вопросы по истории. история вопросы. 1. Цивилизация и культура теория культурноисторических типов Н. Я. Данилевского
Скачать 144.75 Kb.
|
1. Цивилизация и культура: теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Отрицая существование единой мировой культуры, Данилевский говорит о субъектах исторического развития, выделяя три вида исторических образований: 1) племена, являющиеся «этнографическим материалом» (финны); 2) народы, совершающие только «разрушительный подвиг» в истории (гунны, монголы, турки); 3) народы, ставшие «положительными деятелями истории», создавшие десять основных культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский (халдейский или древне семитический), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский (ново-семитический) и германо-романский культурно-исторические типы. К вышеперечисленным Данилевский добавляет еще два американских – мексиканский и перуанский, – погибшие насильственной смертью, не успев достичь всей полноты своего развития. 2. Общая характеристика цивилизаций Древнего Востока Древний Восток представляет собой сложный и многоплановый тип цивилизации, в котором можно выделить следующие общие признаки: - экономическим основанием является мелиоративное земледелие, - земля и вода находятся в собственности государства; -государственная власть строится на принципах централизации с развитой бюрократией; - абсолютную власть государства представляет правитель (фараон, император); - население находится в полной зависимости от государства; -большинство населения проживает в более или менее замкнутых и разрозненных сельских общинах. 3. Имперская власть и общество Византийской империи. Основной его чертой является сохранение сильной императорской власти и наличие устойчивого централизованного руководства империей. Преемственность трона по наследству (принцип легитимности) в Византии с начала IX в. становится основным способом смены правителя, который приходит на смену существовавшему способу – выборности трона. Замещение высших должностей было привилегией сенаторской знати – высшего сословия империи. Она подразделялась на 18 разрядов. Каждый замещал строго определенные должности. Переход в более высокий разряд давал право на более высокий пост. 4. Основные черты западной цивилизации. Западная цивилизация – это цивилизация интенсивного развития. Для нее характерна идеология индивидуализма. Приоритет личности, её интересов безусловен. В целом, можно выделить 7 таких основных ценностей западного типа цивилизации (по М. Веберу): 1. динамизм, ориентация на новизну; 2. утверждение достоинства и уважения к человеческой личности; 3. индивидуализм, установка на автономию личности; 4. рациональность; 5. идеалы свободы, равенства, терпимости; 6. уважение к частной собственности; 7. предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. 5. Цивилизация средневековой Руси. В отличие от других стран восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты. Одна из них – пространственная и геополитическая ситуация – Российское государство занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных, естественных географических границ в пределах огромного равнинного пространства. В ходе становления Русь приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований. Кроме того, потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка и пр., создавать сильную государственную власть и иметь значительное народное ополчение. 6. Основные факторы и этапы становления российской государственности. Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития: Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя, Советское государство и Российская Федерация. 1. Древнерусское государство с центром в Киеве возникло в середине IX века и существовало до середины XV века. Этот период отмечен утверждением основных начал государственности на Руси, слиянием северного и южного ее центров. 2. Московское государство существовало с середины XV до конца XVII века. В эту эпоху произошло окончательное освобождение русских земель от вассальной зависимости Золотой Орды, завершился процесс «собирания земель» вокруг Москвы. 3. Государство Российская империя охватывает эпоху с конца XVII до начала XX века. За это время произошли становление, расцвет и крушение российской самодержавной монархии. 4. Советское государство существовало с февраля 1917 года до конца 1991 года и связано с оформлением основ советской государственности в эпоху революционного преобразования императорской России в Российскую республику. 5. Эпоха Российской Федерации началась в декабре 1991 года и продолжается по настоящее время. За прошедшее время в стране произошли принципиальные перемены. Была принята новая Конституция РФ 1993 года, которая позволила сформировать демократическую политическую систему. Стала реальностью многопартийность. 7. Принятие христианства на Руси Согласно «Повести временных лет», в 988 году Киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего духовенство крестило киевских людей в водах Днепра. Значение: Укрепление государства Объединение земель Усиление власти князя Церковь – крупный феодал и политик Укрепление связей с Европой Появляются письменность и образование, а также живопись и архитектура. 8. Цивилизации Западной Европы в период классического средневековья (XI-XIV вв.). В это время укрепляется централизованная власть в большинстве западноевропейский стран, начинают образовываться и укрепляться национальные государства (Англия, Франция, Германия) и др. Крупные феодалы все в большей степени зависят от короля. Однако власть короля по-прежнему не является подлинно абсолютной. Наступает эпоха сословно-представительных монархий. Именно в этот период начинается практическое осуществление принципа разделения властей и возникают первые парламенты – сословно-представительные органы, значительно ограничивающие власть короля. Появление такого понятия как «налог». 9. Европейская цивилизация в эпоху зарождения капиталистических отношений (XV-XVII вв.). В Европе в это время продолжал в основном господствовать феодализм и класс феодалов сохранял свое политическое главенство. Вместе с тем позднее средневековье характеризуется все ускоряющимся темпом развития производительных сил. Зачатки капиталистического производства появились в крупных торгово-промышленных городах Италии и Нидерландов в XIV-XV вв., но начало капиталистической эры относится лишь к XVI столетию. 10. Исторические условия, факторы и предпосылки образования Древнерусского государства «Киевская Русь». Вопрос о происхождении древнерусского государства исходит из двух основных теорий: норманнской и антинорманнской (славянской). Норманнская теория обоснована Миллером и Байером в 18 веке. Основанием для этой теории послужило сообщение в "Повести временных лет" о призвании славянами варягов со своими дружинами княжить на Руси. Антинорманнская теория была выдвинута Ломоносовым. По этой теории, происхождение Киевской Руси имеет южное начало. Доказательства: в районе Киевской Руси протекает река Рось, где проживали племена россоланы. Предпосылки образования древнерусского государства: Этническая общность древнерусской народности, говорящих на одном языке. Стремление объединить силы в борьбе с кочевниками. Экономические интересы древнерусских князей по речному пути из варяг в греки. 11. Характерные черты Древнерусского государства «Киевская Русь». Для Древнерусского государства характерны: 1) разложение первобытно - общинного строя; 2) формирование феодальных общественных отношений; 3) становление государственного и общественного строя Древнерусского государства с характерными чертами раннефеодального государства; 4) возникновение и развитие ранних государственно-правовых институтов; 5) принятие нормативных актов, которые касались основных сторон жизни государства и общества; 6) укрепление внешнеполитических связей Древнерусского государства; 7) принятие христианства. 12. Духовная жизнь и культура страны в IX-XII вв. После принятия христианства, на Русь большое культурное влияние оказывала Византия. Письменность. Принятие христианства способствовало распространению письменности и письменной культуры. Появляется кириллица. Существенным было то, что православие допускало богослужение на национальных языках. Это и создавало благоприятные условия для развития письменности. Вместе с богослужебной литературой Русь восприняла и первый литературный язык — церковнославянский. Литература. В начале XII в. была создана знаменитая «Повесть временных лет» — общерусский летописный свод. Ее создателем большинство историков считают монаха Нестора. Позднее получило свое развитие и местное летописание — новгородское, владимиро-суздальское, галицко-волынское и др. Появляется агиографическая литература — целые житийные циклы, посвященные русским святым — Борису и Глебу, Феодосию Печерскому. Архитектура. В церковной архитектуре особенно ощутимо влияние Византии. Древняя Русь переняла византийский тип крестово-купольного храма. При этом церкви очень скоро стали возводиться со сложной системой сводчатых и купольных перекрытий, что придало им особую монументальность. К таким постройкам следует отнести знаменитый Софийский собор в Киеве, увенчанный 13 куполами. Величественный храм, в котором было все — и мощь, и торжественность, по праву стал главным храмом Древнерусского государства. 13. Русь в период удельной (феодальной) раздробленности: причины раздробленности, характерные черты и последствия. Можно назвать следующие причины феодальной раздробленности на Руси: 1. Особенности становления феодализма на Руси. Князья наделяли своих наследников комплексом обширных вотчин, арентой-налогом. Нужны были гарантии того, что наследник со временем будет главой княжества. Поэтому княжеские междоусобицы — это прежде всего борьба за перераспределение налога, которая позволяла захватить наиболее выгодные княжения и закрепиться в ранге главы суверенного княжества; 2. Натуральное хозяйство, отсутствие экономических связей способствовало созданию сравнительно небольших феодальных мирков и сепаратизму местных боярских союзов; 3. Развитие боярского землевладения: расширение боярских вотчин путем захвата земель смердов-общинников, покупка земли и т. п. — вело к усилению экономической мощи и самостоятельности бояр и в конечном счете к обострению противоречий между боярами и великим киевским князем. В последующем князья, как правило, стремились получить всю полноту власти. И это, в свою очередь, вело к обострению борьбы между боярами и местными князьями; 4. Рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров; 5. В XII в. торговые пути стали обходить Киев; европейских купцов, а также новгородцев все более привлекали Германия, Италия, Ближний Восток, “путь из варяг в греки” постепенно терял свое значение; 6. Борьба с кочевниками ослабляла Киевское княжество, замедляла его прогресс; в Новгороде и Суздале было гораздо спокойнее. Распад Руси на отдельные княжества сыграл не только отрицательную (ослабление перед монголо-татарским нашествием), но и положительную роль: он способствовал бурному росту городов и вотчин в отдельных княжествах, развитию торговли с Прибалтикой, с немцами, развитию местной культуры — строились архитектурные сооружения, создавались летописи и т. п. Русь не распалась полностью. Киевское княжество хоть и формально, но цементировало страну; сохраняла свое влияние общерусская православная церковь, которая выступала за единство Руси, осуждала княжеские усобицы; полному сепаратизму (отделению) препятствовала внешняя опасность со стороны половцев. 14. Борьба Руси с иноземными захватчиками. Ордынское иго. Монгольское государство было создано в начале XIII в. Чингисханом на территории между Великой Китайской стеной и озером Байкал. Большую часть населения страны составляли монгольские племена, однако в других странах, в том числе и на Руси, за кочевниками закрепилось другое имя – «татары» по названию народа, составлявшего авангард монгольского войска. Основу монгольской армии составляла конница, вооруженная луками, саблями, копьями и арканами. В войске имелась и сложная по тем временам техника – китайские осадные стенобитные и камнеметные машины, метательные снаряды с горючей смесью, в состав которой входила нефть. В армии поддерживалась строжайшая дисциплина. Монгольское нашествие имело тяжелейшие последствия для Руси. Десятки тысяч русичей погибли или были уведены в плен, пришло в упадок ремесло, прекратились международные торговые связи. Разгромленный Киев окончательно утратил даже формальную роль центра Древнерусского государства. Нашествие монголо-татар коренным образом изменило расстановку политических сил в древнерусских землях. В результате гибели в сражениях множества дружинников и бояр власть феодальной аристократии оказалась ослабленной. Изменилось и положение князей, которые из самостоятельных правителей превратились в слуг и подданных монгольского хана. К середине XIII в. на Руси окончательно установилась система ордынского ига. Русские князья признавали над собой верховную власть монгольского хана («царя») и должны были получить от него разрешение на управление русскими землями – ярлык. Особую роль приобретал великий князь, в обязанности которого входил сбор дани («выхода ордынского») с русских земель. Выплаты были довольно обременительными для древнерусского хозяйства. Ежегодно русские земли должны были отдавать Орде не менее 15 тыс. рублей серебром и золотом, что в пересчете на каждого русича обозначало стоимость 3-х баранов или 1/10 части урожая. Кроме того, завоеванное население должно было содержать ордынских послов и удовлетворять чрезвычайные ханские запросы. От выплаты дани была освобождена лишь Русская Православная церковь в обмен на обязательные публичные молитвы священнослужителей о здоровье хана. За соблюдением порядка в русских землях следили ханские соглядатаи – баскаки. 15. Основные факторы и явления мирового развития в XV-XVII вв. Период с конца XV до середины XVII в. по одной из традиций, называют поздним средневековьем, по другой, свойственной также и зарубежной историографии, — ранним новым временем. Оба термина призваны подчеркнуть переходный и крайне противоречивый характер этого времени, которое принадлежало сразу двум эпохам. Сосуществование нового и традиционного ярко проявлялось в сфере хозяйственной жизни и экономических процессов раннего нового времени. Материальная культура (орудия труда, приемы и навыки людей в агрикультуре и ремеслах, технологии) в целом сохраняла средневековый характер. XVI—XVII века не знали по-настоящему революционных сдвигов в технике или новых источников энергии. На этот период пришлась последняя стадия развития доиндустриальной аграрной цивилизации в Европе, завершившаяся с наступлением промышленной революции в Англии в XVIII в. С другой стороны, многие социально-экономические явления несли в себе черты нового: наметились отдельные сферы экономики, в которых техническое развитие шло ускоренными темпами, важные сдвиги происходили благодаря новым формам организации производства и его финансирования. Прогресс горного дела, металлургии, переворот в судостроении, в военном деле, бурный подъем книгопечатания, изготовления бумаги, стекла, новых видов тканей, достижения естественных наук подготавливали первый этап промышленной революции. В XVI—XVII вв. Западная Европа покрылась довольно густой сетью коммуникаций. Прогресс торговли и средств сообщения способствовал развитию внутренних и общеевропейских рынков, Глобальные перемены последовали за Великими географическими открытиями. Возникновение поселений европейских колонистов и сети торговых факторий в Азии, Африке, Америке положило начало складыванию мирового рынка. Одновременно с этим шло становление колониальной системы, сыгравшей огромную роль в накоплении капиталов и развитии капитализма в Старом Свете. Освоение Нового Света оказывало глубокое и всестороннее воздействие на социально-экономические процессы в Европе, оно положило начало длительной борьбе за сферы влияния в мире, рынки сбыта и сырья. 16. Специфика (особенности) становления и развития Российского централизованного государства в XV-XVII вв. В образовании единого централизованного государства были заинтересованы широкие народные массы, потому что только оно может справиться с внешним врагом. Образование единого государства является закономерным в истории страны. Оно было подготовлено длительным общественно-экономическим и политическим развитием Руси. Образование централизованного государство можно разделить на 3 этапа: 1. На первом этапе решался основной вопрос: вокруг какого центра объединятся русские земли. На лидерство претендовали, прежде всего, Тверь и Москва. Пользуясь своими средствами, московские князья постепенно выводили своё княжество из первоначальных тесных его пределов. На примере можно рассмотреть московского князя Даниила Александровича (1282–1303 гг). Московское княжество при Данииле — это около 40 км вокруг Москвы. После князя Даниила московские князья продолжили объединять земли в подчинение Москве. Немаловажным событием первого этапа является Куликовская битва (8.09.1380 г.). Став главным общенациональным центром объединения, Москва активно готовила свои силы к решающему сражению с татаро-монголами. 2. На втором этапе Москва окончательно разгромила своих соперников и получила народное признание за разгром ордынского ига. С объединением в единое целое "великого княжения Владимирского" с Московским княжеством Москва утвердила за собой роль и значение территориального и национального центра формировавшегося Русского государства. Территориальный рост Московского княжества принял значение и характер государственного объединения русских земель. 3. К концу ХV в. сложились условия для перехода объединительного процесса в завершающую стадию - формирование единого Российского государства. Победа великокняжеской власти в феодальной войне привела к ликвидации ряда мелких княжеств и позволила сделать первый шаг в подчинении Новгородской боярской республики. Завершающий этап объединительного процесса занял примерно 50 лет - время великого княжения Ивана III Васильевича (1462–1505 гг.) и первые годы княжения его преемника - Василия III Ивановича (1505–1533 гг.). Исключительным по значимости событием этого этапа стало свержение ордынского ига в 1480 г. Освобождение Руси способствовало тому, что тенденции объединения с Москвой стали решающими. Самым крупным препятствием на пути этого процесса было существование самостоятельной Новгородской феодальной республики. В ходе борьбы, московское великокняжеские власти взяли верх над Новгородом. |