зарубежка вопросы. 1. Английский абсолютизм xvxvii вв
Скачать 2.3 Mb.
|
23. Государство III-го Рейха в Германии. Создание НСДАП и приход нацистов к власти. Нацистская партия зародилась в 1919 г. Тогда под руководством слесаря Антона Дрекслера в Мюнхене была образована Немецкая рабочая партия (DAP). Затем она была преобразована в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (NSDAP), во главе которой встал отставной ефрейтор австрийского происхождения Адольф Гитлер (1889–1945). С 1921 г. он являлся бессменным фюрером партии, наделенным диктаторскими полномочиями. Под влиянием оккультной организации «Туле» в партии начинает распространяться идея о мистическом предназначении арийской расы, вводятся ритуалы и символы в духе древнегерманских традиций (эмблема «Туле» – свастика, символ вечного движения солнца, стала официальной эмблемой партии нацистов). В 1921 г. были созданы особые военизированные «штурмовые отряды» SA, призванные охранять партийные собрания и митинги и открыто бороться с противниками партии. В их составе затем (1925 г.) будет образована лейб-гвардия фюрера – SS («охранные отряды»). Учреждаются также партийный суд, политотделы, которые копировали государственные органы, организована система общественных и профессиональных объединений. Поначалу Гитлер и его приверженцы делали ставку на военный переворот, но попытка захвата власти в Баварии в ноябре 1923 г. потерпела фиаско (так называемый «пивной путч» в Мюнхене). Руководитель НСДАП оказался под судом, отправлен в тюремное заключение, но был выпущен уже в конце 1924 г. В тюрьме Гитлер написал книгу «Mein Kampf», в которой были изложены основы нацистской идеологии. Провал мюнхенского путча привел нацистов к убеждению в необходимости действовать легальными средствами. Гитлер начинает «битву за рейхстаг», пропагандируя идеи расового превосходства и вербуя новых сторонников. Популистские обещания и патриотические лозунги привлекли к нему внимание простых избирателей, а откровенный антикоммунизм обеспечил поддержку влиятельных промышленных и финансовых кругов Германии. В результате в 1928 г. партия получила 12 мест в рейхстаге, в 1930 г. – уже 107, а в 1932 г. – 230. Учитывая рост влияния нацистской партии, президент империи П. фон Гинденбург назначил 30 января 1933 г. А. Гитлера рейхсканцлером во главе коалиционного правительства. Нацисты вполне легальным путем получили власть. Государственный строй Третьего рейха. Став главой правительства, Гитлер приступил к созданию нового государства, которое должно было олицетворять собой торжество арийской расы – Третьей империи (после Священной Римской империи германской нации и Второй Германской империи). Формально Конституция Веймарской республики не была отменена, но во многих своих положениях она перестала действовать. Государственный строй Третьего рейха определялся рядом основных законов. Один из них – Закон «Об устранении бедственного положения народа и государства» от 24 марта 1933 г. Согласно Закону, правительство было наделено законодательными правами. Оно могло издавать законы, противоречащие Конституции (только не затрагивать рейхстаг и рейхсрат). Закон должен был сохранять свое действие до 1937 г., но затем был продлен. В тот же день 24 марта был принят закон «О защите правительства национального возрождения от коварных посягательств». В соответствии с ним была запрещена Коммунистическая партия Германии (члены которой были обвинены в поджоге рейхстага – провокации, учиненной 27 февраля), а затем были распущены все профсоюзы. В июне 1933 г. под запретом оказалась уже Социал-демократическая партия Германии, а остальные партии объявили о самороспуске. К НСДАП присоединилась правая партия «Стальной шлем». В результате в Германии установилась однопартийная система. Особое положение нацистской партии в государстве было закреплено Законом «Об обеспечении единства партии и государства» от 1 декабря 1933 г. Партия объявлялась «носительницей государственной мысли и неразрывно связанной с государством». В соответствии с законом рейхсканцлер и одновременно фюрер единственной в стране партии получил право формирования состава рейхстага (по спискам, одобренным народом на плебисците) и назначения высших должностных лиц. Закон от 30 января 1934 г. предоставил имперскому правительству полномочия изменять Конституцию. Это формально позволило Гитлеру после смерти президента Гинденбурга (2 августа 1934 г.) сосредоточить в своих руках всю полноту власти: фюрер был объявлен рейхспрезидентом, рейхсканцлером и главнокомандующим армией в одном лице. Вождевой принцип был распространен теперь на все государство. Постановление рейхстага 1942 г. утвердило исключительные полномочия А. Гитлера как «вождя Нации, верховного главнокомандующего, главы правительства и высшего обладателя правительственной власти, верховного судьи и фюрера Партии единовременно». Формально в Третьем рейхе продолжало сохраняться народовластие. При этом вместо представительной демократии нацистами насаждалась плебисцитарная (прямая) демократия. Впрочем, плебисциты проводились обычно по важным политическим вопросам. В частности, на плебисците немецкий народ высказывался по поводу выхода Германии из Лиги наций (1933 г.), по вопросу о президентских полномочиях рейхсканцлера (1934 г.), о присоединении Австрии (1938 г.). Значение же рейхстага вследствие роста законодательных полномочий правительства было сокращено. Само правительство подвергалось неоднократным структурным изменениям. Кабинет министров просуществовал до 1938 г. и превратился во вспомогательный совет при фюрере. Помимо общего совета были учреждены специальные советы: Тайный кабинет по внешней политике, Совет министров по обороне Рейха и др. В стране была создана разветвленная бюрократия, немецкие чиновники должны были нести ответственность лично перед фюрером. Государственное устройство империи было изменено в направлении создания унитарного государства. Весной 1933 г. ландтаги потеряли право формирования земельных правительств. Законом «О слиянии областей с Империей» от 7 апреля 1933 г. вводились должности рейхсштатгальтеров (имперских наместников), которые должны были возглавлять администрацию земель. Обычно они назначались из числа гауляйтеров НСДАП, руководивших партийными областями (Gau). Затем ландтаги земель были и вовсе упразднены – по закону от 30 января 1934 г., а штатгальтеры должны были подчиняться имперскому правительству. Далее 14 февраля 1934 г. был ликвидирован рейхсрат, представлявший в парламенте интересы земель. Изданный в 1935 г. Немецкий общинный устав завершил создание системы местного управления. Самоуправление было упразднено. Общины признавались местными публичными корпорациями, во главе которых были поставлены бургомистры, назначаемые из центра. Вследствие слияния партии с государством партийный аппарат стал рассматриваться как часть государственного аппарата. Была упорядочена местная партийная структура. Территориальное деление НСДАП включало в себя деление на 33 области, ниже областей находились округа, районы, партийные ячейки. Высшим органом управления НСДАП являлась Партийная канцелярия при фюрере. С партией были связаны другие нацистские общественные и профессиональные объединения. Подразделениями НСДАП являлись студенческий союз, женская национал-социалистская организация, союз преподавателей высшей школы. Часть профессиональных организаций относилась к «примыкающим союзам»: массовая организация Немецкий трудовой фронт, различные союзы по отдельным профессиям (Имперский союз немецких чиновников, Союз юристов – национал-социалистов, Национал-социалистский союз учителей и др.). Выделялись также молодежные нацистские организации: «Гитлерюгенд» («Гитлеровская молодежь») и вспомогательная детская организация «Юнгфольк», объединявшие юношей и мальчиков; Союз немецких девушек и Союз девочек. Слияние партии и государства выразилось в создании единых партийно-государственных репрессивных органов. Подразделения НСДАП «штурмовые» и «охранные» отряды продолжали существовать и после прихода нацистов к власти. Правда, отряды СА подверглись серьезной «чистке»: в 1934 г. Гитлер избавился от левой оппозиции в их составе. Впоследствии значение «штурмовых» отрядов в жизни рейха было снижено: они в основном стали осуществлять военную подготовку граждан и были превращены в армейский резерв. Напротив, роль и значение СС неуклонно возрастали. В 1934 г. они были выделены из состава СА и объявлены самостоятельным подразделением НСДАП. СС превратились в мощную разветвленную организацию, которая вела охранную и репрессивную деятельность по указаниям фюрера. Соединения СС подразделялись на три группы: «общие отряды», «отряды для поручений» и «караульные отряды». Первые объединяли «нацистскую элиту» и поставляли кадры для командного состава полиции и других карательных органов. Вторые представляли собой профессиональные полицейские соединения и призваны были обеспечивать порядок внутри страны. Третьим отрядам была поручена охрана стационарных концентрационных лагерей. После начала Второй мировой войны на основе этих трех групп соединений были созданы специальные войска СС (Waffen SS). Руководство СС соединило в своих руках управление всеми полицейскими службами. В 1939 г. было создано Главное управление имперской безопасности (RSHA) (одно из 12 главных управлений СС). Четвертым отделом Главного управления являлось гестапо – Тайная государственная полиция (Geheime Staatspolizei). Гестапо была создана еще в 1933 г. в Пруссии. Это государственный орган, который производил следствие по политическим делам, аресты неблагонадежных лиц и врагов рейха. Информационные материалы для его работы предоставлял орган партийной разведки СД (Sicherheitsdienst) (он также был представлен в РСХА третьим и шестым отделами, соответственно внутренняя и внешняя разведка). Параллельно с ними работала и уголовная полиция – крипо, составившая пятый отдел РСХА. Возглавил Главное управление имперской безопасности Р. Гейдрих, а общее руководство всеми СС осуществлял Г. Гиммлер, рейхсфюрер СС (с 1929 г.). Для борьбы с политическими противниками и осуществления программ по «расовому очищению» была создана система концлагерей (KZ – кацетов). Первый такой лагерь был организован в Дахау (возле Мюнхена), позже их число составило 23 и еще две тысячи их филиалов. Они находились в ведении особого Управления инспектора «караульных отрядов» и концлагерей. Нацизм вошел в историю зверским и беспощадным истреблением людей разных национальностей, но прежде всего евреев как главной мишени своей расовой политики. Миллионы людей были загублены в лагерях уничтожения – Освенциме, Майданеке, Треблинке и др. На службу партии и ее репрессивной политике была поставлена судебная система Германии. Судьям предписывалось руководствоваться при рассмотрении дел принципами «национального правосознания» и идеями национал-социализма. Институт адвокатуры был полностью превращен в государственный. Правовая политика характеризовалась отступлением от принципа недопустимости обратного действия закона: наказанию подлежали преступления, совершенные до введения соответствующих правовых норм. Помимо общих судов в 1933 г. были учреждены специальные суды для преследования противников рейха. В состав таких судов входило три члена партии, они действовали по упрощенной процедуре, без участия присяжных. В Германии продолжали функционировать и партийные суды, которые вели дела членов нацистской партии. В соответствии с расовыми представлениями нацистов в 1935 г. в силу были введены Закон о гражданстве и Закон об охране немецкой крови и немецкой чести. По этим законам все жители страны были разделены на две неравных категории: граждан и подданных. Полноправными лицами признавались только граждане, к которым относились лица немецкой либо немецко-родственной национальности («фольксдойче»). Подданные не обладали политическими правами и всей полнотой гражданских прав. Таким образом, правовой статус лица определялся принадлежностью к высшей арийской расе. Лица, происходившие от смешанных браков, имевшие примесь «нечистой» крови, могли быть частично поражены в правах. Что касается «расово чистых» лиц, то на них возлагалась особая обязанность верно служить германскому народу, постоянно доказывая это своим поведением. Неисполнение такой обязанности тоже могло явиться основанием для частичного поражения в правах. В том же 1935 г. Германия восстановила свою армию, была вновь введена всеобщая воинская повинность, на смену рейхсверу (немногочисленной «имперской страже») пришли полноценные вооруженные силы – вермахт. Третья империя начала усиленно готовиться к войне, завоеванию жизненного пространства для арийской расы. Аншлюс Австрии и оккупация Судетской области Чехословакии в 1938 г., затем всей территории чехословацкого государства в 1939 г. стали первыми шагами на этом пути. После начала Второй мировой войны (1939–1945 гг.) Германия оккупировала значительную часть Европы, которая была подвергнута действию немецких расовых принципов и террора. Но силы стран антигитлеровской коалиции смогли остановить нацистскую агрессию, фашистский режим потерпел сокрушительное поражение. Во время ожесточенных боев за Берлин, которые вела Красная армия, в ночь на 30 апреля 1945 г. жизнь диктатора пресеклась. После смерти Гитлера власть в рейхе формально перешла в руки гросс-адмирала Карла Дёница. Фюрер обладал правом назначения себе преемника и назвал его в своем завещании. Однако ничто уже не могло спасти Третий рейх от полного крушения. Германия была расчленена на четыре зоны оккупации и на время прекратила свое существование как независимое государство. Спустя год после поражения, на Нюрнбергском процессе был вынесен приговор НСДАП и ее руководителям: они были признаны преступными. В дальнейшем на территории Германии образовалось два государства. На основе трех объединенных зон оккупации (американской, английской и французской) в 1949 г. была образована Федеративная Республика Германия(BRD). В Бонне была принята конституция нового государства. В том же году советская зона оккупации была преобразована в Германскую Демократическую Республику (DDR). Объединение двух германских государств произошло только в 1989–1990 гг. 24. Государство Японии в период сёгуната XIX в. Начало второго периода развития феодального государства в Японии совпадает с возникновением в XII в. своеобразной политической формы японского феодального государства – сегуната, при котором вся политическая власть сосредоточивается в руках одного из крупнейших феодальных домов. Сегунат – военно-феодальная диктатура сильнейшего в экономическом, военном и политическом отношении феодального рода, опиравшаяся на самураев – военно-служилое дворянство. Императорский двор со времени образования первого сегуната стал центром феодальной оппозиции. Формально власть императора сохранилась – ему отводились все причитавшиеся его рангу почести, но он не играл какой-либо существенной роли в политической жизни страны В XIII в. сегун присвоил себе право утверждать императора, определять порядок престолонаследия, назначать регентов и других высших придворных советников. Центральный государственный аппарат (бакуфу) состоял из главной административной палаты, ведавшей законодательством, главной военной палаты и главной судебной палаты. Во все провинции назначались военные губернаторы или протекторы (сюго). Ослаблению центральной власти в значительной мере способствовало то, что еще в начале XIV в. сегуны признали свою вассальную зависимость от самого могущественного в это время государства в Азии – Китая, к которому и перешло право утверждения японских императоров. Ослабляло силу бакуфу и возросшее значение в XV–XVI вв. буддийской церкви, которая стала претендовать на независимость в государстве. С конца XVI в. в Японии начался процесс централизации страны. XVI в. был временем непрерывных антифеодальных восстаний, крайнего обострения социальных противоречий, что побуждало наиболее дальновидных представителей господствующего класса к созданию сильной центральной власти, направленной на укрепление феодальных порядков. В XVI в. в Японию проникают первые европейцы угроза потери политической независимости страны также диктовала необходимость объединения страны. Центральная власть вплоть до середины XIX в. не решалась посягнуть на сам принцип существования феодальных княжеств. Во главе государства стоял сегун-полководец. При бакуфу был создан разветвленный бюрократический полицейский аппарат. В стране существовал особый слой самураев-хатомото, из которых комплектовался учетный, налоговый и административный аппарат сегуна, находившийся в его непосредственном подчинении. В ведении высших правительственных чиновников – родзю, составлявших правительство сегуна, находился императорский двор, государственные финансы и другие органы государства. Япония во времена правления династии сегунов Токугава была полицейским государством, в котором жестоко преследовались любые проявления антиправительственных настроений. Значительные изменения произошли и в принципе формирования армии. Указом 1891 г. крестьянам запрещалось становиться воинами, а самураям – крестьянами и горожанами. 25. Реставрация Мэйдзи в Японии. Реформы японского абсолютизма. Реставрацией Мэйдзи называют глобальную модернизацию, проводившуюся в Японии с 1867 по 1889 год. Официально эра Мэйдзи началась со вступлением на престол нового императора Муцухито, который и сделал «Светлое правление» (а именно так переводится с японского «Мэйдзи») девизом своего царствования. Но предпосылки для реформации возникли раньше – ещё при сёгунате клана Токугава. Причины реставрации Мэйдзи Японская государственная идеология во многом строилась на противопоставлении упорядоченного, возвышенного и могущественного восточного мира развращённому и варварскому западному. Но в XIX веке стало очевидно, что очень скоро японцам придётся непосредственно столкнуться с западными варварами и, скорее всего, отказаться от самоизоляции. Перед страной стояла сложная задача: влиться в современный мир, но в то же время сохранить собственную идентичность. Итак, к причинам начала реформации Мэйдзи можно отнести: Активизацию западных стран (в том числе, и России) в тихоокеанском бассейне: стремительно развивающийся капитализм заставлял правительства искать новые рынки сбыта для своей продукции, многие товары предполагалось реализовывать в Японии. Кроме того, американцы начали налаживать в Тихом океане китобойный промысел и нуждались в открытых японских портах, где можно было бы пополнять запасы питьевой воды, продовольствия и топлива. Вопрос о сотрудничестве с иноземцами расколол японское общество пополам, некоторые противники налаживания связей с чужеземцами даже организовали серию убийств иностранных дипломатов и моряков, а также придворных, приветствовавших общение с пришельцами. Лидером противников иностранного засилья стал сам император Комэй. Необходимость перестройки системы правления. С конца XII века Японией правили военные предводители — сёгуны, а император находился в прямой зависимости от них. Но к середине XIX века ситуация изменилась, клан Токугава, к которому принадлежали все сёгуны с начала XVII века, ослаб. Сёгуны не могли больше противостоять ни западному вторжению, ни внутренней дестабилизации. Против сёгуна и его правительства – бакуфу – стали выступать и крестьяне, и обедневшие самураи, и купечество, и некоторые аристократы. В этой обстановке император Комэй начал предпринимать первые шаги для того, чтобы вернуть себе и своим наследникам всю полноту власти. Его сыну Муцухито удалось завершить этот процесс. Изменение политической обстановки уловили и даймё (главы небольших княжеств, из которых состояла Япония до 1871 года), которые один за другим начали вставать на сторону императора, выступая против семьи Токугава. Отсталость Японии, где даже в XIX веке всё ещё царили феодальные порядки, законсервировавшие общество и не позволявшие развиваться капитализму. Тяжёлую экономическую обстановку. Население Японии часто страдало от неурожаев, голода, стихийных бедствий и злоупотреблений чиновников и ростовщиков. Уровень жизни крестьян был очень низок, в обществе наблюдался сильнейший разрыв между богатыми и бедными. Это часто становилось причиной волнений и массовых беспорядков. Основные направления реформ В 1867 году скончался император Комэй и на трон взошёл пятнадцатилетний Муцухито. Несмотря на юный возраст, это был решительный и проницательный правитель. Он продолжил политику своего отца, направленную на укрепление императорской власти. Под давлением даймё юго-западных княжеств и императора последний сёгун Ёсинобу Токугава был вынужден подать прошение об отставке, которое сам он, впрочем, считал формальностью и временным маневром. В первых числах 1868 года император Муцухито торжественно объявил о «реставрации», то есть, о восстановлении власти императора, ликвидации должности сёгуна и создании нового правительства вместо бакуфу. Ёсинобу Токугава не желал подчиняться и вместе со своими вассалами начал гражданскую войну. Муцухито, опираясь на верных даймё и самураев, которых возглавлял талантливый полководец Такамори Сайго, начал свой победоносный поход против сёгуна. Ёсинобу Токугава бежал после первого же серьёзного сражения, в марте он сдался, ему сохранили жизнь и назначили неплохую пенсию. Какое-то время сопротивление оказывали северные даймё, но в течение года их мятеж был подавлен. Теперь император Муцухито мог спокойно реализовывать задуманные проекты. Исследователи выделяют несколько основных направлений реформ: мероприятия, направленные на пробуждение национального самосознания и создание прочной государственной идеологии, основанной, в первую очередь, и на почитании императора. Именно с этой целью ещё до окончательной победы в гражданской войне был учреждён Департамент истории. В задачи чиновников Департамента входили поиск, обработка и публикация древних документов и составление исторических хроник. Как можно догадаться, особый акцент при этом делался на роли императора и сторонников дальнейшей изоляции и независимости Японии, сёгуны же в опубликованных работах представали мелочными и коварными. Тогда же появилась государственная символика, в том числе, знаменитый японский флаг – красный круг (символ солнечной богини Аматэрасу) на белом фоне. Столица была перенесена из Киото в Эдо (чуть позже переименованный в Токио). Были унифицированы религиозные обряды, синтоизм был очищен он буддийских вкраплений. Начались гонения на буддизм и христианство. Необходимо отметить, реализуя все эти меры, Муцухито не скатывался в радикализм. Он обменивался с западными правителями посольствами и охотно заимствовал лучшее у чужеземцев, будь то науки, технические достижения, или одежда европейского образца. Кроме того, император искоренил терроризм, жертвами которого часто становились иностранцы. демократизация общества. При Муцухито была запрещена продажа девушек из бедных семей в бордели и была разрушена система гильдий: профессии теперь не передавались по наследству, а свободно выбирались каждым подданным. реформа государственного правления. По образцу западных стран, в Японии появлялось разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. образовательная реформа. По указу императора, создавались многочисленные светские школы, где много внимания уделялось «политинформации» — школьников обязательно знакомили со всеми указами императора. Кроме того, стали появляться университеты и институты. упорядочивание судебной системы. В стране появились институт адвокатуры и система надзора за деятельностью судей. создание прочной вертикали власти. В первую очередь, был восстановлен древний обычай, по которому император был собственником всех земель Японии. Княжества были упразднены, вместо них создавались префектуры. Даймё отныне имели статус не самостоятельных князей, а чиновников, управлявших от имени императора на местах. Как ни удивительно, это изменение было совершенно спокойно воспринято самими князьями. Вершиной политических преобразований императора Муцухито стало издание в 1889 году конституции, закреплявшей основы государственного устройства, а также права и обязанности граждан. изменение социальной структуры общества с целью сплочения нации. Конечно же, о полном наделении всех поданных единым набором прав и обязанностей речи быть не могло: всё равно существовали касты высшей знати, самураев и простолюдинов. Но сама социальная структура значительно упростилась и стала демократичнее, например, был ликвидирован класс париев, занимавшихся самой грязной работой. Изменение статуса даймё привело к кризису самурайства: множество самураев, служивших своим князьям, теперь оказались не у дел. ещё одним серьёзным аспектом преобразований стали реформы в экономической сфере. Во-первых, была проведена аграрная реформа. Правительство разрешило куплю-продажу земли и стало признавать право частной собственности, а налоги с крестьянства теперь стали взиматься не продуктами, а деньгами. Именно этот земельный налог стал основным источником пополнения государственного бюджета. Во-вторых, правительство предприняло ряд мер, направленных на развитие капитализма – правительство вкладывало огромные деньги в промышленные предприятия и привлекало иностранные инвестиции. введение всесословной воинской повинности. Если раньше основной боевой силой Японии были самураи, каждый из которых подчинялся лично своему господину, то теперь император мог опираться на однородное войско, комплектовавшееся, преимущественно, из крестьян. ещё одним направлением реформ были изменения в области науки и техники. В 1872 году была открыта первая железная дорога, соединявшая Токио и Иокогаму. Первым пассажиром японского железнодорожного состава стал сам Муцухито. Был позаимствован европейский календарь, в котором год начинался с 1 января; создавались телеграфные и телефонные линии; в пользование вводились бумажные деньги и почтовые марки; появились государственные награды, учреждённые на западный манер. Все перечисленные выше меры позитивно сказались на развитии страны. Однако любая революция порождает и противодействие. Японская оппозиция в эпоху Мэйдзи С середины 1870-х годов в стране стала оформляться оппозиция, недовольная некоторыми преобразованиями. Различные высказывания о дальнейшем пути Японии появлялись на страницах газет, число которых тоже резко выросло. Хотя большая часть населения всё ещё оставалась пассивной, благодаря прессе, простые японцы начали знакомиться с политической обстановкой и составлять собственное мнение о происходивших в стране процессах. Японская оппозиция того времени представляла собой два лагеря: тех, кто считал, что демократические преобразования недостаточны, и тех, кто считал, что реформы уже зашли слишком далеко. В 1874 году возникла первая японская политическая партия – Движение за свободу и народные права, выражавшая взгляды первого лагеря. В основном, туда входили мелкие помещики и буржуа, не получившие от правительства таких огромных дотаций, как крупные капиталисты. Основным их требованием было создание парламента. Но очень скоро в рамках партии возникло радикальное крыло, требовавшее общих для всего населения гражданских прав и свобод, и отстаивавшее, в первую очередь, интересы крестьянства. Ядром консервативно настроенной оппозиции стали самураи, большинство из которых так и не сумели вписаться в новое капиталистическое общество. Помимо потери своего статуса, их беспокоил отказ правительства от завоевания Кореи. Оппозиционеры считали, что это унизительно для Японии. Лидером недовольных стал «последний самурай» — знаменитый Такамори Сайго. Он также считал, что Япония должна вести агрессивную внешнюю политику, однако, его политические и философские взгляды этим не исчерпывались. Сайго находил вдохновение в учении бусидо и романтических идеалах ушедшей эпохи самурайства. Удалившись в свою родную префектуру Кагосима, Сайго открыл школу для «настоящих самураев» — там он воспитывал курсантов в соответствии со своей собственной философией. В 1877 году Муцухито окончательно отменил привилегии самураев. Число учеников Такамори Сайго на тот момент достигло 10 тысяч. Это было полноценное воинское подразделение, ответившее на действия правительства захватом арсенала и началом похода на Токио. Противостояние правительственных войск и людей Сайго продолжалось несколько месяцев, в одном из сражений глава повстанцев был ранен, после чего он покончил с собой. Вскоре восстание было подавлено. Несмотря на то, что Сайго был лидером мятежа, население относилось к нему почтительно. Даже сам император Муцухито до последнего не хотел лишать своего полководца всех званий и объявлять его вне закона. Итоги Революция Мэйдзи привела к росту военной и промышленной мощи Японии. Теперь государство, которое ещё недавно рассматривалось западными державами как потенциальный сырьевой придаток или поставщик дешёвой рабочей силы, само включилось в борьбу за колониальный передел мира. Несмотря на изначальный отказ от завоевания Кореи, который привёл к мятежу Такамори Сайго, амбиции японской знати росли. В Японии стал складываться милитаристский режим, во главе которого стоял абсолютный монарх. Возможно, демократическое зерно, содержавшееся в реформах, позже выросло бы в конституционную монархию по образцу Великобритании, но эти процессы были прерваны двумя мировыми войнами. Развитие капитализма также было дуалистическим. С одной стороны, процветали огромные монополии, строились военные предприятия и железные дороги, а с другой, усиливалась эксплуатация крестьян и рабочих. Промышленность обеспечивала рост военного потенциала, но не обеспечивала население товарами широкого потребления и продуктами, что привело в 1918 году к «рисовым бунтам». Но даже эти противоречия не отменяют того факта, что для Японии революция Мэйдзи была колоссальным прорывом, поставившим её в число ведущих мировых держав. 26. Создание конституционной монархии в Японии конца XIX в. Конституция Японии 1889 г. (Конституция Мэйдзи) – явилась результатом «Революции (реставрации) Мэйдзи» («Мэйдзи» – название периода правления императора Муцухито). Конституция Японии связана с отстранением в 1868 г. от власти Сегуната клана Токугава и возвращением власти императорам клана Ямато. В 70-80-ые гг. в Японии развернулось широкое движение за введение конституционного правления. Японцы были намерены взять у Запада самое ценное - конституционализм, который определит их юридические права и огородит от произвола и беззакония. Они готовы были силой добиться конституции. В 1881 г. император Муцухито вынужден был издать указ с обещанием в течение 10 лет даровать японскому народу конституцию и утвердил 4-х юристов-разработчиков конституционного проекта во главе с Ито Хиробуми. В плане подготовки конституционного правления император издал указ о введении титулов князей, виконтов и баронов (как в Европе) для японской аристократии, чтобы со временем создать верхнюю наследственную палату пэров - оплот монархии. Создатели проекта Основного закона не стремились сконструировать новую конституционную модель и предпочитали использовать соответствующие нормы права других стран, апробированные на практике. Образцом послужили Прусская конституция 1850 г. и Германская конституция 1871 г. Текст Японской конституции был зачитан на заседании Тайного совета в присутствии микадо. Конституция Японской империи 1889 г. была октроированной, изменять или отменять которую мог только император. С принятием Основного закона Япония стала конституционной монархией. Император - глава государства принадлежит к "единственной и непрерывной на века династии". Особа императора "священна" и "неприкосновенна". По примеру Прусской конституции 1850 г. Основной закон Японии прикрывал сильную власть микадо одеждами парламентаризма. Глава государства, соединяющий "в себе все права суверенитета", имел законодательные, административные и судебные полномочия. Законодательные полномочия императора: с согласия парламента издание законов, законодательное вето на постановления парламента, утверждения и обнародования законов. Как глава исполнительной власти, император назначал на все высшие должности в государстве, издавал исполнительные распоряжения, жаловал дворянские титулы и звания, присваивал чины, награждал орденами, объявлял войну и заключал договоры и т. д. Как глава государства он имел право смягчать судебные приговоры, амнистии и помилования. вою власть император осуществлял через министров, которые им назначались и смещались. Министры несли ответственность только перед императором. В силу этого правительственная власть в Японии была поставлена в независимое положение от парламента. В системе высших органов исполнительной власти значительную роль играл Тайный совет, в состав которого входили министры и 15 членов, назначавшихся императором. Тайный совет являлся совещательным органом при императоре. Кроме того, деятельность императора по управлению страной направлялась гэнро - советом старейшин, не предусмотренным конституцией. Деятельность высших лиц государства считалась служением императору. Сам император был ответственен только перед богом. Микадо - священный центр конституционного порядка и императорское самоограничение (предоставление императором некоторых прав парламенту) рассматривались, даже японскими юристами (Ито), как "божественный дар". Парламент состоял из двух палат: палаты пэров и палаты представителей. Членами верхней палаты пэров были принцы крови, представители титулованной аристократии, крупные налогоплательщики и лица, имеющие "особые заслуги" перед государством. Все члены палаты утверждались императором. Нижняя палата представителей избиралась на основе высокого (25 лет) возрастного ценза, имущественного ценза (15 иен прямого налога) и ценза оседлости (1,5 года). Женщины и военнослужащие не имели избирательных прав. Срок полномочий палаты пэров - в 7 лет, палаты представителей - в 4 года. 27. Государство Арабского Халифата. Древняя Аравия не располагала благоприятными условиями для хозяйственного освоения. Основную часть Аравийского полуострова занимает плоскогорье Неджд, чья земля мало пригодна для обработки. Население в древности занималось здесь в основном разведением скота (верблюдов, овец, коз). Только на западе полуострова, вдоль берега Красного моря, в так называемом Хиджазе (араб. «преграда»), и на юго-западе, в Йемене, располагались пригодные для земледелия оазисы. Через Хиджаз пролегали караванные пути, что способствовало созданию здесь крупных торговых центров. Одним из них была Мекка. В доисламской Аравии кочевые арабы (бедуины) и оседлые арабы (земледельцы) жили родо-племенным строем. Этот строй нес в себе сильные пережитки матриархата. Так, счет родства производился по материнской линии, были известны случаи полиандрии (многомужества), хотя одновременно практиковалось и многоженство. Брак у арабов расторгался достаточно свободно, в том числе и по инициативе жены. Племена существовали автономно друг от друга. Время от времени они могли заключать между собой союзы, но устойчивых политических образований долгое время не возникало. Во главе племени находился сейид (букв. «оратор»), позже сейидов стали называть шейхами. Власть сейида носила потестарный характер и по наследству не передавалась, однако сейиды обычно происходили из одного рода. Такой вождь руководил хозяйственными работами племени, он же возглавлял ополчение на случай военных действий. Во время похода сейид мог рассчитывать на получение четвертой части военной добычи. Что касается деятельности народных собраний у арабов, то сведениями об этом наука не располагает. На рубеже VI–VII вв. Аравия переживала серьезный кризис. Страна была разорена в результате войн, которые вели в этом регионе персы и эфиопы. Персы перенесли транспортные пути на восток, в район Персидского залива, междуречье Тигра и Евфрата. Это привело к падению роли Хиджаза как транспортного и торгового узла. Кроме того, рост населения вызвал земельный голод: пригодных для земледелия участков стало не хватать. В результате возросла социальная напряженность среди арабского населения. На волне этого кризиса возникла новая религия, призванная восстановить согласие и объединить всех арабов. Она получила название ислам («покорность»). Ее создание связано с именем пророка Мухаммада (570–632). Он происходил из племени курайшитов, господствовавшего в Мекке. До сорока лет он оставался обыкновенным человеком, преображение его произошло в 610 г. чудодейственным образом (через явление архангела Джебраила). С этого времени Мухаммад начал передавать миру небесные послания в виде сур (глав) Корана (ал-Кур’ан означает «чтение», так как пророк должен был читать небесный свиток по приказанию архангела). Мухаммад выступил с проповедью нового вероучения в Мекке. Основу его составило представление о едином Боге – Аллахе. Так называлось племенное божество курайшитов, но Мухаммад придал ему значение вселенского Бога, Творца всего сущего. Новая религия многое впитала от других монотеистических культов – христианства и иудаизма. Пророки Ветхого завета и Иисус Христос были объявлены пророками ислама. Первоначально проповедь единобожия встретила яростное сопротивление со стороны курайшитской знати, не желавшей расставаться с языческими верованиями. В Мекке начались столкновения, которые привели к переселению Мухаммада и его сторонников в соседний город Йасриб (названный позже Медина ан-наби – «город пророка»). Переселение (хиджра) произошло в 622 г., эта дата была признана затем началом мусульманского летоисчисления. Такое значение хиджры связано с тем, что именно в Медине пророку удалось создать умму – мусульманскую общину, которая стала зародышем первого исламского государства. Опираясь на силы мединцев, пророк смог завоевать Мекку военным путем. В 630 г. Мухаммад вступил в родной город победителем: Мекка признала ислам. После смерти Мухаммада в 632 г. в мусульманской общине стали избирать его заместителей – халифов («тот, кто следует после, преемник»). С этим связано и название мусульманского государства – Халифат. Четыре первых халифа получили название «праведных» (в отличие от последующих «безбожных» омейядских халифов). Праведные халифы: Абу Бакр (632–634); Омар (634–644); Осман (644–656); Али (656–661). С именем Али связан раскол в исламе и появление двух основных течений: суннитов и шиитов. Шииты являлись приверженцами и последователями Али («партия Али»). Уже при первых халифах начинаются завоевательные походы арабов, территория мусульманского государства значительно расширяется. Арабы захватывают Иран, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, они проникают в Закавказье и Среднюю Азию, подчиняют Афганистан и северо-западную Индию до р. Инд. В 711 г. арабы переправились в Испанию и в короткий срок захватили весь Пиренейский полуостров. Они продвинулись дальше в Галлию, но были остановлены франкскими войсками под руководством майордома Карла Мартелла. Вторгались арабы и на территорию Италии. В результате была создана огромная империя, превосходившая по своим масштабам и империю Александра Македонского, и Римскую империю. Важную роль в победах арабов сыграли религиозные доктрины. Вера в единого Бога сплотила арабов: ислам проповедовал равенство между всеми приверженцами новой религии. На время это сгладило социальные противоречия. Сыграла свою роль и доктрина веротерпимости. Во время джихада (священной «войны на пути Аллаха») воины ислама должны были проявлять веротерпимость к «людям Писания» – христианам и иудеям, но только в том случае, если они принимают статус зиммиев. Зиммии – это те немусульмане (христиане и иудеи, в IX в. к ним были причислены и зороастрийцы), которые признают над собою мусульманскую власть и платят особый подушный налог – джизью. Если они оказывают сопротивление с оружием в руках или отказываются платить налог, с ними следовало вести войну как с другими «неверными». (Мусульмане также не должны были проявлять терпимость к язычникам и вероотступникам.) Доктрина веротерпимости оказалась достаточно привлекательна для многих христиан и иудеев в захваченных арабами странах. Известно, что в Испании и на юге Галлии местное население предпочитало более мягкую мусульманскую власть жесткому правлению германцев – вестготов и франков. Государственный строй. По форме правления Халифат был теократической монархией. Глава государства халиф являлся одновременно и духовным лидером, и светским правителем. Духовная власть обозначалась словом имамат, светская – эмират. Таким образом, халиф являлся и верховным имамом, и главным эмиром страны. В суннитской и шиитской традициях существовало разное понимание роли правителя в государстве. Для суннитов халиф был преемником пророка, а через пророка – исполнителем воли самого Аллаха. В этом качестве халифу принадлежала абсолютная власть, но в законодательной сфере его полномочия были ограничены. Халиф не обладал правом интерпретации высшего закона, заключенного в основных источниках мусульманского права. Право истолкования принадлежало мусульманским богословам, обладавшим высоким авторитетом в общине – муджтахидам. Причем решение должно было приниматься ими в согласованном виде, а не индивидуально. Халиф же не может создавать нового законодательства, он лишь обеспечивает исполнение уже существующего закона. Шииты определяли полномочия имама-халифа более широко. Имам, подобно пророку, получает откровение от самого Аллаха, поэтому он наделен правом истолкования священных текстов. Шииты признавали за правителем право на законотворчество. Различным было и представление о преемственности власти халифа. Шииты признавали право на высшую власть только за потомками халифа Али и его супруги Фатимы, дочери пророка (т.е. за Алидами). Сунниты придерживались принципа выборности. При этом признавались легальными два способа: 1) избрание халифа мусульманской общиной – фактически только муджтахидами; 2) назначение халифом своего преемника при жизни, но с обязательным утверждением его в умме – муджтахидами, их согласным мнением. Первые халифы обычно избирались общиной. Но и второй способ тоже применялся: первый прецедент был дан халифом Абу Бакром, который назначил своим преемником Омара. После смерти халифа Али в 661 г. власть была захвачена родственником третьего халифа Османа и врагом Али – Муавией. Муавия был наместником в Сирии, он перенес столицу Халифата в Дамаск и основал первую династию халифов – династию Омейядов (661–750). При Омейядах власть халифа стала приобретать более светский характер. В отличие от первых халифов, ведших простой образ жизни, Омейяды завели свой двор и пребывали в роскоши. Создание громадной державы потребовало введения многочисленной бюрократии и усиления налогообложения. Налогами были обложены не только зиммии, но и мусульмане, ранее освобождавшиеся от уплаты податей в казну. В многонациональной империи Омейяды пытались проводить проарабскую политику, что вызвало недовольство мусульман-неарабов. Широкое движение за восстановление равенства в мусульманской общине привело к падению династии. Власть в Халифате захватил потомок дяди пророка (аль-Аббаса) Абу-ль-Аббас Кровавый. Он приказал уничтожить всех принцев Омейядов. (Один из них избежал гибели и основал независимое государство в Испании.) Абу-ль-Аббас положил начало новой династии халифов – Аббасидов (750–1258). При следующем халифе Мансуре была отстроена новая столица г. Багдад на р. Тигр (в 762 г.). Поскольку Аббасиды пришли к власти, опираясь на поддержку населения восточных областей Халифата, прежде всего иранцев, в их правление стало ощущаться сильное иранское влияние. Многое было заимствовано от династии персидских царей Сасанидов (III–VII вв.). Центральные органы власти и управления. Первоначально халиф сам направлял и координировал деятельность различных ведомств и служб. Со временем он стал делить эти функции со своим помощником – вазиром. Сначала вазир был только личным секретарем халифа, который вел его переписку, следил за его имуществом, а также занимался обучением наследника престола. Затем вазир превратился в главного советника халифа, хранителя государственной печати и руководителя всей бюрократии Халифата. В его подчинении оказались все центральные учреждения империи. Следует иметь в виду, что вазир располагал только той властью, которую ему делегировал халиф. Так что халиф вправе был ограничить его полномочия. Кроме того, вазир не обладал фактической властью над армией: во главе войска находился эмир-военачальник. Это подрывало влияние вазира в государстве. Обычно на должность вазира Аббасиды назначали образованных персов, должность могла переходить по наследству. Центральные ведомства носили название диваны. Сначала так обозначались реестры лиц, получавших жалованье и пенсии из казны, затем – ведомства, где эти реестры хранились. Главными диванами являлись: канцелярия, казначейство и управление армией. Выделялось также главное почтовое ведомство (Диван аль-барид). Оно ведало управлением дорог и почт, созданием средств связи. Чиновники дивана, помимо прочего, занимались перлюстрацией писем и выполняли функции тайной полиции в государстве. Во главе каждого дивана находился сахиб – начальник, у него в подчинении были катибы – писцы. Они проходили специальную подготовку и составляли в обществе особую социальную группу со своей иерархией. Эту иерархию возглавлял вазир. Местное управление. Для Халифата времен Омейядов была характерна сильная децентрализация власти. При завоевании новых областей туда направлялся наместник, который должен был держать в повиновении местное население и отправлять в центр часть военной добычи. При этом наместник мог действовать практически бесконтрольно. Аббасиды заимствовали опыт организации Персидской державы Сасанидов. Вся территория Арабской империи была поделена на крупные округа по образцу персидских сатрапий. В каждую такую провинцию халиф назначал своего чиновника – эмира, который нес перед ним полную ответственность за свои действия. Важное его отличие от наместника эпохи Омейядов заключалось в том, что он исполнял не только военно-полицейские функции, но и осуществлял гражданское управление в провинции. Эмиры создавали специализированные ведомства наподобие столичных диванов и осуществляли контроль над их работой. Помощниками эмиров были наибы. Судебная система. Первоначально суд не был отделен от администрации. Высшими судьями являлись халифы, от халифов судебная власть делегировалась наместникам областей. С конца VII в. происходит отделение суда от администрации. Халиф и его наместники стали назначать особых судей, называвшихся кади («тот, кто решает»). Кади – это профессиональный судья, знаток мусульманского права (шариата). Поначалу кади не был самостоятелен в своих действиях и зависел от халифа и его наместника. Кади мог назначить себе заместителя, подчиненного ему, а заместитель имел помощников в районах. Эту разветвленную систему возглавлял кади аль-кудат («судья судей»), назначаемый халифом. При Аббасидах кади стал независим от местных властей, но сохранилось его подчинение центру. Назначение новых кади стало осуществляться особым диваном, наподобие министерства юстиции. Кади мог вести как уголовные, так и гражданские дела (различий в судебном процессе в Арабском халифате еще не было). Он также следил за состоянием общественных зданий, тюрем, дорог, вел контроль за исполнением завещаний, ведал разделом имущества, устанавливал опеку и даже выдавал замуж одиноких женщин, лишенных попечителя. |