Главная страница
Навигация по странице:

  • 15 .Философия эпохи Просвещения. (Основные проблемы и представители Вольтер

  • 16. Немецкая классическая философия, её особенности и значение. Философия Канта

  • 17. Немецкая классическая философия, её особенности и значение. Философия Гегеля

  • Понимание человека и его свободы).

  • 18. Марксистская философия и ее значение. Теоретические основания и исторические

  • 1. Философия, её предмет и структура. Философия и наука проблема взаимосвязи. Функции


    Скачать 0.7 Mb.
    Название1. Философия, её предмет и структура. Философия и наука проблема взаимосвязи. Функции
    Анкор1.doc
    Дата26.04.2017
    Размер0.7 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла1.doc
    ТипДокументы
    #5728
    страница5 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
    14.Философия Нового времени. Эмпирическая традиция: Бэкон(взгляд на науку,

    учение об «идолах», учение об индуктивном методе).

    Развитие науки Нового времени вызвало к жизни новую ориентацию философии —

    потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научного

    исследования. На путях решения этих проблем оформились два основных течения

    западноевропейской мысли XVII в. — эмпиризм и рационализм. Эмпиризм(чувственный

    опыт) представители: Бэкон, Гоббс, Юм, Локк, рационализм: (разум) представители: Декарт,

    Спиноза, и т. д. Теория Врожденных идей Э.критикуют теорию, Рационализм: признают,

    Отношение к понятию субстанция эм: критикуют, р: отстаивают; метод познания у э -

    индукция( от частного к общему) у р -дедукция.

    Эмпиризм – направление в философии, считающее основным источником познания

    чувственный опыт (нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах).

    Основателем эмпирического (опытного) направления в философии считается Фрэнсис Бэкон

    (1561 — 1626) — английский философ и политический деятель (в 1620 — 1621 гг. — лорд-

    канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).

    Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона — эмпиризма - заключается в том, что в

    основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и

    практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному

    знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и

    опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности,

    способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе.

    В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его

    философское кредо: "Знание — сила". Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с

    которой главным методом познания должна стать индукция. Под индукцией философ

    понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих

    выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы

    обладают свойством плавления). Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции,

    предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов. Достоинство

    индукции Бэкона перед дедукцией Декарта — в расширении возможностей,

    интенсификации процесса познания. Недостаток индукции — ее недостоверность,

    вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими

    признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления

    из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в

    экспериментальной проверке, подтверждении индукции).

    Всего Бэкон выделяет четыре вида идолов: идолы рода, идолы пещеры, идолы рынка и

    идолы театра. Особо опасен «идол рода», подталкивающий человека к тому, чтобы

    собственную природу отождествлять с природой вещей, в современной науке это

    называется антропоморфизмом. Каждый человек склонен в первую очередь доверять своим

    собственным чувствам и считать: «Это истинно, поскольку так говорят мои глаза».

    Заимствуя образ у Платона, Бэкон разоблачает опасность для науки также идола пещеры, за

    которым стоят индивидуальные склонности и предпочтения человека, отражающие его

    уникальный жизненный опыт.

    В этой области главным противником является идол рынка или площади, утверждающий:

    «Это истинно, потому что так все говорят», — такая установка ведет к некритическому

    использованию обыденных представлений, включению в науку обыденного

    словоупотребления. Идолы рынка пользуются словами двух родов: во-первых, это имена

    несуществующих вещей, и с ними бороться достаточно легко (таковыми Бэкон считает

    слова: «судьба», «перводвигатель», «круги планет», «элемент огня»), а второй род — имена

    существующих вещей, но неясные, плохо определенные и необдуманно и необъективно

    отвлеченные от вещей.

    Идол театра, как его называет Бэкон, поскольку философские теории или некритически

    принятые аксиомы и догмы создают свой вымышленный мир, подобно спектаклю на сцене,

    и таких представлений ученые способны разыгрывать очень много.

    15 .Философия эпохи Просвещения. (Основные проблемы и представители Вольтер,

    Руссо, Гольбах, Ламетри, Монтескье, Дидро - на выбор).

    В историю XVIII в. вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем

    Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед

    судом разума! Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием

    широких кругов мыслящих людей, — вот духовная атмосфера этого времени. Такого рода

    умонастроения возникали уже в конце XVII в. Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж.

    Локк — родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвещения —

    культ науки (а следовательно, Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей

    Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей

    мглу и хаос. Имей мужество мыслить самостоятельно! — таков призыв Просвещения.

    Францию XVIII в. характеризуют огромное количество идейных исканий, научных

    творческих подвигов и сотрясающих общество политических событий. Страна начала

    выходить из трясины феодального строя, экономической и политической раздробленности и

    отсталости, она вступила в период первоначального капиталистического накопления. Просветители, как следует из самого слова, заботились о распространении просвещения

    среди народных масс. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между

    бедными и людьми, утопающими в роскоши. В качестве идеала они выдвигали принцип

    равенства как требование здравого смысла. Выдающимися философами эпохи Просвещения

    во Франции являются Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.

    Д'Аламбер.

    Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694—1778) — один из идейных вождей французского

    Просвещения, знаменитейший писатель и мыслитель1. Как отмечают специалисты, Вольтер

    безраз-

    дельно властвовал над умами чуть ли не весь XVIII в. Вокруг него бушевали страсти. Его

    любили и ненавидели. Он — чародей слова, дьявольски умен и остроумен, кругозор его на

    редкость велик, трудолюбие неиссякаемо, темперамент вулканичен. Он писал о событиях,

    волновавших всех. Вольтер раньше других остро почувствовал надвигающуюся революцию

    всей мощью своего дерзкого гения. Вместе с ярчайшими умами Франции он страстно

    содействовал идеологической подготовке социального взрыва. Он был признанным вождем

    философскосоциального движения. Вольтер и его соратники требовали свободы мысли,

    устного и печатного слова. Он со всей силой непримиримости кричал на всю страну, на весь

    мир: «Осмельтесь мыслить самостоятельно!» Свое политическое кредо Вольтер выразил в

    крылатой фразе: «Лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам!» Он

    возлагал надежды на мудрость и благость правителя, короля-философа. Ему импонировало

    общественно-политическое устройство Англии — ограничение власти короля,

    сравнительная веротерпимость. Стремясь воздействовать на принцев и королей, он написал

    труд о Петре Великом, побывал в Пруссии, где поучал Фридриха Великого, состоял в

    переписке с Екатериной Великой. Отрезвляющая ирония Вольтера снова понадобилась

    прогрессивным силам общества и сыграла немалую роль в идейной подготовке революции

    1830 г., окончательно покончившей с Бурбонами. Его творчество отличается

    исключительной многосторонностью: он и философ, и популяризатор передовых

    естественно-научных идей, и поэт, и драматург, и романист, и историк. Философичен

    огромный по объему (более 50 пьес) и пользовавшийся колоссальным успехом не только во

    Франции, но и во многих других европейских странах «театр Вольтера» — крупнейшего

    драматурга XVIII в. Философична обширная и разножанровая поэзия Вольтера,

    величайшего, по мнению современников, французского поэта своего времени. Вся

    художественная проза Вольтера — это философские повести, философские романы

    Вольтера «Задиг», «Микромегас», «Кандид», исторические работы «История Петра

    Великого», «История Карла XII» и «Век Людовика XIV». Вот почему А.С. Пушкин имел

    основание сказать: «Если первенство чего-нибудь да стоит, то вспомните, что Вольтер

    пошел по новой дороге — и внес светильник философии в темные Архивы Истории» .

    Вольтер является автором «Философского словаря», который в последнем полном собрании

    его сочинений занимает пять томов по 35—40 печатных листов каждый2 .
    16. Немецкая классическая философия, её особенности и значение. Философия Канта

    («Критика чистого разума»: концепция познания, феномен и ноумен; «Критика

    практического разума»: понимание человека, «категорический императив»).

    К этому направлению философии мы можем отнести: И.Канта, И.Фихте, Ф.Шеллинга,

    Г.В.Ф.Гегеля, Л.Фейербаха. Н.К.Ф. получила название классической в связи с тем, что

    принципы философствования заложенные в ней носили образцовый совершенный характер из

    которого исходила философия последнего времени. Н.К.Ф. продолжает традицию века просвещения, обращение бытия мира природы человека к просвещенному разуму. Она

    концентрирует своё внимание на творческой деят-ти чел-го духа, обладающего автономностью

    по отношению к природе и к миру .Н.К.Ф. опирается на диалектический метод. Н.К.Ф.

    характеризуется возвращением к созданию универсальных философских систем.

    Иммануил Кант (1724-1804) - основоположник немецкой классической философии. И.Кант -

    дуалист. Он считает, что предметы существуют независимо от субъекта, вне его, как

    непознаваемая «вещь в себе» (агностицизм). Его творчество распадается на два периода:

    докритический (по 1770 г.) и критический. В первый период интересы Канта носят ярко

    выраженный естественнонаучный и натурфилософский характер. В это время им написан

    знаменитый трактат «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), в котором

    обосновывается космогоническая гипотеза, получившая позднее название теории Канта-

    Лапласа. Название следующего периода в творчестве Канта «критический» призвано

    обозначить существо нового подхода мыслителя к задачам философии. Он состоит в

    исследовании условий возможности самих предметов философского интереса (познания,

    морали, религии и т.д.) и критического испытания всякого догматизма. В этот период были

    написаны известные произведения И.Канта: «Критика чистого разума» (1781), «Критика

    практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790). «Критика чистого

    разума»- основной задачей являлось определение общих законов познавательной деятельности

    человеческого разума. Он ставит" задачу нахождения трансцендентальных законов познания,

    т.е. законов выходящих за границы какого-либо непосредственного опыта. Предваряя решение

    этой задачи Кант обращается к природе вещей. У него природа вещей распадается на 2 вида,

    вещи сами по себе обладающие внутренней сущностью-ноумен (вещь в себе).И внешнее

    проявление вещи-феномен. Человек в познавательной деятельности имеет дело с феноменами,

    ноумены он познать не может. «Критика практического разума» отвечает на вопрос что я

    должен делать? Практический разум- это разум деятельный относящийся к деятельности

    человека как свободного нравственного существа ,как и в теории познания этики Кант пытался

    найти априорные познания нравственности. Это должен быть всеобщий принцип, закон для

    всех. Кант его называет «категорический императив»(обязательное повеление). Основные

    максимумы категорического императива:1)К человеку должны относиться как к цели и никогда

    как к средству. 2)Относись к человеку так же, как ты хотел, чтобы относились к

    тебе.З)Поступай согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в тоже время можешь

    пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.

    17. Немецкая классическая философия, её особенности и значение. Философия Гегеля

    как объективный идеализм. (Принцип системности. Диалектика. Феноменология духа.

    Понимание человека и его свободы).

    Гегель(1770-1831). Осн.труды- «наука», «логика», «феноменология духа», «философия

    права», «философия истории», «энциклопедия философских наук». Главная идея онтологии

    (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. В результате данного

    отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи. Абсолютная идея - это: единственно существующая подлинная реальность; первопричина

    всего окружающего мира, его предметов и явлений; Мировой дух, обладающий

    самосознанием и способностью творить.

    Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение.

    Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде:

    окружающего мира; природы; человека; а затем, после отчуждения через мышление и

    деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: то

    есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух —

    отчуждение — окружающий мир и человек — мышление и деятельность человека —

    реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека — возвращение

    Абсолютного духа к самому себе. Само отчуждение включает в себя: творение материи

    из воздуха; сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом

    (человеком) — через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя;

    искажение, неправильное понимание человеком окружающего мира.

    Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он — носитель абсолютной

    идеи. Сознание каждого человека — частица Мирового духа. Именно в человеке

    абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер,

    индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа.

    Через человека Мировой дух: проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;

    целенаправленно и закономерно движется — действия, поступки человека, ход истории;

    познает себя через познавательную деятельность человека; творит — в виде результатов

    материальной и духовной

    Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового

    духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что: все - Мировой

    дух, "конечный дух" — человек, предметы и явления окружающего мира, процессы -

    содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод,молодость

    и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.); данные начала

    (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к

    другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют; единство и борьба

    противоположностей — основа развития и существования всего в мире (то есть основа

    всеобщего существования и развития).

    Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет

    следующиймеханизм: существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);

    данному тезису всегда находится антитезис — его противоположность; в

    результате взаимодействия двух противоположных тезисов получаетсясинтез — новое

    утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне

    развития; данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза

    противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого

    уровня.Феноменология духа делится на 3 раздела: субъективный дух( это учение об

    индивидуальном сознании и его характеристик), объективный дух(рассматривается общая,

    социально-историческая жизнь человека), абсолютный дух(духовная жизнь общества,

    формы общественного сознания: искусство, религия, философия). Принцип системности

    это рассмотрение действительности как взаимосвязанного целого, все элементы которого

    находятся между собой в необходимой связи. Источник развития системы заключен в ней

    самой.

    18. Марксистская философия и ее значение. Теоретические основания и исторические

    предпосылки марксизма. Философия марксизма была создана К.Марксом(1818-1883) и Ф.Энгельсом(1820-1895).

    Философия марксизма зародилась в 1840-х годах в Германии, и ее появление было обусловлено

    рядом обстоятельств:

    1. Началом индустриальной революции, ускоренным становлением капиталистического

    способа производства и революционными событиями в Европе, поставившими перед философией

    ряд задач в исследовании закономерностей развития общества.

    2. Возникла потребность в философском осмыслении достижений в естествознании

    первой половины XIX в., изменивших научную картину мира: в первую очередь, это - открытие

    клеточного строения живых организмов, закона сохранения и превращения энергии, эволюционное

    учение Дарвина, утвердивших идею связи и развития в понимании природы.

    3. Сложились теоретические предпосылки, позволившие сделать дальнейшие шаги в

    развитии философского знания. Ведущую роль в этом сыграла немецкая классическая философия -

    гегелевское учение о диалектическом методе и материализм Фейербаха.

    Марксова теория формировалась постепенно. Начало ее связано с разработкой трудовой теории

    стоимости, теории прибавочной стоимости, анализом капитализма, экономических кризисов. Для

    Маркса трудовая теория стоимости была фактически ключом к пониманию капитализма. Он считал,

    что труд может создавать стоимость, однако наемный рабочий не может получить всю созданную

    стоимость, так как капиталист изымает прибавочную стоимость, вкладывая ее затем в капитал.

    Материалистическая диалектика.

    Маркс и Энгельс использовали достижения Гегеля в разработке диалектического метода

    для того, чтобы показать сущность и динамику практической деятельности человека. Марксистскую

    философию часто называют диалектическим и историческим материализмом, подчеркивая, что её

    ядро составляет метод материалистической диалектики.

    Термин "диалектика, "диалектический", употребляется в работах классиков марксизма в

    двух основных значениях: "объективная диалектика" и "субъективная диалектика".

    Объективная диалектика - это сама жизнь, которая представляет собой целостную систему,

    существующую и развивающуюся согласно диалектическим законам и принципам.

    Субъективная диалектика - это воспроизведение объективной диалектики в различных

    формах деятельности человека, но, прежде всего, в познании. Иногда, вместо выражения

    "субъективная диалектика" используется понятие "диалектического метода".

    Главное в диалектике - понимание мира как органической системы. Это означает, что он

    состоит из множества разнообразных, но необходимым образом связанных между собой элементов.

    И, - что самое главное, - он содержит причину своего развития в самом себе. Диалектика имеет

    место там, где развитие мира осуществляется за счет внутреннего противоречия. Таким образом,

    диалектика выступает в качестве учения о мире как целостной системе, главным законом которой

    является закон противоречивой, необходимой связи её элементов.

    Под "связью" в диалектике понимается такое отношение между вещами или процессами,

    когда изменение свойств или состояний в одних, автоматически влечет за собой изменение свойств

    или состояния в других.

    Понятие развития - центральное в диалектике. Оно рассматривается как саморазвитие.

    Процесс развития Маркс и Энгельс подчиняют, вслед за Гегелем, действию трех законов. Каждый из

    этих законов выражает определенную сторону целостного процесса развития: закон единства и

    борьбы противоположностей характеризует источник развития; закон взаимного перехода

    количественных и качественных изменений - механизм развития, а закон отрицания отрицания -

    цель развития.

    Материалистическое понимание истории. История есть результат деятельности

    самих людей. Она представляет собой процесс смены видов и способов деятельности.

    Основой существования и развития истории общества является способ производства.

    Способ производства представляет собой реальный базис общества, который обуславливает

    социально- политические и духовные процессы. История предстает как смена общественно-

    экономических формаций (ОЭФ). Ядром ОЭФ является способ производства. В Марксизме

    выделяется 50ЭФ:1)первобытно-

    общественная,2)рабовладельческая(частнаясобственность,3)феодальная(со бственность на

    землю), 4) капиталистическая, 5) коммунистическая. Источником развития истории

    являются противоречия между производительными силами и производственными

    отношениями. История — есть история борьбы классов. Учение о сознании и идеологии.

    Возникновение сознания рассматривается как закономерный результат эволюции живой

    материи. Необходимыми условиями для формирования сознания являются: общество, язык и труд. Сознание присуще только человеку. Содержание сознания составляет

    «материальное, пересаженное в голову человека и преобразованное ею». Маркс дает

    следующее определение сознанию: « сознание - есть осознанное бытие». Источником

    познания является практика. Центральной проблемой познания является вопрос об истине.

    Критерием истины является практика. В познании можно выделить 2 уровня:

    1)имперический, чувственный - его формами является ощущение, представление и

    восприятие; 2)теоретический, его формы: понятие, суждение и умозаключение. Учение о

    человеке и отчуждении. Отчуждением именуется особый вид взаимоотношений,

    складывающихся между людьми. Они представляются в форме утраты человеком контроля

    над какими-то предметами. Маркс же считал, что основы отношений отчуждения коренятся

    в самих социальных структурах, которые отказывают людям в их сущностной человеческой

    природе. Отчуждение имеет место в тех случаях, когда, объективировавшись, человек не

    узнает себя в своем продукте, который становится чуждым ему, «не является больше его

    собственностью» и «противостоит ему как автономная сила». Маркс выделяет 4 проявления

    отчуждения в капиталистическом обществе: 1) рабочий отчужден от продукта своего

    труда.2) рабочий отчужден от акта производства.З) рабочий отчуждается от своей

    человеческой природы или от своего «родового бытия.4) рабочий отчуждается от других

    людей. С точки зрения марксизма, человек – это предельно общее понятие для обозначения

    субъекта исторической деятельности, познания и общения. Понятие «человек» употребляется для

    характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Марксистская философия

    стремится подчеркнуть, что существует такая особая исторически развивающаяся общность, как

    человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему

    присущим способом жизнедеятельности. Благодаря ему, человек на всех этапах исторического

    развития остается тождественен самому себе.

    Марксистская антропология признает природную обусловленность бытия человека.

    Человек – это часть природы, живое телесное существо. Марксистская философия предлагает

    объяснить специфику человеческого бытия на основе концепции общественно практической,

    деятельностной сущности человека.

    С точки зрения этой концепции человек выделяется из мира животных благодаря активной

    производственной деятельности, благодаря труду.

    «Труд создал человека». В этом высказывании отражена специфическая особенность

    жизнедеятельности человека. Однако необходимо уточнить, в чем состоит особенность

    человеческого труда, позволившая ему конституироваться в качестве особого существа, речь идет о

    решении проблемы человеческого начала.

    При определении границы перехода от животного к человеку чаще всего в марксистской

    антропологии ее определяют началом изготовления орудий труда.

    Действительным человеческим началом следует считать такой уровень развития

    животного, когда производство орудий труда и инстинктивные формы трудовой деятельности и

    вспомогательного средства животного способа жизнедеятельности постепенно перерастают в

    специфический способ жизнедеятельности человека. Специфика этого способа заключается в том,

    что производство орудий труда превращается в особую потребность, без удовлетворения которой

    становится невозможной сама жизнь. Это превращение взаимосвязано и с превращением животной

    активности и животной деятельности в трудовую деятельность человека, которая выступает как

    процесс создания самих орудий труда, а так же создания с их помощью путем воздействия на

    природу средств удовлетворения жизненных потребностей человека.

    Человеческое начало необходимо усматривать в том, что производство орудий труда становится

    потребностью, потребностей людей, что труд становится главным условием бытия человека.

    Определяющим в системе общественных отношений марксизм признает производственные

    отношения. Но кроме производственных отношений в систему общественных отношений входят

    отношения между историческими общностями людей, брачно-семейные, межличностные, между

    обществом и личностью. Марксизм в России

    В 1890-е годы в Российской империи существовал так называемый «легальный марксизм»

    пропагандировались в легальных изданиях: «Новое слово», «Жизнь» (1897—1901), «Начало».

    Представители: Пётр Струве, Михаил Туган-Барановский, Николай Бердяев,

    обличавшие народничество и выступавшие за демократические свободы, эволюционное

    реформирование общества; впоследствии многие перешли от марксизма к либерализму, став ядром

    партии кадетов. В первой половине XX века из наиболее радикального крыла социал-

    демократии выделились коммунистические партии. Социал-демократы традиционно выступали за

    расширение демократии и политических свобод, а коммунисты, пришедшие к власти сначала в

    России в 1917 г. (большевики), а затем и в ряде других стран, были противниками демократии и

    политических свобод в их буржуазной трактовке (несмотря на то, что формально заявляли об их

    поддержке) и сторонниками вмешательства государства во все сферы жизни общества (смотри также

    статью Тоталитаризм).

    Поэтому уже в 1918 г. возникло люксембургианство, противостоящее с одной стороны

    пробуржуазной политике ревизионистской социал-демократии, а с другой,большевизму. Его

    основателем была немецкая радикальная социал-демократка Роза Люксембург.

    4 марта 1919 года по инициативе РКП(б) и лично её лидера В. Ленина для развития и

    распространения идей революционного интернационального социализма, в противовес

    реформистскому социализму Второго интернационала был создан Коммунистический

    интернационал.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта