Главная страница
Навигация по странице:

  • Дальнейшая судьба Халифата.

  • 28. Источники средневекового мусульманского права.

  • Источники права.

  • 29. Основные институты средневекового мусульманского права. В вещном праве

  • Наследственное право

  • Уголовное право

  • Судебный процесс

  • 30. Источники права Англии Нового и Новейшего времени. 31. Гражданское и семейное право Англии XVII – XX вв.Законодательство о компаниях.(стр.553-572)

  • 32. Английское уголовное право и процесс XVII – XX вв.(572-577)

  • зарубежка вопросы. 1. Английский абсолютизм xvxvii вв


    Скачать 2.3 Mb.
    Название1. Английский абсолютизм xvxvii вв
    Дата10.10.2022
    Размер2.3 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлазарубежка вопросы.rtf
    ТипЗакон
    #725178
    страница12 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
    Часть уголовных дел была изъята из ведения кади. Дела, связанные с обеспечением безопасности, и дела об убийствах подлежали ведению органов полиции – шурта. Шурта выносила по ним окончательное решение. Она также была органом предварительного следствия и органом исполнения судебного приговора. Возглавлял полицию – сахиб-аш-шурта. Дела о прелюбодеянии и употреблении спиртного тоже были изъяты из ведения кади и рассматривались городничим, сахибом ал-мадина.

    Высшей апелляционной инстанцией был халиф. Вазир тоже был наделен судебными полномочиями: мог рассматривать дела о «гражданских правонарушениях». Суд вазира дополнял шариатский суд кади и действовал зачастую более эффективно.

    Дальнейшая судьба Халифата. Уже в VIII в. Арабская империя начинает распадаться. Провинциальные эмиры, опираясь на свои войска, добиваются независимости. К середине X в. под контролем халифа сохраняются лишь Аравия и часть Месопотамии, примыкающая к Багдаду.
    В 1055 г. Багдад был захвачен турками-сельджуками. В руках халифа осталась только религиозная власть, светская власть перешла к султану (буквально «властелин») сельджуков. Как духовные лидеры мусульман-суннитов багдадские халифы сохраняли свое значение до 1258 г., когда Багдад был захвачен монголами, а последний багдадский халиф был убит по приказу хана Хулагу. В скором времени Халифат был восстановлен в Каире (Египет), где просуществовал до 1517 г. Тогда последний каирский халиф был вывезен в Стамбул и вынужден был отречься от своих полномочий в пользу османского султана. Светская и духовная власть снова соединились в руках одного лица.
    В 1922 г. последний турецкий султан Мехмед VI был низложен, обязанности халифа были возложены на Абдул-Меджида II. Он стал последним халифом в истории. В 1924 г. Великое национальное собрание Турции приняло закон о ликвидации Халифата. Его более чем тысячелетняя история завершилась.
    28. Источники средневекового мусульманского права.

    Мусульманское право или шариат (от «шариа» – «надлежащий путь») является конфессиональным правом, которое возникло с зарождением религии ислама в VII в. на территории Аравии. Содержание шариата невозможно свести только к правовым установлениям. Шариат представляет собой сложный комплекс религиозных, этических и правовых представлений, они даны в нем в неразрывном единстве. Мусульманское право рассматривается как священное право, имеющее божественное происхождение, переданное людям посредством откровения. Ислам отрицает роль человека в правотворчестве: любая новая норма права может исходить только от Аллаха. Более того, только Аллах признается субъектом права, а верующие мусульмане являются лишь носителями установленных Богом обязанностей. В значительной мере это право являлось иррациональным, часто трудно дать логическое обоснование той или иной норме права. Оно также было казуальным, особенно в ранний период своего существования, когда правовые нормы выводились на основе конкретных случаев (казусов). По мере распространения ислама шариат стал приобретать значение мировой системы права. Она отличалась универсальностью и единством религиозных и правовых представлений. Вне зависимости от территории, где находились мусульмане, они подчинялись действию одних и тех же норм права (хотя подчас проявлялись и местные различия в применении этих норм). В шариате можно выделить две части: одна часть регулирует отношение мусульман к Аллаху (ибадат), другая – отношения мусульман друг с другом. Четкого же деления права на отрасли в шариате не существует.

    Источники права. Два источника права в шариате обладают наивысшей юридической силой: Коран и Сунна.

    Коран – Священное писание мусульман и главный источник права. Это Божественное откровение, ниспосланное людям через пророка Мухаммада. Коран состоит из 114 сур (глав) и свыше 6 200 айятов (стихов; их точное число может несколько варьироваться). Все суры делятся на мекканские (появившиеся до хиджры 622 г. н.э.) и мединские (622–632 гг.). Причем в Коране сначала идут длинные суры, возникшие позже, а затем короткие. Большая часть стихов Корана носит религиозно-мифологический характер, только около 200 айятов связаны с правовыми установле-ниями. В основном они относятся к сфере брачно-семейных отношений, в меньшей степени –
    к уголовному праву. Еще при жизни Мухаммада суры Корана записывались или заучивались наизусть его учениками. Незадолго до кончины пророка текст Корана был записан в его доме, суры и айяты были приведены в определенное расположение. Однако существовали и другие версии Корана, хранившиеся в домах последователей пророка. В правление третьего халифа Османа (644–656) во избежание разночтений был составлен канонический текст (на основе экземпляра из дома пророка), все другие рукописные списки были уничтожены (так называемая Османова редакция Корана).

    Сýнна – («обычай», «поведение») – Священное предание мусульман, второй по значимости источник права. Это сборник рассказов (хадúсов) о жизни, поступках и высказываниях пророка Мухаммада. Каждый хадис состоит из двух частей: в первой следует перечисление людей, которые устно передавали данный рассказ, во второй содержится собственно сообщение, повествовательная часть. Единого собрания хадисов под общим названием «Сунна» не существует. К Сунне можно отнести 6 канонических сборников хадисов. Наиболее известны среди них сборник аль-Бухари (умер в 870 г.) и сборник Муслима (умер в 875 г.). Шииты, в отличие от суннитов, не признают все хадисы Сунны, но лишь те, которые восходят к четвертому праведному халифу Али, зятю и двоюродному брату пророка. В дополнение к этим хадисам у шиитов есть свое Священное предание – Ахбáры. Принято считать, что хадисы призваны служить руководством к разрешению случаев, не обозначенных в Коране. Сунна, таким образом, выступает дополнением к Корану. Но согласно доктрине аль-Шафии (умер в 820 г.), айят Корана не может отменить хадис Сунны и наоборот, т.е. между двумя источниками права не может быть никаких противоречий (в принципе).

    В дополнение к Корану и Сунне в шариате существуют еще два важных источника права: иджма и кийяс.

    Иджмá – согласное мнение мусульманской общины, которое могут выражать не все верующие, но лишь те, кто обладают правом на иджтихад – самостоятельное суждение по религиозным и правовым вопросам. Такое право принадлежит опытным и авторитетным ученым богословам и правоведам – муджтахидам. Иджма предназначена для решения правовых вопросов, на которые нет прямых ответов в Коране и Сунне. В суннизме сложилось четыре мусульманско-правовых школы муджтахидов (мáзхабы): ханифиты, маликиты, шафииты и ханбалиты (по именам основателей школ). Ханифитский мазхаб отличается наибольшей свободой в толковании основных источников права, ханбалитская школа – напротив, самая ортодоксальная и консервативная. После складывания этих основных школ и выработки мусульманской правовой догматики около 1000 г. было признано, что «двери иджтихада закрыты», а дальнейшее развитие шариата в плане открытия правовых норм уже невозможно. Принцип иджтихада уступил место принципу таклúда («традиции»), безусловного следования уже выработанному мнению. Созданные муджтахидами доктринальные работы составили фикх – доктринально-нормативную часть шариата. На смену муджтахидам пришли мукаллиды, подражатели, обязанные следовать их трудам.

    Кийяс – «суждение по аналогии». Он занимает подчиненное положение в отношении Корана, Сунны и иджмы. Кийяс позволяет применять их нормы к новым жизненным случаям, напрямую не указанным в этих источниках права, что сообщает шариату бóльшую гибкость в решении правовых проблем. Однако не все правовые школы признают данный источник права. Метод кийяса был разработан в ханифитском мазхабе, но ханбалиты и в особенности шииты его не принимают.

    Дополнительными источниками шариата являются: фетва – решения и мнения муфтиев по религиозным и правовым вопросам (муфтий – высшее духовное лицо, наделенное правом выдавать фетву), данный источник примыкает по своему значению к иджме; законодательство мусульманских правителей: фирманы (указы халифов) и кануны (законы османских султанов); правовые обычаи урф (в том числе обычаи, возникшие в доисламскую эпоху). Важное условие, которое соблюдается при использовании законов правителей и правовых обычаев: они не должны противоречить основным источникам шариата.

    29. Основные институты средневекового мусульманского права.

    В вещном праве присутствовало деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, обладающие индивидуальными признаками и лишенные таковых. Особо выделялись вещи, которые не могли или не должны были принадлежать мусульманину: воздух, море, пустыня, мечети и прочее, а также вещи «нечистые» с точки зрения ислама: вино, свинина, книги, противоречащие религии. Право признавало несколько видов земельной собственности.

    Хиджаз – священная земля мусульман. Она имела особый правовой режим. В Мекке и прилегающей к ней области было запрещено селиться немусульманам; нельзя было убивать животных на охоте, повреждать растения, выросшие сами собой. На остальной территории Хиджаза неверные не могли оставаться в одном месте более трех дней и не могли быть погребены в случае смерти.

    Мулькчастное земельное владение, его режим был приближен к праву собственности, за обладание такой землей следовало платить поземельный налог (харадж).

    Икта – земельное владение, предоставлявшееся за службу, аналог бенефиция в средневековом праве Западной Европы. Держатель такого надела (иктадар) получал право взимания податей с населения в свою пользу.

    Вакуф (вакф) – земля, переданная в собственность мечетей, медресе (духовных учебных заведений) или благотворительных учреждений. Акт установления вакуфа осуществлялся в присутствии кади. При этом лицо, установившее вакуф, обладало правом управления и получения части доходов с такого имущества. Вакуфная земля была изъята из оборота: ее нельзя было продавать, дарить, закладывать, но можно было обменивать на равноценное имущество и сдавать в аренду. Она освобождалась от уплаты налогов, что было выгодно для учредителя.

    В обязательственном праве различались обязательства, вытекающие из договоров, и обязательства из причинения вреда. Обязательства могли быть также срочными и бессрочными, возмездными и безвозмездными, односторонними и многосторонними. Особенностью мусульманского права было существование особых односторонних обязательств – обетов, данных в виде заявления о совершении или несовершении каких-либо действий. Обеты в основном носили религиозный характер и подтверждались клятвой. Для действительности договора требовалось взаимное согласие договаривающихся сторон, способность заключить сделку и наличие разрешенного предмета договора. Способность заключить договор определялась правом распоряжения своим имуществом. Такого права были лишены несовершеннолетние лица, рабы, безумные, банкроты. Неверным запрещались некоторые договоры (например, покупка раба-мусульманина). Договоры в отношении «нечистых» или изъятых из оборота вещей признавались недействительными. Виды договоров различны: купля-продажа, мена, наем, заем, ссуда, договор о залоге, договор поручительства, товарищества, поклажи. Но ростовщические операции находились под запретом. Договор купли-продажи мог заключаться только в отношении реально существующих вещей. Лишь ханифитская правовая школа допускала договор продажи в отношении вещи, которая будет изготовлена в будущем.

    Брак рассматривался как разновидность договора купли-продажи, предметом сделки являлась невеста. Жених обязан был заплатить выкуп (махр). Тем не менее для заключения брака требовалось согласие брачующихся, в том числе и женщины. Только шафииты признавали принудительный брак по воле родителей. Минимальный брачный возраст, установленный для девушек – 9 лет (в этом возрасте пророк взял к себе в дом жену Аишу, дочь Абу Бакра). При заключении брака учитывалась близость родства по крови, кормилице и свойству, что являлось препятствием при заключении союза. При вступлении в брак учитывалась и религиозная принадлежность: допустимым был брак мусульманина и немусульманки с тем, чтобы жена затем перешла в ислам, но брак мусульманки с немусульманином не допускался. Брак оформлялся в присутствии двух свидетелей-мужчин (либо одного мужчины и двух женщин). Мусульманину дозволялось иметь одновременно четырех жен (если он сможет их содержать) и неограниченное число невольниц. Шииты допускали не только постоянный, но и временный брак. В семье женщина занимала подчиненное положение в отношении мужа, который обладал правом ее телесного наказания. Развод мог быть осуществлен как по инициативе мужа, так и по инициативе жены. В последнем случае он производился в судебном порядке при наличии серьезных мотивов: вероотступничество мужа; физические недостатки (импотенция, кастрация); невыделение средств на содержание жены; жестокое обращение. Развод мог носить временный характер или быть постоянным.

    Наследственное право отличалось той особенностью, что наследник воспринимал от наследодателя только его права, но не его обязанности. Наследование могло осуществляться как по закону, так и по завещанию. Наследственная масса, подлежавшая завещательному распоряжению, составляла только треть имущества. Доля женщин в наследовании по закону должна была составлять половину доли мужчины. При отсутствии детей вдовец мог унаследовать из имущества покойной жены половину, а вдова из имущества супруга – четверть (наличие детей вдвое уменьшало эти доли). Немусульмане не могли наследовать в имуществе мусульман и наоборот. Наследник, причинивший смерть наследодателю (даже неумышленно), терял свои наследственные права.

    Уголовное право являлось архаичной и слабо разработанной частью шариата. Все преступления делились на три группы:

    1) категории хадд – преступления против Аллаха и всей мусульманской общины в целом (вероотступничество, мятеж против правителей, кража, разбой, употребление спиртного, прелюбодеяние, ложное обвинение в прелюбодеянии);

    2) категории кисас – преступления против отдельных лиц (убийство, нанесение телесных повреждений);

    3) категории тазир – преступления, имевшие объект посягательства, как у двух первых, но не обозначенные в основных источниках мусульманского права: их составы определились в более позднюю эпоху (азартные игры, нарушение общественного порядка, хулиганство и пр.).

    Наиболее опасными деяниями признавались преступления категории хадд и кисас. Ряд деяний первой категории мог быть наказан смертной казнью (вероотступничество, мятеж, разбой, прелюбодеяние лиц, состоящих в браке). Рецидив кражи и употребления спиртного тоже мог повлечь применение такой санкции. Первая кража наказывалась отсечением четырех пальцев правой руки; употребление спиртного – сначала сорока ударами пальмовой ветвью, очищенной от листьев (позже плетьми). Умышленное убийство и нанесение телесных повреждений наказывались по принципу талиона. Родственники жертвы могли простить преступника, который в этом случае выплачивал им компенсацию – полный дийа («цену крови») или его часть (в случае телесных повреждений). Неумышленное убийство наказывалось выплатой дийа, отпуском раба-мусульманина на волю и двухмесячным постом. Обычно полный дийа составлял 100 верблюдов, которых можно было заменить на уплату 1000 ди-наров золотом или 10 000 дирхемов серебром. «Кисас» (кровная месть) не допускался, если отец умышленно убивал своего ребенка или если был убит раб, женщина или немусульманин. Система наказаний предусматривала следующие их виды: смертную казнь (отсечение головы, повешение, четвертование, побивание камнями, погребение заживо, утопление); телесные наказания; лишение свободы; ссылку и высылку; конфискацию имущества; штраф. Применялись и позорящие наказания (лишение права носить чалму, бритье бороды и др.).

    Судебный процесс носил обвинительный характер и был одинаков для гражданских и уголовных дел. Стороны сами должны были заботиться о движении дела в суде, институт адвокатуры не применялся. В качестве доказательств рассматривались собственные признания, свидетельские показания, клятвы. Полным доказательством считались согласные показания двух свидетелей-мусульман (либо мусульманина и двух мусульманок). Для доказательства факта прелюбодеяния, как было установлено самим пророком, требовалось представление четырех свидетелей преступления. Процесс велся в устной форме и публично. Кади должен был решить дело на одном заседании, но мог отложить это заседание на любой срок. При вынесении решения он обладал большой свободой усмотрения: суд не был беспристрастен и, как правило, учитывал социальное положение тяжущихся и свидетелей. Кади обладал правом пересмотра вынесенного решения; решение кади могло быть отменено и халифом

    30. Источники права Англии Нового и Новейшего времени.
    31. Гражданское и семейное право Англии XVIIXX вв.Законодательство о компаниях.(стр.553-572)

    32. Английское уголовное право и процесс XVIIXX вв.(572-577)

    Закончившаяся компромиссом английская революция не привела к сколь-нибудь существенным изменениям в области уголовного права, которые задевали бы непосредственно интересы капиталистических предпринимателей. Господствовавшие до реформы 1832 г. земельная аристократия и верхушка буржуазии вполне довольствовались уголовно-правовыми нормами, восходящими к дореволюционному праву.

    Большое число преступлений в Англии в это время предусматривалось либо по общему праву, либо по статутному праву, причем некоторые из них, например Статут 1351 г. об измене, были приняты в глубоком средневековье. Сохранялась сложившаяся еще в эпоху средневековья трехчленная структура преступлений: тризн (измена), фелония (тяжкое уголовное преступление), мисдиминор (остальные, главным образом, мелкие преступления).

    Эта традиционная схема лишь пополнилась в XVIII в. новыми видами преступлений. Особенно выросло число деяний, квалифицируемых как фелония и наказуемых по традиции смертной казнью и конфискацией имущества. К концу революции (в 1660 г.) в Англии было около 50 видов преступлений, каравшихся смертной казнью, к началу XIX в. к ним добавилось еще около 150.

    В развитии английского уголовного права в XVIII в. особенно ясно проступало стремление правящих кругов любыми, в том числе самыми жестокими средствами, внушить обездоленным и трудящимся массам “уважение” к частной собственности. В это время смертная казнь устанавливалась за умышленное ранение скота, за порубку садовых деревьев, за поджог посевов, за карманную кражу в церкви. К смертной казни приговаривались за посылку письма с фиктивной подписью с целью вымогательства денег, за мелкую кражу (свыше одного шиллинга) и т. д.

    В XVIII веке в Англии не только сохранились жестокие и чисто средневековые меры наказания, но и вводились новые способы устрашения как самого наказуемого, так и общества в целом. В 1752 г. был принят акт, в котором говорилось, что “смертная казнь должна быть дополнена дальнейшими ужасами и особыми знаками бесчестия”. Осужденного на смерть предварительно сажали на хлеб и воду, после казни труп публично вывешивали в цепях, затем его рассекали на части. Широко применялись в XVIII в. и такие наказания, как выставление у позорного столба, бичевание кнутом, конфискация имущества, штрафы и т. д.

    Либерализация карательной политики в Англии в это время осуществлялась лишь в той мере, в какой это было необходимо для самих правящих кругов, стремившихся гарантировать себя от преследований со стороны короля и правительственной власти.

    Характерно, что эти изменения коснулись прежде всего уголовного процесса. Об этом свидетельствует прежде всего “Habeas corpus Act” 1679 г., а также отдельные уголовно-правовые и процессуальные нормы Билля о правах 1689 г. и Акта об устроении 1701 г. Теми же стремлениями к созданию режима неприкосновенности личности в уголовном процессе был вызван к жизни и Статут 1696 г. о рассмотрении дел об измене. Согласно этому акту, копия обвинительного заключения должна была вручаться обвиняемому по крайней мере за 5 дней до судебного разбирательства дела. Обвиняемый получал право на свидание с адвокатом, мог настаивать на вызове новых свидетелей. Однако он мог быть и не уведомлен о свидетелях, дающих показания против него.

    Борьба просвещенной верхушки общества за упрочение политических свобод в сфере уголовного права и процесса в XVIII в. проявилась также в делах о так называемой мятежной клевете. Такого рода обвинения правительственные власти неоднократно выдвигали против авторов и издателей публикаций, содержащих критику государственных властей. В 1792 г. парламент издал специальный акт, по которому присяжные получили полную свободу решать вопрос не только о самом факте опубликования “клеветнического” произведения, но и о виновности или невиновности обвиняемого в соответствии со своими представлениями о политике и клевете.

    В начале XIX в. с утверждением капитализма английское уголовное право подвергается все более острой критике. Для самих правящих кругов становилось очевидным, что построенная исключительно на жестокости уголовная политика не приносит желаемого результата. Абсурдная свирепость английских законов в XVIII — начале XIX в. приводила к тому, что присяжные достаточно часто оправдывали даже заведомо виновных в преступлении лиц только потому, что их ожидало непомерно тяжелое наказание. Поэтому английский парламент провел в начале XIX в. серию законов, рассчитанных на то, чтобы путем смягчения наказаний укрепить существующий правопорядок. В 1817 г. было отменено публичное сечение женщин, в 1816 г. — выставление у позорного столба, в 1823 — 1827 гг. правительство Р. Пиля провело серию актов, резко сокративших применение смертной казни. С 1826 по 1861 г. в Англии число преступлений, караемых смертной казнью, снизилось с 200 до 4. По Акту 1848 г. даже в случае “ведения войны против короля в его королевстве” назначалась не смертная казнь, а пожизненное заключение.

    В середине XIX в. были приняты и другие акты парламента, которые существенным образом реформировали уголовное право, придав ему по существу (но не по форме, которая нередко оставалась старой) уже современный вид. С помощью консолидированных законов в Англии XIX в. было отменено несколько сотен заведомо устаревших законов.

    Законом 1870 г. отменялась конфискация имущества преступника, осужденного за фелонию. Тем самым превратилось в анахронизм деление преступлений на фелонию и мисдиминор, ибо исторически фелония — это серьезное преступление, которое влекло за собой смертную казнь и обязательную конфискацию имущества. После 1870 г. в Англии сложилось положение, когда разница в наказаниях за фелонию и мисдиминор фактически исчезла, причем к числу последних относились в ряде случаев более значимые преступления.

    В XIX веке произошла и дальнейшая демократизация процедуры рассмотрения уголовных дел. В 1836 г. был принят акт, предусмотревший право обвиняемого, заключенного в тюрьму, пользоваться услугами адвоката и требовать ознакомления с материалами дела. Естественно, “такой закон расширял возможности защиты обвиняемого в судебном процессе.

    Законом 1898 г. обвиняемому предоставлялось право в случае его желания давать показания в суде. Это был отход от традиционной доктрины “общего права”, согласно которой обвиняемый рассматривался как лжец. Но одновременно судебная процедура в Англии развивалась в сторону расширения круга дел, по которым судья мог выносить приговор в так называемом суммарном порядке, т. е. без участия присяжных.

    В XX веке политика упрощения и модернизации уголовного права продолжилась путем издания консолидированных актов или актов, имеющих элементы кодификации, т. е. содержащих новые правовые положения.

    Развитие уголовного права Англии в XX веке отражало и меняющиеся общественные условия, в том числе рост преступности. Необходимость перестройки уголовной политики повлекла за собой реформу уголовного права. Наиболее серьезная перестройка английского уголовного права произошла во второй половине XX в., особенно после создания в 1965 г. Правовой комиссии, поставившей своей задачей подготовку кодификации права Англии. Особенно энергично комиссия осуществляла кодификационные работы в области уголовного права. К 1985 г. был подготовлен даже проект уголовного кодекса, опубликованный для ознакомления с ним широкой общественности. Однако принятие этого кодекса затормозилось. Имея в виду в конечном счете кодификацию уголовного права, Правовая комиссия и парламент проделали большую предварительную работу по систематизации уголовного права Англии.

    В 60—80-е гг. был принят целый ряд важных актов по вопросам общей части уголовного права. Особое место здесь занял Закон об уголовном праве 1967 г., который отменил ставшее анахронизмом традиционное деление всех преступлений на фелонию и мисдиминор. Еще ранее, в 1945 г., была упразднена и такая средневековая категория преступлений, как измена (тризн). В законодательном порядке была введена новая классификация преступных деяний. Это прежде всего выделение более серьезных преступлений, за которые устанавливалось наказание в виде лишения свободы на срок свыше 5 лет. Для преступлений этой группы была установлена упрощенная процедура ареста подозреваемого. Для остальных преступлений, как менее общественно опасных, такая процедура ареста не предусматривалась.

    В результате целого ряда актов (Закон о преступном покушении 1981 г., Закон об исправлении правонарушителей 1974 г., серия законов об уголовном правосудии — 1982, 1988, 1991 гг. и др.) подавляющее большинство институтов общей части уголовного права оказалось существенным образом реформированным, старинные правила общего права были потеснены. Они сохранили за собой регулирование таких институтов, как нападение, неоконченное преступление, определение характера вины, но большинство составов преступлений было закреплено в статутном праве (Законы о краже 1968 и 1978 гг., Закон о подлогах и фальшивомонетничестве 1981 г.). В результате активной деятельности парламента в сфере уголовной политики к 90-м гг. XX в. лишь небольшое число отдельных видов преступлений оказалось в сфере регулирования общего права. В их числе: недонесение об измене, отдельные виды убийств. Основная же масса составов преступлений определяется теперь статутами.

    Одним из важных направлений реформ уголовного права являются гуманизация и оптимизация наказания. Это нашло свое отражение в фактической отмене смертной казни. Так, в 1969 г. была отменена смертная казнь даже за тяжкое убийство, хотя в Англии формально сохраняют свою силу некоторые старые статуты, предусматривающие смертную казнь по таким преступлениям, как государственная измена, пиратство и поджог королевских доков. Но практически в течение длительного времени никто не был приговорен к смертной казни за эти преступления.

    В 1948 году были отменены каторжные работы, и наиболее тяжелым видом наказания стало лишение свободы с различным режимом. Но современная пенитенциарная политика больше ориентируется на реадаптацию преступников, а поэтому нашла свое выражение в создании специальных детских исправительных учреждений и даже “открытых тюрем”.

    Широкое распространение в Англии в качестве меры наказания получило условное осуждение (пробация), которое является эффективным способом социальной адаптации осужденного, проходящей при особом контроле со стороны работников специальной социальной службы.

    Рост преступности, увеличение числа судебных дел и связанные с ними перегрузки и медлительность самого судебного процесса потребовали во второй половине XX в. дальнейшего реформирования всей судебной системы и уголовного процесса в частности.

    Важное значение в модернизации судебной системы сыграл Закон о судах 1971 г., который ликвидировал ряд судебных инстанций (суды ассизов и др.), унифицировал деятельность судов соответствующих округов, а главное, создал новый Суд короны, входящий в систему высших судов страны.

    Закон о судах и правовом обслуживании 1990 г. демократизировал судебный процесс, ввел неизвестную ранее английскому судебному праву категорию правозаступников (адвокатов), подорвав тем самым корпоративные, существующие еще со времен средневековья, монополии барристеров и солиситоров. С 1985 г. в Англии наряду с обвинителями по поручению полиции и потерпевших стала действовать система государственных обвинителей по наиболее важным уголовным делам.

    При сохранении традиционной состязательности в уголовном процессе возросла роль полиции. Тем не менее Законом 1994 г. о полиции и доказательствах по уголовным делам деятельность полицейских органов ставится в строгие рамки. Это касается арестов, обысков, изъятия предметов преступления и даже использования электронных устройств и компьютерных данных.

    Важное место в XX в. в английской судебной системе и в уголовном процессе по-прежнему занимает суд присяжных. Реформой судов 1971 г. была предпринята попытка централизовать подбор присяжных, который осуществляется теперь не шерифами, как это было исторически, а подбирается чиновниками, назначенными лордом-канцлером. Однако процессы демократизации коснулись и института присяжных заседателей, для которых с 1972 г. отменен имущественный и снижен возрастной цензы.

    Все указанные выше изменения были консолидированы Законом 1974 г. о присяжных. Однако в общем числе судебных дел роль суда присяжных в уголовном процессе Англии в последние десятилетия относительно сужается за счет расширения числа дел, рассматриваемых судьями единолично, без участия присяжных заседателей, в так называемом суммарном порядке.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта