|
шпоры проф этика. 1 дайте пон,пред, этики для юриста
1 дайте пон,пред, этики для юриста»
Это учение о треб-ях к морально-нравственным кач-вам раб-ков юр профиля, о правовой культуре правоприменительной деят-ти.
К работникам юр проф предъявляются повыш моральные треб-я, что объясняется особым доверием к ним со стороны общ-ва и отв-ным хар-м выполняемых ими ф-ций. Люди, решающие судьбы других, требующие от них соблюдения закона и морали, должны иметь на это не только формальное, служебное, но и моральное право. проф этика юриста должна включать и специфич нравств нормы, опред-щие поведение людей этой профессии в свойственных только для нее ситуациях. Специфические нравственные правила, адресованные работникам юр профессии, не могут противоречить общим для всех принципам и нормам морали. Они лишь дополняют и конкретизируют их применительно к условиям юр деят-ти.
| 2Назовите осн этапы истор развития
Мораль и моральные нормы являются одной из первых форм общественного сознания, которые возникали вместе с человеческим обществом. Выделяют несколькоэтапов развития этических учений: Архаичного периода;Мораль античности;Мораль феодального общества;Мораль возрождения и протестантизма;Мораль новейшего времени.Первые моральные нормы носилизапретительный характер(«нельзя убить себе подобного»). Весь этот период от раннего рабовладения получил название «Предмораль».После происходит появление нормразрешительного характера. Нарушение запретов – строгое наказание, так как люди обладали неразвитым языком и сознанием, то призывались силы природы. Нормы запреты переходят в правовые нормы. Происходит соединение норм морали и права. Существовалинормы, регулирующие брачно- семейные отношения. Так же были нормы, регулирующие отношения между соплеменниками, не состоящие в кровном родстве. Мораль в современном понимании начинает складываться в период распада родоплеменного строя и начала формирования классового общества, это связано с осознанием собственного «Я».Существовала теория морали – учение о сущности морали, её структуре, принципах и категориях, а также механизмах действия морали. Нормативная этика – это учение о высших моральных ценностях, в целом о правильном поведении людей в повседневной жизни. Прикладная этика – занимается конкретизацией общечеловеческих моральных норм и принципов применительно к конкретным ситуациям.
| 3Каковы общеч начала этики а) Добро. Знание и содержание понятия. Добродетель. Милосердие. Добрый ли ты?б) Совесть. Правдивость. Справедливость. Честность. Правдивый ли ты?в) Любовь к близким: матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре; к друзьям и близким знакомым, к слабым, ко всем, кто в нас нуждается, ко всему живому. Любовь к природе ( живой и неживой) как умение понимать, беречь и заботиться о природе. Кого и что ты любишь?г) Дружба и товарищество. Законы дружбы. Верность и самоотверженность в дружбе, бережное отношение к тем, кого мы «приручили». Твои друзья. Отношения мальчиков и девочек между собой.д) Трудолюбие. Посильный труд для себя и близких. Твоё отношение к труду.е) Отражение нравственности в поведении человека – в поступках, делах, деятельности. «Золотое правило» нравственности. Примеры для подражания.
| 4Сформ понятие и сод осн категорий этики.
Этика — наука, изучающая моральные или нравств нормы, принципы, требования, кот должны люди соблюдать в своей жизнедеятельности. категории морального сознания: добро и зло, долг, совесть, честь и достоинство. Отражают субъективную сторону морали. В них в виде опр-ных идей о должном и сущем отражена субъективная общ-ная необходимость.2. категории нравственных отнош: нравственный конфликт,моральный авторитет, моральная репутация. Подчеркивают взаимосвязь между моралью субъекта и объективными поступками. В этом заключ-ся сложность моральных категорий. Эти категории явл-ся идеальными проявлениями лишь в конкретной практике, вот почему они подчеркивают синтез, связь реального и идеального.3. категории нравственной деят-ти: моральная практика, моральное поведение. Отражают реализацию действительных моральных качеств личности. В этих категориях находят отражение процессы воплощения субъективной стороны морали в поведении, поступках, проявляющих различные качества людей.
| 5В чем сущн категории добра и зла в
Добро — одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, имеющего положительное моральное значение.Зло — категория этики, по своему содержанию является противоположностью добру; понятие морального сознания, которое служит наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения, а также общей абстрактной характеристикой отрицательных моральных качеств. Таким образом, мораль часто отождествляется с добром, с положительным поведением, а зло соответственно рассматривается как аморальное. Одним из проявлением социального зла является преступность, правонарушения. Без преодоления этого зла нельзя утверждать добро. Для сотрудников правоохранительных органов делать добро - это значит активно, беспощадно бороться со злом во всех его проявлениях.
| 6Почему долг, совесть, необх работе юриста.
Долг — это общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. Совесть — это осознание моральной ответственности человека за свое поведение, за содеянное или предполагаемое действие перед другими людьми, служащее ему руководством в оценке и выборе своих намерений и поступков, соответствующих потребности прогрессивного развития общества и каждой личности. Ответственность — категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, предъявляемых обществом; выражающая степень участия личности и социальных групп как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений. Таким образом, такие категории этики, как долг, честь, совесть и ряд других, являются основой нравственных отношений в юридической профессиональной деятельности. Поскольку сотрудники выполняют свои профессиональные задачи в полосе особых человеческих взаимоотношений, оказывающих существенное влияние на судьбы других людей, то у них должны быть сформированы эти этические категории на высоком уровне.
| 7В чем сущность, стр и ф-ции морали.
Структура морали включает в себя три основных элемента:Моральное (нравственное) сознание — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом. В зависимости от того, кто является носителем сознания — индивид или общество, моральное сознание бывает: индивидуальное и общественное. Моральная (нравственная) деятельность — это любая деятельность человека, группы, сообщества, рассмотренная с точки зрения нравственных понятий, принципов, норм и идеалов, принятых в обществе.Моральные (нравственные) отношения — это определенный, ценностный аспект всех общественных отношений между людьми, группами, классами, государствами. Нравственные отношения, прежде чем сложиться, проходят через сознание людей. Существуют эти отношения не сами по себе, а в рамках нравственной деят-ти.Основными ф-ми морали явл-ся:Регулятивная ф-ция. Мораль регулирует взаимоотнош между людьми через внешний контроль со стороны общ-ва и через внутренний самоконтроль личности. Мораль предлагает образцы должного, разумного, общечеловеческого. Чем нравственнее личность, тем добросовестнее она соблюдает моральные предписания общества и семьи. Ценностно-ориентационная функция. ориентация людей на гуманные, добрые, честные, благородные, справедливые отношения, т. е. через то, что принято называть моральными ценностями. Мораль через систему норм, принципов, идеалов, оценок помогает человеку ориентироваться в жизни, находить в ней свое место, делать свой моральный выбор.Воспитательная функция. Мораль играет исключительно важную роль в формировании личности, в частности в формировании духовного облика, воли, характера. Она намечает пути самосовершенствования. Нравственные принципы, нормы, взгляды, усвоенные человеком, превращаются в его нравственные качества, черты характера, привычки, выступают мотивами его поступков.Выполняя эти функции, мораль оказывает активное воздействие на общественную жизнь людей, на их поведение
| 8Дайте понятие, признаки и виды соц норм.
Соц нормы — общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.
Соц нормы бывают двух типов:Писаные — формально зафиксированные, например, в конституции, уголовном праве и иных, соблюдение которых гарантируется государством.
Неписаные — неформальные нормы и правила поведения, соблюдение которых не гарантируется правовыми актами государства; они закреплены лишь традициями, обычаями, этикетом, манерами, т. е. некоторыми молчаливыми договоренностями между людьми о том, что считать должным, правильным поведением. Соц нормы определяют, что должен делать человек, как он должен это делать, наконец, каким он должен быть. Соц нормы имеют ряд разновидностей, основные из которых перечислены ниже: (виды) обычаи и традиции — правила поведения, ставшие обязательными в силу привычки и повторяющиеся из поколения в поколение; моральные нормы — оценка поступков по шкалам морально-аморально, добро-зло, хорошо-плохо. Санкциями за неисполнение моральных норм являются общественное осуждение и муки совести; нормы этикета — совокупность формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях, в т.ч нормы общения, деловой протокол и т.д.; правовые нормы — требования, закрепленные в гос законах. Соблюдение правовых норм обеспечивается государственным принуждением; эстетические нормы — оценивание по шкале красиво-безобразно; применяется по отношению к искусству, природе, человеку и его поступкам; политические нормы— регуляторы политической жизни, выраженные в международных договорах, декларациях, хартиях, политических принципах; религиозные нормы — правила поведения, заповеди, содержащиеся в священных книгах и церковных установлениях; корпоративные нормы — правила поведения, уст в крупных орг, и закрепленные в уставе, кодексах, соглашениях и идеологии организаций.
Социальным нормам присущи следующие признаки:— Являются общими правилами, т. е. опр-ют, каким может или должно быть поведение субъекта с точки зрения интересов общества. — Возникают в связи с волевой и сознательной деятельностью людей. — Основным направлением их действия явл-ся регулирование общественных отношений. — Возникают в процессе исторического развития общества, в дальнейшем совершенствуются, изменяются и функционируют вместе с прогрессом общества. — Носят объективный характер, т. е. не зависят от воли и желания людей.— Выступают мерой общественно значимого поведения, направленной на достижение определенного результата. Имеют определеннуюиерархичность, занимают то или иное место в социальной регуляции, играют в ней конкретную роль (системность социальных норм). Иерархичность– это «этажность» систем, ранжирование целей, определение приоритетов, наличие подчинительных связей. Этот принцип предусматривает неравенство составляющих систему частей, но именно его реализация обеспечивает эффективность жизнедеятельности системы в целом. В ней упрощается принятие решений и их целенаправленное выполнение, экономится время, повышается качество. Как только система теряет иерархичность, она впадает в хаос и снижает качество выполнения своих общих функций. Это является законом жизнедеятельности и педагогических систем, таких как образовательное учреждение или детская и юношеская орг.
| 9Соотнош морального сознания и моральной практики
Моральное сознание – человеческое сознание с его внутренними механизмами, смысловым и ценностным содержанием, в форме этических понятий и определений. Моральное сознание рассматривает явления и поступки людей не в плане их причинной обусловленности (почему человек сделал что-либо), а со стороны их достоинства, ценности. Моральное сознание оцениваетдействия и общественные явления, мораль дает возможность выбора между добром и злом, который человек делает в силу своего понятия о должном (о том, как должно быть). Совокупность определенных норм, запретов и требований, которые регулируют человеческую деятельность и поведение и составляют содержание морального сознания. Моральное сознание формируется в процессе воспитания и самовоспитания человека и проявляется в его поведении и нравственной культуре. Моральная практикасостоит из моральных поступков (действие или отсутствия действия) и совокупности поступков (линии поведения).
|
10Раскройте нравств сод-ние правовых норм.
Право представляет собой не только юридическую норму, в которой определяется, что может и должен делать гражданин, но и то, от чего ему следует воздержаться. Нравственный идеал в праве включает в себя:1) этику или правду (понятие о добре и зле)2) идею свободы личности3) цель личного и общественного развития (социально-политический идеал и смысл человеческой жизни). Эти составляющие нравственного начала представляют собой объективные признаки права как социально-политического и - одновременно-духовного феномена. Разделение нравственного начала на три внутренних элемента не предполагает их самодостаточности. Попытка разделения области нравственного и правового регулирования (право - объективно, нравственность - субъективна) становится возможной лишь при условии, что право и нравственность различны по своей природе.
|
11Дайте понятие и сущности морали. Соотношение морали и права.
Мораль — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и особый вид общественных отношений. Право — это воля государства, возведенная в закон, а мораль — воля общества, закрепленная в нравственных нормах. Согласно теории права, соотношение между нормами права и нормами морали можно рассматривать с позиций единства, различия, взаимодействия и противодействия.
|
12Соотношение правовых норм и норм нравственности..
Единство правовых норм и норм морали:* имеют общую нормативную природу* входят в единую систему социальных норм и являются их разновидностью* характерными чертами обоих видов норм является их историческая, политическая, социальная, экономическая и культурная обусловленность* нормы права и нормы морали формируются в рамках одного и того же общества. Между правом и моралью имеются и различия:— по происхождению: нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, совести.— по охвату общественных отношений: мораль регулирует все сферы общественной жизни людей. Право регулирует поведение людей необходимое для сохранения целостности той или иной социальной группы, класса, общества, государства.— по адресату или объекту управления: в правовых нормах адресат строго установлен. Их содержание во многом зависит от политического, религиозного, социального и иных видов устройства общества. В моральных нормах адресат неопределенен, он относится ко всем лицам, коллективам, обществу, государству.— по форме выражения или оформления нормативных требований: правовые требования, нормы права оформляются в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях). Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей.— по степени детализации норм: правовые нормы детализированы, однозначны, предусматривают определенные санкции.— меры наказания. Моральные нормы выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения, дают лишь общее направление желательного поведения.— по способу воздействия на людей и охраны от нарушений: реализация норм морали обеспечивается внутренним убеждением человека, а также средствами общественного мнения осуждение или поощрение, убеждение, воспитание и самовоспитание в людях привычек, навыков.
Для обеспечения правовых норм применяются такие средства, как предписание, принуждение, перевоспитание, осуждение. Взаимодействие и противодействие правовых и нравственных норм. Неоднозначно и двойственно, с одной стороны нормы права и нормы нравственности одинаково негативно относятся к унижению человеческого достоинства, даже если он преступник. С другой стороны нормы морали и права меняются в ходе исторического развития общества, происходящих в государстве перемен. То, что в одно время регулируется правом, в другое время может стать объектом лишь морального воздействия, и наоборот.
| |
|
|