Главная страница

Социология. Социалогия. 1. этап становления социологии сороковые годы 19 века период становления науки об обществе


Скачать 19.13 Kb.
Название1. этап становления социологии сороковые годы 19 века период становления науки об обществе
АнкорСоциология
Дата19.12.2022
Размер19.13 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСоциалогия.docx
ТипДокументы
#853868

1. ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ
Сороковые годы 19 века − период становления науки об обществе.
1.1 ОГЮСТ КОНТ КАК ОСНОВАТЕЛЬ СОЦИОЛОГИИ.
Впервые в научный оборот ввел этот термин Огюст Конт (1798-1857гг.) − французский философ, социолог, основатель позитивизма. Работая секретарем А.Сен-Симона, он развивал главные идеи этого ученого − представителя утопического социализма, в дальнейшем О.Конт создал свое учение, которое сначала назвал "социальной физикой", а 1938г. социологией. На первых стадии − теологической, все явления социальной жизни объясняются на основе религиозных представлений, а мировоззрение действиями сверхъестественных сил. Вторая стадия − метафизическая, является критической по отношению к первой, божественные силы заменяются разного рода абстракциями, воплощенными в разного рода сущностях. На третьей − позитивной, появляется возможность позитивного, научного объяснения наблюдаемых явлений, процессов и закономерностей и их развития. О.Конт классифицирует все существующие науки, выстраивая иерархию от математики через астрономию, физику, химию, биологию, к социологии, которая представляет науку самого высокого уровня.

1.2 ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СОЦИАЛДАРВИНИЗМА
Герберта Спенсера (1820-1903 гг.) по праву считают самым выдающимся представителем французского позитивизма, его непосредственным основателем и ключевым разработчиком базисных идей. Взгляды Герберта Спенсера, как и идеи Огюста Конта, формировались под сильнейшим влиянием достижений из области естественных наук, но в данном случае, ключевую роль играла не физика, а биологическая наука. И Спенсер, и Конт были инженерами, но в процессе своих научных разработок переквалифицировались в позитивистов.
Герберт Спенсер является одним из родоначальников классического позитивизма, а также бессменным предводителеморганической школы в социологической науке. Он был преданным идеологом социального дарвинизма, а также теоретиком в таком направлении, как либеральная политическая экономия. Спенсер внес серьезный вклад в изучение первобытной культуры, хотя изначально он получил высшее техническое образование и работал инженером в области железных дорог, а далее перешел в более гуманитарную сферу и некоторое время был помощником редактора в журнале «Экономист».
Согласно учению Спенсера, общество по своему строению очень напоминает организм обычного человека. Таким образом, общественное образование – это единое целое, которое состоит из множества взаимозависимых и взаимосвязанных частей. Если одна из них откажется функционировать, то под угрозой будут абсолютно все остальные части. Частями общества являются социальные института, где главными действующими героями выступают люди. Каждый элемент невозможно заменить какими-либо другими, так как они выполняют свою собственную социально значимую и необходимую функцию.Особое влияние на разработки Герберта Спенсера оказали идеи Чарльза Дарвина, и непосредственно его социальный дарвинизм. Это было заметном в том, как он выстроил свое учение: в стиле (духе) проповеди, которая выражала идеи борьбы за существование и выживание в очень сложных условиях. В связи с таким активными разработками появилось совершенно новое течение – социальный дарвинизм Герберта Спенсера. Для него вся общественная система – это не просто общество в его первоначальном виде (скопление людей, социальных слоев и классов), а арена, на которой происходит непрерывная и всеобщая борьба между индивидами, социальными группами и классами, народами и национальностями.

Как уже говорилось, капитализм вступил в развитую стадию, которая сопровождалась революциями, мировыми войнами, волнениями в обществе. Все это требовало разработок новых концепций общественного развития.

2.2 СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА
Одним из виднейших представителей социологии, оказавшим влияние на создание классической социологии стал французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Он во многом опирался на позитивистскую концепцию О. Конта, однако пошел гораздо дальше и выдвинул принципы новой методологии:

1) натурализм - установление законов общества аналогично установлению законов природы;

2) социологизм - социальная реальность не зависит от индивидов, она автономна.

Дюркгейм также утверждал, что социология должна изучать объективную социальную реальность, в частности, социальный факт - элемент общественной жизни, который не зависит от индивида и обладает по отношению к нему «принудительной силой» (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования, денежная система). Таким образом, можно выделить три принципа социальных фактов:

1) социальные факты представляют собой основополагающие, наблюдаемые, безличные явления общественной жизни;

2) изучение социальных фактов должно быть независимым от «всех врожденных идей», т.е. субъективной предрасположенности индивида;

3) источник социальных фактов находится в самом обществе, а не в мышлении и поведении индивидов.

При изучении социальных фактов Дюркгейм рекомендовал широко применять метод сравнения. Он также предложил использовать функциональный анализ, который позволял устанавливать соответствие между социальным явлением, социальным институтом и определенной потребностью общества как целого. Здесь находит свое выражение другой термин, выдвинутый французским социологом - социальная функция, рассматриваемая как установление связи между институтом и определенной им потребностью общества как целого. Функция представляет собой вклад социального института в стабильное функционирование общества.

Другим элементом социальной теории Дюркгейма, объединяющим ее с концепцией Конта, является учение о согласии и солидарности как основополагающих принципах общественного устройства. Дюркгейм вслед за своим предшественником выдвигает консенсус в качестве основы общества. Он выделяет два типа солидарности, первый из которых исторически сменяет второй:

1) механическая солидарность, присущая неразвитым, архаическим обществам, в которых действия и поступки людей однородны;

2) органическая солидарность, основывающаяся на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов.

Важным условием солидарной деятельности людей является соответствие выполняемых ими профессиональных функций их способностям и наклонностям.

2.1 ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ МАКСА ВЕБЕРА
В одно время с Дюркгеймом занимался наукой другой видный теоретик социологической мысли, немецкий историк и экономист - Макс Вебер (1864-1920). Однако его взгляды на общество значительно отличались от воззрений французского мыслителя.

Если Дюркгейм безраздельно отдавал приоритет обществу, то Вебер полагал, что только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Общество состоит из совокупности действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных, а не общественных целей, так как конкретную цель достичь всегда быстрее, и для этого требуется меньше затрат. Для достижения индивидуальных целей люди объединяются в группы.

Инструментом социологического познания для Вебера является идеальный тип - это мыслительная логическая конструкция, создаваемая исследователем, которая служит основой понимания человеческих действий и исторических событий. Общество является таким идеальным типом. Оно предназначено для того, чтобы одним термином обозначить огромную совокупность социальных институтов и связей.

Другим методом исследования для Вебера является поиск мотивов человеческого поведения. Именно метод исследования мотивов человеческой деятельности лег в основу теории социального действия. (ред.)

В рамках этой теории Вебер выделил четыре его типа: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное. Важным элементом социального учения Вебера является также теория о ценностях. Ценности - это какое-либо утверждение, которое связано с нравственной, политической или какой-либо другой оценкой.

Значительное внимание Вебер уделял также исследованию вопросов социологии власти. По его мнению, организованное поведение людей, создание и функционирование любых социальных институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления. Идеальным механизмом реализации отношений власти он считал бюрократию - специально созданный аппарат управления.

Вебер разработал теории идеальной бюрократии, которая, по мнению мыслителя, должна обладать следующими характеристиками:

1) разделение труда и специализация;

2) четко определенная иерархия власти;

3) высокая формализация;

4) внеличностный характер;

5) планирование карьеры;

6) разделение организационной и личной жизни членов организации;

7) дисциплина.


написать администратору сайта