-430 гг.). Популярной, как и в древности, была теория великих людей и героев. Среди европейских историков этой эпохи выделяют Григория Турского (538 или 539-593 или 594 гг.) и Михаила Пселла (1018-ок. 1078 или ок. 1096гг. ). Григорий Турский – автор «Истории франков» в десяти книгах. Этот труд считается историческим памятником раннего Средневековья, его автора называют «отцом варварства». На Руси в начале XII в. было создано выдающееся произведение русской общественно-политической мысли «Повесть временных лет», автором которой называют монаха Киево-Печерского монастыря летописца Нестора. Затем появилось «Слово о полку Игореве», посвященное неудачному походу Новгород-Северского князя Игоря Святославовича на половцев. Автор отмечает пагубность раздробленного состояния русских княжеств и необходимость их единения перед угрозой вражеского нашествия. Изучение истории человечества получило новое развитие в эпоху Возрождения. Усиливается интерес к памятникам древности. Зародились новые подходы к пониманию истории. Итальянский политический деятель Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.) в работе «Государь» (1513 г.) назвал одну из причин борьбы людей в истории – имущественную. Новое время В эпоху Нового времени западноевропейские историки отбросив идею бога как творца истории, попытались объяснить причинно-следственную связь материального мира. Итальянский философ, один из основоположников историзма Джамбаттиста Вико (1668-1774 гг.) утверждал, что исторический процесс имеет объективный и провиденциальный характер. Все нации развиваются по циклам, состоящим из трех эпох: божественной (безгосударственное состояние, подчинение жрецам); героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781 гг.) – французский государственный деятель, философ-просветитель, экономист – считал, что историю общества движет человеческий разум. Философы Нового времени считали, что идеи правят миром. Они же развили идею естественного права и идею просвещенного монарха. Однако в целом западноевропейская историческая наука Нового времени оставалась на идеалистических позициях. Они объясняли ход исторического процесса как проявление «воли Бога», «божественного провидения», «божественного мирового духа» или абсолютной «идеи». Крупнейшими ее представителями на Западе были Франсуа Гизо (1787-1874 гг.), Огюстен Тьерри (1795-1856 гг.), Франсуа Минье (1796-1884 гг.), создавшие буржуазную теорию классовой борьбы. В XIX в. немецкие историки Фридрих Шлоссер (1776-1861 гг.) и Вильгельм Онкен (1838—1905 гг.) создали «Всемирную историю» (соответственно 19 и 46 томов). Исторический метод подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся признавал Георг Вильгельм Гегель (1770-1831 гг.). Однако последовательно принцип историзма был разработан Карлом Марксом (1818-1883 гг.) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895 гг.). Его отличительная черта – распространение на все сферы (природу, общество, мышление) объективной действительности. В России в XVIII в. были предприняты первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории. Это 7-томная «История Российская» Василия Никитича Татищева (1686-1756 гг.), «История Российская» Михаила Михайловича Щербатова (1733-1799 гг.) в 20 книгах. Крупнейшим российским историком начала XIX в. был Николай Михайлович Карамзин (1766-1826 гг.). Его главный труд – «История Государства Российского», написанная простым живым языком. За этой работой Карамзина последовали 29-томная «История России с древнейших времен» Сергея Михайловича Соловьева (1820-1879 гг.), «Русская история» Николая Ивановича Костомарова (1817-1885 гг.) и «Курс русской истории» Василия Осиповича Ключевского (1841-1911 гг.). Новейшее время Бурное развитие получила историческая наука в Новейшее время (конец XIX-XX вв.). На этом этапе в западной исторической науке были разработаны различные концепции исторического развития. Здесь следует назвать англичанина Арнольда Тойнби(1889-1975 гг.), американца Уолта Ростоу (1916-2003 гг.), Макса Вебера(1864-1920 гг.), Марка Блока (1886-1944 гг.), Элвина Тоффлера(р. 1928) и др. Среди наиболее известных отечественных историков Новейшего времени Сергей Федорович Платонов (1860-1933 гг.), Михаил Николаевич Покровский(1868-1932 гг.), Евгений Викторович Тарле (1876-1955 гг.), Василий Васильевич Струве (1889-1965 гг.) и др. |