Происхождение государства и права. 1. Этимологический анализ понятий государство иправо 6 Анализ понятия и сущности государства 6
Скачать 155 Kb.
|
2. Сравнительный анализ основных теорий происхождения государства и права2.1. Характеристика основных теорий происхождения государстваПодчеркнем, что любая теория, концепция развития общества неизбежно отражает в себе некоторые особенности текущего социально-политического момента и обусловлена уровнем развития создающей её науки. Точно так обстоит дело и с различными теориями происхождения государства. В своем исследовании В. И. Цыганов отмечает, что: «В различных теориях отражены отдельные, зачастую действовавшие факторы, процессы, однако при этом имеет место их гиперболизация».16 Считаем целесообразным акцентировать внимание на том, что на протяжении всего развития человеческого общества было создано множество теорий, объясняющих процесс становления и развития государства. Каждая из них отражает взгляды народов групп, классов и наций и других социальных общностей на данный процесс, а так же в теориях видно как отвечают на вопрос возникновения государства, на том или ином уровне развития науки и общества в целом. Необходимо отметить, что рассматриваемый вопрос не утратил свою актуальность и на сегодняшний день. Именно поэтому в рамках данного параграфа нами будет предпринята попытка, направленная на рассмотрение основных и фундаментальных теорий происхождения государства. Считаем целесообразным, прежде всего, остановиться на изучении теологической (религиозной) теории происхождения государства. Данная теория является одной из самых древних, в настоящее время изучаемая теория распространена в Европе, а в некоторых исламских государствах (Иран, Саудовская Аравия) носит официальный характер. Ее представителями были религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, такие как Фома Аквинский, Аврелий Августин (Блаженный) и другие.17 Необходимо отметить, что авторы данной теории придерживаются идеи о том, что происхождение и существование государства является результатом воли божьей. Согласно учениям теологической теории государственная власть рассматривается сквозь призму вечной и единственной, подчинение которой в свою очередь обязательно и естественно. Действия правителей исходит от имени Бога, соответственно законы, создаваемые правителями, соответствуют божественной справедливости. Изначально представление о божественном происхождении государства отличалась многообразием. Объяснением данного аспекта являются особые исторические условия существования религий. Впоследствии на почве различных христианских течений данные воззрения были переработаны в относительно цельную теологическую доктрину, выделялись такие как доктрина иудаизма, мусульманства (ислама), буддизма. Идеи государственной власти установленной Богом так же развивались в христианстве.18 Однако окончательно теологическая теория сформировалась в средние века. Это, несомненно, было связано с желанием установить и утвердить верховенство церковной власти над светской властью. Как отмечает в своем исследовании В. Д. Серёгина: «В рамках теологической теории сформировалась еще одна теория «двух мечей», согласно которой Богом было передано два меча – церковный и светский, для защиты христианства. Мечи передавались церкви, а церковь в свою очередь, сохранив у себя духовный меч, передала светский монарху. Поэтому монарх должен подчиняться церкви. Но сторонники независимой царской власти утверждали, что правитель получил меч от Бога непосредственно».19 Подчеркнем, что анализируемая теория не показывает конкретных путей и способов реализации замысла божьего. Верна данная теория или нет, доказать нельзя, нельзя и опровергнуть, и это является ее недостатком, она является ненаучной, поскольку не опирается на проверенные научные знания. Достоинствами данной теории является то, что она способствует усилению духовности, укреплению согласия в обществе, также препятствует насилию, переделу власти и собственности, революциям и гражданским войнам. В свою очередь, патриархальная теория начала формироваться из недр теологической теории. Широкое распространение анализируемая теория получила в Древней Греции и рабовладельческом Риме, впоследствии, после периода забвения была снова актуальна в период средневекового абсолютизма, и просуществовала до наших дней. Смысл данной теории заключается в том, что государства возникают из разросшейся из поколения в поколение патриархальной семьи.20 Главой государства – монархом соответственно является глава семьи.21 Власть монарха – это продолжение власти отца, поскольку глава государства является отцом своих подданных. Из патриархальной теории следует вполне естественный вывод о необходимости подчинения государственной власти, поскольку это является подчинением отцу. Создателем патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель. В основу рассматриваемой теории он вкладывал то, что люди стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей, в свою очередь, ведет к образованию государства.22 Аристотель представлял государство как результат развития семей, их расселения и наряду с этим объединения. По Аристотелю, власть главы государства – это продолжение и развитие отцовской власти. Он сравнивал государственную власть с патриархальной властью отца семьи.23 Согласно его учению, государство это результат не только естественного развития, но также и высшая форма общения человеческого общества. Также данная теория развивалась и в Китае, трудами Конфуция. Он тоже рассматривал государство как большую семью.24 Власть императора отождествлялась с властью отца, а отношения с подданными рассматривались сквозь призму семейных отношений, где младшие подчинялись старшим и должны быть преданны императору-отцу. Правитель же должен был заботиться о своих поданных, поскольку они являлись его семьей. Патриархальная теория нашла свое отражение и в России. На территории России патриархальную теорию пропагандировал социолог Н. К. Михайловский. Также на территории нашего государства данную теорию поддерживал известный историк М. Н. Покровский, он тоже считал, что государственная власть образовалась из отцовской власти. Резюмируя изложенное отметим, что, по мнению сторонников патриархальной теории, государственная власть представляет собой продолжение власти отца. Власть правителя, монарха – это патриархальная власть главы семьи. Соответственно, монарха, как и отца в семье, не избирают. Подчеркнем, что многие критиковали патриархальную теорию. Например, Джон Локк писал, что у патриархальной теории нет исторически достоверных свидетельств о том, что государство возникло путем разрастания патриархальной семьи. Он утверждал, что патриархальная семья возникает в процессе разложения первобытнообщинного строя, вместе с государством. В современности патриархальная теория имеет новое звучание в идее государственного патернализма, то есть государство берет на себя заботы о гражданах и подданных в случаях возникновения для них неблагоприятной ситуации. На наш взгляд достоинством патриархальной теории является то, что она способствует сплочению общества, уважению и почитанию государственной власти, также достоинством является то, что она культивирует дух родства, братства, взаимности членов общества (как членов семьи). В свою очередь недостатком данной теории является прямое сравнение государства и семьи, власть отца и власть монарха. Необходимо отметить, что в основе органических концепций происхождения государства лежат представления о государстве как о живом организме, продукте социальной эволюции (по аналогии с эволюцией биологической), в котором более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства. В таких социальных организмах в процессе борьбы и войн (естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления, при этом данный социальный организм поглощает своих членов.25 В свою очередь в основе насильственной концепции происхождения государства лежат представления о возникновении государства как результата насилия (внутреннего или внешнего), например, путём завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными, то есть государство является не итогом внутреннего развития, а навязанной извне силой, аппаратом принуждения.26 Достоинства данной концепции заключаются в том, что элементы насилия, действительно, были присущи процессу возникновения некоторых государств. Минусы в том, что кроме военно-политических факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические.27 Выдающимися мыслителями XIX века и основателями классовой теории происхождения государства были Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Они отмечали, что история человеческого общества была всегда историей классовой борьбы, в которой угнетатель и угнетенный находились в резком противостоянии друг другу. Политическая власть является организованным использованием силы одним классом для подавления и подчинения другого класса. Господствующий класс видоизменяет обычаи в свою пользу, приспосабливает их к своим нуждам, а если нужно, то и целенаправленно создаёт необходимые для достижения своей цели законы.28 Договорная теория происхождения государства возникла в древности, также как и многие другие теории. В Древней Греции считали, что возникновение государства являет собой результат договорного объединения народа с целью обеспечения защиты и справедливости. Представления о том, что государство образовалось на взаимном договоре людей впервые встречается у Эпикура.29 В трудах мыслителей XVII-XVIII веков анализируемая теория получила уже полное развитие. Договорная теория не имела единой концепции, она просто включала в себя взгляды выдающихся мыслителей. Ученые считали, что государству предшествовало естественное состояние человека, которое они характеризовали по-разному. Так, например, Томас Гоббс видел естественное состояние в царстве неограниченной личной свободы, переходящей в анархию, когда каждый «имеет право на все».30 Жан Жак Руссо видел естественное состояние как мирное идеалистическое первобытное царство свободы. Джон Локк считал, сто естественное состояние человека – в неограниченной свободе. Согласно договорной теории между каждыми членами общества и создаваемого государства заключатся общественный договор ради мира и благополучия. По договору люди отдают часть своих прав в пользу государственной власти и обязуются подчиняться ей, а государство берет обязанность охранять права человека. Договорная теория, как и многие теории происхождения государства, подвергалась критике по ряду причин. К одной из таких причин следует отнести то, что образование общества и государства на договорных началах приводят к крайне индивидуалистическому пониманию общественной жизни. Резюмируя изложенное отметим, что, договорная теория происхождения государства содержит целый ряд недостатков. По своей сути она антиисторичная и механистичная. Антиисторичность проявляется в том, что некоторые свои постулаты, такие как заключение общественного договора, она представляет вне времени и пространства. Механистический характер выражается в том, что процесс образования государства данная теория рассматривает не как эволюционный процесс, не зависящий от воли человека, а как заключение общественного договора, в результате которого появляется государство. В период расцвета договорной теории, она была важной доктриной, как научной, так политической и практической. Данная теория использовалась в борьбе с абсолютизмом, классом буржуазии. Она являлась идеологическим оправданием революционных выступлений и требований о соблюдении принципов демократии и равенства. В настоящее время данная теория превратилась в исторически и академически значимую теорию, круг распространения теории значительно сузился. Таким образом, подводя итоги в рамках изучения анализируемого аспекта заявленной проблематики исследования можно сформулировать следующие выводы. В настоящем параграфе нами была предпринята попытка, направленная на изучение основных и фундаментальных теорий происхождения государства. Нам удалось выявить то, что в настоящее время существует ряд теорий происхождения государства, которые различным образом объясняют причины, условия, процесс возникновения и развития данного явления. Отсутствие единства во взглядах ученых на историю становления государства объясняется рядом объективных и субъективных факторов. Во-первых, процесс становления государства приходится на начальные стадии истории человечества, на которых еще не было письменности и люди не могли зафиксировать данный процесс полно и всесторонне в письменных источниках. Дошедшие до наших дней свидетельства об этом этапе истории государства являются отрывочными и не позволяют составить полной и объективной картины о том, в силу каких причин возникло государство и как шел процесс его становления. Во-вторых, на взгляды ученых по вопросу о происхождении государства сильное влияние оказали уровень развития философии, социальных, а также правовых наук. В условиях недостаточной развитости перечисленных наук в Древней Греции и Древнем Риме, в период раннего Средневековья, ученые предоставляли весьма наивные объяснения причин возникновения государства, сводя все дело к божественной воле или власти отца большого семейства, переросшего со временем во власть монарха. По мере развития социальных и правовых наук, а также философии, теоретические построения относительно истории становления государства становились более сложными и более аргументированными. В третьих, на позициях авторов относительно теории происхождения государства сказываются их мировоззренческие, философские и идеологические позиции. Резюмируя изложенное отметим, что развитие проблематики, касающейся теорий возникновения государства и права представляет собой достаточно динамичный процесс, который во многом обусловлен субъективными факторами. 2.2. Характеристика основных теорий происхождения праваДля понимания специфики анализируемого аспекта заявленной проблематики исследования необходимо подчеркнуть то, что выступая регулятором общественных отношений, право затрагивает интересы каждого человека, а также различных социальных групп. На сегодняшний день учёные выделяют несколько теорий происхождения права, основными из которых в свою очередь являются: естественно-правовая, историческая, нормативистская, материалистическая, психологическая, социологическая. Так, например, естественно-правовая теория получила свое развитие в XVII - XVIII веках. Основоположниками данной теории являются: Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Н. Радищев.31 В рамках данной теории право и закон существуют как две самостоятельные категории. В свою очередь право делится на позитивное и естественное. Представители данной теории придерживаются мнения о том, что право отождествляется с моралью. Основой права, определяющей правотворческий и правоприменительный процесс, выступают нравственные ценности, к числу которых относятся: справедливость, свобода, равенство. В рамках данной теории источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой человеческой природе, права даются либо от рождения, либо от Бога. Основными достоинствами данной теории являются прогрессивная доктрина, под эгидой которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй. Анализируемая теория провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур. Основным недостатком данной теории по нашему мнению является то, что основу права составляют нравственные ценности. Это в свою очередь умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного. К числу основных теорий происхождения права относится и историческая школа происхождения права, которая получила развитие в конце XVIII - начале XIX веков. Представителями данной школы являются Г. Гуго, К. Ф. Савиньи, Г. Пухта. В рамках данной школы право рассматривается как историческое явление, возникающее и развивающееся постепенно. Основой права выступают правовые обычаи, под которыми принято понимать исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия. Положительным моментом в данной теории является то, что впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе. Представители данной теории уделяли большое значение естественности развития права. Данная теория во время своего возникновения объективно выступила как негативная реакция на естественно-правовую доктрину. Необходимо отметить, что представители данной теории переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству, между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с властным полноценным упорядочением рыночных отношений. Следующей теорией происхождения права является нормативистская теория, получившая своё развитие в XX веке Представителями данной теории являются Р. Штаммлер, П. И. Новгородцев, Г. Кельзен. В рамках данной теории право рассматривается как пирамида, в вершине которой находится норма, принятая законодателем, а в основании находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной норме.32 К основным достоинствам данной теории можно отнести: дифференциацию правовых норм по степени их юридической силы; нормативность, связанную с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов; влияние государства на развитие общества, потому что именно оно устанавливает и обеспечивает основную норму. Однако, представителей данной теории критикуют за увлеченность формальной стороной права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т. п.). В рамках данной теории не учитываются социально-экономические, политические и духовные факторы. Материалистическая теория права возникла в XIX - XX веках. К числу её представителей необходимо отнести К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, Г. В. Плеханова. В рамках данной теории право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т. е. как классовое явление, а содержание выраженной в праве классовой воли, в конечном счете, определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть. Представители данной школы придерживались мнения о том, что право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством. В связи с тем, что представители данной теории понимали право как закон (т. е. как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного. Представители данной теории преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим принципам, ограничивали существование права историческими рамками классового общества.33 Психологическая теория получила свое распространение в конце XX века Основоположниками данной теории являются Л. И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер. В рамках данной школы психика людей выступает в качестве фактора, определяющего развитие общества, в том числе его мораль, право, государство.34 Понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей - правовых эмоций людей, в свою очередь носящих императивно-атрибутивный характер. К основным достоинствам данной теории следует отнести то, что обращено внимание на психологические моменты и их роль в процессе функционирования права наряду с экономическими, политическими. Стоит обратить внимание на то, что в рамках данной школы акцентируется внимание на главенствующей роли правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества. Однако, представители данной теории преувеличивали роль психологических факторов в ущерб социально-экономическим, политическим, культурным, играющих немаловажную роль в процессе развития права. Именно поэтому в данном подходе отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного. Социологическая теория права была сформирована в наиболее законченном виде в XX веке. Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд считаются ее ведущими представителями.35 В рамках данной теории под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов. Право представляет собой реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. К основным достоинствам данной теории можно отнести следующие: она обращает внимание, прежде всего на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое применение; фиксирует приоритет общественных отношений как содержания права; хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления. Данная теория имеет также и ряд недостатков. Так, например, если под правом понимать исключительно реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной. К тому же, в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного применения права, произвола со стороны корыстных должностных лиц. Таким образом, подводя итоги в рамках изучения анализируемого аспекта заявленной проблематики исследования можно сформулировать следующие выводы. На разных этапах развития общества, государства и права, представители рассмотренных теорий предлагали свои варианты решения злободневных проблем, связанных с государственным и правовым развитием. Исторический опыт позволил выявить те положения, которые сохраняют свою актуальность и в настоящее время, поэтому при выработке новых теорий современности, представляется целесообразным учитывать следующие положения: основой права, определяющей правотворческий и правоприменительный процесс, должны выступать нравственные ценности, к числу которых относятся: справедливость, свобода, равенство (естественно-правовая теория). В правотворческом процессе необходимо учитывать культурно-исторические и национальные особенности права (историческая школа происхождения права). Право должно иметь формальную определенность (нормативистcкая теория). В процессе выработки правовых решений, наряду с экономическими и политическими моментами, необходимо учитывать и психологические (психологическая теория). При разработке правовых норм необходимо придерживаться приоритета общественных отношений как содержания права (социологическая теория). Следует также согласиться с единой для авторов позицией о том, что позитивное право, по мере своего развития, должно ориентироваться на положения естественного права. |